М барбер м муршед как добиться стабильно высокого качества обучения в школах

Обновлено: 03.07.2024

Реформа образования входит в число главных задач почти всех стран. И все же, несмотря на существенный рост объемов финансирования правительствами всего мира на образование было потрачено 2 триллиона долларов и масштабные усилия на реформирование, качество образования во многих школьных системах если и повысилось за последние десятилетия, то незначительно. Качество образования в мире сильно варьирует.

И это не только вопрос финансирования. Сингапур, один из лидеров в сфере образования, тратит на начальное образование меньше, чем 27 из 30 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, некоторые системы школьного образования работают лучше и совершенствуется быстрее других.

Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: 1) Надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) Следует дать им подготовку, которая позволила ба повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых без исключения ученик получил бы качественное образование.

Результаты проведенного исследования показывают: в наиболее продвинутых в этом отношении странах существуют системы, организованные таким образом, что все эти факторы работают-независимо от культурного контекста, скотором приходиться иметь дело. Они доказывают, что существенное улучшение результатов обучения вполне достижимо, причем за короткий период времени. И они дают понять, что, сделав из этого опыта соответствующие выводы с поправкой на условие, в которых провидится реформы, можно добиться заметных благоприятных изменений в системах школьного образования всего мира.

Казахстан с приобретением независимости, находиться на стадии преобразований реформ в педагогической сфере, путем апробаций и внедрением новых инновационных технологий мирового стандарта обучения. Мировая система образования не стоит на месте, в том числе Казахстан, происходят переменны в образовании, которой является локомотивом прогресса всего человечества. Что мы можем сделать, чтобы Казахстан вошел в число лидирующих стран мирового сообщества? Что будет актуально для учащегося в 21 веке? Как учителя подготовят ученика к быстро меняющему миру, к информационной технологии 21 века? Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить нам, Казахстанским педагогам. Благодаря воле судьбы, я был включен в список учителей по программе первого (продвинутого) уровня ЦПМ, где я нашел ответы на многие вопросы.

Мировое сообщество стремительно меняется, меняются технологии, демографические изменения, безопасность в мире – все эти факторы имеют связующее звено в глобальном мире, идет устойчивое мировое развитие. Одним из главных факторов, является образовательный мировой стандарт. В 21 веке признана равная значимость процесса формирования знаний и практических навыков. Главным приоритетов в образовании, является готовность учащихся к практическому использованию приобретённых знаний.

Навыки приобретения широкого диапазона знаний тоже не новы. Новыми является то, что эти навыки значимы за пределами педагогического контекста. От уровн6я развития конкретных субъектов и группы субъектов зависит динамика развития мировой экономики. Вот почему так необходимы преобразования в преподавании и обучении. Кто будет осуществлять эти преобразования? Мировая практика показывает, что движущей силой является не только административное руководство школ и органов управления образования. Стержневой фигурой совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель. Учителя, движимые нравственными убеждениями, не механически получают знания, а сами их формируют, действуют на своих коллег и их окружение и сохраняя неустанное внимание на аутичном обучении. (Frost 2011)

В сфере образования Финляндии по окончании базового 9-летнего образования ученику могут предоставить одногодичное подготовительное обучение для того, чтобы улучшить учебные результаты, можно заново сдать выпускные экзамены и получить новый аттестат об окончании школы; определиться с выбором будущей профессии и видом последующего обучения (лицей, профессиональный колледж), осуществить пробы в данном направлении, прослушать отдельный курсы, пройти практику. Очень важно для подростка иметь альтернативу. Этот опыт можно применить и у нас в Казахстане. У нас тоже образование бесплатное, предоставляются бесплатные учебники от списка класса 50%, медицинские услуги для детей. Но почему же нет результатов? Может быть дело в системе подготовки педагогов? Ведь в Финляндии, как и в Сингапуре в системе образования работают только педагоги после окончания магистратуры. А как же опыт? Ведь он играет непосредственную роль? Я думаю, что непрерывное образование- вот в чем секрет успеха. Нам Казахстанским педагогам необходимо постоянно действующая школа повышение квалификации. Как мы, педагоги Казахстана, повышаем свой уровень образования? Проходим курс повышения 1 раз, а 5 лет, 2-х недельные. Как проходят эти курсы? Чтение лекций, прослушивание информации, въезд в продвинутую школу, вся мыслительная деятельность находиться на низком уровне развития, иногда в редких случаях, на среднем. А где исследования? Где разработка и обсуждение лучших проектов учителей? Я понял, что нет практики в действии. Мне импонирует то, что финских учителей тестируют на выявление коммуникативных навыков, готовность учиться, (а у нас чтобы въехать на курсы повышение квалификации, мы уговариваем учителей, угрожаем, что не пройдут аттестацию на категорию), на академические способности и мотивацию к учительской деятельности. Они проходят 3 раунда отбора для поступления на работу. Потом, пройдя всю процедуру отбора, учитель получает высокую зарплату, статус учителя- это исторически высокое уважение насечения профессии педагог и не подвергается к аттестации. Один раз в год, учитель проходит курс повышение квалификации от 3 идо 5 дней. С учетом большой заинтересованности.

Почему у нас, в Казахстане, упал интерес к профессии учитель? Я считаю, что молодежь боится трудностей и уходят со школ. Внешне учебные заведения Казахстана, недостаточно прививают профессиональных педагогических знаний у студентов, мало практических навыков. Я считаю, что значимым элементом в деятельностиявляется стимулирование педагога. Может быть недостаточно стимулирован интерес учителей? Это играет немаловажную роль учителя. Если у тебя высокая зарплата, то нет необходимости в карьерном росте. Главное в чем еще раз убеждает опыт Финляндии: «позитивные изменения в сфере образования возможны лишь тогда, когда оно станет общенациональной ценностью и приоритетом.

Перед народом Казахстана стоит важная стратегическая задача по принятию 5-летнего национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Главными функциональными качествами личности должны стать: инициативность, способность проективно и практически мыслить и находить не стандартные решения. Одним из наиболее известных оценочных исследований является международная программа оценки учебных достижений PISA. Казахстанские школьники показывают низкий уровень достижений. Выпускники школ не могут использовать знания, умения и навыки, полученные в школе для решения жизненных ситуаций, в межличностном общении и социальных отношениях. Эти результаты используются как инструмент для сравнительной оценки эффективности школьного образования. Значит система образования недостаточно продуктивна. Читательская грамотность у наших школьников на низком уровне, к тому причина повсеместный обхват компьютерной информационной технологии. Это было фокусом исследования в 2009 году. Но в исследованиях TIMSS школьники демонстрируют высокие результаты.

Учителя Казахстана дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. У нас в стране Госстандарт образования пересматривался в 2003 году, затем в 2012 году. Значит за 10 лет не было необходимости вносить изменения? Необходимо каждый год пересматривать и вносить изменения в программу образования. Так делают во многих развитых странах мира. Ведь это имеет положительный опыт, почему нам тоже не присмотреться к нему? Еще вчера было необходимо изучать компьютерные технологии и это было ново. А сегодня мы видим в своей практике, что одни компьютерные технологии не дадут высокого уровня в общеобразовательном стандарте. Необходимо выдвигать новый педагогический поход, на творческое развитие учащихся, креативное мышление, проявление индивидуального подхода. И самым значимым, стали здоровье сберегающие технологии в обучении. Если говорить о преемственности в обучении, то здесь очевидно неплохие результаты. Начиная с раннего возраста дети начинают постоянно развиваться в мини-центрах и детских садах. Ребенок приходит в новый класс подготовленный как физически, так и эмоционально. Казахстан переходит на 12-летнее образование, это тоже способствует переменности в стране. Благодаря стратегической политике президента этот вопрос стал приоритетным в Казахстане.

Изучая мировую практику образования, я я пытаюсь понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас особенности культуры, менталитета. У на есть свои традиции. Казахстану необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое пространство и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и приумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос. Как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране.

Я бы очень хотел, чтобы в моей школе, наши дети умели размышлять, умели распознавать причины и следствия явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией. Но, самое главное, очень хочется, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось бы повысить активность познавательной деятельности учащихся и повысить профессиональную деятельность учителей. Системы семи модулей, изученная на курсах дает возможность понять все основные проблемы в пути, с помощью которых решается проблема качественного образования. Существует мировой опыт успешного обучения.И очень многое можно применить в обучении наших детей. Например, методика критического мышления прекрасно зарекомендовала себя во многих странах, на любых предметах, в любом возрасте. Используя стратегии критического мышления можно преподавать интересно, это методика позволяет нашим детям мыслить самостоятельно. Она дает больше возможности для раскрытия потенциала ребенка. Мне кажется, каждый педагог должен иметь как можно большой набор стратегий критического мышления. Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

Если мы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если мы должны быть успешным и работать творчески, то технология развития творческого мышления именно для нас.

Навыки диалового обучения так же предмет первой необходимости каждого преподавателя. Грамотное настроение диалога дает возможность вызвать наших учеников на размышления, на высказывание своих собственных мыслей, а это очень важно. В результате диалоговых методов в обучении произошел переход от традиционно-сложившиеся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения, при которой учитель предъявлял конкретное и нормативно-закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей и личностно-ориентированной модели, формирующей содержание обучение учащихся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с учителем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося. Как правило, одним из слабых звеньев нашей системы обучения является оценивание. Наша оценка часто не дает представления о настоящем уровне успешности наших учеников. Изученная нами, система формативного и суммативного оценивания поможет решить многие проблемы обучения. Например, оценка для обучения может служить очень мощным фактором повышения мотивации учеников.Формативное оценивание так же может дать четкое представлениеребенку, на каком уровне знания или понимания он сейчас находиться.

Исследования, проведенные в США в области преподавания в разновозрастных классах, предлагают учителям отдельные способы решения проблемы возрастного преподавания и обучения, которые могут быть спешно использованы, по мнению авторов, в таких классах, где учителя и ученики являются личностями, а профессиональные навыки учителя сконцентрированы не на учебный процесс, а на процесс обучения учеников.

Чтобы быть успешным учителем мне необходимо разработать и внедрить программу развития школы, в котором я должен убедительно показать и доказать, в чем новизна моей программы, ее принципиальное отличие от традиционной. Я планирую вступить в качестве ментора для своих коллег, которые будут содействовать реализации процесса коучингадля внедрения новых подходов в обучении и преподавании. Мне основательно нужно усвоить технику мониторинга для определения степени воздействия программы развития школы, и для этого отныне я буду работать не просто как учитель-лидер, я я должен работать как учитель-исследователь совместно с коллегами.

Анкета, которую я проведу в своём коллективе поможет мне выяснить желание коллектива работать в том или ином направлении.

Стремление к преобразованиям присуще сегодня многим руководителям школ, такое уже время. Но, как показывает опыт, наиболее болезненной проблемой является выбор приоритетов и определение общих задач организации. Большинство даже самых серьезных преобразовательных проектов не опираются на исследованиях реальных возможностей, мнений и оценок коллектива учителей. А без этого все они нависают в воздухе.

С чего начинается любое преобразование?

С проведения общего анализа. Мне, как руководителю исследования, необходимо:

- оценить масштабы проводимых изменений;

- собрать достаточное количество информации, чтобы иметьполную картину состояния школы на данный момент;

- изучить ориентацию своего коллектива, а, следовательно, возможности эффективных изменений.

Анкета заполняется анонимно в течении 25 минут.

Я считаю, что растить нужно не людей, владеющих набором разных знаний, а людей позитивных, психологически здоровых, уверенных в своих силах, уважающих себя и окружающих, постоянно стремящихся к познанию и и имеющих глубокие знания в тех областях, которые их действительно интересуют и с которыми они планируют связывать свою дальнейшую деятельность.

На сегодняшний день учитель получил возможность по новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя инновационную пед.технологию. сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому в настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление в системе развития образования находиться в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения- познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования –учитель-компьютер-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму-ученик-компьютер-учитель. Образовательная стратегия нашей школы будет строиться на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность.

Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Авторы: М. Барбер, М. Муршед.

Руководство для учителя Первый (продвинутый уровень)

Барбер Майкл, Муршед Мона Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира

Введение. Внутри черного ящика
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей
Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание
Качественное образование должен получить каждый ребенок
Заключение. Система и вектор движения
Приложение

Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание. (В эффективных системах школьного обучения существует понимание, что единственный способ улучшить результаты — это повысить качество преподавания: обучение происходит тогда, когда между преподавателями и учениками существует взаимодействие, поэтому, чтобы повысить качество обучения, нужно оптимизировать это взаимодействие. Руководители эффективных систем образования знают, какого рода меры позволяют достичь этой цели, — речь идет о наставничестве, обучении преподавателей непосредственно в классе, выдвижении сильных руководителей школ, способных помогать в развитии учителей, и создании возможностей для учителей учиться друг у друга — и нашли способы реализации этих мер в своих системах).

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

• Создание условий для того, чтобы учителя учились друг у друга. Наконец, в некоторых лучших системах созданы возможности для того, чтобы учителя учились друг у друга. В большинстве школ учителя работают в одиночку. В ряде успешных систем, особенно в Китае (Шанхай), Японии и Финляндии, учителя работают совместно, вместе планируют уроки, посещают классы друг друга и помогают друг другу совершенствоваться. В этих системах создана такая атмосфера в школах, при которой совместное планирование, обмен мнениями о педагогических проблемах и взаимное наставничество стали нормальными и постоянными чертами школьной жизни; такая обстановка помогает учителям постоянно развиваться путем обмена опытом и учебы друг у друга


  1. Отдельные учителя должны осознавать имеющиеся в их работе недостатки. В большинстве случаев это предполагает осознание не только своих методов работы, но и того, что лежит в их основе.

  2. Каждый учитель должен овладеть пониманием передовых методик. Этого можно добиться только за счет наблюдения таких методик в действии в реальной обстановке.

  3. Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и, главное, коллективная вера в их общую способность улучшить образование детей, которым они служат.

  1. Выработка практических навыков на раннем этапе педагогического образования.

  2. Организация в школе наставничества для поддержки учителей.

  1. Отбор и развитие руководителей-наставников.

  2. • Создание условий для того, чтобы учителя учились друг у друга.

От каждого учителя требуется, чтобы он посетил по меньшей мере восемь занятий своих коллег в каждом семестре. Требуется, чтобы все учителя проводили открытые уроки, на которых должна присутствовать большая группа коллег: это содействует распространению передового опыта, открытые уроки позволяют учителям затем узнать мнение других специалистов о своей работе и повышают ответственность учителей за качество их работы (рис. 20).

Рис. 20. Шанхай и Япония: учительские сообщества

В этих системах делается все для того, чтобы дать учителям возможность делиться передовым опытом, узнавать друг у друга о сильных и слабых сторонах в работе, совместно развивать и распространять передовой опыт


Ознакомление с работой коллег. От всех учителей Шанхая требуется, чтобы они посетили по меньшей мере восемь уроков своих коллег в каждом семестре.

Учителя должны проанализировать посещенные уроки и помочь коллегам повысить качество обучения

Учителя демонстрируют передовой опыт большим группам инструкторов, после чего проводится обсуждение на основе обратной связи. Удачные уроки используются для того, чтобы дать каждому учителю образцы передового опыта, стимулировать его развитие и создать обстановку, при которой учитель будет ощущать ответственность за качество своей работы

Рис. 21. Бостон: время на общее планирование

Создание возможностей для дискуссий

Добиться эффективности встреч

• Использование таких данных создало атмосферу общей ответственности и привело к улучшению результатов

• Заседания проводились при содействии директора школы или инструктора по повышению грамотности

От индивидуальной работы к работе в команде

• Учителя тратили больше времени на наблюдение за работой друг друга. В некоторых школах классы устроены так, чтобы учителя могли постоянно следить за практикой друг друга

• Финляндия. Учителям еженедельно выделяется свободное дневное время для совместного планирования и разработки школьной программы. Утвержденная общенациональная школьная программа определяет только общие требования к результатам обучения, а не пути их достижения. Это означает, что учителя должны работать совместно над разработкой программы и педагогических стратегий, подходящих именно для их школы. В системе образования всячески поощряется практика совместной работы на всех уровнях: принимаются меры для того, чтобы школы, расположенные в одном муниципальном округе, работали вместе и делились материалами, с тем чтобы передовой опыт быстро распространялся во всей системе.
Поэтому при реформировании основное внимание было сосредоточено на разработке и применении успешных стратегий улучшения преподавания. Один бостонский реформатор говорит, что «реформа стоит на трех китах: профессиональном развитии, профессиональном развитии и профессиональном развитии. Мы заставили все, что имели, — денежные и организационные ресурсы, людей и оборудование — работать на профессиональное развитие.

Барбер Майкл, Муршед Мона Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира

Введение. Внутри черного ящика
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей
Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание
Качественное образование должен получить каждый ребенок
Заключение. Система и вектор движения
Приложение

Смотри также

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9. В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического.

Читайте также: