Проект формирование зож в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Конинина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

3. Партнёры проекта

4. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  1. Кадровое обеспечение:
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • фельдшер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель физической культуры;
  • классные руководители;
  • библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Тематические классные часы по программам:

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители 1 - 4 кл.

Классные руководители 5 - 9 кл.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с

размещением на информационных стендах микрорайона.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

- Писатели о здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

В течение учебного года

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по ВР

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, старшая вожатая

Малые олимпийские игры

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Поход выходного дня

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

Массовый забег на разные дистанции.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

Учителя физической культуры, комитет по спорту

Спортивные походы памяти

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Учителя физической культуры, ЦДТ

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Парад героев спорта школы

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

Заместитель директора по ВР

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

Родители, педагоги школы

Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

Фельдшер, заместитель директора по ВР

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

Учителя физической культуры, старшая вожатая

Родители, педагоги школы

Заместитель директора по ВР

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Заместитель директора по ВР

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

9. Ожидаемые результаты

- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект

Актуальность проекта.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением нового Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Однако последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями. Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни это самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

Проект формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработан с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

Проблема проекта: как формировать у учащихся культуру здорового образа жизни?

Целью данного проекта является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи проекта:

Разработать диагностические материалы, позволяющие оценить отношение школьника к здоровому образу жизни;

Разработать методические рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода в формировании здорового образа жизни детей с учетом результатов медицинских осмотров и мониторингов физического состояния учеников;

Создать банк здоровьесберегающих технологий для использования на уроках;

Разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе;

Участники проекта – учащиеся школы 1-4 класс, родители, педагоги.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка проекта формирования культуры здорового образа жизни, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется с помощью следующих этапов.

Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей)

3. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

 рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

 эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

 реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);

 формирования у обучающихся ценности здоровья, сохранения и укрепления у них здоровья.

• организации дней здоровья.

Направления деятельности по реализации проекта

Направление деятельности

Ожидаемые результаты

Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. Мониторинг состояния здоровья учащихся, анкетирование родителей

Получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья

Повышение уровня профессионального мастерства учителей, использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в учебный процесс

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов, здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности

Увеличение кружков и секций спортивной направленности, привлечение учащихся к занятиям в них. Проведение бесед, тренингов, игр, встреч с медицинскими работниками, экскурсий, выпуск стенгазет, листов здоровья, просмотр фильмов и мультфильмов о здоровом образе жизни

Работа с родителями

Вовлечение всех родителей в спортивно-оздоровительную деятельность. Проведение всеобучей, анкетирования родителей по вопросам здорового образа жизни

Увеличения количества учащихся и родителей принимающих участие в разных физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Обеспечение всех учащихся горячим питанием в школьной столовой

Уменьшение роста заболеваний органов пищеварения у детей

Туризм и краеведение

Организация системы туристической, экскурсионной работы в школе. Проведение дней здоровья, прогулок в лес. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора знаний школьников в области физической культуры, спорта, туризма

Увеличение количества учащихся в туристические и краеведческие мероприятия

Вовлечение всех учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность, организация летнего отдыха детей

Увеличение количества учащихся, вовлеченных в спортивно-оздоровительную деятельность и посещающих пришкольные лагеря дневного пребывания

Профилактика заболеваний у учащихся

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Проведение бесед, лекций с медицинскими работниками

Сокращение количества учащихся, имеющих вредные привычки Увеличение школьников, ведущих здоровый образ жизни

Ожидаемые эффекты проекта:

Получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности.

Формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды.

Приобретение знаний о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.

Понимание о возможности вреда для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы.

Соблюдение правил гигиены и здорового режима дня.

Активация подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).

Создание системы мониторинга состояния здоровья детей.

Снижение общей заболеваемости учащихся.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей, и внимания к вопросам, здоровья, питания, здорового образа жизни.

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Описание проекта.

Для решения первой задачи необходимо проанализировать существующие диагностические материалы по теме проекта. Наиболее эффективными можно назвать методики Смирнова Н.К., Базарного В. Ф., которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, используя здоровьесберегающие технологии.

Учитывая имеющиеся материалы и особенности проекта, разработаны материалы, которые могут применяться для входной, текущей и итоговой диагностики, позволяющие определить уровень осведомленности о здоровом образе жизни школьников, о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса. (Приложение 1)

Формирование культуры здорового образа жизни невозможно без системного подхода к этому вопросу, поэтому внедрение проекта должно проходить в системе, связывающей урочную и внеурочную деятельность детей и педагогов, а так же родителей и общественности. С этой целью была разработана система мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни (Приложение 2).

Важным звеном в формировании культуры здорового образа жизни является внеурочная деятельность учащихся. Для решения этой задачи был разработан план мероприятий, который включает в себя не только классные часы и беседы, но и разнообразные игры, встречи с медработниками, совместные занятия с родителями и др.(Приложение 4)

Для эффективной работы по формированию культуры здорового образа жизни были подобраны различные материалы по этому вопросу: полезная литература и сайты, учебные фильмы и мультфильмы, песни и другое, что может помочь педагогу в достижении намеченной цели.(Приложение 5)


Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

Франсуа Волетер.

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.


1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

- коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

- здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.

1.3. Актуальность проекта.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.


Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:


• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.


На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы.

Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение к своему здоровью.

Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, используя средства физической культуры и ЗОЖ.

Навыки здорового образа жизни младших школьников.

Разработка мероприятий для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших школьников.

Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование, СD диск с презентацией темы самообразования.

здорового образа жизни

у учащихся начальной школы

составитель: Романова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

Заключение и выводы

Список используемой литературы

Паспорт проекта

Ф.И.О. автора: Романова Елена Алексеевна

Тип проекта: Социальный проект.

Недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы.

Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение к своему здоровью.

Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, используя средства физической культуры и ЗОЖ.

Навыки здорового образа жизни младших школьников.

Разработка мероприятий для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших школьников.

Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование, СD диск с презентацией темы самообразования.

Программа формирования здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формирование здорового образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ ЗОЖ не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и школы.

При выборе пути воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста. Создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ЗОЖ младшего школьника является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования здорового образа жизни.

Разработка программы формирования здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о здоровом питании, его режиме, полезных продуктах;

сформировать представление о режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление о влиянии эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам релаксации;

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, т.к. здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей и подростков, относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.

Тема здоровья очень актуальна в наше время.

В большинстве случаев от педагогов, родителей зависит здоровье детей, а, следовательно, здоровье нации; от осознания ими здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Путь укрепления здоровья детей – создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни, как в школе, так и в семье.

Изучением проблемы здорового образа жизни занимались многие

Цель моей работы – изучение педагогических условий, способствующих эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Объект исследования – здоровый образ жизни как социально-педагогическая категория.

Предмет исследования – формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать ведущие стратегии формирования здорового образа жизни;

Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни младших школьников.

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков напрямую

зависит от их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и

гармонического развития детского организма.

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – «это когда

здоровья не существует.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем

выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ)

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни

входят следующие составляющие:

* отказ от вредных пристрастий;

В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно знания

способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Организация процесса формирования навыков ЗОЖ

Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной

гигиены является такая организация режима труда и отдыха школьников,

создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую

работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Решение этой задачи возможно только при правильной организации

труда и отдыха учащихся. Для этого необходимо принимать во внимание 8 основных моментов школьной жизни:

продолжительность урока;

продолжительность учебного дня и учебной недели;

организация самого урока;

расписание уроков;

общественно полезный труд школьников;

Таким образом, учет рассмотренных выше основных моментов школьной

жизни позволит приблизиться к решению основной задачи

здоровье сберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха

школьников, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении

всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и

Особенности формирования здорового образа жизни у младших

В ходе формирования ЗОЖ у младших школьников могут быть использованы следующие мотивы:

познавательные (изучение организма человека и составляющих его

эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);

социальные (профессиональная ориентация школьников);

гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и

Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться

научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во

многом зависит от подготовки педагогов.

Методы, способствующие формированию ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение пример, беседа и др.

Закаленными могут стать все школьники, но для этого учителю и

родителям обязательно нужно следовать принципу опоры на положительное в ребенке, подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других ценных нравственных качеств.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма .

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

формирование умения принять правильное решение;

приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала

Таким образом, планируя пошаговую деятельность, важно: обеспечить комплексность в решении задач, усвоение предметного материала, осуществить межпредметные связи при обращении к вопросам здорового образа жизни, аккумулирует опыт ученика в контекст учебных и воспитательных занятий и получает прогнозируемый результат – жизнерадостного, активного, любознательного, уравновешенного, волевого, дружелюбного, чуткого, внимательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, выносливого, сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития здорового ученика.

Задача работы педагога – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни. Стремление подрастающего поколения к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, связанных с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности – основа воспитания ответственного отношения к самому себе и окружающему миру, ответственности за состояние своего здоровья, развития инстинкта самосохранения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитать у учащихся потребность быть здоровыми, помочь грамотно управлять своим здоровьем, научить объективно оценивать его состояние, формировать у учащихся научное представление и понимание сущности ЗОЖ, взращивать его личностную ответственность за здоровье, - решение этих задач возможно лишь в ходе целенаправленной и систематической работы.

Перечисленные выше положения говорят об актуальности проблемы формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии .

Здоровый образ жизни – это активная деятельность детей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально- биологическим факторам, компонентами которого, служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению.


Проект направлен на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.

Описание разработки

Основная идея проекта.

Данный проект востребован в реальной педагогической практике, так как учителя используют в своей работе представленные методические и дидактические материалы, поэтому актуальность работы очевидна.

Проблема.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов, являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время, для большинства опрошенных, безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям.

Проект Школа за здоровый образ жизни

Анализ данных, приведенных на диаграммах, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди учащихся увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических изменений).

Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

За прошедший год простудные заболевания и обращаемость детей в медицинские учреждения снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.

Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.

Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта.

Календарный план реализации проекта.

Календарный план реализации проекта Школа за здоровый образ жизни

Цель проекта.

Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение здоровья школьников через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни.

Задачи проекта.

Пропаганда здорового образа жизни;

Повышение двигательной активности обучающихся;

Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Воспитание активной жизненной позиции;

Организация полезного проведения свободного времени;

Профилактика асоциального поведения;

Развитие волонтёрского движения;

Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Читайте также: