Школа как агент правовой социализации

Обновлено: 04.07.2024

В данной работе Кристина рассматривает понятие агенты социализации. В следующих разделах она рассматривает конкретно агента социализации семья. школа, друзья. И по итогам проведенного опроса среди воспитанников школы-интерната и педагогов делает анализ. Анализ показан графически.

ВложениеРазмер
Агенты социализации семья, школа, друзья 54.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Тульская область, Суворовский район, п. Северо-Агеевский, ул. Школьная, д.2.

Агенты социализации (семья, школа, друзья) как источники правонарушений.

Исполнитель: Игнатова Кристина

Наталья Егоровна (89207528765)

  1. Введение………………………………………………. 3стр.
  2. Агенты социализации…………………………………..4стр.
  3. Семья…………………………………………………….5-6стр.
  4. Школа……………………………………………………7-9стр.
  5. Друзья и сверстники……………………………………10-12стр.
  6. Заключение………………………………………………13стр.
  7. Литература………………………………………………14стр.

В России на протяжении последних лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост подростковой и молодежной преступности. Что же влияет на молодое поколение так негативно и как помочь решить эту проблему. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективные направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетними правонарушителями.

На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпывают перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.

Большое влияние оказывает социальная среда – это окружающие человека материальные и духовные условия его существования и деятельности. Каковы условия – такова и жизнь человека.

Я выбрала тему агенты социализации как источники правонарушении, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Как растет ребенок и, вырастая, становится правонарушителем. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы. И какое влияние на нас имеют самое ближайшее окружение. Я сама жила в многодетной семье, где мне не смогли помочь ни материально, ни духовно и я оказалась в школе-интернате. Школа также была безразлична к тому, какая обстановка в семье.

Выбранная мною тема актуальна в любое время, так как для успешного развития и воспитания личности важно усваивать нормы поведения, ценности, социальные роли в обществе и помощниками в этом выступают агенты социализации, которые должны направлять ребенка в нужное русло.

Агенты социализации кто они? Люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агентами первичной социализации является: семья , приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Это среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации это администрация школы, университет, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том. Каким вырастет человек, как пройдет его становление.

Социализация - процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное. Это длительный процесс. Продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Основными агентами социализации являются

школа друзья, сверстники

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.
По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Семья даст ребенку имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

- материальным и социальным статусом семьи;

- степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

- ролью отца и матери в общении с детьми;

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

Одновременно семья – это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми – все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять в будущем.

Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения.

Именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Считаю, что дети, подвергшиеся жестоким наказаниям, могут стать активными борцами с жестокостью или наоборот - садистами.

В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, понимания социальной системы и жизни в обществе.
Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участии в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.
Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети очень чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка. Из-за этого начинается нарушения дисциплины (пропуски уроков), в это время ученик предоставлен сам себе и делает всё, что хочет. Негативное отношение к учителю может привести и к более серьезным правонарушениям в нашем жестоком мире, если учитель и ученик не найдут общий язык.

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе учебы и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удобное ему положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние маленьких групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации, в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

Школа как агент социализации сильно отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Учиться преодолевать трудности и привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка. Которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и.т.д. в школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. В школе уже начинается влияние друзей и сверстников.

Начальная школа как агент первичной правовой социализации - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК АГЕНТ ПЕРВИЧНОЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Н.Г. Левковская, заместитель директора по учебной работе лицея № 7 г. Волгограда, кандидат педагогических наук

В статье дана оценка роли современной начальной школы как агента правовой социализации. Автор представила модель выпускника начальной школы в контексте решения проблем первичной социализации. Сделан вывод о том, что в социокультурном пространстве начальной школы происходит закрепление в правосознании ребенка ориентации на эмоционально-смысловую составляющую его общественно-правовых деяний.

Ключевые слова: правовая социализация, начальная школа, правовое воспитание, правосознание, правовая культура, младший школьник.

Отечественными исследователями принято выделять два фундаментальных этапа в процессе общего становления личности как субъекта общественных отношений: раннюю (первичную) и вторичную социализацию. В значительной мере этапы ранней правовой социализации совпадают с основными периодами возрастного психосоциального развития человека. Отличительной чертой ранней социализации является то, что в силу своих возрастных психосоциальных особенностей ребенок выступает здесь в большей степени как ее объект, постепенно трансформируясь в полноценного субъекта социальных отношений, т.е. активно действующего, обладающего полноценным общественно-правовым статусом, нормальным правосознанием и свободой воли [2, с. 90]. При прохождении первичной социализации дети получают основы общекультурных знаний, у них формируются начальные представления об окружающем мире и особенностях взаимоотношений людей. Период детства

является ключевым для правовой социализации человека. Этот период психосоциальной эволюции отличается тем, что его потенциал значительно превосходит те правила и границы поведения, которые ему предписывает общество. И от того, какой путь изберет ребенок для выхода из этой фундаментальной конфликтной ситуации, во многом зависит успешность протекания ранней правовой социализации [3, с. 860].

В раннем возрасте ребенок приобретает, в доступных для него формах, первые сведения о праве через семью, школу, ближайшее социальное окружение и СМИ. Полученные правовые знания дают свои результаты, действуя на когнитивную компоненту формирующегося правосознания, и на его культурное бессознательное [4, с. 770]. Когда ребенок идет в начальную школу, начинается новая стадия генезиса ранней правовой социализации. Под влиянием социализирующих институтов происходит не только количественное накопление правовых знаний, но и их качественная трансформация. В младшем школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к праву. В возрасте 6-10 лет происходит быстрое развитие правовых представлений, хотя в этот период эволюции ребенка его правовое мышление отличается эгоцентричностью, персонали-зованностью и конкретностью.

Одной из особенностей развития ребенка в период его обучения в начальной школе является своеобразный персоноцентризм, из-за которого он оценивает правовые явления по их последствиям для отдельных людей, поскольку не способен увидеть их значение

Начальное образование - это во многом формальный процесс, предполагающий определенный набор социальных ролей, методик и техник, которые придают роли школы, как агенту правовой социализации, свою специфику. К сожалению, она воспринимается часто многими как бездушное

казенное заведение с авторитарной властью, вызывающее отчуждение у ребенка, получившего домашнее воспитание. Ведь учитель не в состоянии вести себя с классом, в котором 20-30 учеников, также мягко и нежно, как его родители. Он должен строго и ответственно подходить к дисциплине своих питомцев, запрещая им отвлекаться и играть во время уроков. От детей требуют, чтобы они соблюдали школьные правила, демонстрировали примерное поведение на уроках и прилежно готовили домашнее задание. Школьники вынуждены соответствовать ожиданиям своих учителей и реагировать на их замечания. Все это впоследствии сказывается на выборе молодым человеком вектора и алгоритма своего жизненного пути. Поэтому адаптация к условиям школьного образования является важным процессом общей социализации, подготавливающим ребенка к правовой жизни в российском обществе [6, с. 68]. В этой связи, современные требования, предъявляемые к совершенствованию традиционных и поиску новых педагогических принципов, методов, технологий формирования правосознания ребенка в начальной школе должны соответствовать следующим критериям:

• признание в качестве доминирующих принципов личностно ориентированного подхода в педагогическом процессе;

• направленность деятельности образовательного учреждения на выполнение задач гражданско-правового воспитания;

• научность применяемых воспитательных методик;

• достижение результативности правовой социализации, ее направленность на прочное овладение ценностями современной правовой культуры;

• использование социально-педагогических технологий, разработанных в рамках инновационного подхода к образовательной деятельности.

Процесс первичной социализации младшего школьника предусматривает овладение им не только приемов получения необходимой правовой информации, но и предполагает также формирование у него способности к адекватному самоанализу, социально ориентированной коррекции правового поведения и выработку первичных правил своей общественной деятельности. Системность и адекватность правовых знаний - один из наиболее важных параметров социализации личности.

1) вербальный метод, реализуемый в форме таких приемов как описание, характеристика и объяснение учителем феноменов правового бытия человека;

2) метод проблемного обучения (учитель ставит правовую проблему, которая решается им совместно с учениками);

3) объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что учитель с помощью наглядных средств доносит правовую информацию до учеников, которые ее анализируют и на основе проведенного анализа постигают сущность изучаемого правового объекта;

4) репродуктивный метод (позволяет обогащать младших школьников правовыми знаниями, умениями и навыками, а также задать алгоритм правового обучения);

5) эвристический метод (ученикам помогают самостоятельно разобраться с решением познавательных задач из области права).

При управлении процессом ранней правовой социализации необходимо учитывать психосоциальные особенности ребенка. Цели ранней правовой социализации могут восприниматься им как нечто труднодостижимое, вызывая у него беспокойство и тревожность. При высокой фоновой тревожности, обусловленной типом темперамента, может происходить возрастание динамической тревожности при постановке отдаленных целей. Это приводит к потере ценностно-смысловых ориентиров в деятельности младшего школьника. Основываясь на этих обстоятельствах, можно утверждать, что необходимым условием правовой социализации младшего школьника является создание благоприятного психосоциального климата в начальной школе. Типологические особенности личности ребенка должны учитываться при корректировке педаго-

гической стратегии правового воспитания и обучения. Каждый ученик должен иметь свой путь в процессе правовой социализации и обучения в зависимости от личностных особенностей. Учет педагогом социально-психологических факторов и выбор оптимальной стратегии достижения целей повысит эффективность применения технологии правовой социализации. Ведь индивидуальные особенности учащихся могут показаться неприемлемыми не потому, что они «испорчены

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1 ответ(а)


Психологическая цель правовой социализации - психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.

Правовая социализация личности и ее результаты - процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний. Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше, социальна. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере.

Правовая социализация - продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Можно вспомнить известное утверждение о том, что человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 - то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 - то, что он сделал с собою сам. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но он может изменить свое отношение к ним. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении. Классическая формула: обстоятельства так и настолько влияют на психологию человека, как и в какой степени он влияет на них.

В учебной литературе по юридической психологии отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, социальном контроле, выполнении социальных ролей, что, в конечном итоге, приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей.

Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма, и от врожденных черт личности многое зависит. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком сам, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь. Дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут и стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно школьный период социализации формирует у ребенка самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, люди, хорошо учившиеся в школе, обычно сохраняют высокую самооценку и степень самоуважения. Неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Еще один агент социализации - это окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей. Поэтому дети из неблагополучных семей особенно тяготеют к компаниям ровесников. Именно среди сверстников индивид учится находить разрешение конфликтных ситуаций, учится общению на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лидером, середняком или аутсайдером.

Отношения в группе также позволяют ребенку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа вносит коррективы в семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоборство с ценностями

родителей, порождая "конфликт отцов и детей". Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, ребенок узнает свое собственное социальное положение.

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы - семья, школа, круг сверстников и т.д. - ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать на себе влияние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу Ценностей. Это позволяет индивиду более точно определить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества.

Аннотация. В статье освещены такие темы, как правовая социализация и правовое поведение личности. В итоге все сводится к выводу об их тесной взаимосвязи под влиянием правового образования и правовое воспитание.

Annotation. The article highlights such topics as legal socialization and legal personality behavior. In the end, everything comes down to a conclusion about their close relationship under the influence of legal education and legal education.

Ключевые слова: социализация, юридическое образование, универсальные моральные, интеллектуальные и физические идеалы, информационные технологии.

Keywords: socialization, legal education, universal moral, intellectual and physical ideals, information technology.

Университет сегодня выступает в качестве основного социального института, одновременно вводящего молодое поколение во взрослое общество и регулирующего воздействие иных типов социализации.

Эти обстоятельства возлагают на современных преподавателей особую ответственность: их участие в социализации включает в себя не только воздействие на отдельных студентов, на отдельные группы студентов или даже студенческие сообщества — в эпоху Интернета и социальных сетей каждый преподаватель оказывает влияние в рамках гораздо более широких контекстов.

Сегодня идея университета переживает не самое простое время. Массовость образования чрезвычайно сильно и необратимо изменила образ университета в умах миллионов людей. Представления о том, каким должен быть университет, чрезвычайно изменилось в последнее время; высшее образование сейчас скорее находится в состоянии подготовки к следующему шагу, а не собственно совершает этот шаг. Информационные технологии, наоборот, бурно развиваются и достигли в своем развитии того момента, когда, с одной стороны, их влияние на сознание большинства людей становится весьма ощутимым, причем касается это в первую очередь молодого поколения. Ошибочно думать, что это влияние пренебрежимо мало, ведь в отдельных случаях информационные поводы, связанные с деятельностью преподавателей, подрывают их статус в глазах общественности: такой эффект оказывают, например, видеозаписи, демонстрирующие недостойное поведение преподавателя в аудитории, видеолекции , направленные на распространение псевдонаучных идей. Активная просветительская деятельность и противодействие псевдонауке, наоборот, подтверждают высокое достоинство профессии преподавателя. Подобные явления не только меняют общественное мнение о профессии преподавателя, но и напрямую воздействуют на процессы университетской социализации молодежи, предлагая академических деятелей в качестве примеров для подражания. [1]

В российской социологии конца 1960-х годов шла дискуссия о социализации, в ходе которой сформировались основные концепции социализационного процесса преимущественно в рамках социальной психологии (Г. М. Андреева, С. Н. Иконникова, И. С. Кон) В исследованиях молодежи различные аспекты социализации в связи с проблематикой социальной и политической активности молодого поколения рассматривали В. Т Лисовский, В. И Чупров, П. Н. Ре-шетов, Ю. Е. Волков, Ю. В. Еремин. [2]

Кроме того, именно университет и именно в лице своих преподавателей — является сегодня хранителем идеи научной истины и представления о том, что к ней необходимо всеми силами стремиться несмотря ни на что. Ценность представления о научной истине распространяется далеко за пределы университетской среды; современный человек привязан к идее истины научного типа гораздо больше, чем может казаться. На одном уровне с университетской социализацией вровень шагает и цифровая социализация, которая в той же большей степени влияет на сознание и социализацию молодого поколения , в том числе и студентов. Процесс цифровой социализации в каком-то смысле неизбежен не только для молодежи, но и для многих представителей старшего поколения — преподавателей, ученых, администраторов. Цифровая социализация предполагает лишь новый набор навыков взаимодействия человека и общества. [3]

По Э. Дюркгейму, любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами, содержание которых зависит от исторических традиций, особенностей развития общества. В процессе социализации человек должен приобщиться к социальным нормам, которые обладают принудительностью, императивностью, что обеспечивает соблюдение их всеми. Но, добровольное соблюдение социальных норм, составляющих общественную мораль — инструмент обуздания человеческой биологической природы и направление ее в социально-нормативное русло. [4]

В заключении хотелось бы отметить, что социализация у каждого человека происходит на своем уровне в большей степени это зависит от факторов, которые присутствуют в его в жизнедеятельности. Дюркгейм подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами, содержание которых зависит от исторических традиций, особенностей развития общества. [5]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация - трудоемкий процесс формирования определенных качеств (свойств) личности человека, благодоря которым он становится всесторонне развитой личностью.

С первых дней своего существования каждый человек окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений выступает социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становиться всесторонне развитой личностью.

1) Агентом первичной социализации – выступает семья (отец, мать, дедушка или бабушка).

2) Агентом вторичной социализации – выступает школа.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к общественным (социальным) ценностям и ролям. Эффективность семьи как института способствующего становлению личности школьника определяется следующими факторами:

Нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

Материальным и социальным статусом;

Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери – с другой;

Ролью отца и матери в общении с детьми;

Структурой и составом семьи.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок бытового уклада и даже профессиональных предпочтений.

Выполнение семьей функции воспитания молодого поколения может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Роль семьи неизмерима высока. Семья это арена, где происходит созидание человеческой личности, ее становление, развитие и самоопределение. Таким образом, семья выступает как первичный агент социализации школьников.

Проблема социализации школьников (формирование социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений у детей) особо остро стоит на данном этапе развития общества. Школа выступает для учащихся базовой моделью социального мира. В одних ситуациях она воспроизводит социальные процессы, как бы идет за ними, откликаясь на происходящие изменения в содержании собственной жизни, в других сама становится фактором оказываемого на общество влияния, заставляет его институты и подсистемы реагировать на трансформации школьного образования.

Школа основной институт общего образования. Это самый массовый из всех образовательных институтов. В него включен в качестве основного действующего лица каждый седьмой житель России. Школа – это ядро всей системы образования с точки зрения выполняемых ею функций, важнейшая сфера социализации личности ребенка, его обучения, воспитания и развития.

Человек проводит в школе значительную и едва не самую плодотворную в плане формирования личности часть жизни.

Школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения).

Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в тоже время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. В школе учащийся получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать учащемуся ощущение партнерства принимать участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности школьника, но и его социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для школьников очень важно позитивное внимание, особенно со стороны учителя. И, основано оно должно, быть на уважении. Ученики чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у учащихся. Кроме учителя, на ученика оказывает влияние и сам школьный коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании учащийся может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения.

Школа получает учащегося из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни. В период обучения в школе ученик проходит не только этапы взросления от ребенка, подростка до юноши, получает первые систематизированные правовые знания, начинает соотносить их с изменяющимся уже в стенах этого учебного заведения собственным социальным и правовым статусом, осознавать свои гражданские права и обязанности.

Определяя место школы в процессе социализации учащихся, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт и агент вторичной социализации, воздействующий на развитие личности молодого поколения.

К сожалению как показывает опыт работы, произошло ослабление воспитательного влияния на детей со стороны семьи, родителей, чьи ценностные системы в значительной степени разрушены в результате происходящих в обществе и общественном сознании перемен. Ребенок приходит в школу с несформированными элементарными ценностями, нравственными установками, которые должны закладываться в семье. Школе помимо своих основных функций приходится формировать и ту основу, которую, к сожалению, не заложила в ребенке семья. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что именно школа выступает для ребенка агентом первичной социализации, нежели семья. Но только тесное сотрудничество семьи и школы поможет развить в школьнике социально нравственную личность во всех отношениях.

Читайте также: