Школа 2100 проектная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.

Оценить 559 0

Проектная деятельность в образовательной системе "Школа–2100"

Рудакова Е.В.,

учитель начальных классов

МОУ Гимназии № 13

Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе "Школа 2100", по которой я работаю третий год, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений". Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.

Что понимается под словом "проект"?

В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

Проектная деятельность в Образовательной системе "Школа 2100" рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.

Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая её разновидность:

образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. Примеры детских проектов - это рисунок, поделка, рассказ, загадка, концерт, исследование, решение проблемы и т. д.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими:

целями внеурочной деятельности;

целями обучения, которым целесообразно уделить внимание.

Выделяют несколько видов проектов, которым по разным соображениям уделяется особое внимание:

информационные проекты- проекты, целью создания которых являются информационные объекты: энциклопедии, картотеки, книги, и т.д.;

исследовательские проекты- проекты, в которых дети полностью походят все этапы "взрослых" исследований;

проекты по решению проблем - проекты, похожие на исследовательские, но носящие более творческий и изобретательский характер

Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;

формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приемы:

одновременная работа над разными проектами по одной теме

включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.

Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации.

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.

Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации.

Выбор проекта.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

Реализация проектов.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1. Рефлексивные умения

2. Поисковые (исследовательские) умения

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные умения

7. Презентационные умения и навыки

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

1. По доминирующей деятельности учащихся.

2. Исследовательские проекты.

3. Информационные проекты.

4. Творческие проекты.

5. Ролевые проекты.

2. По предметному содержанию.

2. Межпредметные проекты.

3. По продолжительности.

2. Краткосрочные проекты.

3. Недельные проекты.

4. Годичные проекты.

Паспорт проектной работы

2. Руководитель проекта:

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, риторика, информатика.

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение.

6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 3 класс (9 лет).

7. Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).

8. Тип проекта по продолжительности выполнения: средней продолжительности (4 недели).

9. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий с элементами исследования.

10. Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

13. Заказчик проекта: учитель.

14. Цель проекта для учеников: выявить роль книги для семьи.

15. Цель проекта для учителя: заинтересовать учащихся чтением, развивать их познавательные интересы, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности.

16. Задачи проекта:

• Изучить значение книги для семьи.

• Определить предпочтения в чтении каждого из членов семьи.

• Выявить ценность чтения.

17. Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов сначала в виде сочинения, затем в виде презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями.

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

18. Аннотация.

Данный проект является второй серьёзной самостоятельной работой учащихся 3-х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только выявить роль книги в своей семье, но и сделать выводы о важности чтения, то есть использовать в своей работе знания о строении типов текстов:повествовании и рассуждении.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, Работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.

Проектная деятельность - это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее.

Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе "Школа 2100", по которой я работаю третий год, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений". Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.

Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников. С середины 2008 года меня заинтересовала эта тема и уже с сентября я начала работу в этом направлении. Сегодня я являюсь руководителем кружка "Малышок", который ведет проектную и исследовательскую работу. Мною составлена программа по социально-педагогическому направлению для детей от 8 до 11 лет, для 1 года обучения.

Что понимается под словом "проект"?

В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

Проектная деятельность в Образовательной системе "Школа 2100" рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.

  • экспериментально-исследовательская.
  • проектно-конструктивная,
  • производственная,
  • научная,
  • методическая,
  • образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. Примеры детских проектов - это рисунок, поделка, рассказ, загадка, концерт, исследование, решение проблемы и т. д.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

  • целями внеурочной деятельности;
  • целями обучения, которым целесообразно уделить внимание.
  • информационные проекты- проекты, целью создания которых являются информационные объекты: энциклопедии, картотеки, книги, и т.д.;
  • исследовательские проекты- проекты, в которых дети полностью походят все этапы "взрослых" исследований;
  • проекты по решению проблем - проекты, похожие на исследовательские, но носящие более творческий и изобретательский характер

Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

  • одновременная работа над разными проектами по одной теме
  • включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проектов.
  4. Реализация проектов.
  5. Презентация.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.

Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации.

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.

Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

Реализация проектов.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1. Рефлексивные умения

2. Поисковые (исследовательские) умения

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные умения

7. Презентационные умения и навыки

2. Исследовательские проекты.

3. Информационные проекты.

4. Творческие проекты.

2. Краткосрочные проекты.

3. Недельные проекты.

  • название проекта;
  • руководитель проекта;
  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
  • учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
  • состав учащихся;
  • тип проекта;
  • цели проекта;
  • задачи проекта;
  • вопросы проекта;
  • оборудование;
  • аннотация;
  • предполагаемый продукт проекта; (например, газета, сочинение), ход проекта.

В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.

Проектная деятельность - это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогнозтичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Планируемые результаты проектной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД).

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

• запрашивать различные базы данных;

• консультироваться у эксперта;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 4 класса по программе "Проектная деятельность".

После изучения курса ученик научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • составлять план действий по своей работе;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • презентовать свою работу.
  • получит возможность научиться:
  • структурировать материал;
  • под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
  • проводить самоконтроль;
  • делать умозаключения и выводы.

КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  • Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
  • Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
  • Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
  • Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
  • Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
  • Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
  • Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. -АСТ. - М., 2008. - 272с.

1.Эти удивительные буквы.

1.Как хорошо уметь грамотно писать.

2.Слова- близнецы. Слова-друзья.

1.Строим слова и предложения.

1.Эти удивительные цифры.

2.Задачи в стихах.

3. Интересный учебник

1.Вычислительные машины. . 2.История возникновения математики 3.Осевая симметрия

2.Задачник по математике

3. Шахматы развивают мышление?

1.Устное народное творчество 2.Загадка.

3. Друзья детства-игрушки

1. Сказка как литературный жанр.

2. Сказочные человечки

3. Авторские сказки

2.Сувенир в подарок.

1.Рамка для фотографий

3.История поздравительной открытки.

2. Поделки из овощей

3. Поделки из еловых шишек.

2. Что можно сделать из теста?

3Поделки из бросового материала

2. Натюрморт 3.Дымковские игрушки

1.Народное творчество. 2.городецкая роспись

1.Дизайн в нашей жизни. 2.хохломская роспись

1.Изобразительное искусство. 2.фотография 3.графика

2. Пернатые друзья.

3. . Значение органов чувств

2.Аквариум и его обитатели

3. Генеалогическое дерево моей семьи.

1.Органы тела человека

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи: приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности; разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседы Детские исследовательские проекты Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы…

Планируемые результаты проектной деятельности Метапредметные. а) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Планируемые результаты проектной деятельности б) Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты проектной деятельности в) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты проектной деятельности Предметные. Учащиеся будут: Уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; • уметь противостоять неуверенности и сложности; • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; . Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; • уметь договариваться; • уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: • включаться в проект; • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; • доказывать солидарность; • уметь организовывать свою работу; Адаптироваться: • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; • показывать стойкость перед трудностями; • уметь находить новые решения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 4 класса видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; готовить тексты собственных докладов; составлять план действий по своей работе; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; презентовать свою работу. получит возможность научиться: структурировать материал; под руководством учителя, родителей проводить эксперименты; проводить самоконтроль; делать умозаключения и выводы.

КОМПЛЕКСНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Список литературы Для обучающихся: Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с. Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. -АСТ. - М., 2008. - 272с.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым днем развивается все больше технологий и тем самым внимание младших школьников переключается именно на них. Для того, чтобы привлечь детей к получению знаний вводятся инновации в образование. Проектная деятельность является одной из таких новшеств. Это и является актуальностью данной темы.

Проблема изучения проектной деятельности нашла свое отражение в трудах ученых: Л. А. Венгера, Е. Г. Кагарова, Н. Е. Веракса, М. В. Крупенина, О. М. Дьяченко.

Во-первых, определим, что же такое проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета [1]. Во-вторых, деятельность – это взаимодействие субъектов, для удовлетворения каких либо потребностей.

Таким образом, мы под проектной деятельностью будем понимать совместную деятельность, имеющую общую цель и ограниченную по времени, направленную на достижение результата – создание проекта.

Каждый вид может взаимодействовать между собой, таким образом, проекты становятся интереснее и переходят на новый уровень сложности, что дает толчок для саморазвития учеников.

Рассмотрим каждый из компонентов:

Компонент 1. Работа над темой (Узнаём). Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями [1].

Компонент 2. Работа над проектами (Делаем). Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме [1].

По завершении представляют готовые проекты.

Проектная деятельность имеет свою структуру:

Учитель знакомит детей с общей темой. Тема должна быть емкой, для того чтобы из нее можно было выделить подтемы для учащихся.

Каждый ученик выбирает тему исходя из общей.

Дети ищут информацию по теме. Они должны научиться работать с энциклопедиями, сетевыми источниками и тем самым найти главную информацию по теме.

Оформление найденных сведений и обмен информацией. Дети составляют мини-доклад, в котором рассказывают о своей теме.

Ученик выбирает проект. Он должен выбрать, в какой форме он будет воплощать свой проект (подделки, рисунки, спектакли), а так же решить один или с коллективом создавать его.

Работа над проектом. Дети могут заниматься своим проектом как в школе, так и вне школы. Они должны выполнять работу самостоятельно без помощи взрослых.

Структура показывает нам, что дети самостоятельно находят информацию и выбирают те темы, которые кажутся им более интересными, при этом учитель никак не влияет на учащихся, а только направляет их в нужное русло.

С помощью проектной деятельности ученики получают новые знания, улучшают коммуникативные способности, так как для некоторых проектов необходимо собрать группу единомышленников, раскрывают в себе новые способности, развивают творческое мышление, пытаются раскрыть проблемы, существующие в данной теме, а так же учатся работать с компьютером и информацией.

Проектная деятельность играет важную роль в воспитании детей и формировании личности. Мы считаем, что это очень важный метод в обучении. Он помогает учителям заинтересовать детей в изучении предметов, так как имеет различные формы и дает выбор, тем самым развивая самостоятельность у ребенка.

Во взрослой жизни ученик, который часто занимался проектной деятельностью, больше расположен к тому, чтобы правильно планировать свою деятельность, находить и решать проблемы в различных ситуациях, а так же уметь работать в команде. Это является огромным плюсом проектной деятельности.

Читайте также: