Ломоносов как общественный деятель кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский ученый-энциклопедист, поэт, общественный деятель, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Ломоносову была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук. Основоположник материалистической философии в России. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной.

С восшествием на престол Екатерины II (1762) положение Ломоносова поколебалось. Новая государыня смотрела на Шувалова и Воронцова как на лиц, причинивших ей много неприятностей. Ломоносов был в числе их сторонников и пользовался их благорасположением. В мае 1763 года, Екатерина II подписала указ об отставке академика, но затем отменила его. Все-таки деятельность Ломоносова понравилась государыне; 20 декабря 1763 года она произвела его в статские советники с жалованьем в 1875 рублей в год.

Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Еще один дар Ломоносова – его гениальное чувство цвета и способность к рисованию эпических мозаичных картин. Убедительным подтверждением незаурядного художественного дарования Ломоносова является портрет Петра I, находящийся в одном из эрмитажных залов. И этот портрет и мозаика "Полтавская баталия", созданная для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I - шедевры Ломоносова, которые до сих пор не превзойдены!

Художества мастера лицезрела сама Фелица. 7 июня 1764 года Екатерина II, узнав о болезни Ломоносова, посетила его на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми из придворных. Не велев докладывать о своем приезде, императрица прямо прошла в его кабинет, где и застала Ломоносова сидящим у своего письменного стола в глубокой задумчивости. Дашкова оставила записки, в которых посвятила в подробности этого редчайшего визита, чем будущая императрица не будет удостаивать даже европейских монархов.

От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. В гносеологии стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории врожденных идей, утверждал объективность существования как первичных, так и вторичных качеств.

Он внес также вклад в руссскую филологию, заложив основы современного русского литературного языка. Создатель фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир.

Главным героем большинства ломоносовских од и панегириков был царь ПЕТР ВЕЛИКИЙ. В рамках оды, носившей официальный характер, Ломоносову было трудно воссоздать полнокровный образ любимого героя, и Ломоносов прославляет личность и деятельность Петра в "надписях", в публицистическом жанре "похвального слова", в неоконченной героической поэме "Петр Великий". Достаточно ярко определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством в "Надписи 1 к статуе Петра Великого". Неутомимый труженик, "строитель, плаватель, в морях герой", находившийся в народной гуще ("между бесчисленным народа множеством"), "приемлющий ту же пищу", что и его солдаты, всегда "в поте, пыли, в дыму, в пламени" - таков Петр у Ломоносова. Прославляя Петра и петровскую Россию, Ломоносов выражал Веру в ее будущее, а именно, в главенство человеческого разума и прогресс: "что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".

Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого, и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни. На смертном одре великий ученый жалел об одном: „что не мог совершить всего того, что предпринял для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии". Большим утешением для умиравшаго служила уверенность, что потомство оценит его: „Я не тужу о смерти, пожил, потерпел, и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют". Это были последния слова, написанныя Михайлом Васильевичем на клочке бумажки, когда смерть стояла уже у изголовья. Умер он, как истинный христианин: „за два дня до своей кончины", пишет современный академик, „он приобщался и испустил дух во время совершения над ним обряда соборования, после прощанья, в полном разуме, как с своею женою и дочерью, так и с прочими присутствовавшими".

Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе на кладбище Александро-Невской Лавры. Погребение его было великолепное: на нем присутствовали петербургский архиерей с высшим столичным духовенством, сенаторы, вельможи, не говоря уже об учениках и почитателях умершего. На могиле его канцлер граф Воронцов поставил чудный памятник из белаго каррарскаго мрамора. Надпись на памятнике, указывающую заслуги, составил его друг Штелин на русском и латинском языках.

Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт. Многие его открытия по химии, физике и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, о многих его трудах и опытах стало известно только через сто лет после его смерти. К сожалению, до 1830-х годов Ломоносова ценили исключительно как поэта. И гениальный один из немногих дал настоящую и достойную оценку российскому титану. По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". гений Ломоносова опередил свой век!

Фото(из интернета):Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления.
Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.

Был ли Михаил Ломоносов незаконнорожденным сыном Петра определить очень трудно, ибо прямых доказательств этому нет. Но можно с уверенностью констатировать, что в начале своего творческого пути примером для подражания Ломоносов выбрал Петра. Он восхвалял его в своих одах, объявив "богом России" ("Он бог, он бог твой был, Россия"). Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте подданных. Ломоносова привлекали государственный патриотизм, героизм, энергичность, а также демократизм Петра. Поэт желал продолжения распространения реформ Петра,настойчиво внушая и терпеливо разъясняя российским самодержцам необходимость продолжить начатые Петром преобразования. Являясь сторонником петровского пути развития, Ломоносов идеализировал личность Петра, но он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа.

Даже астрологи поработали в этом направлении, определив, что если у Петра I был сильнее выражен 11-ый дом - дом реформ и далеко идущих планов, то у Ломоносова наиболее сильный 9-ый дом - дом научной карьеры, высшего образования, преподавания и изучения чужих культур.
И, кстати, о ком бы Ломоносов ни писал, по какому бы поводу он ни сочинял оду, он всегда вводил в произведение петровскую тему. Можно сказать, что Петр I - собственно единственный настоящий герой в творчестве Ломоносова. Ломоносов не просто преклонялся перед гением Петра I, но, раскрывая смысл и значение деятельности Петра, он сам себе уяснял сущность исторического процесса вообще и исторические судьбы России, в частности. Проникновение в смысл Петровской эпохи позволяло ему одновременно строить прогнозы относительно будущего России.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта. Как учёный Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одарённость. Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках — физике и химии.

Так, опередив на сто лет своё время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул — мельчайших частиц, из которых состоят все окружающие нас тела. Он разработал теории газа и света, которые лишь много лет спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества. Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввёл химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии и т. д. Он положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география.

В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России стал читать публичные лекции по физике.

В многочисленных своих произведениях — научных, публицистических и поэтических — Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, создания русских специалистов во всех областях знания. Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь, в советскую эпоху, имя своего великого основателя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Ломоносов как учёный общественный деятель.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта. Как учёный Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одарённость. Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках — физике и химии.

Так, опередив на сто лет своё время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул — мельчайших частиц, из которых состоят все окружающие нас тела. Он разработал теории газа и света, которые лишь много лег спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества. Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввёл химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии и т. д. Он положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география.

В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Так, например, он первый в России стал читать публичные лекции по физике.

В многочисленных своих произведениях — научных, публицистических и поэтических — Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, создания русских специалистов во всех областях знания. Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь, в советскую эпоху, имя своего великого основателя.

Романова Лидия Ивановна

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный- энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания. Круг его интересов и исследований охватывает самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия, история, филология, навигация, мореплавание). По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет.

Изобретатель стекла, создатель первого мозаичного полотна, автор целого научного направления — химическая физика, переводчик, основатель теории русского красноречия был еще и замечательным поэтом своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Отношение Ломоносова к науке отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг на друга, словно они борются один с другим.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков,

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

В поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частиц целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. Мне очень хочется выделить оды Михаила Ломоносова, которые он посвятил императрице. В них столько восхищения и патриотизма! Здесь чувствуется та всемогущая, всепроникающая сила, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:

Кристальны горы окружают,

Струи прохладны обтекают

Усыпанный цветами луг.

Плоды румянцем испещрённы,

И ветви, медом орошенны,

Весну являют с летом вдруг.

В баснях Ломоносов высмеивает отрицательные качества людей, причем, представителей разных слоёв населения (от чиновников до крестьян), перевоплощая их в животных. Так, например, он изображает чиновника – взяточника в роли свиньи, которая хочет натянуть на себя шкуру пушистой, хитрой и положительной лисицы. А Государя - в роли сильного, могучего, умного льва, который быстро сумел разоблачить свинью.

С именем Михаила Васильевича Ломоносова связанна реформа русского языка. Он являлся создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, этим великий ученый сделал большой шаг на пути создания русского литературного языка.

Михаил Васильевич стремился рассказать об очень многих явлениях и вещах, происходящих в нашей жизни, он хотел сам понять, разобраться и потом донести людям знания, и ему это удалось сделать. Мне кажется, что при жизни его могли считать чудаком, потому что не все, что он делал и открывал, было сразу понятно людям, а после его смерти все его открытия, все его научные и философские познания, все его произведения были опубликованы и люди увидели, кого они потеряли. В жизни у каждого человека должно быть место подвигу, у каждого пусть он будет свой. Но такими людьми, как Ломоносов нужно искренне восхищаться потому, что ему было дано донести до людей те энциклопедические знания, которыми обладал человек-университет.

Фрагмент записи спиритического сеанса, во время которого были вызваны духи современников М.В.Ломоносова, а также дух А.С.Пушкина.

Современники М.В.Ломоносова — гости сеанса.

Шувалов Иван Иванович – российский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, генерал-адъютант (1760). Двоюродный брат А. И. и П. И. Шуваловых. Поборник просвещения в России. Первый куратор Московского университета, президент Академии художеств.

Муравьёв Михаил Никитич – российский общественный деятель и писатель.

Сумароков Александр Петрович — русский поэт, писатель и драматург XVIII века.

Эйлер Леонард — российский, немецкий и швейцарский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.

Ваше Высокопревосходительство, как Вы считаете, каково значение деятельности М.В. Ломоносова для России?

И.И.Шувалов: Ломоносов - первый просветитель России, сочетавший пальму Архимеда и лавры Пиндара, перо Тацита и цветы Цицерона. Правда, до Ломоносова у нас было несколько рифмачей вроде князя Кантемира.

М.Н.Муравьев: Творения Ломоносова отличают от виршей Сумарокова стихотворческая пышность, восторг, великолепие, громкость. Повелители народов, наместники божеския власти, градоначальники, притеките на глас гремящего витии, научитеся в стихах его должности своей. Не один в нем стихотворец, не один вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин, но честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс и мнением и делом.

Александр Петрович, как Вы определите суть Вашего поэтического противостояния с ученым — поэтом?

А.П. Сумароков: Ломоносову приписывают громкость, мне приписывают нежность.

Александр Сергеевич, что для Вас важно в поэзии М.В.Ломоносова?

А.С.Пушкин: . Науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же — иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения.

Господин Эйлер, что Вы можете сказать о вкладе Михаила Васильевича в точные науки?

Л.Эйлер: . Он пишет о материях физических и химических весьма важных, которые поныне не знали и истолковать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений.

Верно ли, что великий ученый исследовал также и природные явления?

Л.Эйлер: Рассуждения г.Ломоносова об этой материи (о воздушных явлениях, происходящих от электрической силы), я прочел с величайшим удовольствием . В особенности же объяснение жестоких морозов внезапно нисходящими потоками воздуха из верхних холодных слоев атмосферы и погружением их в нижние.

Господа, а что представлял Ломоносов собой как человек, опишите его психологический портрет.

Я.Штелин: Отличался крепостью и почти атлетическою силою: например, трех напавших на него матросов одолел и снял с них платье. Образ жизни общий плебеям. Исполнен страстью к науке: стремление к открытиям. Нравственный. Мужиковат.

А.С. Пушкин: С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен.

Читайте также: