Анализ цт в школе

Обновлено: 05.07.2024

Почему из года в год результаты ЦТ если и повышаются, то совсем незначительно? Что мешает некоторым абитуриентам достичь заветной цели в виде бюджетного места в вузе? И верны ли утверждения, что знание школьной программы не всегда гарантирует абитуриенту высокий балл на ЦТ?

Что касается поступления и плохих результатов тестирования, то все дело в том, что изменилась политика государства по отношению к высшему образованию. Никому сегодня не нужно столько специалистов с дипломами вузов, рынок труда не в состоянии их обеспечить местами работы, поэтому тесты по предметам и составляются так, чтобы школьники естественным образом отсеивались, а в вузы попадали только самые способные. Количество бюджетных мест сокращается, а требования к абитуриентам увеличиваются с каждым годом.

Учитель физики одной из школ города:

У кого-то нет на это времени: в обычной школе на физику отводится только два урока в неделю, чего не всегда достаточно для изучения даже школьной программы. Да, есть факультативы, но этого все равно мало. Приходится пожинать плоды решения Минобразования, что двух уроков физики для обычного класса достаточно. Теперь спохватились, снова заговорили и снова на уровне министерства, что третий урок физики в обычные школы нужно все-таки вернуть. Результаты тестирования стали хуже. А этого и следовало ожидать!

Кстати, подготовка к тестам не входит в обязанности учителя. Его задача, чтобы школьник выучил программу по предмету. А этого, как я говорила, недостаточно для хорошего результата. Кроме того, важно научить школьника правильно рассчитывать свои силы и время на ЦТ, что тоже делают не все учителя, в основном из-за нехватки времени. Несоответствие тестов школьной программе, нехватка времени на подготовку к тестированию во время уроков, ориентация при составлении тестов на одаренных, нестандартно мыслящих детей – вот, на мой взгляд, основные причины неудач многих абитуриентов на ЦТ.

Мама абитуриента:

– В следующем году сын планирует поступать в БГУ на факультет прикладной математики и информатики. Он выбрал специальность, на которую нужно сдавать математику, физику и белорусский или русский язык по выбору. В школе с самого начала у него были хорошие оценки по математике и физике. А вот с языками не всегда все было гладко, поэтому мы наняли репетитора по русскому. Но несмотря на то, что с точными науками проблем в школе не возникает, в начале учебного года все равно планируем заниматься у репетитора и по математике, и по физике. Я уверена, что даже школьные успехи сына – не залог поступления.

Знания нужно как-то систематизировать, упорядочить. А у учителей, судя по тому, что они рассказывают о своей загруженности бумажной работой, на это просто не хватает времени.

Комментарий специалиста

Меня радует, что средний балл значительно не увеличивается. В противном случае мы вынуждены были бы признать, что тестирование не выполняет своей основной функции – отбор лучших абитуриентов. Приблизительно равные из года в год результаты тестирования говорят лишь о том, что нами правильно выбран инструментарий оценки знаний выпускников.
Невысокие баллы на тестировании вовсе не повод утверждать, что из школ выпускают абитуриентов с низким уровнем подготовки, ведь тестовые задания рассчитаны не столько на отражение знаний школьников, сколько на раскрытие их творческих способностей, умение мыслить и сопоставлять знания, полученные в школе.

Кроме того, система анализов результатов ЦТ отличается от школьной оценки знаний. В последнем случае используется так называемый нормативно-критериальный метод, который теоретически позволяет каждому ученику в классе быть отличником и иметь высшие баллы по всем предметам. Оценка же результатов тестирования проводится посредством нормативно-ориентированного подхода, который способен более четко дифференцировать уровень знаний детей и из массы теоретически равных абитуриентов выбрать наиболее качественно подготовленных.

Страшно от осознания, что о твоём балле за ЦТ узнают другие? Адукар расскажет, куда идут результаты ЦТ и приходят ли они в школу.

Результат ЦТ — информация конфиденциальная. Узнать результат централизованного тестирования имеет право только сам абитуриент по номеру бланка, серии и номеру паспорта. Даже проверка бланков ЦТ организована так, чтобы никто не узнал ни личность абитуриента, ни его результаты: личные данные и ответы к тестам проверяют разные специалисты.

Республиканский институт контроля знаний, который занимается организацией ЦТ, по результатам тестирования составляет статистику (без фамилий), которая предоставляется заинтересованным сторонам — Министерству образования Республики Беларусь, управлению и отделам образования

Твоё право сообщать или нет свои результаты ЦТ школьному учителю. Если хочешь сохранить свои баллы в секрете, тактично объясни это преподавателю.

Для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение в нашей стране, необходимо получить аттестат о среднем образовании, сдать Централизованное тестирование (ЦТ), собрать остальные необходимые документы, отнести их в выбранный ВУЗ, и – вуа-ля! – ты новоиспеченный студент.

В-третьих, сама подготовка к ЦТ – это огромный стресс, поскольку нужно преодолеть нервное напряжение, правильно распределить время на самостоятельную подготовку, найти и устранить пробелы в знаниях… Все это так же важно, как и просто научиться решать задачи по определенному алгоритму. Очень важно научить школьника правильно рассчитывать свои силы и время на ЦТ, что тоже делают далеко не все учителя, опять же, из-за нехватки времени в первую очередь.


Немаловажным также является и то, что система анализов результатов ЦТ отличается от школьной оценки знаний. В школе используется так называемый нормативно-критериальный метод, который теоретически позволяет каждому ученику в классе быть отличником и иметь высшие баллы по всем предметам. Оценка же результатов тестирования проводится посредством нормативно-ориентированного подхода, который способен более четко определить уровень знаний детей и из массы теоретически равных абитуриентов выбрать наиболее качественно подготовленных.

Так какие же следует сделать выводы из прочитанного?

1) Лишь школьной подготовки недостаточно для сдачи ЦТ на высокий балл;

2) К ЦТ нужно начинать готовиться заранее, и обязательно учитывать особенности абитуриента при подготовке;

3) Стоит адекватно оценивать свои силы и понимать, достаточно ли будет самостоятельной подготовки или все же лучше нанять репетитора, или записаться на специальные курсы по подготовке к ЦТ.

Предметы выбираю по наитию: смотрю весь список — что откликается в душе, то и беру. Белорусский и русский языки люблю давно — выбираю. Биология? Хоть со школьных времен ничего не помню, но интересно. Следующим хотела выбрать китайский, но для его сдачи придется ходить в другой корпус. Далеко от дома, лень. Беру физику: в принципе, я в ней смыслю так же, как и в китайском (никак). Вот и набралось четыре предмета — это максимум, на который может зарегистрироваться один абитуриент.

Эксперимент

Мои экзамены проходят в главном корпусе БНТУ. В университетском дворике асфальт размечен линиями для дистанцирования. Абитуриенты топчутся и толпятся: молодым коронавирус не страшен. С крыльца вещает сотрудник университета: мол, становитесь по человеку на линию — хотя бы впереди.


25 июня. Это первый день, сдаю белорусский язык. На входе в аудиторию висит дозатор с антисептиком, экзаменаторы в масках и перчатках, рассадка строго по правилам профилактики. Примерно треть абитуриентов пришли в масках и респираторах (на следующих экзаменах их будет все меньше и меньше).







Результат. С моей нехитрой методикой удалось заполучить 24 балла, порог по биологии — 19. Предсказуемо посчастливилось угадать ответы только в части A — 8 правильных. В части B 1 ответ оказался частично верным (там нужно было цифрами указать какую-то последовательность — ответила 123). Неправильным стал 41 ответ из 50 (30 в части A и 11 в части B). Максимальное количество первичных баллов по биологии равно 62, у меня получилось 9.



В прошлом году средний балл по биологии составил 51,78, нынешний пока не объявлен. В этом году 100 баллов набрали 55 абитуриентов, в прошлом таких было 43. Нулевой результат показали трое.

10 июля. Мой последний экзамен — физика. Зашла в аудиторию и подумала, что попала на школьную олимпиаду: уж очень много ребят, которым на вид лет 13—15. Говорят, это олимпиадники, которые хотят проверить свои знания.




В этому году 100 баллов по физике получили только три абитуриента (в 2019-м их было 15). Нулевой результат показали 19 человек (в прошлом году — 15). Средний балл этого года неизвестен, но год назад он составлял 51,08.

Как работает новая система подсчета баллов и сколько бы у меня вышло при старой?


Абитуриенты поступили в колледжи с баллами, которые не снились некоторым вузам

— Люди, которые набирают по 20 баллов на ЦТ (аналог 2 баллов в школе), не должны учиться в вузах, — сказал спикер.

Репетитор Евгений Ливянт считает, что новая система подсчета не очень правильная, но все-таки понятная. Однако оказалось, что в этом году ЦТ рассчитывалось по какой-то другой схеме, в отличие от всех этапов репетиционного тестирования. По словам Ливянта, результаты ЦТ его учеников отличались от итогов РТ.

С наибольшей вероятностью подсчет баллов производится довольно сложным образом, этот механизм просчитала экономист Ирина Ковальчук. Если в двух словах, то репетиционное тестирование рассчитывалось по первичным баллам, установленным в прошлом году, а централизованное — по свежим. В части A за правильный ответ (на задание любой сложности) дается один балл, в части B — два. На примере математики и физики: в части A — 20 заданий (можно набрать 20 первичных баллов), в B — 12 (соответственно, 24 первичных балла). Итого получается 44 первичных балла, что равно 100 тестовым.

— Это единственное, что можно гарантированно просчитать. Все остальное пересчитывается в 100-балльную шкалу по принципу так, чтобы средний балл всех результатов был чуть выше 50. Заранее эту шкалу опубликовать нельзя, потому что тогда необязательно средний балл будет выше 50. Они проверили, посчитали первичные баллы, а потом подгоняют таблицу таким образом, чтобы средний балл был 50—54. Поэтому шкала перевода первичных баллов в тестовые будет меняться каждый год перед публикацией результатов ЦТ, — считает Евгений Ливянт. По его словам, при новой системе все равно проигрывают лучшие ученики, которые усердно готовились к экзаменам.

Почему? Тот, кто набрал 22 первичных балла (то есть половину из возможных), получит 69 тестовых из 100, за 10 первичных баллов из 44 — 52 тестовых из 100. Логика немного рушится. Подтверждает это и мой пример с физикой: за 6 первичных баллов из 44 я получила 39 тестовых из 100.

Абитуриенты рассказывают, как получили 100 баллов на ЦТ

Самое неприятное, по мнению репетитора, что новая система непредсказуема: сложно ожидать, какой результат ты получишь при решении тех или иных заданий.

— Молодой человек вступает в жизнь, а ему показали пример неуважительного отношения. Что ему гарантировали? Что все задания будут соответствовать школьной программе и в какой-то степени третьему этапу РТ. Но молодые люди увидели обратное. В этом году количество учеников, которые сдавали ЦТ, на 16% меньше, чем в прошлом. Демографическая картина при этом сильно не менялась — снизилась на 1—2%. Главная причина — наши ребята уже поступили в Россию и Польшу. Это я говорю по своему опыту и опыту моих коллег, которые готовили абитуриентов к ЦТ, — рассказывает репетитор.


Старая система подсчета баллов, отмечает Ливянт, тоже ему не нравилась, потому что была непонятной: если она даже десять раз справедливая, но непонятная, все будут подозревать какой-то подвох.

— Сначала новая система нашла положительный отклик среди коллег, родителей и учеников. Изначально говорилось, что каждому заданию будет присвоено некое количество баллов и что в сумме будет получаться 100. И все сказали: отлично! Это правильно, что ученик будет знать, что за задачу A1 он получит, скажем, 0,5 балла, за A5—A8 — по 1 баллу, за другие, допустим, по 1,5 балла, за B12 — Гран-при — 7 баллов и так далее. Но суть будет понятна: чем сложнее задача, тем больше баллов за нее можно получить. Так же считается на олимпиадах, например. В моем понимании система образования должна быть справедливой, — считает он.

Однако сейчас предсказать количество баллов за то или иное задание нельзя: их мы узнаем только после оглашения результатов тестирования.

Истории тех, кому не хватило баллов для поступления даже на платную форму

Тем не менее преподаватель считает, что ЦТ — это то, чем может гордиться наша система образования. До начала 2003 года на вступительных экзаменах была коррупция. Об этом говорил и президент страны Лукашенко.

Помечтаем. Куда я могу поступить со своими баллами?

А теперь самое интересное. Что мне делать со своими баллами и какой вуз сможет принять меня на бесплатное обучение? В качестве примера рассмотрим вариант с тремя сертификатами ЦТ плюс средний балл школьного аттестата. Итоговая сумма баллов у меня такая: 31 (белорусский язык) + 24 (биология) + 39 (физика) + 82 (аттестат) = 176. Не будем останавливаться на наборе предметов и засчитаем эту сумму как универсальную: вдруг с таким же успехом я набрала бы 24 балла по математике, химии или китайскому языку — теория вероятности не отрицает такого исхода событий. Дальше смотрим проходные баллы на некоторые специальности вузов за прошлый год и останавливаемся на подходящих.


БГУИР. С такой суммой баллов можно влезть на бюджет на инженера по инфокоммуникациям: проходной балл прошлого года — 170. Правда, здесь нужны сертификаты ЦТ по языку, физике и математике, но мы же условились не брать предметы в расчет.

БНТУ в прошлом году принимал на автотракторный факультет будущих дизайнеров гусеничных и колесных машин с 109,3 балла.

Что стало с ребятами, которые набрали минимальный балл на ЦТ десять лет назад

Могилевский университет имени Кулешова открывает для моей суммы баллов преподавательский путь: в прошлом году на преподавателя физики и информатики брали с 146 баллами. И это бюджет.


Поступить на эколога и инженера по охране окружающей среды в Могилевский государственный университет продовольствия год назад можно было с 156 баллами, на инженера-механика машин и аппаратов пищевых производств — с 159, на инженера-механика низкотемпературной техники (холодильников и кондиционеров) — с 172.

Пройти на специалиста по управлению танковыми подразделениями и инженера в Военную академию можно было с 170 баллами.

Мозырский педуниверситет имени Шамякина открывает для меня две возможности. В прошлом году на учителя информатики и математики поступил абитуриент, набравший в сумме 147 баллов, на педагога-инженера в строительстве — 164.

ГГУ имени Скорины в том году брал на бесплатную заочку будущих инженеров лесного хозяйства, которые набрали от 157 баллов.

Поступить на юриста на факультет милиции Могилевского института МВД в прошлом году можно было, набрав 175 баллов.

Год назад в Гродненский государственный аграрный университет брали с 107 баллами на агронома, с 138 — на агрохимика, с 104 — на зоотехника.

Двери сельхозакадемии в Горках (БГСХА) почти всегда открыты для таких, как я. С баллом 176 и меньше можно было поступить на агрономию (60), селекцию и семеноводство (103), агрохимию и почвоведение (76), защиту растений и карантин (115), плодоовощеводство (79), зоотехнию (63), птицеводство (110), промышленное рыбоводство (140) и многое другое.

логическая/экономическая/карточная, жанр: стратегическая, количество игроков: 3–7, возраст: 10 лет, партия 30–45 мин

Читайте также: