Школа как фактор социализации формирует у подростка

Обновлено: 03.07.2024

Данная статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

ВложениеРазмер
gessen.docx 24.4 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни.

Ключевые слова: личность, социализация, образование, трудовая школа, учитель, общество.

THE ROLE OF SCHOOL EDUCATION IN THE PROCESS

This article is dedicated to the personal development of the child. The scientist believed that the individual learns laws and requirements of social life at the stage of school education.

Keywords : personality, socialization, education, employment, school, teacher, society.

В настоящее время школа и процесс обучения занимает огромное количество времени в жизни каждого человека, а, следовательно, не может не влиять на процесс социализации личности ребенка.

Социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает.

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Для Гессена образовательный процесс - это:

1) приобщение человека к культурным ценностям общества;

3) взаимодействие учителя и учащихся в решении жизненно важных и личностно значимых для них проблем;

5) приобщение к творческой деятельности.

С. И. Гессен полагал, что школа должна базироваться на принципах равенства образовательных возможностей и демократической всеобщности, единства и целостности, многоуровневой дифференциации образования и широко понимаемом трудовом начале. Она должна быть доступной для всех, ее содержание должно быть ориентировано на самостоятельный творческий труд, обеспечивающий самоактуализацию личности ребенка.

Идеал школы Гессен видел в трехступенной единой трудовой школе, построенной на принципах дифференциации, обеспечивающей целостность и единство многообразия [1, с. 27]. Развивая эти идеи, педагог предложил природоведческую, родиноведческую дифференциацию на первой ступени, психологическую - на второй и профессиональную - на третьей.

В начальной школе , писал ученый, пропедевтический (подготовительный) курс должен строиться на основе родиноведческой (краеведческой) дифференциации, требующей освоения природы, истории и культуры родного края, языка и народных традиций. В качестве задач первой ступени школы (7—10 лет) он видел:

1) приучение детей к труду;

Отстаивая идею трудовой школы, Гессен полагал, что трудовая школа - это школа, о которой образование и труд противопоставляются друг другу; это школа, где в центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность. Своему пониманию трудовой школы как школы интеллектуальной и физической активности педагог противопоставляет школу пассивную, с одной стороны, и школу утилитарную, ремесленную - с другой. Труд для Гессена выступает как источник гармонического развития личности.

Таким образом, в период школьного образования осуществляется сложный процесс социального становления и индивидуализации личности. Процесс социализации и процесс школьного обучения неразделимы. Школа, педагоги, одноклассники и остальное окружение напрямую влияют на сознание ребенка, и помогают ему найти своё место в мире, сформировать характер, воспитать отдельные личностные качества, а также научиться взаимодействовать с другими людьми.

Трудности социализации в подростковый период
и роль школы в этом процессе

Изобова Елена Анатольевна,
социальный педагог ГБОУ школа №525
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в XXI веке проблема социализации подростков приобретает не только общенациональный, но и международный характер. Обучение и воспитание, в том числе и социальное, стали рассматриваться как средство развития человека не только как индивида, но и как члена социума, способ стабилизации социальных, политических и идеологических отношений. В соответствии с таким подходом во многих развитых странах разрабатываются государственные программы образования и культурного развития всех членов общества, в которых находят отражение потребности гуманизации и демократизации общества, создания на этой базе условий для развития личности. Кроме того, социализация определяется потребностями общества на каждом этапе своего существования в обеспечении преемственности, в постоянном совершенствовании, которое эффективно при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

Интеграция России в мировое сообщество способствует расширению спектра дружественных и профессиональных контактов, что ставит перед образованием задачу развития таких качеств личности, как толерантность, открытость, коммуникабельность, предприимчивость, ответственность, академическая мобильность. Общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, конкурентоспособного на рынке труда, ставит перед школой проблемы, на решение которых нацелена данная статья.

Подростковый возраст завершает активный период социализации. Кто же имеется в виду под понятием “подросток”? Каковы хронологические рамки выделенного объекта?

Для детального рассмотрения будет взят возраст 15 ‑ 17 лет. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Подростковый возраст ‑ это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

· несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

· несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

· противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

Итак, рассмотрев трудности социализации в подростковый период можно установить, что одной из них является ролевой конфликт, как следствие низкого социального статуса подростка и заниженной самооценки.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациям среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. В это время происходит становление, развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

· Освоение учениками нормативного поведения;

· Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения подростка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.

В теории и практике воспитания существуют разнообразные подходы к проблеме развития личности ребенка, среди которых особое место занимает средовый.

Социальная среда подростка ‑ это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Это общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.

В современных условиях кардинального изменения социокультурной ситуации, возрастания социальной напряженности вопрос о том, как превратить среду в средство управления развитием личности, приобретает особую остроту и злободневность. Известно, что любое движение или поступок человека возникает в ответ на какие-то импульсы, толчки, раздражение извне, из среды его жизнедеятельности. Поэтому поведение ребенка — это не что иное как процесс взаимодействия его со средой. Изменяя в нужном направлении среду жизнедеятельности, взрослые воспитывают его, при этом имеет место опосредованное управление развитием школьника.

В системе общественных наук проблему взаимодействия школы и среды, личности ребенка и среды, как природосообразной и наиболее истинной в гуманистическом воспитании, разрабатывали П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.Н.Иорданский, М.В.Крупенина, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.С.Моложавый, П.А.Сорокин, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Н.В.Шульгин и другие.

Современное решение проблемы предлагают ученые Л.П.Буева, В.А.Караковский, Л.Н.Коган, А.Т.Куракин, Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, И.Б.Первин, В.Д.Семенов и другие.

Исследования данных авторов приводят к пониманию среды как сферы, интегрирующей внутреннее и внешнее, субъективное и объективное. Взаимодействие школьников с одной и той же макро- и микросредой может быть различным. Одни влияния школьник воспринимает, другие отвергает, к третьим относится индифферентно. Задача педагогов заключается в том, чтобы в своей пространственно-временной зоне преобразовать реальную среду образовательного учреждения в среду наиболее благоприятную для развития сущностных сил ребенка, его индивидуальности и гражданского становления.

Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы часто является продолжением общественной жизни. Школа продолжает работу по социализации ребенка, начатую в семье.

Определяя место школы в процессе социализации подростков, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.

Проблема социализации личности в учебном процессе ставит учителя перед необходимостью проанализировать свою деятельность и увидеть те внутренние резервы учебного процесса, которые в большей степени способствуют социализации личности ученика. Бесспорно, подобный анализ наряду с объективными факторами, влияющими на этот процесс, высветит и ряд субъективных, которые связаны непосредственно и с личностью самого учителя, и того общего духа, атмосферы, которые царят в той или иной школе.

Социализация подростков происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой ‑ поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание.

На социализацию личности ученика должно быть активно направлено как содержание обучения, технологии преподавания, так и организация тех условий, которые ставят ученика в более активную позицию, делают его субъектом учения.

Это дает возможность учителю выбрать для каждого школьника наиболее оптимальные условия для организации его активной познавательной деятельности, которая бы способствовала развитию творческих способностей, а значит и созданию для него как внешнего, так и внутреннего комфорта, формированию уверенности в свои силы при общении со сверстниками.

Педагогические коллективы школ сегодня не могут игнорировать, не учитывать другие воспитывающие силы. Современный школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний и воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность и функции. Его авторитет зависит не только от полноты знаний и эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать возможности всех социальных институтов окружающей среды.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации подросток приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Подростку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и, именно, школа должна помочь ему в осознании себя членом этого общества.

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно‑познавательную, общественно‑политическую, трудовую, культурно‑досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.

Нельзя сказать, что только внешняя среда оказывает негативное влияние. Стоит обратить внимание на состояние и готовность самой личности.

Социализация формирует подростка как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

Задача школы, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

В социализации подростков школа, как основное базисное звено в современном образовании, играет ведущую роль. В отличии от дошкольного и внешкольного (дополнительного) образования, которое охватывает лишь часть детей и подростков, школьное обучение является всеобщим: школа гарантирует постоянное и глубокое взаимодействие между участниками образовательного процесса, в результате которого молодой человек получает не только определенные знания, но и открывает для себя новые каналы социальных коммуникаций, имущественного, должностного и статусного продвижения, расширяет границы своей социокультурной идентичности.

Роль школы, как канала социализации, не сводится только к передаче знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в школе имеет двойственный характер ‑ не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Сегодня школа должна не только предоставить условия для развития личности, но и создать механизм самозащиты подростка, юноши от разрушительного влияния социума. В связи с этим, заметно обогащаются возможности школы как института социализации, расширяется сфера педагогического творчества учителей.

Столь значительная социальная роль школы остро ставит вопрос о методах повышения эффективности её воспитывающей деятельности, преодоления тех отрицательных тенденций, которые обедняют её возможности и делают её объектом критики со стороны родителей, учащихся, педагогов.

Перед человечеством, разделенном на государства, расы, нации, этнические группы, все более настоятельной становится проблема перехода от непримиримой конфронтации к осознанию своего единства перед лицом природы и космоса. Но осознание этого единства и выработка совместных действий по обеспечению выживания человечества в сложной экологической и социально-политической обстановке не могут происходить вне развития диалога и коммуникативных процессов, составляющие одну из отличительных, родовых характеристик человека.

Система образования формировалась как институт сознательной целенаправленной социализации. Целью образования является действенное участие в формировании и развитии разносторонних качеств личности. Основной задачей образования видится создание условий для саморазвития личности. Это предполагает гармонизацию интересов индивида и общества в целом: удовлетворение потребности человека в образовании, удовлетворение нужд общества в работниках разных специальностей ‑ обеспечение развития всех членов социума. Цели общества и индивида связаны между собой определенным образом, и чем менее образован человек, тем более расходятся его спонтанные цели со средне- и дальнесрочными целями обучающих.

Следует подчеркнуть, что между семьёй и образованием существует тесная взаимосвязь, проявляющаяся также и в следующем. От того, какое образование, профессию получил человек, в немалой степени зависят и характер, особенности всего процесса социализации подростков в его собственной семье, методы и стиль их воспитания (как целенаправленной деятельности).

Образование как социальный институт оказывает стихийное воздействие на учащихся (нередко и их родителей), педагогов, сотрудников учебного заведения посредством своей атмосферы, неписанных правил, стиля общения, традиций. В то же время руководство сознательно поддерживает доброжелательную атмосферу заведения, добрые традиции. Роль образования как процесса обнаруживается в том воздействии, которое на социализацию личности оказывают содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности, характерные для различных этапов образовательного процесса. Что в значительной степени определяет соотношение сознательности и стихийности в социализации в системе образования. Образование как результат учебно-воспитательной деятельности способствует дальнейшей самодетерминации личности, во многом определяя жизненный путь человека.

Степень стихийности социализирующего влияния образования несколько возрастает по мере движения к верхним её ступеням. И опять-таки следует отметить, что планомерная сторона социализации в системе образования (также как и в семье) проявляется не только в прямом, явном воспитательном воздействии, но и в целой системе мер по опосредованному воздействию на учащихся. Организовывать, осуществлять такие меры — одна из важнейших задач учителей, сотрудников системы образования с опорой на специалистов в области педагогики, психологии.

Сегодня школа должна не только предоставить условия для развития личности, но и создать механизм самозащиты подростка от разрушительного влияния социума. В связи с этим, заметно обогащаются возможности школы как института социализации, расширяется сфера педагогического творчества учителей.

Подводя итог рассуждениям о роли школы в социализации подростков, и выяснив, что большинство трудностей в подростковый период являются следствием низкого социального статуса и заниженной самооценки подростка, а также учитывая, что процесс социализации по своей природе тотален (происходит постоянно и воздействует на человека во всех отношениях), можно сделать вывод, что назначение школы – привнести в этот процесс вектор направляемой и относительно социально контролируемой социализации и этим помочь подростку понять, как он сам может управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая собственный баланс между своей адаптированностью к обществу (имеется в виду мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями в реалиях наличной социальной среды) и обособленностью от общества (имеются в виду ценностная, психологическая, эмоциональная и поведенческая автономии личности).

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Роль школы в социализации ребенка

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации


Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации


Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.

В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.

Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.

Влияние школы на развитие ребенка

Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.

Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Задачи педагога в работе с учениками

Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:

  • грамотная и интересная подача материала;
  • мотивация к обучению;
  • понятные и доходчивые объяснения;
  • развитие способностей учеников;
  • контроль усвоения новых знаний.

Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.

Комментарий психолога:

Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.

Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.

Почему школьные учителя не справляются

Влияние школы на развитие личности ребенка

В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.

Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.

Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.

При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.

Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.

  • возможность выбрать любую образовательную программу;
  • возможность составить собственный график занятий и распределять тем самым нагрузку;
  • подробная обратная связь по выполненным заданиям;
  • профессиональные педагоги;
  • полный контроль учебного процесса и пр.

Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.

Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.

Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.

Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.

Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.

Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.

Читайте также: