Мораль как специфическая форма общественного сознания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мораль. Нравственная культура .

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально – экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека, но содержание морали не сводится к социально – экономическим и политическим интересам людей.

Специфическая форма культуры, в кото-рой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регу-лирующие поведение и сознание чело-века в различных областях обществен-ной жизни.

Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного).

Принципы реального практического поведения людей, в котором стро-гость высокоморальных норм зна-чительно смягчена, т. е в данное понятие вкладывается более житей-ское, приземленное значе-ние.

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких – то частных и ближайших результатов и определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Важнейшие функции морали в обществе:

регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;

ценностно – ориентационная –утверждение человеческого в челове-ке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;

мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что – то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

конституционная – принципы нравственности – высшие, главенствую-щие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

координационная – обеспечение единства и согласованности взаимо-действия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюде-ние людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в органи-зации коллективной жизни людей. В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Распространяется на членов данной общины

Мистичес-кая боязнь опреде-ленных актов или существ.

Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяюща-яся в определенных обстоя-тельствах.

Распространяется только на членов дан-ной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать чело-веку, не предоставляя ему выбора.

Авторитет общественного мнения

Разновидность обычая, отли-чающаяся особой устойчи-востью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследован-ные от предыдущих поколе-ний формы поведения.

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие пове-дение и сознание человека в различных областях общест-венной жизни.

Рапространяются за пределы одной общины. Ориенти-руют человека на постоянный нрав-ственный выбор, личностное само-определение.

Идеи добра и зла, авто-ритет общественного мнения

Нравственная культура – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества. Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали. Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

На чем основана

Главный мотив нравственного поведения

Для кого характерна

Послушание и подражание

Страх, боязнь наказания (что со мной сделают?)

Дети, некоторые инфантильные люди взрослого возраста.

Общественное мнение окружающих

Стыд, честь (что обо мне подумают?)

Совесть ( что я сам о себе подумаю?)

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

Т. о, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность переплавить их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Поведение и взаимоотношения людей в социуме основываются на соблюдении определенных норм и правил сосуществования. Осознание необходимости соблюдения общественных правил формирует образование духовных ценностей, выступающих регуляторами человеческой жизни, и выделяют понятие морали, как форму духовного сознания и стержень всех социальных сфер.

Сущность морали

Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.

Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.

К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.

Нормы нравственности

Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.

Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.

  • убивать;
  • воровать;
  • лгать;
  • завидовать;
  • посягать на чужое и т.д.

Высшими моральными ценностями являются:

Золотое правило морали

Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества. Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность. Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.

Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.

Зло – это насилие, жестокость, предательство, обман и воровство. Зло разрушает мораль и способствует деградации личности и социума.

Основные функции морали

Мораль занимается утверждением и закреплением лучших человеческих качеств, а также определяет общественное поведение.

Люди связаны друг с другом различными взаимоотношениями и имеют общественные обязанности. Каждый член социума имеет профессию, другие занятия, которые заключаются в приобретении навыков и добросовестном выполнении поставленных задач, а также в подчинении правилам и инструкциям, называющимся внешними.

Кроме внешних правил, существуют внутреннее отношение человека к своему труда в целом, которые характеризуют его нравственные стороны:

  • любовь к выбранной профессии;
  • искреннее желание приносить пользу обществу;
  • обучение, получение новых знаний для успешных трудовых достижений.

Помимо профессиональной деятельности, человек занимается и повседневными делами: растит и воспитывает детей, формирует бытовые отношения.

Таким образом, различают следующие функции морали:

  1. Воспитательная. Формирует духовную сторону личности, которая совершенствуется на протяжении всей жизни.
  2. Познавательная. Дает информацию обо всех социальных процессах, о добре и зле.
  3. Мировоззренческая. Решает вопросы о смысле жизни.
  4. Регулятивная. Нормы морали определяют границы допустимого поведения индивидов.

В развивающихся условиях понятие морали призвано также заниматься сохранением всех основных общественных ценностей, к которым относят: миролюбие, равенство и заботу.

Роль морали

Этика как понятие

Науку, которая изучает, анализирует и прогнозирует развитие морали, называют этикой. Данная дисциплина занимается продвижением теории морали, так как охватывает все культурные явления.

В общественной жизни существуют образцы правильного поведения. Эти образцы общество считает основой для нравственности. Благодаря системе воспитания, правил поведения придерживаются многие члены социума. Представленные установки закрепляют в виде норм и принципов морали, которые становятся обязательными для нравственного человека.

Каждый индивид должен самостоятельно разрабатывать личную линию поведения без ежедневного контроля.

В этике существует понятие моральных категорий, к которым относятся:

  • совесть;
  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • честь;
  • достоинство.

Существуют различные виды этики. Большое значение уделяется профессиональной этике: медицинской, судебной, военной, спортивной и т.д.

С развитием человеческой цивилизации и истории менялось отношение к морали, а также к категориям, которыми она апеллировала.

Проявление лучших качеств в человеке должно быть не только ориентировано на удовлетворение личных потребностей, но и на улучшение своих внутренних качеств. Так происходит их гармонизация с эстетическими и нравственными основами жизни. Последовательное утверждение этих основ в каждом – залог их торжества в общественной жизни.

Мораль призвана оценивать поведение отдельных индивидов, социальных групп, и является важной духовной основой жизни любого общества.

Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.

Сущность морали. Мораль– форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.

Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

· первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

· второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

· третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

18) категории эстетики: прекарасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.

Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Современная эстетика рассматривает категорию прекрасного как одно из наиболее общих эстетических понятий, в котором не только фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности и выражается отношение к ним, но и воплощаются представления о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты.

Конкретные проявления прекрасного исследуются при помощи так называемых вспомогательных категорий, описывающих ту или иную модификацию прекрасного. Основными вспомогательными категориями являются: гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах); грация (красота в движении); изящество (хрупкость, нежность формы); прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм); мера (необходимое количество); порядок; ритм; симметрия; пропорция и др.

Безобразное — эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию в различных областях действительности.

В истории эстетики безобразное традиционно рассматривалось как категория, соотносимая с прекрасным, представлялось как антипод прекрасного, как отрицание красоты, как нечто, противоположное и противостоящее прекрасному, лишенное целостности (без образа). В современной трактовке категория безобразного отражает негативную эстетическую ценность. Безобразное обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие своей дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Категория безобразного указывает на эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное — это своего рода диссонанс, противоречие между реальностью и идеалом, которое, однако, не представляет опасности для человека и его ценностей.

Разные виды искусства имеют различные возможности для передачи безобразного. Например, в живописи эти возможности более ограничены (слишком наглядны для зрителя, что может вызвать отторжение), тогда как поэт может более широко изображать уродливое и безобразное.

Современное искусство, вопреки сложившейся веками эстетической традиции, широко обращается к безобразному как к самостоятельной художественной ценности. Во многих современных художественных концепциях безобразное рассматривается как самостоятельная или даже основополагающая категория: безобразное существует всегда и везде, а прекрасное прекрасно именно потому, что преходяще. Вспомогательными понятиями к категории безобразного выступают такие, как ужасное, мрачное, шокирующее, агрессивное, грубое, отвратительное, неприятное, несовершенное, демоническое.

Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания.

Категория возвышенного характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают особенной положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи пока не могут быть освоены обществом и личностью. В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, смерч, извержение вулкана и т.д. В социальной жизни яркие проявления возвышенного содержатся в служащих делу прогресса выдающихся деяниях как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как грандиозность, масштабность, монументальность. В истории искусства сформировался ряд специальных жанров, посвященных отражению возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн, оратория, кантата, монументальные жанры живописи и скульптуры.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.

Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма Драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано первоначально в художественной форме — в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в эстетике в трудах Аристотеля, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, Г. Гегеля, Н. Чернышевского и др.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

24. Мораль как форма общественного сознания, её особенности и роль в обществе.

Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.

Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.

Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.

25. Особенности мифологического типа мировоззрения.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

- как возник окружающий мир

- создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

- изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

26. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии, ее исторические типы.

Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды

Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг от друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг от друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются различными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. между наследственностью и изменчивостью ; физика – скоростью и временем ; философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи, выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.

Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 183253
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: