Что такое вещий олег в литературе кратко

Обновлено: 06.07.2024

В дальнейшем он продолжил расширение государства за счет близлежащих территорий. Под власть киевского князя в 883 году отошли земли древлян, в 884-м – северян и в 885-м – радимичей.

Происхождение имени[ | ]

Русское произношение имени Олег

В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Походы князя

Особое место в летописях занимает легендарный поход Олега на Византию. В 907 году он снарядил большое войско, и на 2000 ладьях оно двинулось на Царьград (Константинополь). Византийцы не ожидали такого натиска и сделали все, чтобы обезопасить город, в том числе цепями перекрыли гавань. Неожиданные действия Олега напугали византийцев: он поставил все свои ладьи на колеса и при попутном ветре, на всех парусах двинулся на город. Смелость города берет: этого было достаточно, чтобы греки предложили Олегу мир и дань.

Русское войско получило по 12 гривен за каждую уключину (приспособление в борту лодки для упора весла при гребле), и в дальнейшем Византия должна была платить дань русским городам. Главным итогом мира стал договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Легенды рассказывают, что Олег, отмечая победу, прибил свой щит на воротах Царьграда.

В той же летописи приводится его прозвище Вещий, что соответствует знающему будущее, предвидящему его. Так Олега стали называть сразу по возвращении из похода на Византию 907 года.

Права на правление, у Вещего Олега!

Права на правление, у Вещего Олега!

Рюрик передал на смертном одре своего сына и правление державой, и таким образом Олег продолжить династию Гостомысла по линии своей супруги, и занял место Рюрика. Получилось, что ни линия правления династии Рюрика, ни Гостомысла так и не прервалась.

Легенды о Вещем Олеге

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца Х века, носит условный характер. Тем не менее наиболее предпочтительной датой является 912 год.

Наслоение противоречивых сведений из летописей, саг и хроник, дают почву для разного рода фантастических версий о судьбе ключевой фигуры в истории Руси изначальной. Средневековый эпос изобилует загадочными фигурами, которые органично перекочевали из легенд в литературные произведения. Например, Мерлин — мудрый жрец, наставник и советник легендарного короля Артура. В ту пору многие правители разных стран держали около себя предсказателей будущего. Не исключено, что Олег подвизался в свите князя Рюрика на таком поприще.

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге (стр. 1 из 2)

Краткая биография князя Олега

Краткая биография князя Олега

Князь Олег (? — 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

О Вещем Олеге — древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.

Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.

Вокняжение в Киеве[ | ]

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Правление

По преданию, прозвище было дано Олегу из-за волхвования. Будучи главой дружины и государства, он оказался одновременно монархом, жрецом и волхвом. С этим нюансом связаны легенды, окутывающие образ правителя.

Олег Вещий в походе


Олег Вещий встречает волхвов

Сын князя Рюрика, Игорь, был ребенком, когда родитель оказался на смертном одре. Правитель решился на передачу власти Олегу. Предприимчивость, мудрость и воинский дух нового князя отмечали летописцы. Правление Вещего Олега началось с авантюры: идеи о получении полной власти над течением Днепра и захвате водного пути в Грецию. Требовалось покорить племена, проживавшие на этих территориях.

Археологи подтверждают, что к моменту прихода Олега к власти Новгорода как такового еще не существовало. Его место занимали три поселения, обобщенных Детинцем, городской крепостью, построенной в 9 веке. Рюрик и Олег были правителями не столько Новгорода, сколько Старгорода, как его называли. Рядом располагался крупный торговый центр, город Ладога, чья значимость постепенно уменьшалась в 859-862 годах из-за многочисленных войн и внедряемых пошлин. Города, о которых идет речь, остались неизвестными, но появившийся здесь Новгород оказался легендарным.

Князь Олег Вещий


Князь Олег Вещий

Мужчина оказался человеком, сумевшим объединить Древнюю Русь. Князь первым нанес удар по Хазарскому каганату, притеснявшему родину, и начал сотрудничество с греками. После гибели Рюрика он стал правителем и на Севере. Новому властителю подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. Смоленск и Любеч оказались под властью Вещего Олега.

Поход Олега Вещего в Царьград


Поход Олега Вещего в Царьград

Политика, проводимая князем, спровоцировала важные для державы события. Территориальное ядро, заложенное Олегом, признали племена, в числе которых: вятичи, поляне и северяне, радимичи, уличи и другие. Назначив собственных наместников, князь совершал ежегодные объезды, полюдье, ставшие прообразом налоговой службы и судебной системы.

Воюя с хазарами, Олег освободил восточнославянские земли от дани, которую на протяжении 2 веков передавали угнетателям. В 898 году к границам государства приблизились венгры, но князю удалось наладить мирные отношения с воинственно настроенными людьми и договориться о доверительном сосуществовании.

Олег Вещий прибивает щит к вратам Царьграда


Олег Вещий прибивает щит к вратам Царьграда

В 907 году состоялся поход на Константинополь, который в некоторых источниках называют Царьградом. Результатом стал торговый договор, заключенный в 911 году. По нему русские купцы могли не платить пошлину за торговлю в Константинополе и в течение полугода бесплатно жили в монастыре Св. Мамонта, получая довольствие и ремонт судов за счет Византии. Между странами также существовал обоюдный мирный договор.

Князь Олег Вещий


Князь Олег Вещий и его конь

По данным некоторых документов, Олег выступал в Каспийских походах против персов. Исторические события того времени описаны смутно и отрывочно, поэтому восстановить их сложно. Но мнения ученых объединяют гипотезы и происшествия, связанные с именем князя Олега. Так, историк 13 века Ибн Исфандийар описывает набег русичей на персидский Абаскун. После поражения в этой схватке русская дружина одолела город в 909-910 годах, хотя гнев персов и месть вновь настигли захватчиков.

Арабский ученый Аль-Масуди свидетельствовал о том, что в 912 году правитель русов, не названный по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. В своих описаниях Аль-Масуди упоминал персонажа, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.

…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Вещий Олег – известный новгородский и Великий киевский князь, правивший с 879 по 912 года. Олег не был прямым родственником Рюрика. Современные историографы считают, что Олег был выбран регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче из-за доверительного к нему отношения со стороны Рюрика.

После смерти Рюрика в 879 году князь Олег получил право на власть в Новгороде. Укрепившись в новгородских землях, Олег отправился в Киев и завоевал его в 882 году. Таким образом, Олег сумел объединить два политических центра славян в единое целое. Часто именно Олега называют настоящим создателем Древнерусского государства.

После убийства братьев Аскольда и Дира, а также полного подчинения Киева, Олег с дружинной раз и навсегда перебрались в новую столицу русских земель. Главной задачей дальнейшего княжения Олег выбрал “собирательство” славянских земель:

  • подчинил Киеву древлян в 883 году;
  • обложил данью северян в 884 году;
  • радимичи подчинились подчинились в 885 году.

Князь Олег понимал важность международного положения Древнерусского государства. Потому в 907 и 911 году предпринял две попытки военного и мирного походов на Византию. Результатом внешней политики князя стал договор о беспошлинной торговле между Киевом и Константинополем.

В 912 году Олег скончался от укуса змеи. В “Повести временных лет” говорится о том, что Олег смог предсказать собственную смерть за год, потому и получил прозвище “Вещий”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сюжет и образ Вещего Олега в русской литературе ХIХ – ХХ веков.

Выполнила: Круглова А.А.

ученица 10 класса.

Руководитель: Погодина Е.С.

учитель русского языка и

с. Жуковка 2012 г.

История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр ׀ и др.

Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша исследовательская работа. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.

Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании. В.С.Высоцкий, наоборот, иронично насмехается над своим героем. Возможно, это связано со временем создания произведений, как не как их разделяет полтора века.

Актуальность обусловлена, необходимостью рассмотреть закономерность развития образа и сюжета о Вещем Олеге в творчестве поэтов разного времени.

Цель нашего исследования: проследить развитие образа и сюжета об Олеге Вещем в русской литературе Х ׀ Х-ХХ веков.

Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:

- рассмотреть художественное воплощение образа Олега Вещего в произведениях А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, В.С.Высоцкого;

- выявить закономерности в трактовке образа Олега.

Гипотеза: мы предполагаем, что для создания образа Вещего Олега поэты используют художественно-выразительные средства языка, временные рамки, исторические события и жанр, в котором они создают свои произведения. Несмотря на то, что в основу этих произведений положена одна ситуация, она разрабатывается по-разному, в зависимости от мировосприятия поэтов.

- анализ литературных источников;

Историческая справка о князе Олеге.

Во всех своих воинских делах, даже самых разрушительных, князь Олег не выходил за пределы правил и традиций – он делал только то, что обычно совершают воюющие стороны.

Олег совершает походы ради Руси, в ее честь. Олег – воин подпадает под действие благих сил, всеобщего закона, которые его уберегли и пощадили. Его нравственность и его долг находятся в согласии. В таком же согласии находится Олег и со своей дружиной.

А далее следуют вопросы Олега о коне. Ему отвечают:

Давно уже почил непробудным он сном.

Князь, таким образом, послушал волхва – кудесника, он не проигнорировал его мнение, как это полагалось в канонической балладе, и расстался с конем.

Здесь перед нами раскрывается, в какой-то мере, борьба страстей в душе Олега. С одной стороны, как писал Александр Сергеевич Пушкин, трогательная любовь князя к своему коню, от которого в тогдашнее время зависела для воина жизнь и смерть, а с другой – предсказание кудесника, требовавшее от князя оставить коня ради сохранения собственной жизни.

Однако очевидно, что, несмотря на покорность Олега, балладные силы существуют и выявляются в действии. В одном случае, они хранят Олега, в другом – губят его. Вероятно, их действие подчинено каким-то высшим законам. Таким законом выступает у Александра Сергеевича Пушкина гуманистическая нравственность.

В балладе предсказание кудесника выступает как грозный и как благой знак одновременно, и у Александра Сергеевича Пушкина есть большое сомнение в том, надо ли человеку слепо повиноваться пророчествам, независимо от соотнесения поступков с истинными нравственными ценностями.

В балладу Александра Сергеевича Пушкина включаются высшие таинственные силы, которые требуют послушания прежде всего человеческого сердца, а потом уже ума, рациональных соображений и гаданий. Он исходит из того, что высшие силы, в чем-то схожи с античным роком, который требует покорности и который надо принимать.

Действие баллады относится к 912 или (по иным летописным источникам) к 922 годам, за шесть или семь десятилетий до принятия Русью христианства, т.е. Крещения Руси.

Однако есть еще одно значение, которое было живо в пушкинскую эпоху, и о котором поэт знал, потому что внимательно читал летопись.

К.Ф. Рылеев, воспевая воителя овеянного славой бранных побед, поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины при помощи описания его внешности, динамике его поведения; разнообразных и колоритных по языковому составу эпитетов и метафор.

Антитеза возвеличивает ратные доблести древнерусского князя, но не даёт объективности в создании образа. Ситуации раскрывают характер в задуманных автором свойствах, а не в полноте содержания его внутреннего мира и эпохи, частью которой он является. Поэтому образнее приобретает индивидуально-исторический облик.

Жил был когда-то князь Олег,

Владетель русского народа,

Варяг, боец (тогда свобод

не начинала свой побег).

Его рушительный набег

Почти от Пскова до Онеги

Поля и веси покорил …

Молвой ужасной этой вести.

Но что замедлил князь Олег

Свой разрушительный набег.

Поэма оканчивается риторическим вопросом, смысл которого в том, что пойдет ли Олег на захват Византии или нет.

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что и никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул

И то – саркастически хмыкнул:

«Ишь говорят ни с того ни с сего,

Олег у В.С.Высоцкого оказывается приниженным ещё из-за того, что рассказ ведёт герой, которому свойственны изыски культуры, речь его наполнена ошибками, и главное – он сам не чувствует никакого почтения к Олегу.

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота…

Ироническое отношение В.С. Высоцкого реализуется весьма многообразно: с помощью пародии, контраста, остроумия, соединения различных речевых стилей, гротеска.

Финал стихотворения В.С. Высоцкого – чёткая и жёсткая мораль, в которой комизм не мешает серьёзному смыслу:

… Каждый волхвов покарать норовит, -

А нет бы – послушаться, правда?

Олег бы послушал – ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда…

Если К.Ф.Рылеев писал в жанре думы, то А.С.Пушкин положил в основу легенду, облечённую в форму баллады. Об этом свидетельствуют балладные элементы: мотивы рока, предопределённости судьбы и связанные с ним атрибуты: змея гробовая, кости, череп

К.Ф.Рылеев пытался донести до читателя историческую атмосферу, в которой происходит действие. Образ Олега отходит от своей эпохи, воплощая идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании. Поэт стремится, прежде всего, не объективно воспроизвести детали действительности, а решить собственные воспитательные задачи.

Так М.Ю.Лермонтов повествует в настоящем времени об ушедших событиях, но отделяет Олега от современного поколения. Он всё своё внимание акцентирует на окружающем и внутреннем мире героя, создаёт портрет Олега, всё произведение поэта пронизано романтическими мотивами, именно поэтому им избирается жанр – поэма.

А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов показывают князя Олега мужественным, гордым, мудрым, любящим русскую землю. Они приближают повествование об Олеге к настоящему, то есть увековечивают его.

Возможно, что причина такого расхождения кроется в эпохе, которая разделяет идеалы и взгляды поэтов на историческую личность. Балладу А.С.Пушкина, думу К.Ф.Рылеева, поэму М.Ю.Лермонтова отделяют от авторской песни В.С.Высоцкого не года, а практически полтора века. Если три поэта донесли до нас образ вещего Олега таким, каким он был во времена расцвета своего правления, то В.С.Высоцкий относится к этому иронично.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что исторический сюжет и герой, используемый поэтами, лишь как форма конкретизации определенной современной мысли.

Читайте также: