Школа и педагогическая мысль эпохи возрождения рабле монтень мор кампанелла

Обновлено: 01.07.2024

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Население Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс (завоеватели), периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. Целью воспитания было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения — агеллы, где они находились до 18 лет. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13— 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

4)Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение. Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом: хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом"; родителям важно посвятить себя воспитанию детей; процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека; важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта; естественно прибегать к принуждению учащихся.Педагогические суждения Сократа: главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование; человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине; счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием; задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство"); самопознание - наиболее верный путь проявления способностей человека. Платон также был учеником Сократа. Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона: в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания;в "Теэтете" излагается теория познания; в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того,что душа знала до своего земного воплощения;Взгляды Аристотеля:он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию; допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педо- номов; считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа.

5)Воспитание и школа в Древнем РимеВедущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

6)Образование и школа в Западной Европе в ср векаРазвитие школьного образования в Западной Европе в XVII в.шло в тесной связи с социальными и экономическими процес-сами, происходившими в обществе. Зарождение индустриаль-ного общества требовало создания новых типов школ, поиска новых подходов к образованию. В начальных школах изучалось письмо, чтение,церковное пение. Профессиональный уровень учителей, работающих в начальной школе, был крайне низок. Как правило, учителями становились случайные люди: солдаты, школяры и др. Средняя школа повышенного типа была представлена гимна-зиями, дворцовыми, грамматическими и латинскими школами.Программы средних школ постепенно усложнялись и обогащались.На развитие начальных и средних школ оказывала большое влияние Церковь, которая фактически являлась духовным и организационным центром школьного образования. Начиная с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии — средние школы с 8—10-летним курсом обучения, действовавшие на основе классно-урочной системы.

Педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения (В.де Фельтре, Ф.Рабле,М.Монтень,Т.Мор,Т.Кампанелла,Э.Роттердамский)

5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Воспитание и образование являются задачами государства. Государственные школы должны развить у учеников духовные силы, предоставлять возможности заниматься науками, искусствами, соединить обучение и труд, суть идеи организации трудового воспитания - в школе должны готовить детей к земледелию; то есть эта теория, которую необходимо закрепить на практике.

В этом государстве обучение будущих граждан является всеобщим и обязательным, здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Дифференциация обучения - по способностям. Основа обучения - классическая литература.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Таким образом, Рабле утверждал ведущими идеалами в образовании и воспитании - мудрость и мастерство учителя, творение добра.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Монтень определил высокую роль физического воспитания, но только в связи с умственным - необходимо воспитывать все вместе. Педагогические идеи М. Монтеня предвосхитили многие идеи, получившие развитие у просветителей XVIII в.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.

14-16 века .Деятели эпохи Возрождения – гуманисты- выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно- религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц- социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания , овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программы умственного образования гуманистами включались естественно- научные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Религия, тем не менее , занимала значительное место.

Продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В городских школах обучение велось на родном языке, существовали латинские школы, коллегиумы, гимназии.

Организовал школу под названием ШКОЛА РАДОСТИ, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основные предметы: классическая литература и языки, математика, астрономия, совершали экскурсии по городу. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция

В романе ГАРГАНТЮА И ГАНТАГРЮЭЛЬ он дал сатиру на схаластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Большое внимание уделялось физическим упражнениям, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдение за природой.

Метод. : беседы, чтение книг, применение наглядных пособий. Освоение знаний носит сознательный характер.

Идеи. :наглядности, жизненности обучения. Советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Цель. : духовное и телесное развитие человека.

Цель образования : формирование критического мышления, а не передача знаний. Основа обучения- опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать , сопоставлять .

Цель : (развивающего обучения )- развитие способностей личности, критического мышления .

Монтень считал, что воспитание и обучение должны соответствовать нескольким критериям :

1. Больше говорит ученик и больше слушает учитель

2. Нельзя обучать многому ( против энциклопедического обучения )

3. Наладить контакт учащихся с окружающим миром

4. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности .

Эразм Роттердамский.(1469- 1536)

Его работа ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ принесла ему известность и славу , высмеивал схоластические дискуссии, считал, что схаластика действует отупляющее на человека. Утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокому знанию древних языков, истории, литературы.

Таким образом: педагоги- гуманисты внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схаластической учености, идеями о значении образования подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процессов обучения, уважение личности ребенка.

14-16 века .Деятели эпохи Возрождения – гуманисты- выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно- религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц- социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания , овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.




В программы умственного образования гуманистами включались естественно- научные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Религия, тем не менее , занимала значительное место.

Продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В городских школах обучение велось на родном языке, существовали латинские школы, коллегиумы, гимназии.

Организовал школу под названием ШКОЛА РАДОСТИ, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основные предметы: классическая литература и языки, математика, астрономия, совершали экскурсии по городу. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция

В романе ГАРГАНТЮА И ГАНТАГРЮЭЛЬ он дал сатиру на схаластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Большое внимание уделялось физическим упражнениям, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдение за природой.

Метод. : беседы, чтение книг, применение наглядных пособий. Освоение знаний носит сознательный характер.

Идеи. :наглядности, жизненности обучения. Советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Цель. : духовное и телесное развитие человека.

Цель образования : формирование критического мышления, а не передача знаний. Основа обучения- опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать , сопоставлять .

Цель : (развивающего обучения )- развитие способностей личности, критического мышления .

Монтень считал, что воспитание и обучение должны соответствовать нескольким критериям :

1. Больше говорит ученик и больше слушает учитель

2. Нельзя обучать многому ( против энциклопедического обучения )

3. Наладить контакт учащихся с окружающим миром

4. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности .

Эразм Роттердамский.(1469- 1536)

Его работа ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ принесла ему известность и славу , высмеивал схоластические дискуссии, считал, что схаластика действует отупляющее на человека. Утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокому знанию древних языков, истории, литературы.

Таким образом: педагоги- гуманисты внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схаластической учености, идеями о значении образования подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процессов обучения, уважение личности ребенка.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.7. Педагогические традиции Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации 1.7.2. Развитие гуманистическо-педагогической мысли в эпоху Возрождения (ХІV – ХVI вв.)

1.7.2. Развитие гуманистическо-педагогической мысли в эпоху Возрождения (ХІV – ХVI вв.)

Среди педагогов-гуманистов большую известность получили Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор.

• Руководство искусствами, учебными заведениями, ремеслами, науками

• Наблюдение за деторождением

• Забота о хорошем потомстве

Рисунок 4. – Система управления в Городе Солнца

Одним из ярких представителей эпохи Возрождения является английский социалист-утопист Томас Мор (1478 – 1535), утверждавший всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение: учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении используется широкое применение наглядности и экскурсий. В основу теории воспитания положил афинскую систему (Таблица 3)

Таблица 3. – Теория воспитания Т.Мора

Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений

Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству

Основа воспитания: соединение обучения с производительным трудом (с/х + одно ремесло)

Занятие умственным трудом взрослым населением в свободное время для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда

Огромное значение Т.Мор отводил самообразованию. По его мнению, большое число библиотек и музеев позволяют людям путем самообразования получить глубокие познания и стать учеными.

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка: возраст, склонности и способности ребенка.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.

Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности признавал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии.

Читайте также: