Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе от рождения до школы

Обновлено: 15.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Рабочая программа

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в подготовительной группе

Составитель: воспитатель1 категории

Пояснительная записка :

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?)

развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Принцип психологической комфортности.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип развивающего эффекта содержания.

Планируемые результаты:

увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;

проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;

грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;

принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях:

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Перспективное планирование

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивать любознательность. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру

Мы нужны друг другу на земле

Знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ. Развивать у детей умственные и мыслительные способности. Воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации

Дать представление о симпатических чернилах, используемых в древности, формировать интерес к истории человечества. Развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Волшебная сила воды

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Воспитывать усидчивость, аккуратность

Формировать умения сравнивать и делать выводы. Закреплять знания о хвойных и лиственных растениях, умения работать сообща. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают хлеб. Познакомить современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше

Выявить , что такое соль. Развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению к неживой природе. Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе

Поможем воде стать чистой

Расширить и уточнить представление детей о процессе очистки воды разными способами

Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Развивать способность к познанию нового. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в творческой атмосфере

Бумага в нашей жизни

Познакомить детей с основными свойствами бумаги. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности

Составление генеалогического древа

Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнавать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи

Познакомить с разнообразием ниток, с их свойствами и особенностями. Способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук

Исследование снега и льда

Формировать и систематизировать знание детей о свойствах снега и льда. Развивать умение собирать информацию о неживой природе (снег, лед), их сходство и различие

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей. Воспитывать желание работать в коллективе

Если хочешь быть здоров

Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях

Чудеса и превращения

Расширять представление о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ. Развивать навык исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формировать выводы. Воспитывать умение работать в команде

Учить использовать полученные знания о зимних признаках в дидактических играх. Учить детей сравнивать искусственный снег с настоящим; расширять и обобщать знания о свойствах воды и снега. Учить делать самостоятельно вывод по опытно-экспериментальной деятельности

Формирование общей способности искать и находить новые решения, формировать умения анализировать и читать код-схему. Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата; умение работать в коллективе

Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с металлическими предметами.

Формировать представления детей о природном явлении-извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. Воспитывать умение работать в команде

Познакомить детей символами исследовательских действий. Развивать воображение, находчивость, сообразительность, любознательность

Познакомить детей с функциями органов слуха, зрения, вкуса, обоняния. Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения

Почему птицы летают?

Побуждать детей к исследовательской деятельности, учить высказывать свои предложения. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам

Формировать у детей естественно-научные представления об экзотическом фрукте- лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности. Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности

Учить проводить исследовательскую деятельность, фиксировать результаты с помощью условных знаков. Формировать умение выдвигать предположения, опытным путем доказывать их, делать выводы

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

История возникновения посуды

Познакомить детей с историей посуды, вызвать интерес к прошлому этих вещей. Развивать интерес у детей к истории и окружающего мира, творческого мышления

Что мы знаем о воздухе?

Уточнить знание о воздухе, как необходимом условии жизни на Земле. Развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе

Волшебные фокусы Электрончика

Обобщить знания детей об электричестве. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдать меры безопасности. Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности. Воспитывать умение работать в коллективе

Такой загадочный космос

Учить проводить эксперименты. Пробуждать интерес к познанию космоса. Развивать желание совершенствовать открытия; формировать у детей опытным путем элементарные понятия о законах космоса

Определение возраста рыбки

Формировать обобщенное представление рыбы- водные обитатели. Учить детей опытническим путем определять возраст рыбы

Как увидеть и услышать воздух?

Сформировать представление о разнообразии насекомых и их значении, об особенностях строения, жизненном цикле, расширять кругозор детей. Способствовать формированию исследовательских навыков, развивать способность анализировать, умение видеть причинно-следственные связи

Комнатные растения – ступеньки нашей жизни

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания о строение растений, об уходе за ними

По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу технологии и были дополнены конспектами на дополнительные темы.

ВложениеРазмер
Кмплексно- тематическое планирование познавательно- исследовательской деятельности 29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Большой и маленький.

Воздух вокруг нас.

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64.

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам)

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Веракса с. 20- 22

См. приложение. Домашнее задание по схемам.

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла ( теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.31- 33

Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8.

Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12.

Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43.

(работа со схемами)

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47.

Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51.

Змей Горыныч о трех головах.

Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами. Веракса с. 51 -52.

Камни и минералы.

Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками)

Сила трения. Колесо.

(Занятие с презентацией).

Плавание тел. Изготовление

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.66 – 68

Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница.

(Занятие с презентацией).

Растения: рост и

Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23.

Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп)

Наблюдение за пересадкой (пикированием)

Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника.

Рассказать о пользе насекомых в жизни растений.

Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией).

Занятие – викторина (итоговое)

Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника не перебивая.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Комплексно-тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Воздух вокруг нас.

Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности. См. конспект занятия с презентацией.

Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58

Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47,

Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68.

  1. Нагревание проволоки.
  2. Письмо к Дракону.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72

Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.74- 75.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях.Веракса с. 75- 77.

Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки…

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………. 1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с .


Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз.

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика.


Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО.


Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе.


Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах.

-«Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);

Рабочая программа по познавательному развитию детей 6-7 лет

Цель: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Задачи:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

•творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•уважительное отношение к результатам детского творчества;

•единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

•соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные особенности и традиции в образовании.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Развитие психических процессов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.

•ребёнок проявляет любознательность,

•задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

•интересуется причинно-следственными связями,

•пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

•склонен наблюдать, экспериментировать,

•обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,

•знаком с произведениями детской литературы,

•обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

•ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Система оценки результатов освоения Программы

в соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Вариативная часть обеспечивает реализацию дополнительных образовательных услуг.

Образовательная нагрузка в подготовительной группе распределяется следующим образом (СанПиН 2.4.1.3049-13):

-продолжительность ОД – не более 30 минут;

-Максимально допустимый объем образовательной деятельности: в первой половине дня не превышает 1,5 часа и во вторую половину дня не более 30 минут.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей и включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации предметной, сенсорной, интеллектуальной деятельности. Расширение представлений о мире людей и месте ребёнка в обществе через познание окружающего мира.

Развивать умение отражать свои представления об окружающем мире в продуктивной деятельности. Развивать фантазию, творчество в продуктивных видах детской деятельности через знакомство с произведениями художественной литературы. Использовать средства музыки для реализации задач познавательного развития, для усиления восприятия содержания художественных произведений.

Обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

Формирование физических качеств, необходимых для познавательной деятельности.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

включает в себя, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю, примерно 70–72 занятия в год по авторской программе. На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

Разделы:

-количество и счет;

-ориентировка в пространстве;

-ориентировка во времени

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах в окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Разделы:

Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:

- познавательные эвристические беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- праздники и развлечения;

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром:

- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и эелементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);

- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа);

- методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).

Методы ознакомления дошкольников с природой

- наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);

- рассматривание картин, демонстрация фильмов

- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия) подвижные игры, творческие игры);

- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);

Формы работы по формированию элементарных математических представлений

- обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст);

- демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст);

- сенсорные праздники на основе народного календаря (младший дошкольный возраст);

- театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения

или повторения и закрепления (средняя и старшая группы);

- коллективная непосредственно образовательная деятельность при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы);

- непосредственно образовательная деятельность с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми);

- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (младший дошкольный возраст);

- самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

Способы познавательного развития:

Средства познавательного развития:

- развивающая предметно-пространственная среда;

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений,вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:

-центр двигательной деятельности

-центр музыкально театрализованной деятельности

-центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

-центр правильной речи и моторики.

Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна.

Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.

См. Приложение 5. Конспект №3

Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

См. Приложение 5. Конспект №6

Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; обогащать и расширять словарь детей.

Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня. Семечко подсолнечника.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

См. Приложение 5. Конспект №7

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; упы по количеству детей; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка; аудиозапись.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.

См. Приложение 5. Конспект №8

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Подвести детей к пониманию причин возникнове­ния звука: колебание предмета.

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

См. Приложение 5. Конспект №9

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.

2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

5.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет.

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

Песок, мелкая ёмкость,

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги

Дыбина О.В. Неизведанное рядом стр.84-86

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование .–М., 2005 г., с.63

Онлайн-книги

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности………………………………………….……………………9

Календарно-тематическое планирование по познавательно- исследовательской деятельности………………………………………..12

Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)……………….20

Пояснительная записка

В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию познавательно-исследовательской деятельности адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Основной целью формирование познавательно-исследовательской деятельности являются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

При организации образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности используются доступные материалы, а так же формы поощрения.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого.

Словесно-логическое мышление детей 6-7 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Формы работы:

· совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы:

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

Цель программы - создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи программы:

расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

знакомить с основными видами и характеристиками движения) (скорость, направление);

развивать представления об основных физических явлениях (магнитное) и земное притяжение, отражение и преломление света);

формировать у детей элементарные географические представления;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности .

- рост уровня любознательности, наблюдательности;

- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.

Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.

В учебном графике – 30 учебных недель всего – 30 занятие общей продолжительностью 15 часов.

Читайте также: