Маршрутный лист план работы на уроке строение сердца ответы

Обновлено: 05.07.2024

Цель разработки: активизировать учебно-познавательную деятельность ученика, развитие коммуникативных навыков.

Задачи разработки:

  • развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества, развитие мышления.
  • интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования;
  • активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
  • углубление метапредметных компетенций через развитие навыков групповой и парной работы.

Номинация: Естественнонаучные дисциплины.

Краткая характеристика содержания (обобщение)

В начале урока производится проверка домашнего задания по теме круги кровообращения в формате ОГЭ с использованием презентации и самопроверки.

Результативность использования данной учебно-методической разработки

Данная разработка позволяет:

  • Обеспечить подготовку учащихся к ОГЭ на уроке;
  • Формировать мышление, логику, внимание, волю, воображение;
  • Повысить мотивацию обучающихся на учение;
  • Удовлетворить потребность подростков в общении, так как, урок позволяет организовать парную и групповую работу;
  • Выработать навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний.

Новизна: На уроке используются различные виды деятельности групповая, фронтальная работа, работа в парах, применяются элементы информационной технологии. Это способствует развитию навыков мыслительной деятельности, формированию самостоятельности, развитию памяти так как в работу включаются различные виды памяти, формируется самооценка личности.

Цели урока: изучить строение и работу сердца.

Задачи:

  • сформировать знания о строении сердца, сердечном цикле, автоматизме сердца, регуляции работы сердца, о его значении.
  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, групповой и парной работы, просмотра видеофрагмента, выполнения заданий.
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая работа, парная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

I. Организационный момент

Тестирование по заданиям открытого банка ОГЭ (слайды 1-7)

  1. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:
    1. желудочке сердца;
    2. капиллярах большого круга кровообращения;
    3. венах малого круга кровообращения;
    4. артериях большого круга кровообращения.
    1. желудочке сердца;
    2. венах малого круга кровообращения;
    3. капиллярах малого круга кровообращения;
    4. артериях большого круга кровообращения.
    1. венозная;
    2. артериальная;
    3. смешанная;
    4. насыщенная кислородом.
    1. смешанная;
    2. насыщенная углекислым газом;
    3. артериальная;
    4. венозная.
    1. А
    2. В
    3. Г
    4. Б
    1. А
    2. В
    3. Г
    4. Б
    1. Артерия
    2. Вена
    3. Капилляр
    1. Большой круг
    2. Малый круг

    1 вариант 2 вариант
    1. 2 (1 балл)
    3. 1 (1 балл)
    5. 3 (1 балл)
    7. 21332 (2 балла, если все правильно, 1 балл, если одна ошибка)
    2. 3 (1 балл)
    4. 3 (1 балл)
    6. 4 (1 балл)
    8. 121221 (2 балла, если все правильно, 1 балл, если одна ошибка)

    По окончании теста проводится взаимопроверка по ключу (слайд 9):

    Учитель: Откройте дневники и поставьте полученные оценки за домашнюю работу.

    III. Объяснение нового материала.

    1. Целеполагание.

    Учитель: Ребята я хочу предложить вашему вниманию несколько интересных фактов, ваша задача состоит в том, чтобы определить о каком органе идет речь (слайд 10).

    1. Каждый день этот орган вырабатывает достаточно энергии, чтобы проехать на машине 32 км. За всю жизнь это эквивалентно тому, чтобы съездить на Луну и обратно!
    2. Этот орган вырабатывает свои собственные электрические импульсы, поэтому он может биться даже тогда, когда он отделен от тела, до тех пор, пока будет получать достаточное количество кислорода!
    3. Этот орган начинает биться через 4 недели после зачатия и не останавливается до самой смерти!

    Учитель: Так о каком органе идет речь?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Речь, конечно же, идет о сердце!

    Давайте вспомним, что мы знаем об этом органе из курса изучения зоологии:

    1. К какому классу животных относится человек? (млекопитающих)
    2. Сколько камер в сердце у млекопитающих? (четыре)
    3. Какую функцию выполняет сердце? (сердце это насос)

    Можем ли мы объяснить представленные факты на основании тех знаний, которыми мы обладаем, что нам для этого надо узнать, какие цели перед собой поставить?

    Учащиеся выводят цели урока (слайд 11):

    1. Изучить строение сердца;
    2. Изучить работу сердца.

    2. Объяснение нового материала.

    Учащиеся: Записывают тему в тетрадях.

    Люди говорят горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, доброе и жестокое, гордое и злое. Какое же оно наше сердце? На этот вопрос, может дать ответ только сам человек или люди, которые его окружают.

    Но одно несомненно – сердце, один из самых удивительных органов человеческого тела.

    Обратите внимание ещё на несколько интересных фактов (слайд 14):

    • Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100000 раз в день, 3600000 раз в год и 2,5 млрд. в течение жизни;
    • За жизнь средней продолжительности перекачивает около 5,7 млн. литров крови;
    • Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

    Как же устроен орган, который способен совершать такую титаническую работу? Поиском ответа на этот вопрос мы сейчас и займемся. Предлагаю вам на этом этапе урока поработать в группе. На столах у вас находятся учебники, информационные листы, схема строения сердца и маршрутный лист, в котором указан путь, пройдя по которому до конца вы достигнете целей урока.

    Работа в группах:

    Дайте ответы на следующие вопросы

    1. Определите положение сердца в грудной клетке и его примерные размеры;
    2. Почему биение сердца ощущается слева?
    3. Чем покрыто сердце?
    4. Какую функцию выполняет околосердечная сумка и серозная жидкость?
    5. Почему стенка левого желудочка больше правого?
    6. Какую функцию выполняют клапаны сердца?
    7. Подпишите на схеме строения сердца его слои, камеры и клапаны используя рисунок 53 учебника и схему информационного листа (слайд 16).

    По окончании групповой работы осуществляется проверка: каждая группа отвечает на 1-2 вопроса..

    Учитель: Вы прекрасно справились с изучением строения сердца, а теперь продолжим нашу работу.

    Внимание на экран (слайд 17, демонстрация видео автоматизм сердца Приложение 3). После просмотра видео учитель задает учащимся вопрос:

    – О каком свойстве сердца шла речь в видеофрагменте? (об автоматизме)

    – Вы можете объяснить, как осуществляется автоматизм сердца на основании тех знаний которыми обладаете? (скорее всего, учащиеся ответят, что не могут)

    Учитель: Чтобы найти ответ на этот вопрос мы продолжим нашу групповую работу. Найдите в маршрутном листе задание №2 и выполните его, на работу вам дается 5 минут.

    Работа в группах:

    Ответьте на вопросы:

    1. Что такое автоматизм сердца?
    2. В какой части сердца находятся клетки, обеспечивающие автоматию сердца?
    3. Из каких частей состоит проводящая система сердца?

    По окончании групповой работы осуществляется проверка: участники групп отвечают по очереди на вопросы.

    Физкультминутка

    Учитель: Мы с вами уже засиделись, наши мышцы затекли, пришло время их размять. Попрошу всех встать, займите удобное положение, поставьте ноги на ширину плеч, руки на пояс. А теперь поднимите руки вверх, опустите руки, наклонитесь вперед и вниз, касаясь кончиками пальцев своих ног, выпрямитесь. Повторите это упражнение 2 раза. А теперь сделайте 10 приседаний. Молодцы! Прошу всех занять свои места.

    Что сейчас вы ощущаете в мышцах ног? (учащиеся, скорее всего ответят – усталость)

    Учитель: Выполнив 10 приседаний, вы ощутили усталость в мышцах ног. А ведь сердце это мышечный орган. Это значит, что оно тоже устает. Почему тогда мы не замечаем эту усталость? Вам интересно узнать ответы на эти вопросы, тогда давайте продолжим нашу работу. Только на этот раз мы поработаем в парах. Найдите в маршрутном листе задание №3 и выполните его. На работу вам дается 5 минут.

    Работа в парах:

    Таблица. Сердечный цикл

    Фазы сердечного цикла Продолжительность фаз (с) Состояние клапанов Движение крови
    Сокращение предсердий (систола) 0,1 створчатые открыты,
    полулунные закрыты
    предсердие – желудочек
    Сокращение желудочков (систола) 0,3 створчатые закрыты,
    полулунные открыты
    желудочек – предсердие
    Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола) 0,4 створчатые открыты,
    полулунные закрыты
    вены – предсердие, желудочек

    По окончании парной работы осуществляется устная проверка по вопросам.

    Учитель

    1. Сколько фаз выделяют в сердечном цикле?
    2. Назовите фазы сердечного цикла?
    3. Сколько времени занимает один сердечный цикл?

    По окончании устной проверки, на доске открывается заполненная таблица, и ученики самостоятельно проверяют ее правильность, и производится оценивание.

    Учитель: Итак, подведем итоги. Ребята вспомните, какие цели мы ставили вначале урока? Как вы считаете, мы достигли наших целей?

    IV. Рефлексия

    (слайд 21)

    V. Домашнее задание

    (слайд 22)

    Изучить материал о строении и работе сердца в учебнике п. № 22, решить задачу.

    Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков в школе?

    1. Положение сердца в грудной клетке. Особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечных сокращений.

    Выполните задание: 1) Заполните таблицу

    1. Какие ткани образуют стенки сердца?

    2. Какой тканью образован миокард сердца?

    3. Назовите особенности мышечной ткани сердца?

    4. Что такое автоматизм?

    5. Чем регулируются сердечные сокращения?

    2) Решите задачу:

    Рассчитайте массу своего сердца, если масса вашего тела 40кг

    2. Строение сердца и сосуды, связанные с сердцем. 1 группа (При выполнении задания 2

    выполняете задания 3, 4)

    Выполните задание: 1) Обозначьте рисунок.

    3. Сердечный цикл.

    3. Сердечный цикл. 2 группа (При выполнении задания 3 выполняете задания 2, 4)

    1) Выполните задание 91 в рабочей тетради.

    4. Работа с тестами (после выполнения заданий 1, 2, 3)

    1. Сердце человека: а) 3-х камерное, б) 2-х камерное, в) 4-х камерное.

    2. Каково значение клапанов сердца? а) защитная функция, б) обеспечивают питание сердца, в) обеспечивают движение крови в одном направлении.

    3. Сердце обладает автоматизмом. Это значит: а) сокращается и расслабляется с участием нервной системы, б) способно сокращаться без сигнальных раздражений извне,

    в) приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды.

    4.Какой сосуд выходит из левого желудочка: а) аорта, б) нижняя полая вена, в) верхняя полая вена.

    5. Блуждающий нерв: а) замедляет работу сердца, б) ускоряет работу сердца, в) не влияет на работу сердца.

    6. Укажите верную последовательность фаз сердечного цикла – это:

    а) сокращение предсердий - сокращение желудочков – пауза, б) сокращение желудочков - сокращение предсердий – пауза, в) сокращение предсердий - пауза - сокращение желудочков.

    7. Околосердечная сумка образована: а) эпителиальной тканью, б) соединительной тканью, в) мышечной тканью.

    8. Миокард – это: а) наружный слой стенки сердца, б) средний слой стенки сердца, в) внутренний слой стенки сердца.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    образовательные:

    познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями;

    дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;

    реализовать возможности гигиенического воспитания.

    развивающие:

    активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;

    продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.

    воспитательные:

    воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

    Планируемые результаты:

    называть структурные компоненты сердца, называть фазы сердечного цикла, определять понятия по теме, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, высокой работоспособности сердца, называть виды регуляции кровообращения, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения, влияние алкоголя, табака на сердечно-сосудистую системы; объяснять: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; работать с различными источниками информации.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

    План изучения нового материала:

    Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

    Регуляция работы сердца.

    Влияние факторов окружающей среды на сердце.

    Проблемные вопросы:

    Почему кровь движется только в одном направлении?

    Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

    Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

    Новые термины и понятия:

    околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

    I . Организационный момент.

    II . Мотивация знаний.

    Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

    Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.

    Может биология каким то образом связана с символом любви?

    Что изображают, когда кого-то любят? (слайд 1)

    Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце?

    А не глаза, не уши, не желудок являются символом любви?

    Ребята, а что вы знаете о нашем сердце?

    Как высчитаете, что мы должны изучить на нашем уроке?

    Цель: изучить строение и работу сердца.

    III . Изучение нового материала

    1.-Разве сердце выглядит так, как изображает этот символ?

    Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 2)

    Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

    Представим его размеры.

    2. Сердце – это полый мышечный орган, по форме напоминает конус. Мышечная стенка сердца состоит из трёх слоёв:

    Эпикард наружный слой, состоит из соединительной ткани.

    Эндокард - внутренний слой, образован клетками эпителия.

    Миокард средний слой. Это сердечная мышца, образована поперечно-поло- сатой мышечной тканью, которая обладает способностью сокращаться не- зависимо от воли человека.

    Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. (Слайд 4).

    Вспомните, из каких отделов состоит сердце млекопитающих?

    В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови.

    Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?

    Предлагаю работу с учебником с.80, 2, 3 абзацы, рис. 41 , маршрутном листом, который лежит у каждого на парте.

    Задание1.Ответьте на вопросы.

    1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

    3.Для чего нужны клапаны?

    4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?

    Время выполнения (5мин)

    Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

    Запишем вывод 1 в маршрутный лист.

    Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

    Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца?

    (Нет, стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков).

    Как вы думаете от чего это зависит?

    (Это связано с тем, что предсердия совершают небольшую работу. При их сокращении кровь поступает только в желудочки, а желудочки проталкивают кровь по всей длине кровеносных со- судов, т.е. совершают большую работу).

    А почему стенки левого желудочка толще правого?

    (Левый желудочек совершает большую работу, он проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения).

    Да, действительно толщина мышечных стенок сердца зависит от нагрузки.

    Задание. Поработаем с маршрутным листом.

    hello_html_5570a459.jpg

    Итак, мы рассмотрели строение сердца.

    Как вы думаете, в чём заключается основная функция сердца? (Обеспечение непрерывного тока крови по сосудам).

    3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца.

    Сердце – удивительный и надежный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта.

    Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту 14 метров.

    А ведь сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь , а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна.

    Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.

    Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

    Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?

    (Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)

    Учитель ставит проблему:

    Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 6)
    Сердечный цикл. Рассказ учителя:

    Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков.

    При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола.

    При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.


    Тема урока: Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца.

    Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ЭОР.

    Базовый учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана – Граф, 2018г.

    Форма проведения: урок – заочная экскурсия.

    Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

    Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, а также регуляция этих процессов;

    Задачи урока:

    научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

    формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

    воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

    формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

    Планируемые образовательные результаты:

    Метапредметные:

    Познавательные:

    находить и использовать нужную информацию.

    учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    применять знания из других предметных областей: литературы, физики, математики

    Коммуникативные:

    учиться слушать и понимать речь другого человека.

    учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

    учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

    Регулятивные:

    учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

    учиться осуществлять самоконтроль, коррекцию и оценку деятельности.

    учащиеся развивают коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;

    у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ, личностное самоопределение и смыслообразование.

    1. Мотивация (Организационный момент) (3-5 мин.)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

    создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

    Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.
    - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
    Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

    Что такое сердце?
    Камень твердый?
    Яблоко с багрово-красной кожей?
    Может быть, меж ребер и аортой
    Бьется шар, на шар земной похожий?
    Так или иначе, все земное
    Умещается в его пределы,
    Потому что нет ему покоя,
    До всего есть дело.

    Чтобы попасть в музей, нужно получить билет, который выдается только выполнившим задание.

    Задание 1 (индивидуальный опрос)

    • Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют … (внутреннюю среду организма).

    • Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

    • Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

    • Плазма крови без фибриногена называется … (сывороткой крови).

    • Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

    • Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

    • Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

    • Защитная реакция организма, например против инфекций – … (воспаление).

    • Способность организмов защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов – … (иммунитет).

    • Ослабленные или убитые микроорганизмы – возбудители заболеваний, вводимые в организм человека для повышения активности иммунной системы, – … (вакцина).

    • Белки, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

    • К органам кровообращения относятся … (сердце и сосуды).

    • Сосуды, по которым кровь течет от сердца, – … (артерии).

    • Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – … (капилляры).

    • Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

    Задание 2 (групповая работа по проблемным вопросам)

    Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

    Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

    Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование

    2. Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Учитель актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

    И так, перед вами первый экспонат нашего музея – чёрный ящик.

    -А вы как думаете, о чем идет речь?

    - Действительно речь шла о сердце – это наш главный экспонат в музее.

    Что вы знаете о сердце?

    - Какие из предложенных слов вам помогут ответить на этот вопрос?

    - Почему вы не взяли не все слова?

    - Попробуйте сформулировать тему урока, используя оставшиеся слова. Итак, тема урока Строение и работа сердца (запись темы в рабочий лист)

    Слушают учителя, отвечают на вопросы.

    Вспоминают ранее изученный материал. Формулируют тему урока.

    Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
    Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
    Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

    Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

    3. Этап. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) (4 мин.)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Учитель подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    Создает для учеников проблемную ситуацию.

    - А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)

    А теперь проведем небольшой эксперимент.

    Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

    Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

    Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

    - Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца? Подводит к формулированию проблемного вопроса:

    - Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни?

    - Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? А каким образом мы можем получить эти знания?

    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

    Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

    Предлагают и согласовывают с учителем цель (главный вопрос) урока.

    Осознают цель предстоящей деятельности.

    Предметные УУД:- учатся определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений;- учатся понимать смысл биологических терминов.
    Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

    Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
    Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

    Предметные УУД:- учатся понимать биологические термины: живой организм.
    Регулятивные УУД:- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению;

    Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.
    - Каким образом мы можем изучить строение сердца? (изучить материал учебника, спросить у учителя. Посмотреть учебный фильм) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки. видеофрагмент )

    Экскурсовод (демонстрация на экране пульсирующего сердца). Прислушайся. Что бы ты ни делал – спал, ел, бежал, – всегда раздается приглушенный, ритмичный стук. Это бьется твое сердце.

    Сожмите свою руку в кулак и вы увидите, какого оно размера.

    Учитель рассказывает, демонстрируя видеофрагмент.


    Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки.

    Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей.

    Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца.

    Давайте разберемся, из чего же состоит сердце. Условно оно делится перегородкой на две половинки: левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан – у него только две створки (также он называется митральным). Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены друг от друга клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым (трикупсидальным). Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.

    Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям от сердца, по венам к сердцу, из предсердий в желудочки.

    - Найдите на муляже и рисунке камеры сердца, межжелудочковую перегородку и обозначьте их цифрами на рисунке в опорных листах урока.

    - Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах и соответствующими цифрами обозначьте их на рисунке.


    - Какие части сердца остались не обозначенными? Используя рисунок учебника на стр. 91. Выполните задание в маршрутном листе, подписав основные части сердца

    Высказывают свои предположения.

    Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

    Обсуждают и составляют описание строения сердца .

    Высказывают свои предположения (гипотезы)

    Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

    Ученик. Как же работает сердце?

    Предметные УУД: - учатся составлять описание строения сердца

    Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
    Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; - учатся выражать свои мысли.

    Личностные УУД:- формирование личностного и жизненного самоопределения.
    Регулятивные УУД:- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

    5. Этап. Первичное закрепление ( Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания) (5 мин.)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

    - Теперь, зная строение сердца, вернемся к нашему эксперименту. Мы выяснили, что сердце - это мышечный орган, следовательно, как и любая мышца при продолжительной работе оно утомляется. И, чтобы восстановить свою работоспособность, оно должно отдохнуть.

    А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

    Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий за время одного сокращения сердца, которое длится менее 1 с. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

    Во время сокращения (систолы) предсердий, которое длится около 0,1 с, желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Сокращение (систола) желудочков длится около 0,3 с. При этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, – длится около 0,4 с.

    Воронежские ученые Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение одного сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с и отдыхают 0,7 с, а желудочки работают 0,3 с и 0,5 с отдыхают.

    - Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек.

    Посмотрим, что за это время успевает происходить в сердце. Самостоятельно прочтите текст учебника сердечный цикл стр. 112-113

    Обратите внимание на задание №2 в ваших опорных листах. Что изображено на рисунке? (электрокардиограмма)

    _ А кто знает, что то такое? На ней обозначены фазы сердечного цикла, используя материал учебника стр.113 подпишите на кардиограмме время каждой фазы сердечного цикла. Теперь, зная время каждой фазы мы можем ответить на вопрос:

    Когда отдыхает сердце?

    ( когда наступает общее расслабление)

    - Верно. Всего за 0,4 сек. сердце успевает восстановить работоспособность.

    - Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока?

    Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

    Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).

    - Сердце – уникальный орган.Сердце обладает удивительной способностью автоматизмом. Как вы думаете что это означает? Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.

    - Еще раз вернемся к нашему эксперименту. Что изменилось в ходе его выполнения? Почему? В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно? (предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее) Следовательно. Не смотря на автоматизм сердце подвержено влиянию различных факторов, которые изменяют его ритм. А какие способы регуляции деятельности органов и систем органов вы знаете? Посмотрим, как изменяется деятельность сердца под влиянием нервной и эндокринной систем.

    - Какое же действие оказывают нервная и эндокринная система на работу сердца?

    Внимание, задача.

    Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца, считая, что средняя частота биений сердца составляла 70 ударов в одну минуту. (46 лет.)

    Осмысливают задание (определяют последовательность действий).

    Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.

    Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

    Оборудование:

    Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания, ножницы, клей, фломастеры.

    Магнитофон, компьютер, проектор.

    Форма проведения:

    Урок в музее – (заочная экскурсия).

    На доске:

    Схема “Маршрутный лист”,

    Эпиграф – “Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают” К. Вебер

    I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

    Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).

    Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

    Что такое сердце?


    Камень твердый?
    Яблоко с багрово – красной кожей?
    Может быть, меж ребер и аортой,
    Бьется шар, на шар земной похожий?
    Так или иначе, все земное
    Умещается в его пределы,
    Потому что нет ему покоя,
    До всего есть дело.

    Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?

    М. Горький – “смелое сердце Данко”.

    Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

    Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?

    Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.

    Предлагаю провести урок в музее.

    Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”

    Тема занятия: “строение и работа сердца”.

    Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца.

    Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.

    Научиться: определять работоспособность сердца.

    1. До посещения музея

    Вспомните правила поведения в музее:

    задавать вопросы можно;

    трогать экспонаты нельзя.

    Восстановление в памяти изученного материала:

    2. Во время посещения музея

    Обратить особое внимание на:

    регуляцию работы сердца;

    термины и понятия;

    достижения в области кардиологии;

    оформить методическое пособие.

    После посещения музея.

    Выполнить творческое задание.

    Презентация методического пособия.

    Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.

    II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

    Задание 1 (индивидуальный опрос)

    Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

    Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

    Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

    Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).

    Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

    Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

    Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

    Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).

    Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

    Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).

    Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

    К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).

    Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).

    Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).

    Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

    Задание 2 (проблемный вопрос – групповая работа)

    В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).

    И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).

    Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)

    Каждый получает абонемент и посещает музей.

    Директор музея – Лапин Олег – проф. кафедры анатомии.

    Зам директора по информационным технологиям – доктор мед. наук.

    Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2005 году, на базе 8 “а” класса, школы N 5.

    С музеем вас познакомят наши сотрудники:

    Пермякова Оля – доцент кафедры анатомии;

    Винокурова Анастасия – к. б. н.;

    Смердова Маша – аспирант.

    III. Изучение нового материала.

    (Рассказ с элементами беседы).

    Экскурсовод (диктор, показ пульсирующего сердца): Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.

    Экскурсовод: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.


    Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

    Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

    Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

    Стенка сердца имеет три слоя:

    эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

    миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

    эндокард – внутренний слой (из эпителия).


    Экскурсовод (показывает рисунок): Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.

    Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.

    Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.

    В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.

    Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?

    Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.

    Ученик: Как же работает сердце?

    Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.

    Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

    Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.

    Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).

    Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

    Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

    Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.


    Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение 1 сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.

    Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.

    Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

    Фазы сердечного цикла

    Продолжительность фаз (сек)

    1. Сокращение предсердий (систола)

    2. Сокращение желудочков (систола)

    3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

    Створчатые – открыты.
    Полулунные – закрыты.

    Створчатые – закрыты.
    Полулунные – открыты.

    Створчатые – открыты.
    Полулунные – закрыты.

    вены – предсердие, желудочек

    Задача (для экскурсантов). Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет)

    Ученик: Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?

    Экскурсовод:

    Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.

    Усиленным снабжением его мышц кровью.

    Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

    Ученик: организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?

    Экскурсовод: Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.

    1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.


    2. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

    Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.

    Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.

    Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

    Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?

    Экскурсовод: Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

    Читайте также: