Палех что это такое кратко

Обновлено: 04.07.2024

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс, то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

История Палеха

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

Возникло это искусство ещё на Владимиро-Суздальской земле Древней Руси. Жители этих мест славились своим искусством иконописи. Позже по ряду причин некоторые мастера несколько отошли от религиозной темы, но не потеряли своё мастерство. Наравне с пейзажами и портретами продолжали создавать и иконы, а также расписывать церкви и храмы. Хотя и в наше время в сюжетах палехских миниатюр часто проскальзывает религиозно-церковная тема.

Все произведения палехских мастеров создаются вручную. Большинство из них уникальны или выпускаются в достаточно небольшом количестве. В то же время все изделия из Палеха имеют свой неповторимый художественный стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Художники Палеха, искусство которых передаётся из поколения в поколение уже несколько десятков лет, а то и веков, владеют особыми техниками, присущими только им одним. При этом творение каждого мастера уникально и неуловимым, видимым обычно лишь специалистами нюансом, отличается от творения другого мастера.

Производство лаковых миниатюр Палеха - трудоёмкий и длительный процесс даже для мастеров своего дела, занимающихся им не один год. Само папье-маше, на котором и пишут миниатюры, изготавливается из картона. Из него мастер нарезает полосы, которые намазывает мучным клейстером и наклеивает одна поверх другой на деревянную болванку.

После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх этих слоёв наносят ещё светлый лак, каждый слой которого просушивают в печи при определённой температуре. И лишь после этого художник может приступить к росписи изделия.

Краски Палехские художники изготавливают также по определённым рецептам. Считается, что эти уникальные способы дошли до наших времён из древней Руси и Византии. Краски также изготавливают вручную. В их состав входят различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. Успешный результат работы во многом зависит от правильности их приготовления. Также для работы над миниатюрой палехские художники используют очень тонкие кисти из беличьей шерсти, которые часто изготавливаются самим мастером.

Для того, чтобы краска держалась на гладкой поверхности изделия и не смазывалась, поверхность обрабатывают пемзой, после чего на поверхность изделия карандашом наносят контуры рисунка. Иногда размер изображения настолько мал, что мастер даже прибегает к помощи лупы. Остаётся только удивляться, какой твёрдости руки и точности движений требует создание данного образца. После окончания росписи красками поверхность изделия сушат и на неё наносят ещё один слой лака.

После этого художник приступает к оформлению золотом и серебром. Золото для миниатюр применяют достаточно высокой 96 пробы. По окончании работы золото полируют с помощью агата. Бывает, что на роспись сложного изделия художник затрачивает несколько месяцев. Более простые изделия изготавливают за несколько дней.

По окончании работы мастер ещё семь-восемь раз покрывает поверхность лаком, полирует на специальном полировочном круге и далее шлифует уже вручную до исчезновения мельчайших царапин. Благодаря такому долгому и кропотливому процессу лаковая поверхность приобретает зеркальный блеск, а изображение особую насыщенность и глубину.

Наиболее известными изделиями мастеров Палеха являются шкатулки и ларцы различных форм и размеров. Также художники выполняют портреты, полиграфическую продукцию и иконы. Кроме того, мастера изготавливают на заказ лаковые панно, значки и другие сувениры. Произведения искусства из Палеха являются отличным подарком, их красоту и уникальность невозможно не оценить. Правда, и стоят они недёшево и доступны далеко не всем.

Основными темами произведений палехских художников остаются персонажи русских народных сказок, пейзажи неповторимой русской природы и фольклор. На миниатюрах можно увидеть как знаменитую русскую тройку или празднование Масленицы, так и сказочного Ивана-Царевича, а то и вовсе легко узнаваемую сцену из сказки. Отчасти поэтому произведения их неповторимы – ведь только русский человек может создать такие изображения.

Иногда художники вносят разнообразие в свой репертуар и приурочивают изображения к различным историческим событиям. Так, известны миниатюры со сценками сражений Великой Отечественной войны или связанные с полётами в космос. Описать красоту изделий палехских мастеров словами невозможно – миниатюры надо увидеть. Даже репродукции и открытки с репродукциями сюжетов, изображённых палехскими художниками, поражают, а оригинальные изделия просто великолепны.

Часто в изображениях, созданных палехскими мастерами, присутствуют религиозные сюжеты, церкви, соборы. Таким образом художники отдают дань предкам, которые были знаменитыми иконописцами. Также мастерами Палеха расписаны некоторые соборы. Так, например, роспись Крестовоздвиженского храма приписывают именно иконописцам из Палеха Беляеву и Вечерину. Ещё одной известной работой палехских мастеров является роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Эту роспись выполнили крестьяне Василий и Иван Белоусовы.

Техника настенных росписей палехских художников походит на технику выполнения древних фресок. Краски для них они изготавливают практически так же, как и для росписи своих миниатюр, применяя смесь яичного желтка и уксуса.

В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. У большинства иностранцев Россия ассоциируется именно с искусством палехских мастеров и их изделиями. Большинство из них, приезжая в нашу страну, пытаются купить их и увезти с собой на память о нашей стране величайшие произведения русского искусства из Палеха.

Как палехская миниатюра наследует иконописи


Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.



Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.


Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.




Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.



В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо­том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи­вописи, с помощью которого достигается ощу­­щение объема фигур; штрихи, написан­ные белилами, золотом или краской в не­сколь­ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).




На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства

Какие еще истоки у палехской миниатюры



Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.



Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год Wikimedia Commons

Ivanovo crest

Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году

  • Бакушинский А. В. Искусство Палеха.

Палехская роспись

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

Содержание:

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

город Палех

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

элементы палеха рисунок

Отличительная особенность палехской росписи:

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

элементы палеха раскрашенная работа

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки.

палехская миниатюра

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

палехские шкатулки

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Читайте также: