Чем отличаются простая и сложная трехчастная формы в музыке кратко
Обновлено: 03.07.2024
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная).
Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложная двухчастная форма
Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух, изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.
Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы. В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко .
Так начинается первый период Неаполитанской песенки:
Затем идёт ещё один период:
В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. А после этого появляется ещё один период:
Здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте (в балете звучит корнет-а-пистон, помните такую разновидность трубы?). Здесь слышится уже не песня, а танец.
Итак, что же за форма получилась? Сколько в ней разделов? Не торопитесь отвечать, послушайте внимательно эту музыку от начала до конца. И вы услышите два музыкальные образа — песню и танец.
П.И. Чайковский. Неаполитанская песенка из цикла “Детский альбом”
Сложная трехчастная форма
Сложная трехчастная форма -это репризная трёхчастная форма, первая часть которой сложнее периода. Чаще всего первая часть представляет собой простую двух- или трёхчастную форму, но иногда бывает и сложнее (кроме того, средний раздел тоже может быть написан в сложной форме).
Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.
Третья часть – реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой части. Буквальное повторение первой части – реприза – часто не выписывается в нотах, а обозначается D, C., т.е. Da capo.
В заключении формы иногда имеет место кода. Эта форма широко распространена в инструментальной музыке танцевального жанра (сопоставление двух танцев, где вторую часть называют – трио, т.к. исполнялось тремя инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения нетанцевального жанра, в основном в которых лежит контрастное сопоставление двух образов.
Примером Сложной трехчастной формы служит “Вальс” П.И. Чайковского из цикла “Детский альбом”.
Вальс написан в традициях домашнего музицирования – с простой напевной мелодией и характерным вальсовым аккомпанементом: это бас и два лёгких аккорда. Мелодические фразы невелики, плавны, они напеваются как бы невзначай (обратите внимание на паузы в мелодии).
Так из двух периодов образовалась простая двухчастная форма.
Но эпизод промелькнул, и снова зазвучал вальс.
Теперь послушаем “Вальс” целиком.
П.И. Чайковский “Вальс” из цикла “Детский альбом”
Рондо
Рондо — это форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся главной темы (рефрена) с различными эпизодами.
Послушайте Рондо из “Маленькой ночной серенады” В.А. Моцарта
Вариации
Вариационной называется форма, основанная на видоизмененных повторениях темы.
Основная схема вариаций – A Al А2 A3.
- ВАРИАЦИИ НА НЕИЗМЕННУЮ ТЕМУ (ОСТИНАТО)
а) бассо – остинато – на неизменный бас (старинные вариации, форма
старинных танцев – ЧАКОНЫ и ПАССАКАЛЬИ). Количество вариаций насчитывалось от 1-2 (дубри к танцам барокко) до 62-64 (чаконы Генделя, Баха). Длительность вариационных циклов простирается от 1-2 до 40-50 минут!
б) сопрано – остинато – на неизменную мелодию (ГЛИНКИНСКИЕ)
П.И. Чайковский в цикле “Детский альбом” использовал форму вариаций в пьесе “Комаринская”.
Чайковский даёт в ней яркий образец инструментальных вариаций. На первый план выступает искусство варьирования – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его звонкие и яркие краски.
Первая и третья вариации, лёгкие, подвижные, как бы расцвечивают тему, сохраняя её штрих staccato.
А теперь можем послушать всю “Камаринскую” из “Детского альбома” П.И. Чайковского
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Содержание
Структура произведения
Музыка состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части. Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.
Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1—2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2—4 тактов), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8—16 тактов). [3]
Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:
Одночастная форма (A)
Её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2. ). Примеры: частушки.
Двухчастная форма (AB)
Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента [1] (например, пьеса “Шарманщик поет” из “Детского альбома” П. И. Чайковского). Однако, если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса “Воспоминание” из “Альбома для юношества” Р. Шумана) иногда относят к двухчастным. [4]
Трёхчастная форма (ABA)
Её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.
Концентрическая форма
Концентрическая форма состоит из трёх и более частей,повторяющихся после центральной в обратном порядке,к примеру : А В С В А
Классические формы
Соната
Сонаты основаны на песенной форме (ABA), то есть чётко делятся на три части:
Рондо
Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF. То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.
Рондо-соната
Вариации
Форма полифонической музыки 17, 18 веков.
Симфония
Произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей (но не обязательно, главная идея симфонии — сочетание разных музыкальных форм):
- Соната аллегро (быстрая соната).
- Медленная часть.
- Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).
- Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.
Циклические формы
Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.
Другие
- Концерт — произведение для солирующего инструмента с оркестром.
- Дуэт
- Этюд — краткое произведение, построенное на определённом техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительском мастерстве.
- Фантазия — свободная форма.
Примечания
- ↑ 12 Майкл Пилхофер и Холли Дей — Теория музыки для "чайников" (2009)
- ↑ Параметрные формы были рассмотрены, например, Дмитрием Шульгиным на примере творчества российского композитора В. А. Екимовского в книге: Шульгин Д. И.Современные черты композиции Виктора Екимовского.— М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2003.— 571с. ISBN 5-93994-002-1
- ↑Музыкальная форма — Краткий музыкальный словарь — Яндекс.Словари
- ↑Двухчастная форма — Краткий музыкальный словарь — Яндекс.Словари
Ссылки
Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность
Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия
Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф
- Музыкальные термины
- Музыкальная форма
- Композиция (музыка)
- Музыкальные формы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Музыкальная форма" в других словарях:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако… … Современная энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее… … Большой Энциклопедический словарь
Музыкальная форма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыкальная форма — в широком философско эстетическом смысле слова комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно художественное содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает… … Большая советская энциклопедия
музыкальная форма — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определённое художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её… … Энциклопедический словарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Музыкальная форма — см. Форма музыкальная … Музыкальная энциклопедия
Рондо музыкальная форма — музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная тема повторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первой форме за начальной темой или так называемой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Трёхчастная форма - тип композиционной структуры, со 2-й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся соотношения этих разделов и их структуры (общепринятые определения Т. ф. ориентируются гл. обр. на произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена раннего и среднего периодов творчества, однако аналогич. формы в музыке более позднего времени нередко отличаются от классич. вида). Различают простую и сложную Т. ф. В простой 1-я часть представляет собой однотональный или модулирующий период (либо заменяющее его построение), средняя часть, как правило, не имеет устойчивой структуры, а 3-я часть является репризой первой, иногда с расширением; возможен и самостоят. период (безрепризная Т. ф.). В сложной Т. ф. 1-я часть - обычно простая двух- или трёхчастная форма, средняя часть по структуре близка 1-й или более свободна, а 3-я часть - реприза первой, точная или видоизменённая (в вок. соч. - повторение музыки, но не обязательно и словесного текста). Встречается и промежуточный вид между простой и сложной Т. ф.: средняя (вторая) часть - в простой двух- или трёхчастной форме, а крайние - в форме периода. Если последний не уступает по размерам и значению средней части, то вся форма ближе к сложной Т. ф. (Вальс ор. 40 No 8 для фп. П. И. Чайковского); если же период невелик, то к простой с обрамляющими её вступлением и заключением ("Песня Индийского гостя" из оперы "Садко" Римского-Корсакова). Вступление и заключение (кода) встречаются в любом виде Т. ф., как и связующие части между осн. разделами, иногда развёрнутые (особенно в сложной Т. ф. между средним разделом и репризой).
Первый раздел Т. ф. выполняет экспозиционную функцию (в сложной Т. ф. - с элементами развития), т. е. представляет собой изложение темы. Середина (2-я часть) простой Т. ф. - чаще всего развитие муз. материала, изложенного в 1-й части. Встречаются средние части, построенные на новом тематич. материале, контрастирующем материалу крайних частей (Мазурка C-dur op. 33 No 3 Шопена). Иногда средняя часть содержит как новый материал, так и развитие темы 1-й части (3-я часть - ноктюрн - из 2-го струн. квартета Бородина). В сложной Т. ф. средний раздел почти всегда контрастирует крайним; если он написан в формах периода, простой двух- или трёхчастной, его часто называют трио (поскольку в 17 - нач. 18 вв. он обычно излагался трёхголосно). Сложная Т. ф. с такой средней частью применяется преим. в быстрых, в частности танц., пьесах; с менее оформленной, более текучей средней частью (эпизодом) - чаще в медленных пьесах.
Смысл репризы Т. ф. обычно состоит в утверждении осн. образа пьесы после контрастирующего либо в воспроизведении главной муз. мысли в целостном виде после развития её отд. сторон и элементов; в обоих случаях реприза способствует завершённости формы. Если реприза изменена так, что в ней создаётся новый уровень напряжения по сравнению с 1-й частью формы, то Т. ф. называется динамической (такие формы значительно чаще встречаются среди простых Т. ф., нежели сложных). Изредка реприза простой Т. ф. начинается не в главной тональности ("Забытый вальс" No 1 для фп. Листа, "Сказка" ор. 26 No 3 для фп. Метнера). Иногда возвращается главная тональность, но не тема 1-го раздела (т. н. тональная реприза; "Песня без слов" g-moll No 6 для фп. Мендельсона).
Т. ф. может быть расширена и обогащена посредством повторения её частей, точного или варьированного. В простой Т. ф. нередко повторяется 1-й период, в отд. случаях с транспозицией или частичной транспозицией в др. тональность (1-я часть Траурного марша - до трио - из сонаты No 12 для фп. Бетховена; "Забытый вальс" No 1 для фп. Листа; этюд ор. 25 No 11 Шопена; марш ор. 65 No 10 для фп. Прокофьева). Не менее часто повторяются середина и реприза. Если варьирование середины или 3-го раздела при их повторении связано с изменением тональности, то форма называется простой двойной трёхчастной и приближается к рондообразной. В сложной Т. ф. по её окончании изредка повторяются трио и 3-й раздел ("Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки); если вместо повторения даётся новое трио, возникает двойная сложная Т. ф. (сложная Т. ф. с двумя трио), также близкая рондо ("Свадебный марш" из музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" Мендельсона).
К усложнению Т. ф. ведёт не только повторение частей, но и их внутреннее разрастание: начальный модулирующий период простой Т. ф. может приобрести черты сонатной экспозиции, середина - разработки, а вся форма - черты сонатного allegro (см. Сонатная форма). В др. случаях новый материал средней части Т. ф. (простой или сложной) развёрнуто излагается в коде или конце репризы в гл. тональности, что создаёт соотношение тем, типичное для сонаты без разработки.
Несмотря на простоту и естественность своей закруглённой структуры (ABA или АВА1), Т. ф. описанных видов возникла позднее двухчастной и не имеет столь непосредственных и явных, как эта последняя, корней в нар. музыке. Происхождение Т. ф. связано прежде всего с муз. т-ром, особенно с оперной арией da capo.
Простая Т. ф. применяется в качестве формы к.-л. раздела нециклич. произв. (рондо, сонатное allegro, сложная Т. ф. и др.), а также в романсах, оперных ариях и ариозо, небольших пьесах танцевального и иного характера (напр., в прелюдиях, этюдах). Как форма самостоят. пьесы простая Т. ф. приобрела большое распространение в послебетховенский период. Иногда она встречается и как форма медленной части цикла (в концерте для скрипки Чайковского; наиболее развёрнутый образец - во 2-м фп. концерте Рахманинова). Динамическая простая Т. ф. особенно часто встречается у Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина.
Сложная Т. ф. применяется в танц. пьесах и маршах, ноктюрнах, экспромтах и др. инстр. жанрах, а также как форма оперного или балетного номера, реже романса ("Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья" Глинки). Весьма распространена сложная Т. ф. в средних частях сонатно-симф. циклов, особенно быстрых (скерцо, менуэт), но также и медленных. Наиболее развитые образцы сложной Т. ф. представляют собой нек-рые симф. скерцо Бетховена, Траурный марш из его "Героической" симфонии, симф. скерцо др. композиторов (напр., 2-е части 5-й и 7-й симфоний Шостаковича), а также отд. пьесы композиторов-романтиков (напр., Полонез ор. 44 Шопена). Возникли и сложные Т. ф. особого рода, напр. с крайними частями в форме сонатного allegro (скерцо из 9-й симфонии Бетховена и 1-й симфонии Бородина).
В теоретич. трудах отличия Т. ф. от нек-рых др. типов муз. формы определяются по-разному. Так, в ряде руководств сложная Т. ф. с эпизодом отнесена к формам рондо. Существуют объективные трудности при разграничении простой Т. ф. с серединой, развивающей материал 1-й части, и простой репризной двухчастной формы. Как правило, повторение в репризе всего начального периода считается главным свидетельством трёхчастности формы, а одного предложения - двухчастности (при этом учитываются и дополнит. критерии). Э. Праут рассматривает оба названных типа форм как двухчастные, поскольку середина не даёт контраста, тяготеет к репризе и нередко повторяется вместе с ней. Наоборот, А. Шёнберг трактует оба эти типа как трёхчастные формы, т. к. в них присутствует реприза (т. е. 3-я часть), хотя бы и сокращённая. Представляется целесообразным, независимо от того или иного разграничения рассматриваемых типов, объединить их общим понятием простой репризной формы. Пропорции нек-рых произв. не соответствуют названию того типа формы, к к-рому они относятся (напр., в Т. ф. с кодой фактически могут оказаться 4 равновеликие части). Мн. композиции, трёхчастные в общем смысле слова, не принято называть Т. ф. в спец. значении термина. Таковы, напр., трёхактные оперы, трёхчастные симфонии, концерты и т. д., строфич. вок. сочинения, содержащие три строфы текста с разной музыкой, и др.
Читайте также: