Северная война план урока

Обновлено: 04.07.2024

Цели: Формировать знания о причинах , ходе, значении Северной войны в истории России.

Обучающая : ознакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;

Развивающая : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.

Воспитательная : воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.

Планируемые результаты:

Формировать понятийный аппарат; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений в Северной войне; составлять представление об основных событиях Северной войны; уметь давать оценку событиям и явлениям; уметь работать с исторической картой.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать ценности государственности и ее защиты; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные:

Уметь анализировать различные источники информации, сопоставлять однотипные явления; уметь работать индивидуально и в группе; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладевать навыками самоконтроля ; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Метод обучения : проблемный, частично-поисковый.

Приемы и формы работы с обучающимися:

-индивидуальная форма работы;

-метод сравнения и сопоставления;

-метод наглядного показа;

-иллюстративный метод объяснения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, дополнительная литература, мобильные устройства, ИКТ, компьютер, интерактивная доска

Цифровые образовательные ресурсы:

Организация деятельности на уроке

-Итак, все внимание на экран! Параллельно я попрошу Вас прослушать внимательно отрывок из поэмы А.С. Пушкина, описывающей историческое сражение, постараться определить название этого произведения.

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы.

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит,

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

-После просмотра учитель задает вопросы:

*Узнали ли вы литературное произведение?

*Какому историческому событию оно посвящено?

*С именем какого российского правителя связано это произведение, а так же основание Санкт-Петербурга?

Ответы на вопросы

- Это произведение посвящено Полтавской битве.

- Произведение и основание Санкт-Петербурга связано с именем Петра I .

Этап актуализации знаний

-Какие внешнеполитические задачи Петр I считал основными для России XVIII века?

- Пётр I считал основными внешнеполитическими задачами страны на тот период: развитие торговли и выход к незамерзающим морям - Балтийскому и/или Чёрному.

Введение в тему, целеполагание

- Одной из задач было вернуть утраченные территории, потерянные во время Ливонской войны и Смутного времени, что закрыло России выход к Балтийскому морю. Какие территории утратило наше государство в этот период? (работа с картой)

-Как можно было вернуть эти земли, принадлежащие Швеции? (Доп. Готовы ли были шведы отдать их?).

_ Вы правы: единственным радикальным решением этой проблемы могла бы стать и стала война со Швецией, которая была самой длительной в истории России и длилась 21 год. Предположите, как будет звучать тема нашего урока.

- Какой будет цель нашего занятия, задачи?

- То есть мы должны будем сегодня познакомиться с событиями Северной войны 1700-1721 гг., определить значение Северной войны для России, оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне.

Обратимся к памятке для анализа, описания войн в ваших тетрадях.

Учащиеся называют и показывают по карте территории, которые Россия потеряла: часть северо-западных земель с городами Ям, Копорье, Ивангород, побережье Финского залива с частью Карелии, которые отошли к шведам.

- Путем военного столкновение со Швецией, войны.

Ответы учащихся: (мы должны определить причины войны, ее участников, основные сражения и итоги войны).

Памятка для анализа, описания войн

1. Причина и характер войны:

а) основные противоречия, приведшие к войне;

б) подготовка к войне, соотношение сил;

2. Ход войны: а) повод к войне (если был) и её начало;

б) основные этапы и главные сражения, их участники;

в) окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Изучение нового материала.

Рассказ учителя: Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция ощущала себя полноправной хозяйкой Балтийского побережья. Соответственно сильной и развитой стране было бы целесообразно отдавать без боя свои территории России?

- Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их.

- Петр искал союзников для борьбы со шведами.

- Посмотрите на карту, какие ближайшие соседи могли стать союзниками России?

- В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов. Чтобы перечислить их, я предлагаю Вам посмотреть видеоролик о ходе этой войны, подробнее рассмотреть каждый из этапов посредством заполнения таблицы:

Этапы Северной войны

Битва под Нарвой

Битва у деревни Лесной

Морские сражения у мыса Гангут

Морские сражения у острова Гренгам

- Итак, назовите первый этап войны? С какими событиями он связан? Удачно или неудачно он завершился для Северного союза? Для ответа на эти вопросы обратимся к учебнику (п. 4, пп. 1 стр.25-26).

- Подведем итог. Под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска. Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу.

-Как вы думаете, почему русские войска не могли взять Нарву? Назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

- Давайте проверим, насколько Вы были близки к тем мерам, которые принял Петр I . Для этого Вам нужно обратиться к учебнику (пп.3)

- Какие меры, принятые Петром I для усиления русской армии вы считаете наиболее эффективными? (опрос на mentimeter).

И это привело к первым победам.

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России.

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился первый этап войны.

Второй этап - Полтавская битва

- Как вы думаете, как другие страны, страна-соперник отреагировали на усиление позиций России?

- Вы правы, усиление военной мощи России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, и он вывел Польшу из войны, стал готовить вторжение на территорию России.

-Крупное сражение произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта).

-Используя материалы президентской библиотеки, охарактеризуйте военные действия, которые происходили у деревни Лесной, заполнив соответствующую строку таблицы.

- Генеральное сражение решено было дать под Полтавой.

-Используя материалы президентской библиотеки, опишите сражение под Полтавой. Определите причины победы русской армии в Полтавской битве, заполнив соответствующую строку таблицы.

-Чем закончилось это сражение для России, как Вы поняли из прочитанного текста? Какие причины победы русской армии можно выделить? Обсудите в парах. Затем мы озвучим Ваши мысли всему классу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.

2. Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: программированный контроль, рассказ с применением наглядных пособий, упражнение, беседа с использованием поисковых вопросов, опережающее обучение, работа с тестами, самостоятельная работа.

Основные понятия: рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.

Важнейшие даты: 1700-1721 гг. – Северная война;

1700 г. – поражение русских под Нарвой;

1701 г. – взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)

1703 г. – начало строительства Санкт-Петербурга;

1704 г. – взятие Нарвы и Дерпта

1708 г. – битва на р. Лесной;

1709 г. – Полтавское сражение;

1711 г. – Прутский поход;

27.07. 1714 г. – Гангутское сражение;

1721 г. – Ништадский мир.

Выдающиеся личности: Карл XVIII, Петр I, А.Д. Меншиков, Ф. Лефорт,

Б.П. Шереметев, гетман И. Мазепа, М.М. Галицин, Д. Кантемир, Ф.М. Апраксин,

I. Организационный момент

1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

II. Проверка опорных знаний с целью повторения и закрепления изученного ранее, материала, подготовки восприятия нового.

2.Работа с тестами.

1. Азов с частью побережья Азовского моря перешел в состав в Россию в … году:

2. В составе Великого посольства в Европу находился сам царь (под именем урядника), а формально его возглавлял (возглавляли):

Боярин Ф.А. Головин;

Дьяк П.Б. Возницын;

Друг царя швейцарец Ф. Лефорт;

Верно все указанное;

Верно лишь 1 и 2.

3. Попытка государственного переворота, предпринятая в конце XVII века царевной Софьей, привела к:

Установлению ее единоличного правления;

Отстранению ее от власти;

Заточению ее в Новодевичий монастырь;

4. В конце XVII века Петру I удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз) в составе:

Верно все указанное.

5. Верность стрелецких полков правительству была сомнительной, о чем в конце XVII века свидетельствует:

Стрелецкий бунт в 1682 году;

Стрелецкий бунт в 1698 году;

Уход стрелецкого полка на Дон;

Верно все указанное;

1. Великое посольство с целью поиска союзников против Турции было отправлено в Европу в …. году (годах):

2. Во втором походе под Азов, организованном Петром I в конце XVII века, участвовал флот, созданный на верфях:

3. Получив в конце XVII века Азов с побережьем Азовского моря, Россия не решила проблемы выхода к Черному морю, т.к.:

Керченский пролив оставался в турецких владениях;

Крым по–прежнему был враждебен России;

Речь Посполитая поддержала Турцию и противилась выходу России к Черному морю;

Верно все указанное.

4. Шведским озером в начале XVII века называли:

5. Россия к концу XVII века заметно отставала в своем экономическом развитии от других стран. Если Швеция к началу XVII века выплавляла 30тыс. т железа, то Россия:

Немногим более 25 тыс.т.

I вариант II вариант

1. 1696 1. 1697-1698

2. Верно все сказанное 2. Воронежа

3. Верно 2 и 3 3. Верно 1 и 2

4. Верно все указанное 4. Финский залив

5. Верно 1 и 2 5. Всего 2,5 тыс. т

Критерии оценок

Преподаватель: после работы с тестами проводится блиц-опрос:

Назовите годы правления Федора Алексеевича. (1676-1682 гг.).

Назовите годы царствования (двоецарствия) Ивана V (1682-1696 гг.).

Царевна Софья, добиваясь престола, попыталась, опираясь на стрельцов, произвести переворот в ….. году? (1689 г.).

С какой целью было отправлено Великое посольство в Европу? (Подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма).

Смогло ли Великое посольство добиться поставленной цели или выполнила другую задачу? (Нет. Многие страны Европы за спиной России заключали мир с Турцией, т.к. готовились к борьбе за испанское наследство. А Петр I создал союз против Швеции).

Какие страны должно было посетить Великое посольство? (Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию, Венецию, Ватикан.)

В конце XVII века Петру I удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз) в составе … (Речи Посполитой, Саксонии, Дании.)

Какие новшества Петр I ввел после приезда Великого посольства? (Обрезание бород и введение новой европейской одежды – суконных короткий кафтанов. Вводились ассамблеи, обучение юношей-недорослей умению обходиться в обществе). А еще, кроме сказанного, какие новшества были введены Петром I в 1699 – 1700 годах? (Открытие Навигатской школы в Сухаревой башне в Москве, а за ней и других математических школ; в 1699 году в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать гражданским шрифтом книги по артиллерии, механике, истории, астрономии; 19 декабря 1699 года Петр ввел в Россию летоисчисление от Рождества Христова и повелел начинать Новый год не с первого сентября, а с первого января; учредил орден святого апостола Андрея Первозванного; обнародовал указ о городской реформе – создаются органы городского самоуправления – Ратуша в Москве и земские избы в других городах; в 1700 году после смерти патриарха Адриана была введена новая должность – местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступило в Монастырский приказ – по сути дела, Петр провел частичную секуляризацию).

Что такое борьба за испанское наследство? (Бездетный престарелый Карл II завещал испанский престол французскому принцу; усиление Франции не устраивало Англию и Голландию; вся Европа оказалась расколота на два лагеря; война началась в 1701 году).

Кто первым в России получил первый русский орден? (Первым орденом святого апостола Андрея Первозванного в 1699 году был награжден Ф.А. Головин.)

Когда, где и в честь кого был дан первый в России салют? (В 1696 году в Черкасске донские казаки удостоились такой чести за доблесть, проявленную при взятии Азова).

III. Изложение нового материала.

1.Начало войны. Поражение под Нарвой.

6.Заключение Ништадского мира.

План записан на доске

Преподаватель: война – это решение споров вооруженным путем. Так трактуют все словари. Война – это кровь и смерть, горечь поражений и радость побед. Сегодня мы вспомним события одной из наиболее значимых для России воин XVIII века – Северную войну.

Преподаватель: откройте тетради и запишите тему и план урока. Обратите внимание на таблицу, отражающую вопросы, которые мы будем изучать. Она заполняется вами в ходе урока.

Таблицы лежат перед каждым учащимся. (Приложение 1).

Преподаватель: на предыдущем уроке вам было предложено самостоятельно изучить материал о выдающихся личностях: Карле XII, Петре I, А.Д. Меншикове, Б.П. Шереметеве,

гетман И. Мазепе, М.М. Голицыне, Ф.М. Апраксине. Я только, что назвала одно имя - Карл XII. Кто готов рассказать о нем?

Выступление учащегося – рассказ о Карле XII.

На экране проецируется портрет Карла XII.

Преподаватель: как вы думаете, почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

Ответы учащихся. (Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива, а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. Этому препятствовала Швеция).

Преподаватель: Для России война началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Карл XII стремительно перебросил свои войска по морю и в Нарвском сражении победил русскую армию.

На экране проецируется первая часть опорного конспекта. (Приложение 3)

На экране проецируется портрет Б.П. Шереметева и Петра I.

Преподаватель: в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.

Выступление учащегося о гетмане И. Мазепа.

На экране проецируется портрет И. Мазепа.

Выступление учащегося о М.М. Голицыне.

На экране проецируется портрет М.М. Голицына.

Преподаватель: однако, украинский народ не поддержал Мазепу. Решающее сражение между русской и шведской армиями состоялось 27 июня 1709 г под Полтавой.

Преподаватель: после Полтавы последовали новые победы русских армий под командованием Б.П. Шереметева в Прибалтике и А.Д. Меншикова в Польше.

Выступление учащегося об А.Д. Меншикове.

На экране проецируется портрет А.Д. Меншикова.

На экране проецируется 3 часть опорного конспекта. (Приложение 3)

Преподаватель: дальнейшие военные действия развернулись в Прибалтике и на море. 27 июня 1714 г. у мыса Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским. Вновь на стороне России выступили Дания, Саксония, а также Пруссия и Ганновер. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила часть Карелии и Прибалтики. Сразу после окончания Северной войны Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.

IV. Закрепление изученного материала.

(С использование опорных конспектов и заполненных самостоятельно учащимися в ходе урока таблицами).

Перед учащимися лежат карточки, с которыми они работают. (Приложение 4).

На экране проецируется оба задания.

Преподаватель: ответьте на вопросы:

Применимо ли к действиям Петровских войск в Северной войне положение

Какие цели преследовала Россия, вступая в Северную войну? (Необходим выход к Балтийскому морю. Становление морской державы).

Кто первым из участников Северного союза и когда вступив в войну со Швецией? (Саксония; в середине февраля 1700 г.).

За какие заслуги командующий Б.П. Шереметев получил орган Святого Андрея Первозванного и чин фельдмаршала? (В конце 1701 г. русские под командованием Б.П. Шереметева разбили шведского генерала Шлиппенбаха у мызы Эрестфер близ Дерпта).

Когда началось вторжение шведов в Россию? Какими силами располагали противники? (В 1708 г.; шведская армия насчитывала 33 тысячи солдат и офицеров. В Риге находился 14 тысячный вспомогательный корпус Ливенгаупта. Численность русской армии достигла 135 тысяч человек).

Какое значение для дальнейшего хода войны имела Полтавская битва? (Избавила Россию от опасности шведского завоевания; способствовала восстановлению Северного союза, при этом Россия открыто диктовала свою волю; поставила Россию в ряд великих держав Европы).

Почему, когда после Полтавской битвы Петр I предложил шведам заключить мир, они отказались? (Карл XII рассчитывал на помощь Турции).

Казачья песня.

Кавалер Борис Петрович (…),

Со своим он со конным эскадроном,

Со своими казацкими полками,

(Шереметьев). Северная война и участие казаков в ней.

«Вину воинственной тоски

Вотще я разыграть старался, -

(…) ото всех скрывался,

(Мазепа. Северная война).

«Реформою своей стяжал он много славы:

ведь он европеизм настолько к нам привил,

что сущий искони батог наш величавый

При правильном ответе на экране проецируются портреты Б.П. Шереметева, И.Мазепы, Петра I

IV. Заключение изученного материала.

3. Соотношение дат и событий.

V. Обобщение и выводы по уроку.

VI. Задание на дом.

Один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. Кто это? (А.Д. Меньшиков, сподвижник Петра I).

VII.Литература

Война России первой половины XVIII века

Россия выиграла (+), проиграла (-), равенство сил (+/-)

Основные сражения

Российские командующие

Мирное соглашение

Война России первой половины XVIII века

Россия выиграла (+), проиграла (-), равенство сил (+/-)

Основные сражения

Российские командующие

Мирное соглашение

Северная война 1700-1721

Дания, Саксония, Речь Посполитая

Выход к Балтийскому морю, повышение внешнеполитического статуса

19.11.1700 – поражение по Нарвой

1701-1704 – взяты Дерпт, Нарва, Ивангород, Ниеншанц, Копье.

16.05.1703 – основан Санкт – Петербург.

27.06.1709 – победа у деревни Лесной.

27.07.1714 – разгром шведов при Полтаве

27.07.1714 – победа русского флота при мысе Гангут

27.07.1720 – победа русского флота у острова Гренгам.

Прутский поход 1710-1711

Отразить натиск турецкого султана, подстрекаемого к войне недружественной России Франции

Внешнеполитическая ситуация в России

Во время правления Петра I









Северная война (1700-1721 гг.)



















Опорный конспект по теме:

Для России война началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Карл XII стремительно перебросил свои войска по морю и в Нарвском сражении победил русскую армию. Поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока

Дальнейшие военные действия развернулись в Прибалтике и на море. 27 июня 1714 г. у мыса Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским. Вновь на стороне выступили Дания, Саксония, а также Пруссия и Ганновер. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила часть Карелии и Прибалтики. Сразу после окончания Северной войны Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.

Учебник История России с древнейших времён до конца 16 века.

Школьный атлас по истории России, компьютерная презентация.

Основные понятия: регу лярная ар мия, рекрутская повинность, военный устав, империя,

Сегодня мы продолжим изучение раздела “ Россия при Петре I”.

Наш урок посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

А что бы Вы хотели у з нать сегодня? (высказывания учащихся).

Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Можете воспользоваться началом фраз, которые мы применяем на уроках.

Таким образом, цель сегодняшнего у рока заключается в том, чтобы определить значение

В течении урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце у рока сда дите их на

После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики

Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу ве ка была самым

могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить

прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У Рос сии был свой счёт к

Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.

Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их

2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.)

Поводом к войне для России стал момент, когда все вед ущие с траны были заняты

дележом “Испанского наследства”, Росс ия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и

Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах (слайд 5)

Подтвердите это фактами из текста у чебни ка (2 - й абзац §14)

(1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Авгу ста II снять осад у с принадлежащей

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к

шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская арм ия

Назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

(1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в рус ской армии.)

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией

покончено и стал вести боевые действия против Польши.

Как вы думаете, почему Карл X II решил, что с Россией покончено?

Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была

После такого поражения другой бы главнокоманду ющий сдался, но не ПётрI. Он решил

воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую а рмию.

Используя учебник (§14 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления ру сской

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708 - 1709гг?

В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебу ргом (Орешком) в устье Невы.

Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пё тр переименовал его в

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт - Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет

Усиление позиций России вызвало опасе ния Карла XII. Карл XII, ведя активные

военные действия против Авгус та II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение

на территорию России. Кру пное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы в осстано вить силы. На Украине

на сторону шведов перешёл гетман Мазепа - правитель Украины и глава украинского

войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и сам ого Петра

I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шве дов создать

Карл XIIне смотря на значительные силы русской армии, у прямо ведёт свою армию к

катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы. Небольшой украинский город

Прислушаемся к любопытному разговору Карла XII с генералами своей армии.

Сделайте вывод о положении шведской армии под Полтавой.

Вывод (учащиеся): армия Швеции морально ослаблена . По мнению генералов город будет

взять трудно. Нет согласия среди командования. Карл по–прежнему самоуверен, не

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Открывает знакомство с преобразованиями Петра I. Материал урока рассчитан на семиклассников.

Эпиграф: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать, в таком удалённом от моря положении,

(К.Маркс)

Цель урока:

  1. познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
  2. охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
  3. оценить значение победы в Северной войне для России.

Пояснительная записка.

Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Открывает знакомство с преобразованиями Петра I. Материал урока рассчитан на семиклассников.

Эпиграф: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать, в таком удалённом от моря положении,

познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;

охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;

оценить значение победы в Северной войне для России.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить с основными событиями Северной

войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ,

активизировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств

патриотизма, гордости за свою Родину.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты,

устанавливать причинно-следственные связи,

продолжить формирование умений работать с

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока:

Раздаточный материал (карточки-задания).

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне (слайд №1).

Мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим и определим самостоятельно этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Для лучшего усвоения материала, а также для закрепления полученных знаний вам потребуются карточки-задания (приложение 1).

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи (слайд №2):

Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую?

Что было сделано для её решения?

Когда и как закончилась эта война?

Вспомните дальнейшее действие Петра I.

Чтобы определить, что их объединило, давайте найдем их на карте (один ученик работает у карты, другие работают с атласами).

Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции (слово агрессия определяется в словаре – приложение 2). Поэтому причинами создания союза и ведения войны стали следующие причины (слайд № 4).

А как вы считаете, кто бы мог стать союзников Швеции из европейских государств? (работа с картой)

Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (слайд № 5).

Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.

Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Какая это была армия, нам расскажет Кухтина Анастасия.

Темой моего исследования стала русская армия конца XVII первой четверти XVIII века.

Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (слайд №7). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян (слово рекрут определяется в словаре), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию.

К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов, которые определялись местом военных действий.

У вас есть карточки с заданиями, первым из которых будет заполнение названий этапов войны (задание 1), таблица заполняется в ходе урока.

Война началась для союзников следующим образом (слайд № 8):

Польша – февраль 1700 г., вторжение в Лифляндию и осада Риги.

Дания – март 1700 г., вторжение на территорию Гольштейна.

Россия – август 1700 г., осада Нарвы.

Найдите на карте перечисленные территории военных действий.

Какие выводы можно сделать из этого?

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. Перейдем к определению первого этапа войны (слайд № 9). Определить, как называется этот этап, нам поможет знакомство со следующими событиями.

При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.

Чтобы определить название второго этапа, нужно вспомнить ещё одного союзника.

Действительно, до вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (слайд № 10).

Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов (рекрутский набор определяется в приложении 2)), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.

А сейчас приступаем к выполнению карточки № 2 (приложение 1).

Первые победы не заставили себя ждать (слайд № 11).

В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов.

Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт - Петербург.

Все перечисленные территории отмечаются на карте флажками.

Задание: проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке.

Так закончился второй этап войны.

24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор (определение сепаратного мирного договора в приложение 2) с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию. Начинается третий этап – (слайд №12).

Как вы считаете, какое название можно дать этому этапу?

А что это за баталия посмотрим видеоролик.

Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва (слайд № 13). План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.

В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь.

На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута (слово редут определяется в словаре) перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.

В ночь на 27 июня русские пехотные полки и артиллерия располагались в укрепленном лагере, Белгородский пехотный полк — в редутах, а вся конница под начальством Меншикова — в перелеске у поперечных редутов. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.

Если рассматривать весь ход сражения, то можно выделить следующие этапы.

Первый этап: бой русской конницы и Белгородского пехотного полка, как итог - шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены, прорвали поперечные редуты, оказавшись своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря, но, встретив сильный фланговый картечный огонь батарей, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.

Второй этап битвы — столкновение главных сил. В бой была введена пехота, на флангах размещалась конница. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий, который оставался в лагере. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.

Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Так начался четвертый этап войны (слайд №17).

Название этого этапа вы определите после знакомства с ним.

А что происходило с 1710 года по 1711 год, нам расскажет Почесюк Алексей.

Рассматривая данный вопрос, я выяснила что, в 1710 новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:

- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;

- подстрекательство Турции со стороны западных держав;

- захват Азова в 1696 году;

- появление русского флота в Азовском море.

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами.
Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями.
Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России (слайд № 21). По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон и Сакмара. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.

Как же назывался этот этап войны? (слайд № 22).

Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?

Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море. Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I (слайд № 22):

А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.

Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.

В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант (слово определяется в приложении 2) в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.

Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713—1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (слайд № 23). Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) и Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.). Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией. Так начинается пятый этап войны – заключительный.

Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?

к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

Значение Северной войны трудно переоценить (слайд № 25). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой. В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.

А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее? Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза? Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?

А узнать, как вы запомнили события войны, вам поможет задание № 3 (приложение 1)

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

Домашнее задание (слайд № 26): составить таблицу основных событий Северной войны.

Читайте также: