Школа для детей или дети для школы анализ

Обновлено: 07.07.2024

Не призываю вас отказываться от формального образования для ваших детей, но однозначно стоит задуматься над другими вариантами, кроме школы. Например над домашним образованием, после которого ребенок получает точно такой же аттестат. Предвидя комментарии о необходимости социализации, заранее замечу что спортивная секция + кружки по интересам помогут здесь гораздо лучше, чем просиживание вашего ребёнка со случайно подобранным набором детей, среди которых будет и откровенная гопота. Отношение всегда будет дружелюбнее там, где есть общая цель и желание, чем там где из общего только принуждение. Среди компромиссных вариантов можно назвать частные школы с клиент-ориентированным подходом, и индивидуальных репетиторов. И пусть принудительные школы уйдут в прошлое, как ушли двенадцатичасовой рабочий день, рабство и детский труд. Однажды научившись читать, каждый человек сам выбирает что именно ему интересно. На основании этого он может строить свою жизнь без навязанных предрассудков.

Шацкий

Школа для детей или дети для школы

Статья первая

II.
…Основной педагогический вопрос, который должен сдвинуть с места современную туманную педагогику, не в том, что такое та школа, которая ним нужна, а что такое детская жизнь, какие ее характерные черты и в чем ее ценность для работы школы.
Старая педагогика, в полном единении с обычным житейским взглядом, мечтала о лучших способах готовить детей к будущей жизни. Она заимствовала все нормы детской жизни из жизни взрослых. Она творила свое дело с государственным ребенком, она задолго начинала его жизненную карьеру.
Теперь же надо думать о том, чтобы детям дать возможность жить сейчас, жить той богатой эмоциональной и умственной жизнью, на которую они способны. Мы тревожились, видя, что дети плохо учатся, потому, что в будущем они не выдержат жизненной конкуренции. Мы вводили эту конкуренцию загодя в детскую среду. Мы не умели ценить богатства детского языка, детского опыта, способности ребенка к исследованию, его живости и способности интересно жить. Нам нужно было лишь то, чтобы дети в наименьший промежуток времени усвоили максимум тех обрывков знаний, которые составляли нашу программу. А по-настоящему следовало бы беспокоиться о том, что дети плохо живут, т.е. живут не по-детски.
В сущности говоря, наиболее яркие умы последнего сорокалетия (врачи, психологи, экспериментаторы и большие педагоги-практики) делали и делают подготовительную работу для осуществления этой цели.
Старая педагогика очень ценила законченность, результатность своей работы. Это выражалось в требовании от детей определенных запасов знаний по целому ряду довольно случайно подобранных циклов. Стэнли Холл1 справедливо называет это школьным винегретом.
Новые педагогические мысли вращаются вокруг процесса работы детей над насущно необходимым для их текущей жизни материалом.
Старая мысль искала самой лучшей программы, самого лучшего метода, лучшего учебника. Она стремилась отлить свою работу в устойчивые, точно регламентированные формы воздействия на детей.
Новая мысль работает над постоянной эволюцией школы и думает о гибких методах, приспособляющихся к данным условиям, в которых протекает педагогический процесс.

III

Для ребенка школа может быть лучшим местом, где он будет учиться новым знаниям, учится общаться с людьми и формироваться как успешная личность. А еще школа может стать для ребенка тюрьмой, местом пыток куда он будет направляться как на наказание. Придя в школу, ребенок сразу сталкивается с множеством правил. Его заставляют тихо сидеть на уроках и слушать учителя, ходить в школьной форме, рассаживают с другими детьми так, как удобно учителю.

Маленькому ребенку очень сложно самостоятельно справится со всеми трудностями. Он ищет поддержки и понимания у родителей.

школьник-562x260

Родители должны определиться для себя чего они хотят, когда их ребенок идет в школу. Готовы ли они к тому, что в школе на их ребенка могут кричать, заставлять без объяснений делать то, что ему не нравится или еще хуже – унижать.

Сегодня родители могут сами выбрать школу для своего ребенка, а также и учителя. Они имеют право интересоваться как обстоят дела в выбранной ими школе. Что за человек – учитель, который будет учить их ребенка. Как он ведет себя на уроке, как разговаривает с детьми. Каждый родитель должен почаще приходить в школу. Узнавать, как учиться их малыш, что ему трудно, а каких успехов он уже достиг.

Новое видео:

Новое видео:

Современная жизнь навязывает нам высокие стандарты в том числе в обучении детей . Родители, управляемые тревогой за будущее ребенка, стремятся обеспечить ему как можно более высокий образовательный уровень, лучшую школу. Считается, что это гарантия, или во всяком случае неплохой задел для будущих успехов ребенка в жизни. Всегда ли это так? Всегда ли нужно стремиться отдать ребенка в как можно более сильную школу с высоким уровнем требований и одаренными соучениками?


Большая лягушка в маленьком пруду

В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Английская пословица Better a big frog in a little puddle, than a little frog in a big puddle, означает, что лучше быть значимой фигурой в небольшом коллективе, чем посредственной в более крупном.

Ученый обнаружил, что ребята из элитных школ реже стремились попасть в такие же элитные вузы, чем ребята с тем же уровнем оценок и знаний, но из средних или даже слабых школ. Дети из более сильных школ имели гораздо более скромное мнение о своих способностях.

"Эффект большой лягушки" связан с самооценкой ученика, ее академической частью. Благодаря тому, что ребята из сильных школ имели высоко конкурентную среду и постоянно сравнивали себя с более сильными одноклассниками, их уровень самооценки был ниже, чем у ребят из обыкновенных школ (при том же уровне знаний и оценках). То есть ребенок, получавший средние баллы в сильной школе считал, что способности у него так себе, и учится он похуже многих. А ребенок из обыкновенной школы, где были собраны ученики разного уровня, получая средние баллы, считал себя способным и преуспевающим учеником.

Самооценка ученика (речь идет не о всех гранях самооценки, а только о ее академической части) - это не просто то или иное самоощущение, восприятие себя. Самооценка влияет на важные параметры:
- интерес к предмету обучения

Ученики, которые оценивают себя, как способных, больше интересуются предметом, склонны углубляться в него, более восприимчивы к информации, активно включены в процесс обучения
- уровень притязаний

Оценивание себя, как способного и успешного позволит ученику претендовать на большее в своих планах, иметь большие учебные и профессиональные амбиции, ставить высокую планку и ожидать от самого себя наилучших результатов.

У сильных в академическом отношении школ есть много преимуществ – преподавательский состав, отношение к учебе, адекватный уровень контроля, настрой учеников на высокие результаты. Все это, безусловно, дает преимущества ученикам. Кроме того, сама принадлежность к сильной школе часто дает ученику чувство сопричастности чему – то значительному, повышает его чувство собственного достоинства. Также известно влияние оценок окружающих учеников на то, насколько старательно учится каждый из них. Если оценки высокие, то старания больше, чтобы дотянуться до более высоких баллов, соответствовать общему уровню. Это хорошо знают родители, чьи дети попали в сильные классы и старались учиться, чтобы не отстать (а желательно и перегнать остальных). Это здоровая естественная конкуренция, но, доходя до очень большой интенсивности, она может начать оказывать негативное влияние на эмоциональных фон учеников.

Решая в какой школе будет учиться ребенок, важно внимательно рассмотреть следующие вопросы:

Насколько ребенок эмоционально устойчив

Ребенку сильного, уравновешенного темперамента, оптимистично настроенному, устойчивому к неприятностям будет легко переносить конкуренцию и высокие требования. Если же ребенок подвержен эмоциональным колебаниям, склонен к подавленности или повышенной возбудимости, то ему нагрузку будет переносить сложнее. Школа с самыми высокими требованиями, возможно, не лучший вариант для него.

Насколько поездки в школу соответствуют общим возможностям семьи

Если отвезти ребенка в школу – это подвиг местного значения для родителей, то общая обстановка в семье перегревается, рано или поздно это скажется на ребенке. Родители склонны ожидать осязаемых бонусов за свои жертвы.

Этими бонусами должны стать академические успехи ребенка или уж по крайней мере его радость и увлеченность школьной жизнью. Если ребенок этих успехов и радости не демонстрирует, то разочарование и соответственно давление на ребенка может стать чрезмерным. Это не улучшит в итоге учебных результатов, которые и были изначально главной целью.

Общее состояние здоровья ребенка

Дети нередко реагируют телесными болезнями на психологический дискомфорт, на повышенную учебную нагрузку или давление сверстников. Неожиданные головные боли, боли в животе, тошнота, температура неизвестного происхождения, постоянные респираторные заболевания, астма - могут быть признаками того, что ребенок плохо переносит стресс, и проблема выходит на уровень тела, минуя этап осознания этой проблемы. Так ребенок может часто болеть, но не быть в состоянии сформулировать свои психологические затруднения, которые и являются причиной этих болезней.

Уровень учебной мотивации ребенка

Лошадь можно, как известно, привести к ручью, но нельзя насильно заставить ее пить. Так и родители учеников с низкой учебной мотивацией выбиваются из сил, делая с ними домашнюю работу (предварительно выяснив ежедневно, что же задали). Но они не могут насильно заставить ребенка включиться, быть активным или хотя бы элементарно внимательным на уроках или собранным на контрольных. В итоге ребенок приходит домой, не усвоив значительной части учебного материала в школе, все, что можно, прослушав, и садится вместе с родителями за уроки, которые, как знают все участники, продлятся до позднего вечера и будут похожи на маленькую войну. Слезы детей, раздражение и бессилие взрослых – не лучшая основа для завтрашнего учебного дня, и ситуация выходит на новый виток.

Те, кто побывал в подобных обстоятельствах знают, насколько непереносимой может стать жизнь в семье в результате всего лишь ежедневного домашнего задания школьника. Тем не менее, родители готовы сражаться за будущее ребенка до последнего. Однако, их ожидает неприятное открытие – власти над ребенком по мере взросления становится все меньше, а учебных задач прибавляется. То, чего можно добиться от 7 летнего ребенка уже не добьешься от 12 летнего, рычаги управления стремительно исчезают, а учебная деятельность держалась на принуждении и контроле.

В сильные классы лучше отдавать детей, в ответственности и познавательной активности которых вы уверены, так как вы не сможете учиться за ребенка (то есть вместо него).

Объективный уровень знаний и способностей ребенка

Если по каким-то причинам ребенок тяжело усваивает школьный материал, имеет объективные трудности с обучением, то сильная школа не лучший выбор. В результате сравнения себя со значительно более сильными одноклассниками, ребенок будет испытывать постоянную фрустрацию, учиться и чувствовать себя хуже. В таком случае лучше выбрать более спокойную школу, где при поддержке взрослых можно добиться во всех отношениях более позитивного результата.

Читайте также: