Школа 1550 проектная деятельность

Обновлено: 02.07.2024

Этой весной позвонили и спросили, интересно ли будет собрать курс для учителей и учеников по проектной деятельности в школе.

Конечно) Закрыть гештальт отодвинув все планы. Тем более ну сколько может занять разработка курса по проектной деятельности? 2 месяца максимум, да ещё на двоих. "Всё зависит от подходов к разработке", теперь думаю я.

Поговорив с потенциальным заказчиком, случился метчинг: было нужно знание процессов в школе, методическая грамотность, понимание актуальных подходов, ролей и инструментов разработки проектов. Стало понятно, что одной в те сроки 2 программы не собрать. На этом этапе у меня потихоньку формировалась команда людей, готовых включиться в работу, конечно если проект позволит прокачать навыки и даст опыт работы с новыми подходами)

Меня спасло только то, что мы договорились на 2 этапа разработки (а это как раз норма): концепция курса с разработкой примерной сметы. Концепция включала не только огромный док, но и описание содержания модулей. Так что с одной стороны была всё же больше концепта, с другой - позволяла точнее оценить разработку.

Забегая вперёд, я ошиблась на 3 % общего бюджета, это вполне позволительно для такого проекта. С учетом, что курсы собирались "под ключ", т.е. с полным производством, включая графические материалы, размещение и тестирование на платформе заказчика, это не плохо. Но есть куда расти)

Задача:
спроектировать и собрать 2 курса по проектной деятельности, для учеников и учителей, которые бы "зеркалили" друг друга "подсвечивая" процесс с обоих сторон. Такой курс, который бы поднимал уровень разработки школьных проектов. Асинхронный. И чтобы ученики могли проходить не зависимо от учителей.

Что нужно кроме обычной разработки: документально оформленная концепция, чтобы на стол положить было не стыдно. Т.е. с хорошо проработанной теоретической частью, соответствии всем организующим образовательную деятельность документам, со ссылками и цитатами в нужных местах. А поскольку столов несколько - то и об исследовательской части забывать нельзя, т.е. мини-исследование, с подробным анализом. Не зря магистратуру закончила и 3 года концепции писала)

Исследование области, или построение онтологии при разработке программ часто опускают, хотя это позволяет увидеть системно то, с чем мы планируем работать.
Перекладывая эту ответственность на эксперта, мы упускаем структуру предметной области, с высокой вероятностью теряя её часть, поскольку опыт большинства экспертов всё-таки ограничен, или мы имеем предпочтения, особенности точки зрения и т.п. Иногда это может быть плюсом и даже УТП (уникальным торговым предложением), но далеко не всегда.
Например, формируя комплексный курс с несколькими экспертами, есть риск не найти человека, который готов удержать рамку курса. Часто эксперт работает только со своей частью или фокусируется на определённой части курса, которая представлена подробно, находится в центре его внимания. В этом случае отсутствие исследования области не делает программу эффективной.

Курс для учителей основывался не на опыте интеграции проектной деятельности в нескольких школах, а на исследовании развития подхода, его эволюции, включении новых смыслов в процессе развития.

Кажется, что про проекты в школе не рассказал только ленивый. Что изменилось за последние 10 лет?) Если мы начнём анализировать практики, то увидим изменения в ролях, подходах и инструментах. Таких деталей, реализуемых в ежедневных действиях, которые по факту диктуют то, какие компетенции будут приобретаться и какую идеологию будет реализовывать проектная деятельность. Например: как построен процесс поиска идеи? Кто и как придумывает тему? Важен не правильный ответ, а как происходит на практике.

Верно заданный вопрос - это больше половины работы. Уже по этим вопросам понятен дизайн исследования)

Конечно, мы брали для начала все возможные материалы, и только после нескольких итераций ограничили поиск, а в итоге оставили релевантными совсем не много материалов.
Для того, чтобы исследование было эффективным мы сформировали для себя исследовательские вопросы:

* Что понимают под проектной деятельностью?
* Как изменялось отношение к проектному подходу при изменении парадигм (ценностных элементов) в образовании?
* Зачем проекты в школе?
* Как организована проектная деятельность и какие проблемы в её проведении у учителей?

Для первого этапа вопрос "как организовать проектную деятельность в школе?" не нужен, поскольку сначала нужно понять, а что же такое проектная деятельность, история и изменения в подходе.

Основополагающий вопрос "зачем проекты школе?" проявляет, произошли ли изменения в методике или как изменились практики включения проектов в обучении. Прошлась по последним публикациям в международных изданиях. Из отсмотренных материалов оставила 7 релевантных статей и 10 книг за последние 10 лет. Свежих больше)

Удачное из последнего - рассмотрение проектного обучения как обучения от запроса (inquiry based education). Закрывает последние запросы и тенденции в образовании. Такой подход накладывает требования и вносит изменения в реализацию процесса, инструментов проектное обучение?

Я не верю, что образовательный опыт ЦА должен быть определяющим для образовательной программы. Он позволяет понять, какие вау-эффекты потенциально несёт программа для участников, освоенные паттерны обучения.

Если вы делаете новый продукт, с новыми для аудитории подходами (а это в отдельных программах единственное работающее решение), то разговаривать полезно не с ЦА, а с теми, кто имел аналогичный образовательный опыт. Но об этом (и других подходах, которые не вписываются в стандартные фреймворки) проще писать в контексте "Как создавать принципиально новые продукты на рынке образования"

Если уйти от общих вопросов, и описать задачи курса, то выбор подходов диктуется довольно прозрачно. Но вопрос ведь не в том, какие методики используем, а как реализуем. Потому что главным здесь является вопрос "зачем эта деталь в обучении?"

Какой должна быть структура модуля, чтобы это было действительно эффективно?

Это не новость, но структура модуля должна помогать работать с контентом, т.е. построена на принципах обучения на основе особенностей когнитивных (и не когнитивных) функций мозга. Тем не менее важно, какими интсрументами вы пользуетесь для формирования этой структуры. Что действительно учитываете и как) Это то, что называется brain based education.

Мои первые этапы исследования организации дистанционного обучения были посвящены в первую очередь этим вопросам. Поэтому выбираем методику, которая наиболее эффективно работает с задачей и эффективна для ЦА, и строим модуль по ней не забывая работать с памятью, вниманием, и тем, что нам помогает усваивать информацию.

После такого исследования анализ рынка проводится уже с другим фокусом. Соотнести это с текущим рынком было не сложно: проанализировала 14 программ проектной деятельности (Российских и международных) для учителей, 2 программы подготовки проектных менеджеров и 2 программы продакт менеджеров, программу по разработке социальных проектов.

Короткий ответ: конечно, нет.

KYC (know your client) - это правило. Другой вопрос, что я очень скептично отношусь к исследованиям ЦА своими руками, особенно, когда это делает 1-2 методиста, ещё хуже, если у них нет социологической и стат. базы хоть какой-нибудь. Опыт работы с социологами сильно портит впечатления от таких "исследований". "Кое-что лучше чем ничего" при таком подходе может быть даже опасно. Тем не менее, без этого нельзя. Что делать? Растить компетенции в исследованиях и понимать их специфику.

Как мы вышли из положения? Как обычно: мы ищем адекватные исследования, которые делают профессионалы, собираем информацию в разрезе интересующих нас вопросов о ЦА + работаем самостоятельно "в поле" с учетом наших ограничений и по принципам "настоящих" соц. исследований.

Пример исследования, часть информации которого мы использовали при проектировании.

В поле мы мы выясняем запрос и проблемы, это обязательный минимум. Не минимум: структурируем по категориям с точки зрения ложных установок и убеждений, чтобы проектировать изменение в процессе программы. Если владеете инструментами, есть возможность и время.

Анализ аудитории для построения траекторий прохождения курса

Здесь немного про педагогов) Посмотрев на исследования по педагогам, проведя серию интервью, проанализировав их опыт (Мск, регионы, разный стаж) Кроме того, я не так давно из среды, работала в школе более 10ти лет, хотя на мой взгляд это может мешать исследованию, приходилось очень сильно следить за выводами, чтобы не допускать искажений на основе собственных представлений.

1) нет времени для работы с командами;

2) нет материалов для организации уроков по проектной деятельности;

3) нет материалов по актуальным инструментам и методам проектной работы, адаптированных для учителей;

4) нет навыков и знаний по профессиональному ведению проектов (и это нормально);

5) нет навыков и инструментов организовать работу команд над проектами.

Большинство учителей не работают с проектами профессионально, они не погружены в современную работу продакт и проджект менеджеров. И это нормально, потому что это не компетенции учителя, как их представляли себе 10 лет назад и даже сейчас.

Изначально я предполагала, что раздел аудитории пройдёт по границе владения цифровыми инструментами. Но, как оказалось, это было не главное. Цифровым инструментам готовы учиться и те, кто уже хорошо ими владеет и те, кто только знакомиться с цифровой средой обучения.

Зато с точки зрения мотивации явно выделились 2 категории:

“Хочу увидеть то, что позволит мне поднять результаты учеников” и “Хочу чувствовать себя современным профессионалом”. Мотивационные высказывания коррелировали с профессиональными позициями, которые демонстрировали учителя в интервью "Я профессионал, хорошо разбираюсь в теме" и "Я хочу узнать новое". По блокам мотивации и позиционирования я выделила 2 группы, с которыми дальше работаем по отличающимся сценариям, поскольку триггерами в обучении для них будут разные ситуации. Мы собрали ложные убеждения и фразы для каждой из групп, а дальше дело техники и фантазии.

Треки прохождения, запросы у этих категорий совершенно разные. А ещё разные заблуждения, ложные установки, цели. И строить переход к верному в нашем понимании применению проектных методик нужно по разному. Через разные сценарии: через разные кейсы, проблемные задачи и разные ситуации. Насколько здорово, когда в команде есть люди с очень разными опытом, в том числе педагогическим школьным: строить вместе намного веселее)

Часто важнее смотреть опыт не ЦА вашего курса, а совершенно других групп, но об этом проще писать в контексте "Как создавать принципиально новые продукты на рынке образования"

Для каждой целевой аудитории мы построили арки трансформации, которые как раз позволила проявить триггерные ситуации, собрала под эти ситуации кейсы. Упаковали в историю. К слову, история для учителей отражает то же, что происходило в детском курсе, но со стороны учителя. Я использовала собственные инструменты, которые позволяют это реализовать арку эффективно, понятно и главное, технологично, помогают подобрать инструменты и элементы образовательного опыта, формировать среду, процессы и элементы образовательной программы (или не программы). Сейчас с командой мы строим ещё 1 курс с помощью этих инструментов, пока получается не плохо. Как только у нас будут ещё примеры, обязательно проведу отдельный мастер-класс.

К слову, как говорит Таня, трансформации может и не случится, какие бы ты инструменты не давал)

Как мне кажется, здесь всё должно быть супер очевидно.

Проведение интервью с экспертами важно, особенно если у вас есть вопросы относительно вашей программы, а у нас они были)

Чтобы выделить особенности в разработке проектов разных типов мы провели 6 глубинных интервью по фреймворкам работы с фиксацией этапов и результатов с экспертами, работающими в выделенных направлениях.

Конечно этапы в разных типах проектов не совпадают, несмотря ни на какие общие фреймворки везде особенности. Это осложнение при формировании тем плана и сборке контента.

Как выделить эти типы проектов - отдельный вопрос) Проанализировала типологии из научных работ и подходы деления в конкурсах проектной деятельности. Последнее говорит о реальных подходах не только о типологии проектов, но и о том, какие компетенции являются важными по мнению организаторов конкурсов. Если очень коротко, то большинство ушло наконец от деления на предметные направления, сконцентрировавшись на особенностях технологий, на точке приложения усилий или том, что хотят изменить с помощью проекта ученики.

Отдельные бонусы в разработке курса, когда ты уже в школах и включался, и развивал организацию проектной деятельности. Понимание, сколько проекты могут собрать вокруг себя образовательных активностей, которые влияют на результат и системность, изменяют образовательный опыт учеников.

Задачи стали ещё более прозрачны и плохо собираемы в 1 краткосрочную программу:


Текст должен быть напечатан 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики вставляются в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы – 10 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с Требованиями к структуре работы (см. выше). Остальной материал (подробные описания литературных источников и экспериментальной части, фотоальбомы, коллекции и др.) необходимо вынести в приложения, на которые даются ссылки в основном тексте работы и объем которых не ограничивается.

  • сильное превышение установленного объема;
  • отсутствие структуры работы (неопределенность целей и задач, методов, результатов и выводов);
  • чрезмерная широта темы, что ведет к невозможности ее раскрытия школьником;
  • реферативный характер работы;
  • необоснованное или некорректное использование социологических опросов.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Геннадий Арбузов


Геннадий Арбузов

И к лучшему. Вычурный дворец на 2500 учеников в Московском строили бы столько же лет, а детям учиться надо сейчас.

Сергей Надеждин

Геннадий, вычурный дворец построили бы так же быстро как и этот. В обоих случаях монолит-каркас и кирпичные стены. Только школа на 2500 мест в бюджет не помещалась, так как в проекте было 24 кв.м. площади на одного ученика, а в новом только 16 кв.м.

Сергей Надеждин

В Московском планируется построить две такие школы на 1550 мест рядом друг с другом. Получится 3100 мест вместо планируемых изначально 2500 мест.

Геннадий Арбузов


Геннадий Арбузов ответил Сергею

Сергей Надеждин

Геннадий, администрация до последнего хотела построить проект именно на 2500 мест, но проблема заключалась в том, что проект той школы не проходил по Нормативу Цены Строительства на одного ученика и поэтому Министерство Строительства РФ не захотело включать его в типовой реестр, а следовательно и получить федеральное субсидирование на него было невозможно. Собственных денег у края на такой проект естественно нет. Привести проект школы на 2500 мест к нормативу цены строительства, это значит нужно полностью заново переделать весь проект, а это много времени и снова деньги. Просто решили пойти по более простому и быстрому пути.
Жаль одного, не учиться нашим детям в дворцах. Опять всё сводится к типовым коробкам напоминающим поздний СССР.

Геннадий Арбузов


Геннадий Арбузов ответил Сергею

Сергей, да бог с ними с этими дворцами. Не тянет пока их государство, что поделать. Главное, чтобы друг у друга на головах не учились как сейчас в новых районах.

Антон Левинов

Не покидает ощущение , что фото типовых проекты по чертежам 60-х 70-х готов. Хотя даже этому дети будут рады.

Читайте также: