Школа просвещение и развитие педагогической мысли в московском государстве

Обновлено: 07.07.2024

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.

Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.

Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.

Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.

По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.

Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.

Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.

К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.

В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.

2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),

3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),

4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.

Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на развитие образования в Киевской Руси?

2. Какие образовательные ступени существовали в Киевской Руси? Назовите их;

3. Как и по каким направлениям развивалась образовательная система в Русском государстве в период 14 -17 вв.?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси;

Тема 2. Памятники педагогической литературы Киевской Руси и Русского государства как источник просветительской мысли;

Тема 3. Школа и педагогическая мысль в Московском государстве.

Образование и воспитание в Киевской Руси (10-13 вв.)

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, в частности его раскол на православие и католицизм. При этом восточные и южные славяне оказались под влиянием Греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиций, а западные славяне – под влиянием римско-католической, западноевропейской традиции образования. В определенные периоды такое влияние усиливалось. Например, в Польше 16 века в практике аристократического и высшего образования доминировала французская традиция.

Образование и воспитание в Киевской Руси. (10-13 вв.).

В эту эпоху происходит становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Как уже было упомянуто, восточные славяне оказались под влиянием византийской традиции, в частности православия, которое сделалось официальной религией с 988 г.

Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.

Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).

Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Так, на протяжении периода с 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др.) Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Кроме этого, ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.

Итак, на протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения Руси и Киевская Русь не уступала по уровню образования Центральной и Западной Европе.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образованности на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное, были уничтожены многие монастыри, в 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Все это привело к массовому уничтожению культурных ценностей и грамотных людей.

Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.).

Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.

Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.

По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.

Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.

Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.

К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.

В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.

2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),

3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),

4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.

Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы повлияли на развитие образования в Киевской Руси?

2. Какие образовательные ступени существовали в Киевской Руси? Назовите их;

3. Как и по каким направлениям развивалась образовательная система в Русском государстве в период 14 -17 вв.?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси;

Тема 2. Памятники педагогической литературы Киевской Руси и Русского государства как источник просветительской мысли;

Тема 3. Школа и педагогическая мысль в Московском государстве.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Преемственность традиций воспитания Киевской и Московской Руси • Православие — идеологическая основа обучения и образования • Распространение просвещения и грамотности. Книгопечатание.

Иван Федоров • Домострой. Стоглав • Школы Юго-Западной Руси и Московского государства • Максим Грек. Епифаний Славинецкий. Симеон Полоцкий • Записки иностранцев о Московии. Экспансия католицизма • Педагогика раннего детства. Этимологические аспекты истории педагогики

Нашествие татаромонголов и их более чем двухвековое господство на русской земле, как уже было сказано, имело трагические последствия для христианского просвещения. Училища, школы при церквах, книгохранилища уничтожались вместе с жителями городов и сел. Они могли сохраняться лишь там, куда не достигали завоеватели. Книги становились большой редкостью. Грамотность народа резко упала. Понизился образовательный уровень служителей церкви. В массе своей источниками православия стали служить главным образом богослужебные книги, а не сами тексты Священного Писания. Как утверждают исследователи, от прежних книжных богатств уцелело не более третьей части.

Однако татаромонгольское иго только замедлило, но не остановило развития русской культуры. Многочисленные исторические факты свидетельствуют о том, что с XIII в. происходят положительные сдвиги в самом характере и содержании древнерусской культуры, во всех ее областях — литературе, живописи, архитектуре, прикладном искусстве. Ее развитие шло вместе с собиранием русских земель, предпосылки которому закладывались еще со времени основания Москвы князем Юрием Долгоруким.

Связи Руси с западноевропейской культурой прерывались или ослаблялись. Другое дело — Византия. В XIV в. Византийскую империю составлял один лишь Константинополь с его пригородами, а с Востока продолжался натиск на нее турецких завоевателей. Историки отмечают удивительный, казалось бы, факт: время окончательной гибели Византии было периодом расцвета в ней религиозной мысли — православия.

Конец XIV в. вместе с тем ознаменовался появлением в Московской Руси Сергия Радонежского. Есть свидетельства о том, что этот наиболее почитаемый на Руси духовный наставник состоял в переписке с константинопольским патриархом Филофеем, учеником и последователем Еригория Паламы[**].

В XIII—XIV вв. исключительную роль в развитии просвещения играли монастыри. В XIII в. их основано 22, а в XIV в. насчитывалось 80. Подобно тому как в Новое время стремление молодых людей к знаниям удовлетворяли университеты и академии, аналогичные функции на Руси выполняли монастыри. Следует отметить особую историческую роль Троице-Сергиева монастыря в Подмосковье, основателем которого был сын ростовского боярина Сергий Радонежский (1313—1391).

(Таким же порядком определялось содержание обучения в последующем, вплоть до XVIII в., в помещичьих имениях, куда приглашались домашние учителя.)

Овладение грамотой не обеспечивало усвоение христианской нравственности. Только что научившегося читать и писать легко склонить, как и неграмотного, к суевериям, язычеству, ко всякого рода ересям. И не было против этого иного средства, как продолжение образования, в том числе усвоение светского, естественно-научного знания, освещаемого христианским вероучением.

Стригольники, например, считали ненужными церковные службы, исповеди, посты, заупокойные молитвы и др. Антитринитарии отрицали святость Богоматери, почитание икон. И те, и другие в конечном счете отрицали церковь вообще. Поэтому было бы не совсем правильным представлять еретиков просто религиозными вольнодумцами. С антихристианскими учениями на Руси находились в прямой связи вполне реальные исторические события, о которых свидетельствуют летописи.

О необходимости борьбы с еретиками с большой остротой говорил новгородский епископ Геннадий (1485—1504). Одно из средств к искоренению лжеучений он видел в распространении образова-

Послание архиепископа Новгородского митрополиту является важным историческим документом; в историко-педагогической литературе он интерпретировался различным образом. С полной уверенностью из его содержания можно сделать, пожалуй, два заключения. Во-первых, приходившие к архиепископу от мастеров грамоты кандидаты на должность священника его не удовлетворяли из-за недостаточной их подготовленности. А во-вторых, Великий Новгород, еще недавно бывший республикой, к концу XV в. уже не мог самостоятельно решать вопросы об организации училищ. Это было, очевидно, связано с причинами политическими.

На рубеже XV—XVI вв. Москва подчиняет своей власти удельные княжества, еще недавно бывшие самостоятельными. В 1463 г. к Москве присоединяется Ярославское княжество, затем Новгород (1478), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1517). Московская Русь становится центром возрождения культуры всех русских земель и прямой наследницей православного просвещения Киевской Руси.

Идеологическим обоснованием и оправданием процесса собирания русских земель являлось христианство.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. — М., 1993. — С. 122.


осознание необходимости подчинять свою волю другой, более сильной и вместе с тем благодатной. Эта идея служила основанием как при создании семьи, так и при строительстве государства. Подобно тому как в семье муж и отец выступал носителем верховной власти, требующей послушания, так и в государстве царская воля требовала безусловного повиновения всех подданных, прежде всего бояр.

В осознании таких феноменальных связей российской действительности угадывался исторический опыт Древней Руси, пережившей и монархическое правление киевского периода, и княжескую вольницу, за которую русским пришлось уплатить столь чудовищную цену.

Констатируя различия названных памятников, отразивших различия исторических условий их возникновения, мы не можем не видеть их сходства. Оно — в православном вероучении как идеологической основе воспитания.

В восточном православии сохранялся принцип духовной свободы. Поэтому одни из православных русских людей умственное образование детей ограничивали святоотеческой литературой, удаляя от них языческие книги и даже апокрифы. Другие, напротив, не хотели отчуждать юношей от светской учености и рекомендовали учиться языкам, философии, поэзии, музыке, знакомиться с сочинениями ученых и писателей, из которых можно извлечь какую- либо пользу для души. В познании они видели одно из средств, наряду с откровением, достижения Царства Небесного. При этом и те, и другие относились к светским наукам как второстепенным, считая самым главным в просвещении христианское вероучение.

В XVII в. число школ возрастало. Они были не правительственными, а частными, помещались в большинстве своем в домах цер-


Разделение Руси на Юго-Западную и Северо-Восточную как одно из последствий татаромонгольского ига обусловило известные различия их исторических судеб. Для Юго-Западной Руси опасность католической экспансии оказалась более близкой. Орудием католицизма служило распространение образования с помощью иезуитской педагогики. Противодействуя иезуитам, князь Острожский в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Но этого было недостаточно. Ощутимое сопротивление оказали братства — возникавшие с XV в. общинные демократические организации различных сословий, для которых был желанным христианский образ жизни. Братства выступали за православие и создавали свои училища — во Львове (1587), Вильне (1558),

Бресте (1592), Могилеве (1596).

Братские школы давали различное по содержанию и объему образование. Каждая из них имела



Братства и возникшие при них естественным демократическим путем школы боролись за сохранение православной веры и русской народности. И если в начале XVI в. деятельность братств носила характер религиозно-благотворительный, то на рубеже XVI—XVII вв. она становится оборонительной. С этого же времени усиливалось и влияние Юго-Западной Руси на педагогику Руси Московской. Оно

проходило в условиях обострения борьбы русских, украинцев и белорусов против угнетавших их польских панов. Идеологическим основанием деятельности братчиков было противопоставление православной Руси католической Польше.


Видную роль в этом процессе играл киевский митрополит Петр Могила (1596—1647), человек европейской образованности. Когда в 20-х годах XVII в. религиозное противостояние между поляками и русскими стало особенно напряженным, он склонился к православию.

Для того чтобы с большим успехом защищать православие, он реформировал Киево-братскую школу, а в 1631 г. преобразовал Богоявленское училище в Киево- Могилянскую коллегию. В ней, как в Краковской академии, изучался полный курс словесных наук, в том числе философия и богословие. Философия включала логику, физику (естествознание) и метафизику. В качестве педагогического идеала для П. Могилы был русский образованный и верующий человек.

Одним из методов обучения в Киево-Могилянской коллегии был публичный диспут учащихся в присутствии дидас- калов (преподавателей). При изучении философских наук он считался обязательным. Дискуссии устраивались каждую неделю и велись в соответствии с нравами, обычаями того века.

Оппоненты часто говорили грубо, звучали взаимные оскорбления, угрозы. Нередко диспуты заканчивались рукопашными схватками. И всегда следующее занятие по философии дидаскал строил с использованием материала прошедшего диспута.

Обращение к западной науке с целью противоборства католической экспансии имело результаты неоднозначные. Защитники православия получали необходимые реальные знания и аргументы для опровержения догматики и практики католицизма. Но вместе с тем приобщение к западной образованности сопровождалось и потерями: сторонники православия нередко в той или иной мере проникались идеями, не вполне согласующимися с православной ортодоксией.

В последующей истории академии различимы три периода. В первом (1685 — 1700) преобладало греческое образование. Во второй период (до 1775 г.) преобладало латинское образование. В последний период (1775—1814) академия называлась Славяно-греко-латинс- кой академией.

На развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве влияли М. Грек, Е. Славинецкий, С. Полоцкий. В Москву Максим Грек (1470—1556) прибыл по приглашению великого князя Василия Ивановича в 1518 г. для описи книг княже-

ской библиотеки и перевода некоторых из них на церковно-славянский язык.


М. Грек был родом из Албании. Первоначальное образование получил в Италии, изучая античную литературу.

В 1507 г., перейдя из католичества в православие, вступил в монастырь на Афонской горе. Приняв монашеский постриг, изучал творения отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина.

Максим Грек оставил после себя большое количество оригинальных нравоучительных сочинений, в которых получили отражение быт и нравы его времени. В них строгому осуждению подвергаются пороки всех тогдашних сословий: притеснения со стороны лиц начальствующих, корыстолюбие судей, грабежи и разбои, насилие и лицемерие, недостаток истинного благочестия у духовенства, распространение среди грамотеев апокрифов. Особенно резко он выступал против ересей, латинства, астрологии. Большая часть его сочинений представляла собой полемику с иноверцами в защиту православия.

Деятельность М. Грека вызывала недовольство тех, против кого направлялись его проповеди. На Соборе 1525 г. он был осужден и заключен в Волоколамский монастырь. В просьбе отпустить на Афон ему было отказано. Последние три года жизни, уже будучи свободным, он провел в Троице-Сергиевой лавре.

Не меньшее значение в распространении книжного знания в XVH в. имела деятельность Епифания Славинецкого (ум. в 1675 г.).

По окончании Киево-Могилянекой коллегии он продолжил свое образование за границей. По возвращении принял монашество и 4 зги.)

Симеон Полоцкий (1629 — 1689) получил образование в Киевской академии. В 27-летнем возрасте принял монашество в Полоцком монастыре и стал дидаскалом (учителем) братской школы. Во время встречи прибывшего в Полоцк царя Алексея Михайловича он вместе с воспитанниками стихами собственного сочинения приветствовал царя и тем обратил на себя его внимание.


С этого времени стал усиленно изучать литературный язык Московской Руси — церковно-славянский, который очень пригодился ему впоследствии, когда С. Полоцкий переехал в Москву и учредил Спасскую школу для молодых людей царской Канцелярии тайных дел. Вскоре он сделался наставником, руководителем образования детей в царской семье, вначале старшего сына Апексея (умершего в 1669 г.), затем Федора.

стных им примерах Ц ^ -v ^

С. Полоцкий говорил о трех периодах воспитания, каждый из которых длится по семь лет.

В первый период главное — мудрое наставление детей добрым словом, примером и научением родительским.

В третьем периоде, когда на пороге юности пробуждается разум, учить нужно страху Божию и мудрости, искусству жизнедеятельности в гражданском обществе. Все, что благодаря заботам родителей дитя приобретет в эти годы, будет при нем до конца его дней.

Не без влияния таких просветителей, как Е. Славинецкий и С. Полоцкий, учительная литература Московской Руси XVII в. приобретает новое содержание. Если в XVI в. это главным образом псалтыри, жития святых, златоусты, изумруды (измарагды), то теперь кроме названных распространяются азбуковники, космографии, лечебники.

В обиход вводятся книги по естествознанию, физиологии, морфологии, гигиене, а также повести и романы. Большей частью это были переводы с латинского как международного языка науки и других западноевропейских языков.

Наливной ты мой яблочек,

Удалой ты будешь молодец,

Уродился ты хорош-пригож,

Будешь счастливый, талантливый,

На работе ты ретивый да заботливый.

С людьми говорливый да приветливый,

У родителей любимый да почтительный.

Красны девицы полюбят тебя,

Добры люди позавидуют.

Уж ты вырастишь большой, Будешь в золоте ходить! Баюшки-баю, Люлюшки-люлю!

Будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить! Баюшки-баю!**

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. — М., 1991. — С. 10 и др.

См.: Русское народное поэтическое творчество. — М., 1971. — С. 53 — 54.

В отличие от Нового времени педагогика православия в центре своего внимания имела ребенка младшего возраста. В большинстве практических, психологических и философских размышлений ее представителей находился феномен педагогики самого раннего детства. Познание ребенка посредством наблюдения преднамеренного и непреднамеренного, естественно, проходило в категориальных понятиях добра и зла, света и тьмы и т. п. Однако знание о причинно-следственных связях процесса воспитания, начиная с младенческого, бессловесного и лепетного периода, было содержательным и практически полезным не только для своего времени. Многое из него выдерживало проверку временем, а затем и проверку научными опытно-экспериментальными методами.

Читая сочинения церковных деятелей, нельзя отказать им в знании детской психологии, что во все времена являлось необходимой предпосылкой успешности воспитания.


Анализируя учебно-образовательную литературу второй половины XVII в., можно видеть, что в России формировалась целостная, с точки зрения христианского мировоззрения, система образования. Укоренившийся предрассудок, будто церковное образование того времени ни в какой мере не совместимо с научным знанием, не соответствует действительности. Создателями православного в своей основе образования была разработана система, включавшая и знания научные. Она по-своему объясняла человеку мир, его самого, указывая цель и смысл земной жизни, строилась на знании психологии человека. Кроме того, она прямо ставила задачу развития душевных, психических способностей человека — его ума, воли. Создатели системы православного образования были людьми высокообразованными, прекрасно

знавшими светские науки своего времени. Они поощряли стремление к научным занятиям, укрепляющим интеллектуальные способности человека.

В конце XVII в. в силу различных социально-политических, международных и других причин все более отчетливо проявляются новые тенденции развития в русской культуре. Они не могли не отразиться и на педагогической мысли. Православие утрачивает свою былую доминирующую роль. Его оттесняет на второй план государственное, светское начало. Явление это, очевидно, не в последнюю очередь было связано с церковным расколом, причины которого не получили исчерпывающего объяснения в исторической науке.

Ведь нельзя же столь трагическое и судьбоносное событие объяснять различиями в характерах Никона и Аввакума! А затем вследствие сложных и противоречивых социально-экономических и политических коллизий XVIII —XIX вв., а также в результате прогрессирующей дифференциации научного знания из системы православного образования выделяется профессиональное богословское, с одной стороны, и закон Божий в качестве предмета общеобразовательной школы, с другой.

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести (в XIII–первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений), отрицательно сказались на судьбах просвещения. Страдали города - очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу XVI в.

Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, так как церковь была освобождена от повинностей и выплаты дани в Орду.

Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики – стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

6. Школа и педагогическая мысль в Русском государстве и России до 1917 г.

Вопросы и задания

1. Как велось обучение и воспитание в Киевской Руси?

2. Какие изменения в воспитании и обучении произошли в Московском и Русском государстве XIV-XVII вв., по сравнению с Киевской Русью?

3. Охарактеризуйте роль книжного обучения в древнерусском государстве.

4. Кто мог стать учителем в Древней Руси?

6. Оцените роль христианства в развитии школы и воспитания в Древней Руси.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные направления реформ Петра I в области образования.

2. Какие учебные заведения были открыты в России в эпоху царствования Петра I .

3. Чем была вызвана необходимость создания в России XVIII в. системы профессионального образования?

4. Как должна была выглядеть всесословная система образования, если бы реформы Петра I удалось довести до конца?

5. Охарактеризуйте педагогические взгляды Г. Сковороды.

6. Какие меры предлагал осуществить А.Я. Поленов для просвещения крестьян?

Висковатов А. Краткая история Первого кадетского корпуса (Значительная часть статьи посвящена роли И.И. Бецкого в становлении воспитания и обучения кадетов.)

Вопросы и задания

1. Выделите и прокомментируйте педагогические воззрения М.В. Ломоносова.

2. Оцените вклад М.В. Ломоносова в развитие образования в России.

3. Как вы понимаете следующие высказывания М.В. Ломоносова? Прокомментируйте, кликнув их и перейдя по ссылке.

4. Сравните два периода развития образования в царствование Екатерины II, связанные с деятельностью И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича. Чем существенно отличались эти периоды?

5. Как деятельность Н.И. Новикова повлияла на развитие образования в России?

Вопросы и задания

1. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже XIX–XX вв.?

2. Как решался вопрос об обязательном начальном обучении в России в конце 1800-х – начале 1900-х гг.?

3. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX–XX столетий?

4. Какая роль отводилась физической культуре в учебных заведениях России середины XIX в.?

5. Охарактеризуйте образование в женских гимназиях и прогимназиях в начале XX в.

7. Проанализируйте идеи отечественных представителей экспериментальной педагогики, педологии, свободного воспитания, другие нетрадиционные идеи на примере творчества К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта, других русских ученых начала XX в.

8. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX - начале XX в.?

Основные положения педагогики К.Д. Ушинского (в конце статьи есть ссылки на тематические подборки цитат Ушинского)

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I . Полный вариант / Конспект

К.Д. Ушинский Продолжительность (мин.): 02:43

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные этапы педагогической деятельности К.Д. Ушинского.

2. В чём состоит идея народности воспитания, согласно К.Д. Ушинскому?

3. Как педагогические идеи К.Д. Ушинского реализуются в его сказках и рассказах для детей?

4. Объясните сущность педагогической антропологии, по К.Д. Ушинскому.

5. Как вы понимаете следующие высказывания К.Д. Ушинского? Прокомментируйте, кликнув их и перейдя по ссылке.

Материалы с сайта Яснополянской средней школы им. Л.Н. Толстого

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого.

2. Как был организован учебный процесс в Яснополянской школе?

3. Как вы понимаете поставленную Л.Н. Толстым перед школой задачу воспитания творческой, нравственной личности?

4. Сравните теории свободного воспитания Л.Н. Толстого и Ж-.Ж. Руссо. В чём отличие

5. Оцените вклад Л.Н. Толстого в развитие отечественной педагогической мысли.

6. Как вы понимаете следующее высказывание Л.Н. Толстого? Прокомментируйте его, кликнув и перейдя по ссылке. Вспомните, кто из живших ранее выдающихся педагогов и философов высказывал похожие мысли.

Сельская школа Н.Ф. Бунакова (В конце есть гиперссылки на публикации о Бунакове, а также на его работы в сети Интернет)

Создание уездной системы народных школ в управленческо-педагогическом опыте Н.А. Корфа (В конце есть гиперссылки на публикации о Корфе, а также на его работы в сети Интернет)

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте деятельность Н.А. Корфа по созданию народных школ.

2. В чём состояли особенности работы Петинской школы?

3. Оцените значение учительских съездов-курсов, проводимых Н.Ф. Бунаковым.

4. В чём состояла суть разногласий Н.Ф. Бунакова и Л.Н. Толстого во взглядах на обучение в народной школе?

5. Какую роль сыграли земств в развитии народных школ?

6. Как вы считаете, необходимы ли были в России земские школы? Обоснуйте свой ответ с учётом того, что к тому времени в стране уже давно существовали и развивались церковноприходские школы.

Картины Н.П. Богданова-Бельского, изображающие Татевскую школу и С.А. Рачинского

Вопросы и задания

1. Какие идеи привнёс С.А. Рачинский в традиционный опыт работы церковноприходских школ?

2. Охарактеризуйте работу Татевской школы.

3. Как вы считаете, возможно ли было массовое распространение опыта Татевской школы в России начала XX в.

4. Оцените возможности использования педагогического опыта С.А. Рачинского в современной сельской школе.

Если вы мой студент (я – Сергей Владимирович Сидоров, преподаватель Шадринского гос. пед. института), то поздравляю! Вам доступна возможность дистанционно получить оценку по результатам тестирования. Для этого…

Читайте также: