Самостоятельность как черта личности кратко

Обновлено: 17.05.2024

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обострённом стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование С.

Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Полезное

Смотреть что такое "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, самостоятельности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы. 2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.… … Толковый словарь Ушакова

самостоятельность — лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

самостоятельность — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность — чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность — положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность — • полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность — savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности.

Однако это не является абсолютно надежным признаком. Так как тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью.

Дело в том, что многие проявления самостоятельности в раннем возрасте – это признак псевдосамостоятельности. Как же определить истинный смысл? Внимательно понаблюдайте за малышом. Если его стремление не имеет стойкой тенденции и сводится лишь к одиночным исполнениям действий, скорее всего это мнимая самостоятельность. Например, малыш хочет лишь самостоятельно застегнуть пуговицы на одежде, а о том, чтобы одеть себя, и слышать не хочет. Или пытается самостоятельно вырезать флажки, потому что знаком с этим, но самостоятельно вырезать круг он даже не возьмется.

Как же отличить истинную самостоятельность от мнимой самостоятельности?

Так, желание подмести пол или причесать маму, или прибить крючок к двери – это уже представление о некоторых результатах в действиях, которые еще не получены реально, но уже представляются, мыслятся.

Этот этап длится около полугода (от 2,6 – до 3-х лет). Успех этого этапа зависит от взрослого. Ведь инициатива ребенка намного опережает его возможности. Само собой разумеется, что он не сможет самостоятельно вбить гвоздь. Во-первых, не владеет инструментом, во-вторых, нет навыка, в-третьих, это просто опасно. Результат, скорее всего, будет плачевным, если ребенка оставить без помощи. Следовательно, требуется уважение и поддержка намерений ребенка, и практическая помощь.

Правильное поведение взрослых формирует появление признаков самостоятельности. Самостоятельность – это инициатива, планирование действий, настойчивость, стремление к достижению цели, упорство и работоспособность. Поэтому так важна роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности. Так как ошибки взрослых могут привести не только к деформации развития самостоятельности, но и к личностным искажениям.

Наиболее типичные формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослыми первичных инициативных намерений ребенка. Подобное поведение взрослых вызывается тем, что детская инициатива часто бывает обременительной. Ребенок требует дать ему утюг, чтобы гладить как мама. Крича и плача, он выражает недовольство, когда это пресекают. Ошибочность поведения взрослых, конечно, не в том, что он пресекает это опасное желание, а в том, что он делает это в резкой форме, без разумных объяснений, не переключая детскую активность в другое русло.

В итоге это приводит к отмиранию инициативности как первого звена в формировании самостоятельности, т. е. свертывается процесс ее развития в целом.

Синдром беспомощности проявляется в еще более глубокой задержке развития в целом и самостоятельности в частности. При этой форме несамостоятельности у ребенка не возникает инициативы намерений даже в начале третьего года жизни. Правда, дети порой ошибочно оставляют впечатление как раз очень самостоятельных людей, так как молча и долго могут заниматься своим делом, не докучать взрослым. Однако, если присмотреться к их действиям, то легко обнаруживается поразительная скудость и однообразие этих самостоятельных действий. Малыш часами может пересыпать содержимое одной коробки в другую, независимо от предназначения предмета трясет его, лижет, стучит об пол.

Причина этой формы несамостоятельности не избыток опеки и вмешательства в дела ребенка, как это имеет место при инфантилизме, а как раз – полное отсутствие или минимум внимания и участия к его делам и действиям.

Запомните! Воспитывает самостоятельность в ребенке своевременная и строго дозированная помощь взрослого.

Тогда появляется третий признак самостоятельности, значимость его трудно переоценить. Способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя как деятеля.

Значение этого этапа за пределами трехлетнего возраста. Это становление человека как личности, умение оценивать себя самостоятельно.

Самостоятельность – это стержневое качество личности, отражающее ее способность свободно, но сознательно и обоснованно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями независимо от групповых воздействий.
Развитие познавательной самостоятельности будущих экономистов в обучении иностранному языку | Т. И. Кулагина

Самостоятельность характеризует готовность и способность человека организовывать свою жизнь, опираясь на внутреннюю уверенность в своих силах, независимо от внешних факторов, суждений и оценок. С самостоятельностью взаимосвязано умение анализировать, планировать, и регулировать свою деятельность, а также нести ответственность за ее результаты.

Самостоятельная, самодостаточная личность принимает решения без вмешательства посторонних, имеет свое мнение и адекватно оценивает положительные и отрицательные стороны своего выбора. Такая личность активно приобретает и использует навыки, идеи и знания, а также готова к исследованиям, новаторству и творчеству.

Чрезмерная самостоятельность не совсем уместна в командных видах деятельности и спорта, там, где существует необходимость постоянно советоваться, согласовывать позиции, вырабатывать общую стратегию поведения и нести ответсвенность за конандный результат. Однако в рамках своей зоны ответственности самостоятельность неоценима, так как ведет к продуктивности и росту. Ошибочное понимание самостоятельности проявляется в нежелании выполнять приказы и распоряжения руководства, следовании на поводу своих желаний и стремлении ни перед кем не отвечать и не отчитываться. Чаще всего оно встречается у подростков и инфантильных взрослых. Самостоятельность, искаженная пороком, ведет к отрицанию чужого опыта и авторитета, неспособности работать в команде, а иногда и к развитию звездной болезни.

Самостоятельность как свойство личности, черта характера - уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность. Формирование самостоятельности как черты характера является одной из важных проблем в теории воспитания и обучения. Воспитание самостоятельности составляет одно из необходимых условий формирования человека как существа общественного

Трактовка понятия "самостоятельность" лишена однозначности, существует множество разных определений данного качества. Самостоятельность можно рассматривать как свойство, качество, стержневое качество личности, черту характера, способность к действию.

Цель реферата:Рассмотреть особенности формирования самостоятельности у подростков

2)Изучить процесс формирования самостоятельности.

3)Раскрыть составляющие самостоятельности личности

Самостоятельность

Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне[1].

Самостоятельный- как существующий отдельно от других, то есть независимый; как обладающий инициативой, способный к решительным действиям человек; как совершаемое собственными силами, без посторонних влияний.

Познавательная самостоятельность

Наиболее важным компонентом самостоятельности, который находится под влиянием учебного заведения, является познавательная самостоятельность человека, которая прежде всего предполагает критичность и гибкость мышления. В основе критического и гибкого мышления лежит прежде всего привычка к решению нестандартных задач.

Формирование самостоятельного мышления требует создания нестандартных ситуаций в процессе познания человеком мира и перевод человека в состояние познавательной активности, которое характеризуется поиском многочисленных решений задач.

В противоположность ему, стереотипное мышление легко подвержено внешнему манипулированию. Если человек при анализе явлений привык использовать небольшое число факторов, то достаточно часто и ярко говорить ему об одном-двух факторах, чтобы он оперировал только ими. Он воспользуется этим, поскольку никогда не искал другие факторы и не оперировал ими в различных ситуациях[2].

Познавательная самостоятельность имеет следующие признаки:

1.Потребность в знаниях

2.Умение самостоятельно мыслить

3.Способность ориентироваться в новой ситуации

4.Стремление найти свой подход к новой задаче

5.Способность высказать свою точку зрения, которая не зависит от других людей

Мотивация

Рассматривая психологический аспект данной проблемы, необходимо отметить наличие в структуре познавательной самостоятельности мотивации, которая определяет поведение личности. В основе ее лежат мотивы. Одним из важнейших мотивов учения является познавательный интерес.

Хорошие результаты дает максимальная опора на активную мыслительную деятельность: создание учебных ситуаций, требующих активного поиска, размышлений, напряжения мысли, нахождения путей разрешения противоречий, принятия решений и т. п. Не менее важными условиями формирования положительной мотивации учения являются формирование благоприятного психологической обстановки на занятии, установление доверительных отношений между преподавателем и студентами. Также важно и управление формированием мотивации. При этом следует учитывать возрастные особенности мотивации учения — чем старше учащийся, тем устойчивее мотивация.При организации обучения, направленного на развитие у студентов желания и умения вести самостоятельную познавательную деятельность, преподаватели вуза сталкиваются с различными трудностями. Это происходит по ряду причин:

Во-вторых, обучение в вузе, как правило, происходит по традиционной системе. В таком случае при организации самостоятельной работы студентов не уделяется должного внимания уровню их умственного развития, характеру деятельности и другим индивидуальным особенностям.[3]

Психология самостоятельности

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений:

1.Способность к самоутверждению

3.Умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции

4.Умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению,

5.Склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу

По данным американских психологов Джерома Кагана и Говарда Мосса, обследовавших 89 человек от рождения до 24 лет, склонность к пассивному уходу из напряженных ситуаций и зависимость от семьи, обнаружившаяся в детстве, в значительной степени сохраняются и у молодых взрослых. Эти выводы подтверждались и другими исследователями. Группа психологов проводила психологическое тестирование 59 мальчиков в 3, 4, 5, 7 и 11 лет. И выяснилось, что мальчики, которые в 4-летнем возрасте умели контролировать свои желания, противостоять соблазну, и в более старшем возрасте, 7 лет спустя, отличались внимательностью, способностью следить за своими эмоциональными импульсами, умением сосредоточиться, склонностью к размышлению и т. д. Напротив, мальчики, у которых самоконтроль был плохо развит в 3—4-летнем возрасте, так и остались беспокойными, суетливыми, эмоционально экспрессивными, агрессивными, раздражительными и неустойчивыми, в стрессовых ситуациях проявляли незрелость.[4]

Труд, безусловно, важнейшая сфера самореализации личности. Между общественным положением и характером труда, с одной стороны, и ценностными ориентациями, психическими процессами и самосознанием личности, с другой, существует обратная связь. По мере повышения общественного статуса люди начинают выше ценить самостоятельность, возможность самим принимать ответственные решения, причем это сказывается не только в труде, но и на самосознании, отношении к обществу. Доказано, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления и более самостоятельного отношения к себе и к обществу. Рутинный же труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более инертным и стереотипным.

Таким образом, свойства личности зависят от содержания и степени самостоятельности ее в трудовой деятельности. Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочного внешнего контроля, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и социальную ценность своего труда. Напротив, тесный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, что сказывается на его мировоззрении, а иногда даже приводит к нервно-психическим расстройствам. Чем меньше у человека самостоятельности в труде, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим и тем вероятнее появление у него различных эмоциональных расстройств. А качества, формирующиеся в труде, находят применение и в быту. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью досуга. Более самостоятельные в труде и обладающие большей психологической гибкостью люди выше ценят самостоятельность и в собственных детях и соответственно их воспитывают. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Те же самые закономерности проявляются и в учебе.

Доказано, что и здесь самостоятельность не только стимулирует учащихся к творчеству, но и существенно улучшает их мысленные процессы, повышает удовлетворенность учебой и т. д. С другой стороны, более развитые и самостоятельные учащиеся склонны предъявлять повышенные требования к содержанию и методам учебного процесса.

Известно: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, и это происходит не только с подростками, но и со сложившимися взрослыми людьми.

Заключение

Самостоятельность личности – это стрежень человека. Формирование самостоятельности как черты характера является одной из важных проблем в теории воспитания и обучения. Воспитание самостоятельности составляет одно из необходимых условий формирования человека как существа общественного

Цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить человека самому себя обслуживать. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Человек должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Читайте также: