Возможно ли вступление россии в европейский союз кратко

Обновлено: 02.07.2024

Друзья! Давайте на минуту представим, что Россия вступила в Евросоюз? Да, именно так. Кто-то в Европе окончательно сошел с ума и решил, что без Москвы им никак. Представим, что они пошли на все уступки, например, перенесли столицу из Брюсселя в Москву, выгнали войска Штатов со своей территории (и заменили вежливыми российскими людьми), решили все споры и тп. Даже страшно представить, какое мощное содружество государств могло бы из этого образоваться. Знаю, что вы скажите, прочитав первые предложения: Это полный бред! Автор пьян! Согласен, нам трудно такое даже представить, но чисто гипотетически, интересно, каким бы был наш нерушимый союз европейский.

На протяжении сотен веков нашей истории, отношения с Европой строились по-разному, но никогда они не были простыми. Мы часть Европы – это надо четко понимать. Даже сердце нашей страны находится в Европе, поэтому мы так сильно с ней связаны. Нет, я не призываю Россию куда-то вступать и вслед за Украиной вступать на эти грабли. Кстати, в 2010 году президент России не исключил возможность присоединения России к Еврозоне, а, следовательно, и к самому Европейскому союзу:

В самом начале своей работы на посту президента России Владимир Путин положительно относился к НАТО. Даже допускал вероятность вступления в эту организацию, как и в сам ЕС. Конечно, в этом случае, одним из условий вхождения в Союз было бы сохранение идентичности России, традиций и особенностей. Есть еще один плюс: многие страны, которые находятся у границ нашей страны, сразу бы решили целый ряд своих проблем и больше не занимались бы ерундой.

Как вы думаете, кому больше всех выгодно, чтобы Россия и Европейский Союз постоянно находились в стадии различных конфликтов и противоречий? Ответ очевиден и банален – США. Объединенная Европа - страшный сон Вашингтона. Они любой ценой добиваются предотвратить наше объединение и сотрудничество. Но, мы видим, что и сами страны ЕС с удовольствием идут на поводу у Штатов. Наше сотрудничество — одна из главных угроз доминированию Америки в мире. Поэтому, так ловко провернув свою аферу на Украине, они надолго разладили наши отношения и могут быть спокойны за ближайшее будущее.

Вспомните, до начала украинского кризиса у нас были самые лучшие экономические отношения с Европой за всю историю. Возможно, объединение с ЕС стало бы таким плодотворным материалом для роста общей экономики, что вывело бы нас до недосягаемого уровня среди всех государств мира. Да и Союз европейских государств задумывался, как средство прекращения всех войн в этом регионе, а не только против СССР.

Даже сейчас Европа может задуматься и прикинуть: Россия нам ближе, сирийские беженцы достали, США далеко. Зачем дружить со Штатами, когда в экономическом плане ЕС их конкурент? Проще открыть двери для России, ближайшего соседа. Это вполне реально: бизнес — ничего личного. Кстати, у России больше проблем с соседями (например, страны Прибалтики), которые в ней видят Империю, стремящуюся поглотить их. Германия наоборот хотела бы дружить и заниматься экономикой, запускать Северный поток. Да и Путин ближе Европе, чем Трамп, с его речами о превосходстве американской нации.

Да, это всё фантастика и утопия. Слишком много разных вшей в головах у европейских чиновников, они мыслят стереотипами и делают бюджеты на ненависти к России. Пока не случится серьезная катастрофа никто даже думать не будет о каких-то союзах или хотя бы о нормальных отношениях. Есть хоть шанс, что что-то изменится? Знаете, 100 лет назад многие западные аристократы сомневались, что Германия когда-нибудь сможет стать по-настоящему европейской страной. Сегодня это главная страна ЕС.

Мы живем на одно континенте, в одном культурном пространстве, у нас одна, многовековая история. У нас больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Чиновники заблуждаются и не мыслят будущим. Они живут сиюминутными выгодами и проблемами. Но это тупик. Современный мир развивается огромными темпами и в нем не просто конкурировать. Другие регионы планеты не станут кого-то ждать, среди них будут появляться новые лидеры, способные претендовать на мировое господство. Только помогая друг другу, уважая другу друга, дополняя друг друга, мы сможем не проиграть мировую гонку 21 века.

Вступление России в Евросоюз и создание единственной настоящей сверхдержавы, способной конкурировать с США

В предыдущей статье мы говорили об экономической шоковой терапии, которая проводилась в России в 90-е годы и из-за которой в итоге не произошло ожидаемого сближения России и Запада. Вместо этого появился Путин, и возможно началась новая холодная война.

Как уже было отмечено ранее, шоковая терапия не всегда имеет негативные последствия, но России она нанесла слишком большую травму. Поэтому после выхода из кризиса 90-х, когда в стране даже случился дефолт в 1998 году, Россию нельзя было рассматривать как идеального кандидата для европейской интеграции — в особенности из-за того, что доктрина шоковой терапии была связана с Западом.

И все же от идеи о присоединении России к остальной Европе, то есть о вхождении в Европейский Союз, никогда окончательно не отказывались, как не отказываются даже сейчас, когда отношения находятся на самом низком уровне и несколько европейских стран активно готовятся к возможному военному столкновению с Россией.

Не так давно, в 2010 году на конференции в Германии Владимир Путин, который тогда был премьер-министром, заявил о своей уверенности в том, что когда-нибудь Россия войдет в Европейский Союз.

Сказано это было тогда, когда многие прогнозировали, что евро, возможно, не дотянет и до конца года. Так что, похоже, Путин был прав, когда говорил, что евро сумеет выйти из кризиса. Но что можно сказать о его втором заявлении по поводу того, что когда-нибудь Россия станет частью еврозоны?

На той же конференции в Берлине в 2010 году глава немецкого центробанка Йозеф Акерман подтвердил, что согласен с Путиным и что тоже ожидает вхождения России в еврозону.

На самом деле эти несколько предложений, произнесенных уже семь лет назад, полностью раскрывают отношения между Россией и Европой. Россия не против перспективы вступления в Европейский Союз и даже в еврозону, но при этом она хочет сохранить свои национальные интересы, в особенности те, которые имеют ключевое значение для российской экономики. И прежде всего это касается энергетики.

Сегодня из-за всего произошедшего подобный сценарий кажется менее вероятным, чем в 2010 году, но стоит подчеркнуть, что не Путин в этом виноват. Более того, в первые годы правления Путина — то есть в начале XXI века — он положительно относился к возможному вступлению России не только в Европейский Союз, но и в НАТО, то есть к участию в так называемой евроатлантической интеграции.

Конечно, в то время членство в ЕС и НАТО почти всем странам Европы казалось идеально выгодной комбинацией.

Да, мы обсуждаем гипотетическую ситуацию. Но отношения, как мы видим, постоянно меняются. Например, два года назад Россия и Турция находились чуть ли не на грани войны, а сегодня они опять строят большие совместные планы.

Если бы Европа и Россия отказались от идеи извлечь из потенциального сближения только сиюминутную выгоду (а этого хочет и Евросоюз, и Россия), то со стратегической точки зрения Россия и ЕС, объединившись, создали бы сверхдержаву. Возможно, она была бы единственной силой в мире, способной реально конкурировать с США. И именно поэтому США так упорно добиваются разлада между Европой и Россией, стараясь любой ценой предотвратить их объединение.

Если исходить из того, что речь идет об одной из самых серьезных угроз американскому глобальному доминированию, то можно сказать, что, раздув украинский кризис, американцам виртуозно удалось заставить Европу на многие и многие годы отказаться от планов по объединению с Россией.

Вспомним, что говорил Путин в 2010 году в Берлине — и это в период, когда в еврозоне бушевал кризис, и представим, насколько развились бы отношения Европы и России за прошедшее время, если бы не было Ливии, Украины, Сирии… США явно предумышленно провоцируют кризисы и знают их конечную цель.

До начала украинского кризиса экономические отношения между Россией и ЕС были самыми лучшими за всю историю. Объединение принесло бы большую выгоду обеим сторонам. Напомню, что Европейский Союз был создан, в том числе, и для того, чтобы войны в Европе стали просто бессмысленны, ведь они обходились бы слишком дорого. Например, прежде Германия и Франция почти беспрерывно воевали, а теперь, когда существует ЕС и обе страны являются его членами, идея о войне кажется абсурдной и бессмысленной.

Но теперь этому не бывать. Или нет? Вообще, есть одно обстоятельство, которое в скором времени может снова сблизить ЕС и Россию и даже снова поднять вопрос о ее вступлении в союз. Речь идет о Брексите.

ЕС потерял Великобританию, что его, разумеется, ослабило. Вступление России придало бы Евросоюзу новых сил. И если Германия и впредь будет играть главенствующую роль, этот сценарий может оказаться вполне реальным. Почему? Вспомним, какую принципиальную позицию Германия заняла в вопросе квот, насколько упорно она ищет решение. Весь Берлин во главе с канцлером Меркель может сколько угодно рассказывать о правах человека и милосердии, но любой, кто знаком с реальной ситуацией, знает, что Германия пустила к себе более миллиона мигрантов с Ближнего Востока (и не только) не из сострадания к несчастным. Ворота Германии открылись перед ними из-за того, что за счет мигрантов власти хотят компенсировать дефицит, который ощутим на рынке труда из-за огромных демографических проблем в стране.

2017 год постепенно проходит, но дождемся, к примеру, 2020-го или даже 2025 года. Тогда все эти гипотезы, которые сегодня кажутся далекими и надуманными, могут приблизиться к реальности.

Церемония возложения цветов к Могиле Неизвестного солдата президентом РФ В.Путиным и канцлером Германии А.Меркель

От идеи о присоединении России к остальной Европе, то есть о вхождении в Европейский Союз, никогда окончательно не отказывались, как не отказываются даже сейчас, когда отношения находятся на самом низком уровне и несколько европейских стран активно готовятся к возможному военному столкновению с Россией.

В предыдущей статье мы говорили об экономической шоковой терапии, которая проводилась в России в 90-е годы и из-за которой в итоге не произошло ожидаемого сближения России и Запада. Вместо этого появился Путин, и возможно началась новая холодная война.

Как уже было отмечено ранее, шоковая терапия не всегда имеет негативные последствия, но России она нанесла слишком большую травму. Поэтому после выхода из кризиса 90-х, когда в стране даже случился дефолт в 1998 году, Россию нельзя было рассматривать как идеального кандидата для европейской интеграции — в особенности из-за того, что доктрина шоковой терапии была связана с Западом.

И все же от идеи о присоединении России к остальной Европе, то есть о вхождении в Европейский Союз, никогда окончательно не отказывались, как не отказываются даже сейчас, когда отношения находятся на самом низком уровне и несколько европейских стран активно готовятся к возможному военному столкновению с Россией.

Не так давно, в 2010 году на конференции в Германии Владимир Путин, который тогда был премьер-министром, заявил о своей уверенности в том, что когда-нибудь Россия войдет в Европейский Союз.

Сказано это было тогда, когда многие прогнозировали, что евро, возможно, не дотянет и до конца года. Так что, похоже, Путин был прав, когда говорил, что евро сумеет выйти из кризиса. Но что можно сказать о его втором заявлении по поводу того, что когда-нибудь Россия станет частью еврозоны?

На той же конференции в Берлине в 2010 году глава немецкого центробанка Йозеф Акерман подтвердил, что согласен с Путиным и что тоже ожидает вхождения России в еврозону.

На самом деле эти несколько предложений, произнесенных уже семь лет назад, полностью раскрывают отношения между Россией и Европой. Россия не против перспективы вступления в Европейский Союз и даже в еврозону, но при этом она хочет сохранить свои национальные интересы, в особенности те, которые имеют ключевое значение для российской экономики. И прежде всего это касается энергетики.

Сегодня из-за всего произошедшего подобный сценарий кажется менее вероятным, чем в 2010 году, но стоит подчеркнуть, что не Путин в этом виноват. Более того, в первые годып правления Путина — то есть в начале XXI века — он положительно относился к возможному вступлению России не только в Европейский Союз, но и в НАТО, то есть к участию в так называемой евроатлантической интеграции.

Конечно, в то время членство в ЕС и НАТО почти всем странам Европы казалось идеально выгодной комбинацией.

Да, мы обсуждаем гипотетическую ситуацию. Но отношения, как мы видим, постоянно меняются. Например, два года назад Россия и Турция находились чуть ли не на грани войны, а сегодня они опять строят большие совместные планы.

Если бы Европа и Россия отказались от идеи извлечь из потенциального сближения только сиюминутную выгоду (а этого хочет и Евросоюз, и Россия), то со стратегической точки зрения Россия и ЕС, объединившись, создали бы сверхдержаву. Возможно, она была бы единственной силой в мире, способной реально конкурировать с США. И именно поэтому США так упорно добиваются разлада между Европой и Россией, стараясь любой ценой предотвратить их объединение.

Если исходить из того, что речь идет об одной из самых серьезных угроз американскому глобальному доминированию, то можно сказать, что, раздув украинский кризис, американцам виртуозно удалось заставить Европу на многие и многие годы отказаться от планов по объединению с Россией.

Вспомним, что говорил Путин в 2010 году в Берлине — и это в период, когда в еврозоне бушевал кризис, и представим, насколько развились бы отношения Европы и России за прошедшее время, если бы не было Ливии, Украины, Сирии… США явно предумышленно провоцируют кризисы и знают их конечную цель.

До начала украинского кризиса экономические отношения между Россией и ЕС были самыми лучшими за всю историю. Объединение принесло бы большую выгоду обеим сторонам. Напомню, что Европейский Союз был создан, в том числе, и для того, чтобы войны в Европе стали просто бессмысленны, ведь они обходились бы слишком дорого. Например, прежде Германия и Франция почти беспрерывно воевали, а теперь, когда существует ЕС и обе страны являются его членами, идея о войне кажется абсурдной и бессмысленной.

Но теперь этому не бывать. Или нет? Вообще, есть одно обстоятельство, которое в скором времени может снова сблизить ЕС и Россию и даже снова поднять вопрос о ее вступлении в союз. Речь идет о Брексите.

ЕС потерял Великобританию, что его, разумеется, ослабило. Вступление России придало бы Евросоюзу новых сил. И если Германия и впредь будет играть главенствующую роль, этот сценарий может оказаться вполне реальным. Почему? Вспомним, какую принципиальную позицию Германия заняла в вопросе квот, насколько упорно она ищет решение. Весь Берлин во главе с канцлером Меркель может сколько угодно рассказывать о правах человека и милосердии, но любой, кто знаком с реальной ситуацией, знает, что Германия пустила к себе более миллиона мигрантов с Ближнего Востока (и не только) не из сострадания к несчастным. Ворота Германии открылись перед ними из-за того, что за счет мигрантов власти хотят компенсировать дефицит, который ощутим на рынке труда из-за огромных демографических проблем в стране.

2017 год постепенно проходит, но дождемся, к примеру, 2020-го или даже 2025 года. Тогда все эти гипотезы, которые сегодня кажутся далекими и надуманными, могут приблизиться к реальности.

Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:

  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Федеративная Республика Германия;
  • Франция.

В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.

Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.

Далее количество стран, вступивших в него, только росло:

  • в 1981 г. вступила Греция;
  • в 1986 г. – Испания и Португалия.

Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.

1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.

Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.

Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:

Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.

Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.

01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:

  • республики бывшего Советского Союза – Латвия, Литва, Эстония;
  • страны из бывшего социалистического лагеря – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения;
  • островные государства в Средиземном море – Кипр и Мальта.

Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.

Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.

В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:

  • Исландия;
  • Македония;
  • Хорватия;
  • Турция.

Потенциальные кандидаты

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

  • Албания;
  • Босния-и-Герцеговина;
  • Сербия;
  • Черногория.

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Критерии соответствия

Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.

Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.

Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.

Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.

Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.

Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.

Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:

  • возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
  • отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.

Порядок вступления новых государств в ЕС

Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.

Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.

Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.

До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.

Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.

Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.

Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.

Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:

  • с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
  • с другой – Болгария и Румыния.

Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.

Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.

Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).

Выход государств из Евросоюза

Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:

  • сперва государство-член, имеющее желание покинуть ЕС, высказывает свое решение на счет, собственно, самого выхода из членства ЕС;
  • затем, это государство оповещает о таковом решении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • с данным государством проводится длительная беседа.

Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.

В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.

В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.

На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.

Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.

Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.

Читайте также: