Школа и педагогическая мысль в россии до 90 х гг xix в

Обновлено: 04.07.2024

Основные принципы педагогической теории К.Д. Ушинского. Трудовая деятельность человека как важнейший фактор его жизни. Народность образования как развитие общественной инициативы в организации и управлении школьным делом. Обязательность всеобщего обучения детей обоего пола на родном языке.

Общественно-исторический характер проблем нравственности и нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского. Религия как положительный фактор формирования общественной морали. Патриотизм как важнейшее нравственное качество личности. Положительный пример, нравственное влияние учителя, разумная деятельность ребенка, активная любовь к человеку, исключение авторитарности как принципы построения системы нравственного воспитания. Основные положения дидактической системы К.Д. Ушинского как теории организации учителем познавательной деятельности детей. Основные задачи учителя в процессе обучения – развитие трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждение активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Результат обучения – не только знания как таковые, но и развитие у учащихся потребности и способности к самостоятельному познанию.

Принцип единства обучения и воспитания. Народный учитель как ведущая фигура в деле воспитания и обучения. Влияние личности учителя на эффективность образования. Проблемы формирования личности народного учителя. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие педагогики и школьного дела в России. Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в области дидактики и воспитания для решения проблем современного образования.

Организация экспериментальной работы в условиях повседневных школьных занятий. Вклад Л.Н. Толстого в теорию педагогики: уточнение понятийного аппарата, выявление закономерностей обучения и развития. Объективность процесса образования. Развитие творческого мышления как главная задача обучения и воспитания. Соответствие содержания школьного обучения историческим формам мышления и способам передачи знания. Поиск новых методов обучения и формирования понятий. Сочетание образного, конкретного и отвлеченного учебного материала.

Ведущие тенденции современного развития мирового образова­тельного процесса.

61. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в

В начале XIX в. формируется национальная секуляризированная система образования. В этот период заметно повышается качество образования. Количественному развитию мешает нарастание общественного кризиса, выражающееся в крепостнических отношениях, сильном сословном расслоении, традиций обучения и воспитания. Вследствие всего этого формируется интеллектуальная элита, состоящая в основном из выходцев университетов. Среди интеллектуальной элиты общества получение образования воспринималось неотъемлемой частью формирования общественно адекватной личности человека.

О переустройстве общества, в том числе и в образовательной сфере, заботится возникшая в 1830-х гг. новая социальная группа – разночинцы. В период с 1830 по 1860 гг. наметилось два направления в развитии образования: официальное, построенное на авторитарности, национализме, клерикализме и демократическое.

Начало XIX века связано в России с правлением Александра I (1801–1825). Этот период начался этапом реформирования школьной системы в духе Просвещения. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Реформа продолжалась 2 года. Было создано два документа, регламентировавших проведение реформ: Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) Определилось четыре ступени образования: приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты. Важным следствием реформации стало появление новых университетов в Казани, Харькове и Петербурге.

Сильную конкуренцию государственным учебным заведениям составляли частные, создание и развитие которых активно поддерживали декабристы.

Имели место пансионы, предназначавшиеся для детей дворян, однако они давали довольно низкий уровень образования и имели слабую организацию. Элита общества по-прежнему предпочитало домашнее обучение. Учителей нанимали из французов-эмигрантов, которые кроме языков обучали основам всех наук. Качество такого образования было ничтожным.

Значительную роль в развитии школьного дела сыграл Александр Николаевич Голицын (1773–1844), с 1812 г. ставший первым главой Русского Библейского общества, а в 1816 году он возглавил министерство образования.

Далее, вплоть до конца первой четверти XIX в. столетия проводилась активная политика против светского образования.

Вторая половина XIX в. связана с отменой крепостного права, что содействовало развитию образования и педагогики в России. В этот период возникают и развиваются идеи национального и общечеловеческого воспитания, научности обучения, образование переходит от классического к современному. Возрастает интерес к человеку как отдельной личности. Улучшение быта и окружающей среды рассматривается как необходимое условие повышения качества образования.

В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, открывающие возможность обучения более широким массам населения. Университетским уставом 1863 г. были расширены права университетов на автономию. В 1864 г. был принят устав средних школ, устраняющий сословные различия между учениками. Тем же уставом регламентировалось открытие гимназий классического и современного образования. Обучение предполагало 7-ми летний курс обучения. Всего было установлено три типа гимназий: классическая гимназия с двумя древними языками, классическая гимназия с латинским языком, реальная гимназия без древних языков. Возник новый уровень образования – неполное среднее, оно осуществлялось в прогимназиях классического или современного типа за 4 года. Уездные школы согласно уставу предполагалось преобразовать в прогимназии или приходские начальные школы.

Еще один устав, касающийся реформ образования, был принят в июле 1864 года и затрагивал вопросы начального образования. Начальные школы стали доступны всем слоям населения, основой обучения объявлялись религиозные знания. Начальные школы теперь могли иметь органы самоуправления: уездный школьный совет подчинявшийся губернскому школьному совету. Важным пунктом реформ являлась отмена телесных наказаний. Создается возможность открытия частных учебных заведений. Делаются попытки создания первых народных школ нового типа, соответствующих современным педагогическим принципам и человеческим идеалам.

В 1866 г. реформы социальной сферы и образования были прерваны в связи с неудачным покушением на Александра II. Новым министром стал Д. А. Толстой. Он сократил автономию университетов, стремился к повышению роли государства в управлении и руководстве сферой образования, среднее обучение обязательно должно было включать изучение древних языков. Возросло число высших учебных заведений женского типа.

В 1880–1881 гг. новый министр просвещения А. Сабуров попытался возродить реформы 1860-х гг., но после убийства Александра II пост министра занял единомышленник Толстого И. Д. Делянов, который вплоть до 1899 г. проводил противоположную реформам политику. В его деятельность входило репрессирование студентов, отмена автономии университетов (университетский устав 1882 г.). Студенты активно и организованно протестовали, создавали землячества, стоявшие за демократизацию университетов.

Значительной фигурой в новой политике относительно учебных заведений был наставник Николая II и Александра III, глава священного синода К. П. Победоносцев. Главным направлением его деятельности была дискриминация низших слоев населения. Плата за обучение в классических гимназиях сильно повысилась, благодаря чему основная масса детей крестьян и трудовых горожан перешли учиться в реальные гимназии.

Возрастает число церковно-приходских школ. Программа обучения в них отличается скудным содержанием: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. Большой вклад в развитие и совершенствование церковно-приходских школ для крестьянских детей внес С. А. Рачинский (1833–1902).

Социальная ситуация в России во второй половине 19 века

Рассматриваемый исторический период характеризуется наличием социальных противоречий, которые способствовали возникновению революционной ситуации. Обострение крестьянского вопроса и поражение в Крымской войне привели к необходимости осуществления реформ. Разрешение указанных проблем началось с отмены крепостного права (1861 год).

Образование в этот период приобретает общественную значимость.

Во второй половине 19 века общественно-педагогическое движение в России характеризуется следующим:

  • расширяется сеть народных школ;
  • не приветствуется работа сословно-крепостнических школ;
  • проводятся выступления, направленные против догматического и схоластического обучения;
  • вводится общее образование, носящее светский характер;
  • обучение и воспитание детей строится на принципе уважения личности ребёнка;
  • разрабатываются дидактические основы процесса обучения;
  • делаются попытки возвращения автономии высших школ.

Общественно-педагогическое движение в России в рассматриваемый период способствовало разработке и реализации комплекса реформ образования.

Реформы в образовании в России во второй половине 19 века

Готовые работы на аналогичную тему

  • выборы учёного совета университета, ректоров и проректоров (на 4-летний срок);
  • выбор преподавателей в соответствии с результатами конкурса;
  • выбор декана на учёном совете факультета;
  • увеличивалось количество кафедр и преподавателей;
  • предоставлялось право на ведение научных работ и издание результатов научных трудов.

Выпускники классической гимназии получали право поступления в университет. В содержание обучения в классических гимназиях входило изучение латыни и греческого языка, русского языка и литературы, истории (отечественной, всемирной, священной), географии, естествознания, физики, черчения, французского или немецкого языков.

В реальных гимназиях осуществлялась подготовка к обучению в высшем учебном заведении специального типа. Достаточно много времени (порядка 22-26 часов в неделю) уделялось изучению математики, кроме того, учили естествознанию, черчению, русскому языку и литературе, географии, истории, иностранным языкам.

Педагогическая мысль в России в XIX столетии (до 90-х годов)

Общественный интерес к проблемам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления декабрьского восстания 1825 г., когда перед правительством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.

К поискам путей решения этой задачи Николай I привлек Сергея Семеновича Уварова (1786-1855), видного специалиста в области древнегреческой литературы и археологии, опытного администратора в сфере просвещения и науки. Достаточно сказать, что он в 1811—1822 гг. был попечителем С.-Петербургского учебного округа, ас 1818 г. и до конца жизни — президентом Академии наук.

Позиция министра народного просвещения и предложенная им новая идеология образования побудили русскую философско-педагогическую мысль к поиску своих путей развития просвещения в России.

Читайте также: