Приморский сонет ахматова анализ кратко

Обновлено: 01.06.2024

История создания

Читайте по теме:

Можно назвать главной темой такое событие в жизни каждого человека как смерть. Прямых слов о ней нет, но по контексту можно понять этот факт.

Композиция

Произведение имеет линейную композицию. Первые 8 строк являются четверостишиями, а дальше использованы терцеты. Их 2.

Произведение совпадает по жанру с названием. Перед читателями сонет. В этом жанре Ахматова любила классическую форму, поэтому придерживалась её правил.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Над цветущую черешней, в чаще изумрудной – эпитеты.

Олицетворение

История создания

Жанр, направление, размер

Тезис раскрывается через перечисления однородных членов: скворешни, воздух, черешня, месяц. Всё, что дорого и прекрасно в земной жизни, останется в этом мире, а лирическая героиня уйдёт по дороге, конечный пункт которой умалчивается. Но через антитезис и развязку мы представляем вечность, её потустороннюю красоту, и читателю понятно, куда ведёт лирическую героиню путь.

Смысл названия

Образы и символы

В данном стихотворении ключевую роль играют природные образы, когда как лирическая героиня никак не обрисовывается. Это даёт читателю вполне детальное представление того, что окружает героя в приморской обстановке, но сам герой остаётся загадкой, и вместо него можно легко представить себя на берегу моря.

Хотелось бы детальнее проанализировать завершающий образ стихотворения – аллея Царского села. Почему она возникает в перечне деталей приморской обстановки?

Анна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году, а в Петербург и Царское село её семья переехала десять лет спустя, в 1899 году. Анна Андреевна поступила в Мариинскую женскую гимназию, и на этот период пришлись её первые поэтические опыты. Позднее, уже став женой Николая Гумилёва, Ахматова проживала в Царском селе в доме свекрови с 1911 по 1916 годы. Таким образом, юность и молодость поэтессы связаны с Царским селом.

Темы, проблемы, настроение

В целом стоит отметить, что тема смерти характерна для всего творчества Ахматовой, только отношение к ней меняется в зависимости от исторического периода и событий в жизни поэтессы. Например, в годы революции и террора смерть – трагическое событие, это насилие, неизбежный ужас, который связан с государством-тираном. В поздние же годы развиваются мотивы спокойного ожидания смерти и её принятия, без горечи и страха.

Лирическая героиня не боится смерти, спокойно принимает её. Для неё уже не существует страха смерти. Окружающий мир, который переживёт её, вызывает скорее умиление и любование, нежели зависть от его долговечности. Лирическая героиня слышит зов вечности, и, кажется, готова на него ответить.

Смысл

Чему учит?

Средства художественной выразительности

Автор: Софья Панихидникова

Автор: Самый Зелёный · Published 19.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 03.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Человеческая жизнь — бесконечная череда дней и ночей, закатов и рассветов. Она не бывает однообразной, она полна загадок. Писатель — это художник жизни, стремящийся запечатлеть на бумаге всю эту картину, не упустив ни одного явления. Поэтому-то литература так богата, ярка, таинственна, и при выборе одного любимого произведения “заботливая” память подкидывает читателю их не один десяток. Многие из этих произведений касаются темы, волновавшей в прошлом, волнующей сегодня и, несомненно, важной для будущего, — темы вечности и бренности. Разные авторы затрагивают философскую проблему восприятия этих двух начал, таинственного взаимодействия жизни и смерти: кого-то смерть страшит, кого-то неотвязно манит, а кто-то играет со смертью, не веря в ее близость. В произведении А.А. Ахматовой “Приморский сонет” дорога в иной мир не кажется ничем страшным, похожим на грозное “memento more”. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Этот сонет был написан в Комарове — небольшом местечке на берегу Финского залива. В одной заметке о Лермонтове Ахматова упомянула, что он, глядя на Маркизову лужу, писал: “Белеет парус одинокий…”, — а сама поэтесса на берег Финского залива переносит “и блеск, и тень, и говор волн” южного моря и пишет “Приморский сонет” — эпитафию “цветущим черешням”, юности, воспоминаниям:

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила солнечную косу

За версту от земли на плоском камне.

И вовсе не знала, что это счастье.

(А. Ахматова. “У самого моря”.)

Уже в названии Ахматова обозначает жанровую форму стихотворения — сонет, строго выдерживая ее на протяжении всего произведения. В стихотворении есть все части, соответствующие сонету. В первой строфе — утверждение: “Здесь все меня переживет…” Гипербола (“все”) усиливает ощущение человеческой бренности и незыблемости всего окружающего. Во второй строфе зазвучали сомнения в смертности человека, появился образ вечности. В легком сиянии месяца мерещится лунная дорога. Она манит “с неодолимостью нездешней”, манит переступить порог из бесконечной бренности в бездну, как это некогда сделал мой любимый герой — прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Но конец пути еще не виден, он скрыт фигурой умолчания (“дорога не скажу куда…”). Далее идет обобщение: дорога становится более явственной. В четвертой строфе — вывод, окончание пути. Лунная дорога привела поэтессу к Пушкину. “Там средь стволов еще светлее”, потому что там Пушкин. Ахматова тянется к этому свету:

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану.

(А. Ахматова. “В Царском селе”.)

Стихотворение от утверждения к выводу движется интуитивно. В нем нет строгой логики. Художественное пространство — своеобразная граница между жизнью и вечностью — объемно, разомкнуто. Стихотворное время бесконечно условно: будущее и прошлое настолько сплелись, что ощущение времени исчезло.

“Приморский сонет” не изобилует многочисленными художественными приемами: в стихотворении всего один эпитет — “изумрудная” чаща, но он сверкает чистыми пушкинскими красками. Инверсия (“с неодолимостью нездешней”) усиливает стремление к неземному. Выбранный Ахматовой стихотворный размер (ямб) не противоречит элегическому настроению сонета. Пиррихии облегчают этот размер, придают стихотворению особую мелодичность.

Сонет как стихотворный жанр возник в тринадцатом веке, был особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения:

Суровый Дант не презирал сонета,

В нем жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета,

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

(А. С. Пушкин. “Суровый Дант не презирал сонета…”)

Ахматова продолжает эту поэтическую традицию. В отличие от сонетов, в которых преобладало лирическое, любовное начало, “Приморский сонет” проникнут глубоким философским смыслом. Ахматова не была в этом новатором, первым философское звучание сонету придал А.С. Пушкин. Это еще одна ниточка, связывающая двух великих поэтов “золотого” и “серебряного” века.

Среди произведений, принадлежащих перу поздней А. Ахматовой, много шедевров: “Реквием”, “Поэма без героя”, “Венок мертвым”. Но мне запомнился именно маленький, светлый “Приморский сонет”. Он покоряет тихой грустью о невозвратном и незабвенном, притягивает образом уставшей, много вынесшей, но не сломленной, гордой русской женщины.

Вариант 2

В то время я гостила на земле…

В русской и мировой литературе немало лирических произведений, посвященных вечным темам жизни и смерти. Среди этих удивительных и, безусловно, заслуживающих внимания стихотворений меня более всего привлекает “Приморский сонет” Анны Ахматовой: он наиболее полно соответствует моему сегодняшнему пониманию мироустройства. Человека часто волнуют вечные проблемы жизни и смерти, своего предназначения здесь, на Земле. Эти вопросы одними из первых возникают перед многими молодыми людьми, впервые отправляющимися в самостоятельное плавание по жизни. Те или иные ответы на эти вопросы могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь человека.

В философском стихотворении Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и преходящего, их связи между собой, делается акцент на бесконечности жизни, непрерывно текущей из прошлого в будущее.

Из названия и формы стихотворения (два катрена и два терцета) становится ясно, что перед нами сонет, а это, в свою очередь, предполагает, что поэтическая мысль произведения должна быть раскрыта по строго определенным правилам.

В самой первой строке стихотворения четко выявляется утверждение:

Здесь все меня переживет.

Создается ощущение бренности земного существования, особенно усиливаемое повторением слов “все — все”, “воздух — воздух”. Лирический герой сознает, как мала и незначительна его земная жизнь. Образ “ветхие скворешни” и метафора “воздух вешний, морской свершивший перелет”, имеющая оттенок гиперболы, передают чувство мимолетности жизни “здесь” и неизбежности ухода в некий иной мир.

Лирический герой сонета условен: в тексте стихотворения нет глаголов и прилагательных женского или мужского рода, соответствующих лирическому герою, единственное слово, напрямую связанное с ним, — местоимение “меня”. Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами.

В следующей строфе косвенно выражается сомнение в незначительности земной жизни человека, а яркая метафора “голос вечности” предполагает существование неземного мира, в котором сделанное человеком на Земле обязательно найдет свое отражение. Созданное в этом “ветхом” мире обретет новую жизнь в “вечности”.

Таким образом после двух первых строф в сонете обозначаются два мира: существующий сейчас на Земле и существующий вечно везде. Пространство и время сливаются в стихотворении воедино, образуя неделимое целое. Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Не случайно сонет назван именно “приморским”, а не “морским”. Анна Ахматова и этим подчеркивает существование некой грани. Символом вечного является море, стихия, а настоящее вводится словом “здесь” в первой строке стихотворения.

Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь. И, действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем, в четвертой строке второго катрена. Мотив лунной дорожки будет звучать и далее в стихотворении. Чуть раньше появляется образ “цветущей черешни”, связанный с лунной дорожкой. Здесь важно прилагательное “цветущий”, помогающее восстановить эту связь: цветение — это жизнь.

Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя. Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания:

Дорога не скажу куда…

Незаконченность позволяет подчеркнуть неповторимость пути каждого, невозможность заранее спланировать и точно определить этот путь. Анну Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду, образ которого символизирует “колыбель” русской поэзии, связанную с именем Александра Сергеевича Пушкина.

Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение во времена Пушкина в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Язык стихотворения очень органичен. Анна Ахматова не прибегает к особенной, нарочитой образности, но в то же время она прекрасно использует разнообразные художественные приемы, например, развернутую метафору “воздух вешний, морской свершивший перелет”. Эпитет “изумрудная чаща” напоминает яркие краски пушкинского “Зимнего утра”:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ощущение неразрывности и бесконечности времени и пространства создается благодаря использованию кольцевых рифм в первой и второй строфах. Ямбический стих сонета содержит большое число спондеев и пиррихиев, что облегчает ритм, усиливает нужные ударения и придает стихотворению элегическую интонацию.

Если говорить о построении стихотворения в целом, то оно характерно для классического сонета: вначале идут два катрена, объединенных опоясывающей рифмовкой:

Здесь все меня переживет…

Голос вечности зовет…

Далее следуют два терцета с парными (“нетрудной — изумрудной”) и опоясывающими (“куда — пруда”) рифмовками.

Анна Ахматова не отвечает в “Приморском сонете” на те вечные вопросы, на которые хотелось бы найти ответы, да и вряд ли кто на Земле знает эти ответы. Но это не самое важное, гораздо значимее, чтобы человек жил не просто так, а пытался найти свой путь, призвание, свое место в жизни. Важно, чтобы человек верил, что все созданное им не будет забыто после его смерти и он оставит свой след на “песке времен”. Именно об этом стихотворение Анны Ахматовой, именно поэтому оно по праву принадлежит золотому фонду как русской, так и мировой поэзии.

Произведение представляет собой стихотворение, написанной в каноническом жанре лирики, называемом сонетом, и относится к позднему творчеству поэтессы.

По композиционной структуре стихотворение является твердой формой, состоящей из четырнадцати строк в виде двух четверостиший и двух трехстиший, по стихотворному содержанию представляющих разновидности рассуждения по поэтической схеме в форме тезиса, антитезиса и синтеза.

Ключевой тематикой стихотворения изображается идея о скоротечности жизненного существования и понятии смерти, при этом в качестве стихотворного размера поэтесса выбирает четырехстопный ямб, чередуя мужскую и женскую рифмы и повторяя точные опоясывающие рифмовки.

Произведение имеет отличительные черты в виде ясного, естественного образа, неперегруженного средствами художественной выразительности в форме метафор, сложных аллегорий, многозначных символов, изображая пейзажную зарисовку прозрачно и подвижно. Используемые в стихотворении эпитеты и инверсии создают эффект раскованной торжественности и плавности произведения.

Образ земного мира с реально существующими человеческими чувствами представляется поэтессой в качестве цветущей черешни, тогда как образ смерти автор заменяет понятием вечности, зовущей лирическую героиню в другое неизведанное мироздание. Таким образом, стихотворение демонстрирует художественный прием в виде некоего умолчания, построенного на антитезе, которое раскрывается посредством изложения однородных грамматических членов.

В качестве последнего пути человека, упомянутого в финале стихотворения, называется дорога, направление которой поэтесса не указывает, но сравнивает ее с царскосельскими аллеями, где маленькая девочка училась делать первые шаги и в настоящее время завершает свое жизненное предназначение, не чувствуя страха по пути в вечность.

Стихотворение наполнено спокойно-просветленным авторским настроением, полным надежды на обретение вечного покоя в бессмертном существовании, тем самым раскрывая поэтический смыл, заложенный поэтессой и состоящим в смирении и принятии неизбежности окончания человеческой жизни.

Повествование в произведении выстроено путем применения интуитивного движения, которое, начавшись с утверждения, заканчивается авторским объемным и разомкнутым выводом, заключающимся в переплетении прошлого, настоящего и будущего, теряющихся во временном пространстве.

Анализ 2

Каждый человек в течение своей жизни хоть раз задумывается о смерти. В основном это происходит ближе к самой старости. Для поэта же главное сделать так, чтобы после смерти о тебе помнили потомки. В связи с этим основной тематикой позднего творчества Ахматовой стала тема жизни и смерти.

Стихотворение “Приморский сонет” было написано в 1958 году. В это время Ахматова жила в поселке Костомарово и часто встречалась с известными поэтами и писателями. Среди них особо выделяются И. Бродский и Ф. Раневская. На тот момент Ахматовой было уже 69 лет. За свою долгую жизнь поэтесса пережила очень много трудностей, испытала огромное количество счастливых моментов. Тем не менее при создании “Приморского сонета” можно сказать, что Ахматова была уже душевно опустошена. Она не боялась смерти, но и не ждала ее приближения. К определению самой смерти Ахматова подходит философски, сравнивая ее с вечностью.

Лирическая героиня рассуждает над темой жизни и смерти. Ей не интересен мир земной, но и счастья в загробном она не ждет. В первой строфе говорится о скорой смерти героини и вечности жизни природы. Вторая строфа противопоставлена первой. Она повествует о голосе вечности, который зовет героиню, которая возможно все-таки верит в загробный мир. В третьей говориться о дороге, которая идет в некуда. В заключительной строфе повествуется о неком покое, который связан с детством лирического героя. Ахматова считает, что путь к новой жизни ждет любого человека.

Стихотворение “Приморский сонет” написано четырехстопным ямбом. Рифмовка-опоясывающая с чередованием женской и мужской. Все стихотворение построено на противопоставлении жизни и вечности. Ахматова использует не так много средств художественной выразительности. Среди них можно выделить: эпитет( изумрудная чаща), метафора( ветхие скворешни), инверсия( с неделимостью нездешней). Стихотворение содержит философские размышления о беспрерывно текущей жизни, которая плавно перетекает в будущее.

Анализ стихотворения Приморский сонет по плану

Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

И голос вечности зовёт С неодолимостью нездешней, И над цветущею черешней Сиянье лёгкий месяц льёт.

Кажется, что еще один шаг, еще немного, и мы увидим, как герой погружается в вечность, находя там покой, умиротворение… Но вдруг все меняется, этот мир словно погружается в туман, не желая раскрыть свои тайны.

Герой уже перешел в тот мир, но мы не знаем, где он: поэтесса не говорит об этом. Я думаю, что, используя глаголы разных видов, Ахматова хотела подчеркнуть незыблемость окружающего нас мира и необычайно быстрое истечение времени, отведенного человеку…

Говоря о вечности, Ахматова показывает, что дорога к вечности у каждого человека будет своя… Например, она говорит, что ее дорога к ней намечена и этот путь связан со светлым именем Пушкина:

Там средь стволов ещё светлее, И всё похоже на аллею У царскосельского пруда.

И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда… Там средь стволов ещё светлее, И всё похоже на аллею У царскосельского пруда.

Наибольшая точность, ясность всему происходящему достигается с помощью лирических повторений

Здесь всё меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний…

До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Стихи Ахматовой необычны, они делают людей рабами творчества поэтессы: прочитав однажды ее стихотворения, вы не забудете их никогда.

Возможно вам будет интересно

Читайте также: