Что такое религиозная этика 4 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Никитина В.Н.

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.

Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени., стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.

Закончи предложение. Сегодня я узнал.. Было интересно…. Я понял, что….. Я научился…. У меня получилось…. Мне захотелось……

Краткое описание документа:

Цели:

Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, учебник ОРКСЭ, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания в опорных листах.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

IV. Изучение нового материала.

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

  • Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
  • Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Откроем учебник на стр.4 и прочитаем что такое ЭТИКА.

Так что же такое Этика?

Кто был основателем этой науки?

Что изучает Этика?

Назовите виды Этики.

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Откроем опорные листы выполните задания 1 и 2.

Игра.

  • Поздороваться при встрече …(вежливо)
  • Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
  • Перебивать старших…(невежливо)
  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Обратимся к опорным листам задание 3.

V. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

VI. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.


Религиозная этика и культура – понятие, вызывающее множество вопросов. Если в старину люди росли в рамках культурных и нравственных представлений своего вероисповедания, то в современном мире такое происходит крайне редко, обычно церковь не участвует в воспитании и образовании детей. По этой причине большинство не представляют себе, чем именно является этика, связанная с религиозностью.

Но у данного понятия имеются и иные значения. Этика – термин, использующийся во многих науках, занимающихся исследованиями общества в целом и людей в отдельности, культуры, развития, особенностей мышления и прочими аналогичными тематиками. В философии этика является дисциплиной научным направлением, изучающим вопросы нравственности и морали.

К какому направлению этики относятся связанные с религией нормы?

Данное направление философии включает в себя несколько своеобразных разделов, в том числе и тот, который называется прикладной этикой.

Это дисциплинарное направление, занимающееся исследованиями в области частных проблем, вопросов практического применения моральных и нравственных принципов. К данному научному направлению и относится религиозная этика.

Мусульмане и христиане

Помимо нравственных проблем и вопросов, имеющих взаимосвязь с вероисповеданием, данный научный раздел занимается и профессиональной, медицинской, социальной, юридической, деловой этикой и прочими, аналогичными направлениями.

Чем является религиозная этика? Определение

Как и научная философская дисциплина в целом, ее отдельные практические направления имеют определения, объясняющие суть конкретного понятия. Они есть у каждого раздела, и тот, который рассматривает этические нормы и правила во взаимосвязи с религиозными убеждениями, исключением не является.

Религиозная этика – это раздел, занимающийся изучением моральных и нравственных принципов, особенностей поведения и общения людей, рассматривающий их в соответствии с религиозными догматами, заповедями, священными текстами, традициями, культурными нормами.

В чем особенности этого типа этики?

Фактически данный вид этичности представляет собой своеобразную теологию нравственности и морали. Религиозная основа этики данного вида - это нравственное направление философии, известное как богословие.

Главное отличие этичности, связанной с религиозностью, от иных направлений этой философской дисциплины в том, что она рассматривает не только вопросы, относящиеся к взаимоотношениям и поведению людей. Религиозная этика также регламентирует отношение людей к Богу и, разумеется, диктует определенные нормы для его выражения.

Вечеря Господня

Помимо этого, данная философская дисциплина трактует этические правила, нормы, требования и традиции в качестве установок, имеющих божественную природу или же происхождение. Иными словами, согласно данному направлению этики, эти нормы даны свыше и имеют абсолютное, необсуждаемое значение для каждого верующего человека.

Чем является моральное религиозное сознание?

Религиозная основа этики – это, без сомнения, догматы вероисповедания. Но этим фундаментальная основа данной философской дисциплины не ограничивается. Важной для понимания составляющей является такой фактор, как моральное религиозное сознание.

Чем является такое сознание? Как оно формируется? В чем отличие от обычного светского сознания, участвующего в восприятии и проецировании нравственных и иных этических норм? Конечно же, в том, что в данном понятии формирующую роль играет религия, вероисповедание и связанные с ним культурные и иные традиции.

Человек с молотком у объявления

Религиозное сознание – это не что иное, как результат процесса этизации, ведущего от древних архаических культур и присущих им убеждений к современным мировым вероисповеданиям.

Как такая этика возникла?

Основы религиозных культур и этики, соответственно, закладывались в глубокой древности. Самые первые божества, идолы, не предъявляли никаких претензий в отношении нравственного уровня людей, их поведения или же моральных принципов.

К примеру, сложно представить себе, чтобы такие явления, как гроза, ливень, шторм, землетрясение или же восход солнца, накладывали этические ограничения на человечество. А ведь именно природные явления и были первыми божествами. Люди поклонялись им, и это было прообразом религии.

Языческое святилище

Вместе с развитием человечества сложнее становились не только взаимоотношения между людьми, но и их религиозные культы. У древний обожествляемых явлений появились имена, их стали воплощать в конкретных образах. К примеру, земля у древних греков стала Геей. Но и на этом этапе об этических нормах речи еще не было, возникло лишь определенное отправление культа, зародилась обрядность.

Человечество развивалось, количество богов увеличивалось. Ритуалы, обряды и иные культовые действия также усложнялись. Божества стали требовать жертв и награждать за них. Следующим же этапом стало появление определенных требований и условий, диктующих людям, каким должно являться их поведение. В момент, когда древние боги, а фактически их жрецы, стали диктовать, как следует жить, что можно считать хорошим или, наоборот, плохим, возникла религиозная этика.

Такая этика присуща всем религиям?

В мире не существует ни одного вероисповедания, которому были бы несвойственны определенные этические требования. Однако хотя вероисповедание и формирует основы религиозной и светской этики, оно не является их единственным источником.

На этику - как связанную с вероисповеданием, так и светскую - оказывают влияние исторические и климатические особенности, актуальные обстоятельства, к примеру, войны или стихийные бедствия.

Молящиеся девочки

Но главным фактором, лежащим в основе этических традиций, норм морали и нравственности, лежат религиозные убеждения. Вероисповедания различаются и предъявляют не совсем одинаковые этические требования к поведению, поступкам и внешности людей.

Существует ли этический конфликт между приверженцами различных религий?

Каждая из мировых религий имеет собственный перечень того, что приемлемо в поведении, внешности и поступках человека, а что – нет. Более того, каждая из конфессий, существующих в рамках одного вероисповедания, имеет собственное представление об этичности. Именно в этом и заключаются проблемы религиозной этики в наши дни.

С развитием транспорта, коммуникаций, ростом благосостояния растет и перемещение людей, их миграции. Ища лучшей жизни или же в силу каких-либо других причин люди уезжают из тех мест, где выросли. С собой они берут не только документы или скарб, но и собственную культуру, включая этические нормы, связанные с религиозными убеждениями. Это не создает особых проблем, если мигранты приезжают в страну, в которой живут люди со схожими взглядами, традициями и духовными ценностями, отличающимися лишь некоторыми деталями. Например, если православные семьи мигрируют в католическую страну, то никаких этических проблем не возникает, появляются только некоторые недопонимания.

Уличные беспорядки

Разумеется, не только данная проблема является актуальной для этики, связанной с вероисповеданием. Но она – основная, та, с которой можно столкнуться в повседневной жизни, а не в кабинетах ученых-теоретиков.

Что является предметом исследований

Основные проблемы религиозной этики, изучаемые философами, богословами, психологами специалистами, работающими в других областях, - это вечные вопросы о противостоянии добра и зла и все, что связано с данной темой.

Иными словами, данная дисциплина занята как формированием определенного типа поведения людей, соответствующих религиозным догматам, так и изучением теоретических вопросов, относящихся к Божьему промыслу.

Каковы основные понятия данной этики?

Основными понятиями, которыми апеллирует эта этическая дисциплина, являются:

  • мораль;
  • нравственность;
  • религиозные убеждения или же Божьи заветы;
  • вера;
  • истина.

Конечно же, это лишь обобщенные понятия. Предметом этики является мораль и нравственность человека, соответственно, и все понятия, связанные с этими качествами, свойственны данной научной дисциплине.

Какие принципы можно выделить?

Главные принципы религиозных культур и светской этики напрямую зависят от догматов конкретного вероисповедания. Иными словами, то, что является нормальным, соответствующим этическим правилам, традициям, представлениям в рамках одного вероисповедания, может быть совершенно неприемлемым для другой религии.

В качестве главных этических принципов в этой дисциплине выступают основные тезисы и догматы религиозных учений, воплощающиеся в поведении, внешнем виде, поступках и даже образе мыслей людей.

К примеру, в христианстве одним из главных принципов является любовь к ближнему. Это религия искупления и сострадания, милосердия и жертвенности, покорности и прощения. Соответственно, и в этической дисциплине задействуется этот же принцип.

На практике же это означает, что для христианина этичным является:

  • прощать обидчиков, недоброжелателей, врагов;
  • не мстить за причиненное зло;
  • вверять свою жизнь и судьбу в руки Господа;
  • испытывать благодарность за посылаемые свыше испытания и не роптать.

Разумеется, соблюдение заповедей Божьих – тоже принцип религиозной этичности. Христианское мировоззрение, а соответственно, и этика, имеют и еще один важный принцип – разделение областей духовности и закона.

В упрощенном виде этот принцип можно представить таким примером:

  • человек совершает тяжелое уголовное преступление или мелкое;
  • приходит в храм и исповедуется, кается в содеянном;
  • церковнослужитель отпускает грех;
  • перед Господом нарушитель чист, но перед законом – нет;
  • священник не обращается в полицию и не помогает никаким иным образом в осуществлении правосудия.

Таким образом, этика, связанная с религией, вступает в конфликт с общественными нормами и светскими законами.

Разные религии

В мусульманстве же нет принципа разделения закона и веры. Для религиозной этики, связанной с данным вероисповеданием, характерно слияние законов светских и духовных. Это означает, что если человек совершает преступление и сообщает об этом имаму, то для духовного лица этичным будет задержать нарушителя и предать его правосудию.


Основы светской этики, 4 класс. Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся Москва 2009

Урок 1

Россия – наша Родина

Вы узнаете:

  • Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение.
  • Чем богато наше Отечество.
  • Что такое традиции и для чего они существуют.

Основные понятия

Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.

Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость… История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.

Ты и твои сверстники – младшее поколение.

Твои родители – старшее поколение.

Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства.

Так исторически развивалась наша страна.

Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России. Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.

Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов.

Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений. Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Урок 2

Что такое светская этика

Вы узнаете

  • Что изучает наука этика.
  • Что такое философия.
  • Что такое светская этика.

Основные понятия

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.

Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом.

Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости.

В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.

Этика изучает

Этика изучает мораль и нравственность.

Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.

Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми.

В жизни людей всегда было много бед и страданий. И сегодня в мире существуют бедность, насилие, войны, некоторые люди лгут, крадут, обижают друг друга, мучают животных.

Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них.

Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом.

Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным.

Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?

Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика.

Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих.

Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле.

Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.

Вопросы и задания

Основные понятия

Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Философия ( от греч. фило- любовь и софия- мудрость) - «юбовь к мудрости.

Урок 3

Культура и мораль

Вы узнаете

Основные понятия

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

- Откройте учебник на стр. 6.

- Запишите определение слова в рабочие листы.

- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.

2. Работа с учебником.

- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

- Почему же так происходит?

- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Как наградить человека, сделавшего добро?

- Как не делать зла?

- Как сделать жизнь людей лучше?

- На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

- Что такое этика?

- Какая бывает этика?

- Что такое светская этика?

- Что предполагает светская этика?

- Что такое религиозная этика?

- Что такое мораль?

- Назовите синоним слову мораль?

- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

Читайте также: