Рене декарт педагогические идеи кратко

Обновлено: 18.05.2024

(латинизир. имя — Картезий; Renatus Cartesi-us) [31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2. 1650, Стокгольм], франц. учёный и философ. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу, откуда вынес глубокую неприязнь к иезуитским методам воспитания. После неск. лет воен. службы и путешествий поселился в Нидерландах (1629), где провёл 20 лет в уединённых науч. занятиях. В 1649 по приглашению швед, королевы переселился в Стокгольм.

Выдвинул учение о двух разнородных субстанциях — мыслящей (душа) и протяжённой (тело) и поставил проблему соотношения между ними (психофизич. проблема). Осн. атрибутом мыслящей субстанции, по Д., является мышление, под к-рым он понимал все психич. процессы, поскольку они открываются в самонаблюдении, т.е. сознаются: т. о. психика отождествлялась с сознанием. Идея разнородности и независимости друг от друга духа и материи центральная в системе Д. Человек представляет собой единств, случай в природе, где эти субстанции сосуществуют (что определяется, по Д., божеств, вмешательством). Опираясь на открытия в области физиологии и анатомии, предпринял попытку объяснить все процессы в теле без участия души, как продукт телесного механизма под влиянием внеш. воздействий. Описанная Д. схема двигат. акта явилась первым вариантом учения о рефлексе. В мышлении выделял 2 типа актов: бестелесные, т. н. действия души (интеллектуальные чувства, воля, мышление о нематериальных предметах), и функции, к-рые являются продуктом соединения души и тела. Последние Д. называл страстями в широком смысле слова, относил к ним восприятие, телесные потребности, чувства. наиб. подробно разработал учение о страстях в узком смысле слова, т.е. о чувствах, рассмотрел их глубокое воздействие на поведение человека, наметил пути борьбы с нежелательными страстями, в к-рой уделял решающую роль воспитанию.

В процессе познания Д. исключит.роль отвёл дедукции, под к-рой понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные данные и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов, показал, что порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от простого к сложному.

Идеалом воспитания и обучения, т. о., становится развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые различия в качествах интеллекта (напр., в скорости протекания мыслительных процессов). Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Неравенство в возможностях образования определяет, по Д., неравенство интеллектуальное. Т. о., образование, доступное каждому, — не привилегия, а естеств. право. Рутинному обучению, основанному па механич. заучивании, должны быть противопоставлены свобода мысли и логич. стремление к истинному знанию. Эти идеи Д. легли в основу ряда дидактич. принципов, определивших реорганизацию традиц. системы образования. В наиб. полной мере они были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.

Полезное

Смотреть что такое "ДЕКАРТ Рене" в других словарях:

Декарт Рене — Рене Декарт Дата и место рождения: 31 марта 1596 (Лаэ, Эндр и Луара, Франция) Дата и место смерти … Википедия

Декарт Рене — (1596–1650) французский философ и естествоиспытатель. Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного… … Большая психологическая энциклопедия

Декарт Рене — (Descartes, Rene) (1596 1650), франц. математик, ученый и философ. Получил образование в иезуитской школе, затем защитил диссертацию по праву (1616). С 1617 по 1619 г. служил в армиях Нидерлан дов и Баварии. Совершив неск. путешествий по Европе,… … Всемирная история

Декарт Рене — (Descartes) (латинизир. Картезий; Cartesius) (1596 1650), французский философ, математик, физик и физиолог. С 1629 в Нидерландах. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввёл многие алгебраические… … Энциклопедический словарь

ДЕКАРТ Рене — (Descartes, Rene, латинизированное имя Картезий, Renatus Cartesius) РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.… … Энциклопедия Кольера

Декарт Рене — Декарт основатель современной философии Альфред Н. Уайтхед писал, что история современной философии это история развития картезианства в двух аспектах: идеалистическом и механистическом , res cogitans ( мышления ) и res extensa (… … Западная философия от истоков до наших дней

Декарт Рене — Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя ‒ Картезий; Renatus Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), ‒ 11.2.1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла… … Большая советская энциклопедия

Декарт Рене — (1596 1650) основоположник современной западной философии, как зто признается многими исследователями истории философии. Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла Флеш, получил юридическое образование в 1616 г. Много… … Великие философы: учебный словарь-справочник

ДЕКАРТ РЕНЕ — (1596 1650, лат. имя Картезий, поэтому совокупность философских идей Декарта называется картезианство) – французский математик и философ, основатель дедуктивного метода и рационализма Нового времени, создатель аналитической геометрии … Философия науки и техники: тематический словарь

Декарт Рене — (латинизированное имя Картезий) (1596 1650) философ, математик, физик, физиолог. Декарт один из родоначальников новой философии и новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. В основу философии положил сомнение во всем … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Одним из главных достижений эпохи ранних буржуазных революций явилась концепция естественного права – на жизнь, частную собственность, а вскоре и на образование, которые должно было обеспечить государство. Теперь уже жизненные успехи определялись не сословным положением, а личными деловыми качествами и, конечно, образованностью, необходимой и промышленнику, и мореплавателю, и коммерсанту. Рост социального значения науки и образования приводит к формированию педагогики уже как науки, со своими закономерностями, исследовательскими принципами, экспериментальной и теоретической базой – в духе Нового времени.

Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы. Успехи естествознания были базой не только для социальной уверенности. Соединение ренессансного пантеизма – обожествления природы и убежденности в ее познаваемости выдвигало Природу в качестве главного Учителя и Воспитателя. Доказывалась не просто необходимость образования, но и необходимость природосообразного образования и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) в число требований к природосообразному образованию включал обучение на родном языке, необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал научную методологию образования. В работах "Всеобщее наставление" и "Франкфуртский мемориал" он установил критерии, по которым следовало строить педагогические исследования. Дидактика, основоположником которой был чешский мыслитель и педагог Ян Коменский (1592–1670), была расширена Ратке до науки о формировании личности. В 1642 г. был принят "Готский устав", разработанный на основе идей Ратке и Коменского и сделавшийся каноном для учебных заведений Германии. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку, счету, церковному пению. В старшем классе добавлялись "мирские" знания – обычаи, местная география, основы естествознания. Занятия шли пять дней в неделю по шесть часов, с четырех– и шестинедельными (для села) летними каникулами. Учеба заканчивалась не позже 14 лет сдачей экзамена.

Идеи науки и образования у Ф. Бэкона

Переломной фигурой на стыке Возрождения и Нового времени – и хронологически, и по взглядам – явился Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Его представления о науке, ее статусе, задачах и возможностях переворачивали все застарелые нормы и формировали новые взгляды. Требование общественного назначения науки, которое у гуманистов Возрождения (вплоть до Бруно) оставалось лишь пламенным призывом, превращалось у него в развернутую социальную программу. Ф. Бэкон выдвинул идею науки и образования как "наиболее радикальных средств морального, религиозного и политического обновления общества". В предложенной им программе исходным было исследование отношения человека к природе, а уже на основе этого – отношений между людьми. Идея выведения законов общества из природы становится лейтмотивом общественной мысли всего XVII и даже XVIII вв. Соответственно обосновывалось единство познания природы и природосообразного воспитания.

Провозглашенная Ф. Бэконом власть над природой вовсе не предполагала насилия над ней. Для Бэкона ученый, перестав быть факирствующим магом, выпытывающим у природы ее сокровенные тайны для себя лично (не в последнюю очередь – из тщеславия), становится служителем природы, ее "интерпретатором". Познавая природу с огромным пиететом, на основе четкого, продуманного, систематического метода, "согласно с ее устройством", ученый Нового времени именно этим обретал власть над ней. Важное место в бэконовской философии занимала критика "идолов" (призраков, препятствующих уму следовать своим естественным путем): слепой веры в авторитеты, прямолинейного восприятия ходячих мнений, недостатков воспитания.

В утопии "Новая Атлантида" английский мыслитель привел перечень наиболее важных практических задач, стоящих перед человечеством: продления жизни и омоложения, создания новых видов, превращения одних тел в другие, владычества над воздухом и вызывания гроз. Оставляя выполнение столь грандиозных задач отдаленному будущему, Ф. Бэкон уже в XVIII в. с поразительной отчетливостью видел необходимость объединения в научные коллективы (на первых порах хотя бы в проведении опытов), организации не только научной деятельности, но и государственной политики в отношении науки и научных учреждений. Занимая пост лорда-канцлера (при короле Якове I), Ф. Бэкон даже сумел предпринять известные шаги в этом направлении, став не только идеологом, но и проводником новой науки.

Природа как учитель у "Республики ученых"

На пути к организации преобразованной науки возникло неформальное научное сообщество европейского значения, которое вошло в историю под названиями "невидимые колледжи", по определению выдающегося английского химика и физика Р. Бойля (1627–1691), или "Республика писем", а позже – "Республика ученых". Занимая ведущее место в духовной жизни XVII в., "Республика" объединила под своими незримыми знаменами всех выдающихся мыслителей века, включая организаторов науки и ее покровителей. Членами-корреспондентами "Республики ученых" могут считаться уже Бэкон и Галилей и еще Ньютон; Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гоббс, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Х. Гюйгенс, Дж. Локк, Р. Бойль, А. Арно и П. Николь, П. Ферма, братья Бернулли, Р. Олденбург, М. Мерсенн, шведская королева Христина.

Если название "Республика писем" определяется формой общения, то название "Республика ученых" передает состав и содержание ее деятельности. В форме переписки, наиболее подходящей для интеллектуального общения в Европе XVII в., проходило непринужденное обсуждение широчайшего круга вопросов – естественно-научных, религиозных, философских, социально-политических, объединенных основной идеей, – общественного прогресса и роли в нем науки как особого рода социально значимой деятельности.

Лейтмотивом исследований "Республики" была установка во всем учиться у природы как "идеального государства", "величественного субститута Бога" и "наилучшего репрезентатора Божественного замысла", "воспитателя воспитателей" (Р. Бойль). Мир рассматривается как "кафедра, воздвигнутая творцом для обучения подлинному благочестию и высшим пруденциям". Любые законы и явления природы предстают, в характерной оценке Р. Бойля, как "эпициклы великой и универсальной системы плана Бога". "Обновленной религии" была присуща убежденность, что Творец, по определению Р. Декарта, "не способен обманывать человека в наивысших проявлениях его познавательных способностей". У Спинозы научное познание рассматривается как прямое отражение мышления Творца, благодаря чему даже порядок наших идей отражает установленные им порядок и связь вещей. В том же контексте им проводилось отождествление природы творящей и сотворенной, что позволяло выдвигать методологическую установку "природа – причина самой себя".

В свете сказанного понятно рафинированное внимание "Республики ученых" к проблеме научного метода – достоверного, надежного, способного приводить к абсолютной, исчерпывающей истине "на все времена". Характерны даже названия исследований Республики: "Рассуждение о методе" Р. Декарта, "Опыт о человеческом разуме" Дж. Локка, "Новые опыты о человеческом разуме" Лейбница. В первую очередь с проблемами научного метода было связано и предостережение английского философа, создателя механистического материализма Т. Гоббса о том, что "знание само по себе – еще не сила, а лишь путь к силе".

Педагогические идеи "Республики ученых"

Вполне закономерен вклад "Республики" в проблемы образования. При всем различии педагогических концепций ее представителей в их основе лежит одна ведущая идея – природосообразности. Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596–1650) рассматривал природу как совершенный механизм, доступный постижению математически вооруженному разуму. Важнейшее значение он придавал развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления не только окружающего мира, но и собственных поступков, включая слабости, "аффекты и страсти души", призывая бороться с капризами, идущими еще из детского убеждения, что "мир существует только для нас и все принадлежит нам".

В работах английского философа и педагога Джона Локка (1632–1704) "Мысли о воспитании" и "Об управлении разумом" выражены научные и передовые педагогические представления Нового времени и Просвещения (хорошо знакомые ему как выпускнику и преподавателю Оксфорда). Выдвигая идеи светского, обращенного к жизни образования, Локк уделяет большое внимание факторам развития личности, целям, задачам и содержанию образования. В духе своей эпохи Локк требовал доступности образования как "естественного права" для всех слоев общества. Вместе с тем он оправдывал различие типов обучения: воспитание трудолюбия и религиозности у низших слоев (с обязательным обучением в рабочих школах), подготовку к деловым знаниям в реальном мире", а главной задачей считал "воспитание джентльмена".

Сам будучи наставником в дворянских семьях, Локк включал сюда латынь и французский, математику, географию и историю, танцы и фехтование, "хорошие манеры и знание света". По его мнению, "подлинный джентльмен" не просто стремится к своим целям, но и не препятствует в этом другим джентльменам. Для формирования подобного разумного, согласного с устройством природы поведения первостепенное значение приобретает воспитание дисциплинированности.

Локк считал возможным и даже необходимым домашнее воспитание джентльмена, ограждавшее его от влияния "грубой массы". Важное значение придавалось физическим упражнениям, прогулкам на воздухе и закаливанию, удобной одежде, простой и здоровой пище.

Многие исследователи истории философии по праву считают Рене Декарта основоположником западной современной философии. Чем же знаменит Рене Декарт? Биография и основные идеи этого физика, математика, ученого описаны в статье ниже.

Детство и отрочество

Рене Декарт родился в обедневшей дворянской семье и был младшим из трех сыновей. Его воспитанием занималась бабушка по материнской линии, так как отец, Иоахим Декарт, работал судьей в другом городе, а мать, Жанна Брошар, умерла, когда Рене не было еще и двух лет. Религиозное образование мальчик получил в иезуитской школе Ля Флеш. С самого детства он был очень любознательным и рано начал увлекаться математикой. В 1616 году Рене Декарт получил степень бакалавра.

рене декарт биография

Рене Декарт. Биография. Голландский период

Закончив университет, будущий ученый отправился воевать. За время, проведенное на военной службе, он побывал в нескольких горячих точках того времени: осада Ла-Рошели, революция в Голландии, битва за Прагу в тридцатилетней войне. По возвращении на родину Декарту практически сразу приходится уехать в Голландию, так как во Франции иезуиты обвинили его в ереси за свободомыслие.

В Голландии ученый прожил целых 20 лет. В эти годы научных изысканий Декарт создал и издал несколько трудов, ставших основополагающими в его философии.

Общество разделилось на две части: на тех, кого восхитил, и на тех, кого поверг в шок своими открытиями Рене Декарт.

Краткая биография ученого пестрит открытиями и трудами, однако о его личной жизни известно очень мало. Женат Декарт не был. Известно только то, что в 1635 году у него родилась дочка Франсина. Ее мамой была служанка ученого. Рене Декарт очень привязался к малышке и долго был безутешен, когда она скоропостижно скончалась от скарлатины в возрасте 5 лет. Будучи странным и замкнутым человеком, философ оказался заботливым и нежным отцом.

рене декарт основные идеи

Церковная элита Голландии не могла принять вольнодумные идеи ученого. Всю свою жизнь он подвергался гонениям. Голландский период исключением не является. Во Франции кардинал Ришелье разрешил напечатать его туды, а вот протестантские богословы Нидерландов наложили на него проклятие.

Шведский период

В 1649 году Рене Декарт по настойчивому приглашению шведской королевы Кристины, гонимый голландской инквизицией, переехал в Стокгольм. В 1649 году вышел в свет его труд "Страсти души".

Жизнь при дворе тоже не оказалась легкой: королева хоть и была благосклонна к ученому, но слишком часто нагружала его умственной работой. При этом здоровье философа (и без того слабое) еще больше пошатнулось в суровом северном климате. Отношения с ученого с церковью испортились окончательно.

рене декарт краткая биография

По официальной версии, Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года, заболев воспалением легких. Существует предположение, что его отравили. Через 17 лет останки великого философа были по требованию Франции перевезены из Швеции и перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен.

Значение философии Декарта – основоположника рационализма

Основоположником рационализма по праву считается Рене Декарт. Основные идеи в области философии можно кратко сформулировать так.

  • Ученый выдвинул гипотезу об основных модусах и атрибутах субстанции.
  • Декарт доказал, что разум в познании играет главную роль.
  • Ему принадлежит авторство теории дуализма, с помощью которой примиряются материалистическое и идеалистическое направления философии.
  • Декартом выдвинута теория о "врожденных идеях".

рене декарт страна

Учение о субстанции

В процессе изучения проблемы бытия, его сущности было сформулировано понятие субстанции, автором которого является Рене Декарт. Основные идеи ученого базируются на этом понятии.

Субстанция – это все существующее и при этом не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме себя. Этим качеством обладает только вечный, несотворимый, всемогущий Господь. Он есть причина всего и источник. Бог, являясь Творцом, создал мир тоже из субстанций, которые обладают тем же качеством: существуют и не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя. По отношению друг к другу сотворенные субстанции самодостаточны, а по отношению к Господу – вторичны.

Декарт делит сотворенные субстанции на материальные (вещи) и духовные (идеи). Для материальных вторичных субстанций характерно протяжение (меры длины). Они являются делимыми до бесконечности. Духовные сотворенные субстанции, согласно идее философа, обладают признаком мышления. Они неделимы.

Человека возвышает над всем остальным в природе то, что он состоит из двух субстанций: материальной и духовной. Таким образом, человек дуалистичен. Материальная и духовная субстанции в нем равноценны. Таким видел "венец творения" Рене Декарт. Взгляды ученого на дуализм решили извечный вопрос философии о том, что первично: материя или сознание.

Доказательство первичности разума

"Я мыслю, следовательно, я существую" – автором этого известного афоризма является Рене Декарт. Основные открытия философа базируются на постулате первичности разума.

рене декарт основные открытия

В любой вещи можно усомниться, следовательно, сомнение существует реально и не нуждается в доказательствах. Сомнение – это свойство мысли. Сомневаясь, человек мыслит. Поэтому человек реально существует, так как он мыслит. Мышление – работа разума, поэтому в основе бытия лежит именно разум.

Дедукция Декарта

Ученый предложил использовать метод дедукции не только в математике и физике, но также и в философии. "Превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство" – вот задача, которую ставил перед собой Рене Декарт. Страна, в которой он жил (особенно иезуиты), не восприняла его учение.

Вот основные постулаты этого гносеологического метода:

  • опираться в исследованиях только на абсолютно достоверные знания и суждения, не вызывающие никаких сомнений;
  • делить сложную проблему на части;
  • переходить от доказанного и известного к недоказанному и незнакомому;
  • соблюдать строгую последовательность, не допускать потери звеньев логической цепочки.

Учение о "врожденных идеях"

Большое значение в развитии философии получило учение о "врожденных идеях", автором которого тоже является Рене Декарт. Основные идеи и постулаты теории гласят:

Презентация отражает сведения из биографии и основные идеи философа Рене Декарта.

ВложениеРазмер
rene_dekart.pptx 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Рене Декарт: биография и основные идеи (1596 – 1650)

Детство и отрочество Рене Декарт родился в обедневшей дворянской семье и был младшим из трех сыновей. Его воспитанием занималась бабушка. С самого детства он был очень любознательным и рано начал увлекаться математикой. В 1616 году Рене Декарт получил степень бакалавра.

Голландский период Закончив университет, будущий ученый отправился воевать. По возвращении на родину Декарту практически сразу приходится уехать в Голландию, так как во Франции иезуиты обвинили его в ереси за свободомыслие. В Голландии ученый прожил целых 20 лет.

Шведский период В 1649 году Рене Декарт по настойчивому приглашению шведской королевы Кристины, гонимый голландской инквизицией, переехал в Стокгольм. В 1649 году вышел в свет его труд "Страсти души". Шведская королева Кристина

Значение философии Декарта – основоположника рационализма Основоположником рационализма по праву считается Рене Декарт. Основные идеи в области философии можно кратко сформулировать так: Ученый выдвинул гипотезу об основных модусах и атрибутах субстанции. Декарт доказал, что разум в познании играет главную роль. Ему принадлежит авторство теории дуализма, с помощью которой примиряются материалистическое и идеалистическое направления философии. Декартом выдвинута теория о "врожденных идеях".

Учение о субстанции В процессе изучения проблемы бытия, его сущности было сформулировано понятие субстанции, автором которого является Рене Декарт. Субстанция – это все существующее и при этом не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме себя. Этим качеством обладает только вечный, несотворимый , всемогущий Господь. Он есть причина всего и источник. Бог, являясь Творцом, создал мир тоже из субстанций, которые обладают тем же качеством: существуют и не нуждаются для существования ни в чем, кроме себя.

Учение о субстанции Взгляды ученого на дуализм решили извечный вопрос философии о том, что первично: материя или сознание. Декарт делит сотворенные субстанции на материальные (вещи) и духовные (идеи). Человека возвышает над всем остальным в природе то, что он состоит из двух субстанций: материальной и духовной. Таким образом, человек дуалистичен . Материальная и духовная субстанции в нем равноценны.

Доказательство первичности разума " Я мыслю, следовательно, я существую" – автором этого известного афоризма является Рене Декарт. В любой вещи можно усомниться, следовательно, сомнение существует реально и не нуждается в доказательствах. Сомнение – это свойство мысли. Сомневаясь, человек мыслит. Поэтому человек реально существует, так как он мыслит. Мышление – работа разума, поэтому в основе бытия лежит именно разум.

Дедукция Декарта Ученый предложил использовать метод дедукции не только в математике и физике, но также и в философии. Вот основные постулаты этого гносеологического метода: опираться в исследованиях только на абсолютно достоверные знания и суждения, не вызывающие никаких сомнений; делить сложную проблему на части; переходить от доказанного и известного к недоказанному и незнакомому; соблюдать строгую последовательность, не допускать потери звеньев логической цепочки.

Учение о "врожденных идеях" Большое значение в развитии философии получило учение о "врожденных идеях", автором которого тоже является Рене Декарт. Основные идеи и постулаты теории гласят: большинство знаний достигается путем дедукции, но есть знания, не требующие доказательств, – "врожденные идеи"; они делятся на понятия (например, душа, тело, Бог и т.д.) и суждения (например, целое больше части).

Читайте также: