Школа 19 астрахань внеурочная деятельность

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

Рабочая программа.

(внеурочная деятельность)

Маклакова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Согласно требований нового федерального образовательного стандарта НОО, именно школа является основным центром интеллектуального, гражданского, духовного и культурного развития обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно- нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих педагогических требований ФГОС НОО, соответствие которым обеспечит эффективное участие начальной школы в решении важнейших общенациональных задач , что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта – принципа вариативности.

Ключевая составляющая ФГОС НОО воспитательная, поэтому она предназначена для реализации во внеурочной деятельности и решает задачи духовно – нравственного направления. Кроме того, содержание программы направлено на достижение результатов историко – патриотического развития и воспитания обучающихся начальной школы с последовательным, постепенным переходом от результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимся и становятся их личностными смыслами, духовно – нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты с учётом Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новизна этой программы заключается в том, что чувство гордости за свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно – исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного края. В рамках реализации программы предполагается использование авангардных форм организации образовательного процесса, таких, как: проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии, проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований ФГОС НОО.

Данная образовательная программа основывается на общедидактических принципах:

-доступность и наглядность;

-связь теории с практикой;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

-включение учащихся в активную поисковую деятельность;

-чередование индивидуальныхи коллективных форм деятельности;

- целенапрвленность и последовательность в достижении поставленных задач.

В основу программы помимо общедидактических включены новые принципы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, реализуемая программа характеризуется:

- направленностью на реализацию принципа вариативности;

-направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности;

-напрвленностью на достижение межпредметных связей.

Структура программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения (136 часов распределены следующим образом: аудиторные: 56 занятий; неаудиторные: 80 занятий)

Программа реализуется в 4 этапа. Каждый этап включает в себя 34 часа (1час в неделю).

1-й этап – базовый этап (1 год обучения).

На этом этапе учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного города и социальной значимостью нашего города и области для всей страны.

2-й этап – проблемно-поисковый ( 2год обучения).

Учащиеся определяются с выбором информации для более детального изучения, узнают о символах нашего родного края.

3-й этап – проектно-исследовательская деятельность ( 3год обучения)

Школьники работают с информацией по истории возникновения Астраханской губернии, приобщаются к историческому прошлому своей малой родины.

Формы работы : практические и теоретические занятия: учебно-исследовательская деятельность, полевые практики, образовательные экскурсии, заочные путешествия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ, коллективно-творческие дела, фестивали, ярмарки, конкурсы, викторины и т. д.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме наглядно-методического обеспечения с использованием мультимедийных пособий, видеозаписей, учебных кинофильмов.

Цель образовательной программы: формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою малую родину,

- изучение истории становления и развития родного края;

- ознакомление с традициями и культурным наследием народов разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области;

- знакомство с достопримечательностями родного края;

- воспитание активной жизненной позиции;

- воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края;

- формирование стремления приумножать и восполнять природную среду Астраханской области;

- развитие стремления изучать государственную символику родного края;

- создание условий для самовыражения детей в секциях дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- формирование исследовательской культуры.

- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

- формирование у обучающихся: мотивации к получению знаний, основ гражданской идентичности, ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

- сформированность у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий;

-формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

По результатам обучения младшие школьники научатся:

- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

учащиеся могут приобрести опыт исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам, природосберегающей и природоохранной деятельности, участия в гражданских акциях.

Помимо этого дети получат представление о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами.

1. Сформированность у обучающихся знаний:

- об истории возникновения Астраханского края;

- обычаях и традициях народов, населяющих Астраханскую область;

- символике Астраханского края;

- о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Астраханской области;

- об особенностях природы нашего края.

2. Сформированность у обучающихся умений:

- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

- быть самостоятельным и ответственным за свои поступки;

- ориентироваться в социуме;

- уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

- любить и беречь природу своего края, своей Родины.

- первый уровень — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и.т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни;

- второй уровень — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы;

- третий уровень — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результативность изучения программы определяется на основе участия детей в конкурсных мероприятиях, выполнения ими соответствующих проектно-исследовательских работ.

Основные разделы программы:

Цели и задачи реализации разделов программы.

- представление о значимости прав человека в жизни общества;

- глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету и целостности;

- культуру правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

Расширять знания детей о государственной символике России. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека.

Приобщение детей к историческому прошлому Родины, своего родного края.

Знакомить детей с обычаями и традиционным укладом жизни родной страны и края.

Воспитывать уважение к традициям и культуре своей Родины и своего народа.

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству, чувства гордости за свою страну.

Изучать военную историю России, историю боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны.

Способствовать сохранению воинских традиций, связи поколений защитников Родины.

Проводить встречи обучающихся с ветеранами войны и труда , участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.

Формировать у детей позитивный образ Вооруженных Сил РФ, готовность к выполнению воинского долга.

Воспитывать в детях:

- уважение к подвигу советских солдат, к великой истории нашего народа;

- чувство патриотизма, памяти к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству;

- чувство гордости за свою страну.

Формирование у обучающихся понимания смысла и ценности человеческого существования

Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание защищать и облагораживать окружающий мир.

Развивать и закреплять знания о редких и исчезающих животных и растениях.

Формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной и ответственной роли человека в окружающей среде.

Расширять представления обучающихся об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру Астраханской области.

Формирование у обучающихся ценностного отношения к культуре народов, населяющих Астраханскую область, его обычаям и традициям.

Познакомить детей с традициями народов, населяющих Астраханскую область, с народными обрядами и обычаями.

Развивать интерес к культуре представителей различных конфессий. Укрепить традиции семейного воспитания.

Сплотить детей, родителей и педагогов.

Календарно – тематическое планирование занятий

1-ый год обучения

( 20 часов)

2 –ой год обучения

3 -ий год обучения

(20 часов)

Работа в творческой мастерской

4 - ый год обучения.

(6 часов)

Сводная таблица количества занятий, проведённых за 4 года обучения

Краткое описание документа:

Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 1-4 классов(7-11лет) и рассчитана на четыре года обучения. Программа разработана с учётом НОО на основе интеграции общего и дополнительного образования детей и в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденными и введёнными в действие Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих педагогических требований ФГОС НОО, соответствие которым обеспечит эффективное участие начальной школы в решении важнейших общенациональных задач, что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта - принципа вариативности.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что чувство гордости за свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно-исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного края. В рамках реализации программы предполагается использование следующих форм организации образовательного процесса: проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии, проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований ФГОС НОО.

Основная цель программы - формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою малую родину. Поставленная цель программы конкретна, реалистична, диагностируема, достижима.

Ключевая составляющая ФГОС НОО воспитательная, поэтому данная программа предназначена для реализации во внеурочной деятельности и решает задачи духовно – нравственного направления и способствует достижению результатов ООП НОО, в том числе духовно – нравственного развития с последовательным, постепенным переходом от результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно – нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты с учётом Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

При переходе к стандартам нового поколения учитывается, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование программы специальной структурной единицы – характеристика видов деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается, как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну данной программы. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей младшего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребёнка данного возраста. Среди задач, решаемых младшими школьниками в разных видах деятельности, можно выделить следующие:

- изучить историю становления и развития родного края;

- ознакомиться с традициями и культурным наследием народов разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области;

- познакомиться с достопримечательностями родного края;

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления(в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

- приобрести навыки исследовательской деятельности;

- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в данном виде деятельности;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Предлагаемая программа является надпредметной программой, так как ориентирована на достижение конкретных метапредметных результатов и является методическим инструментом достижения интегративных результатов ООП НОО, что также является её отличительной особенностью и обеспечивает новизну.

Читайте также: