Какие грамматические и словообразовательные понятия рассматриваются в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

1.Какие грамматические и словообразовательные понятия рас­сматриваются в начальной школе? Выполните анализ материалов учебника с точки зрения эта­пов формирования одного из понятий (по выбору).

2.Что лежит в основе классификации грамматических понятий? Дайте характеристику каждого условия, обеспечивающего ус­воение понятия. Перечислите знания, умения и навыки, лежащие в основе фор­мирования грамматического понятия (по выбору).

3.Какие признаки понятия считаются существенными, а какие несущественными?

4.Перечислите этапы формирования понятия.

5.Что является показателем усвоения понятий?

6.Каковы требования к организации работы на каждом из эта­пов формирования понятия?

7.Назовите условия, обеспечивающие усвоение понятия.

8.Перечислите основные связи, существующие между понятиями.

9.Перечислите признаки, лежащие в основе классификации грамматических упражнений.

10.Назовите требования к проведению морфологического разбора.

11. Изложите порядок морфемного разбора. Проанализируйте памятку морфемного разбора с точки зре­ния этапов формирования понятия.

12. Каков порядок звукобуквенного разбора?

13. Выполните анализ упражнений. Определите: тип упражнений; над каким грамматическим понятием ведется работа; этап формирования грамматического понятия.

Грамматические задания для учащихся начальных классов

II класс (I—IV):

1. Произнесите сначала звуки [а], [о],[у], потом звуки [б], [г], [к], [д]. При произношении каких звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград?

2. Прочитайте. Спишите. Под гласными буквами поставьте точки: Дождь забирает из воздуха пыль. Воздух становится чистым и свежим.

3. Напишите пословицы. Вставьте пропущенные слова: Не будет скуки, если заняты . Без труда не вынешь рыбки из … .

Из каких звуков состоят слова, которые вы вставили?

4. Спишите. В каждом предложении подчеркните главные члены: Школьники дружат с ребятами из детского сада. Мальчики ма­стерят для малышей игрушки. Девочки шьют платья для кукол.

5. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните в каж­дом предложении главные члены:

Мальчики, змей, бумажный, сделали, Саша, по, быстро, полю, побежал.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы:

собач. я конура, заяч. я шапка, волч. и следы, коз. е моло­ко, овеч. я шерсть, белич. я шубка.

7. Напишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова: Весной солнце ярко (что делает?) . . Скоро грачи (что сдела­ют?) . из теплых стран. Дети на деревья (что сделали?) . кор­мушки.

III класс (I—IV):

1. Сравните слова. Назовите изменяемую часть слова:

городск улиц городск улиц

глубок озер глубок озер

машин ед машин ед

2. Спишите текст. Изменяйте окончания выделенных слов:

Гюрза — опасная змея. Ее укус для (человек) очень опасен. Но гюрзу можно заставить приносить (польза). Эти змеи взяты под (охрана) нашего (государство).

Выделите окончания слов, которые вы изменили. Подчеркни­те предлоги перед этими словами.

3. Измените слова по образцу:

трава — травка стол — столовый

4. Подберите к каждому слову проверочное. Пишите его перед проверяемым. Вставьте пропущенные буквы: выб. гать, сп. шить, пос.дить, закр. чать, уд. вить, дота­щить, зал. вать.

IV класс(I-IV):

1. Напишите существительные в три столбика по родам:

радость, праздник, счастье, учёба, тетрадь, карандаш, лагерь, машина, утро, огород, пальто, помидор, молоко, картофель, квартира.

2. Определите, где пропущены запятые. Спишите. Поставьте запятые между однородными членами. Объясните постановку за­пятых:

Юннаты разводят цветы проводят опыты на пришкольных уча­стках. Береза липа клен — лиственные деревья.

3. Спишите текст. Определите падеж выделенных существи­тельных:

По утрам ты идешь в школу. В твоем портфеле тетради и книги — самое нужное, полезное и доброе оружие на земле. Кто распахнул двери в мир знаний?

14. Выполните анализ конспекта урока с точки зрения типов проводимых упражнений. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

Конспекты системы уроков по одной теме

1. Постановка цели урока. Наблюдения над особенностями при­ставок и суффиксов, их ролью и местом в слове. Учащиеся читают в учебнике вопрос: Как образуются однокоренные слова? Затем пра­вила:

Что называется приставкой? Прочитайте.

— Что называется суффиксом? Прочитайте.

— Чем сходны приставка и суффикс?

— Чем они различаются?

Выполняется упражнение из учебника: прочитать слова, встав­ляя в них подходящие по смыслу приставки:

Конечной целью изучения теоретического языкового материа­ла является осознанное его использование для грамматически и сти­листически точного выражения мысли в устной и письменной фор­ме. Применению знаний на практике детей необходимо учить, что решается в процессе выполнения упражнений.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упраж­нений в соответствии с этапом усвоения понятия и его специфи­кой, установление последовательности их выполнения с учетом воз­растающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Систе­ма основывается на связи упражнений.

Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого выделяются различ­ные типы упражнений.

1. По характеру формируемых знаний различают морфологи­ческие и синтаксические упражнения.

2. По характеру умственных операций различают упражнения ана­литические, синтетические, на сравнение, классификацию, обобщение.

Каждое упражнение характеризуется с учетом обоих основа­ний. Например, задание в упражнении требует восстановить де­формированное предложение и разобрать его по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, а по характеру умственных операций — синтетико-аналитическое. В чистом виде упражнения в начальных классах используются редко, поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания.

К аналитическим упражнениям относится грамматический раз­бор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический).

Морфологический разбор выражается в указании, какой час­тью речи является слово, в каких грамматических формах оно упот­реблено в предложении. При проведении полного морфологичес­кого разбора ученик характеризует каждое слово, указывая все из­вестные ему особенности данного слова как части речи. Разбор проводится как в устной, так и в письменной форме.

В / классе, выполняя такой разбор, ученик называет слово, воп­рос, на который оно отвечает, и указывает, что обозначает это слово.

Во // классе морфологический разбор проводится в следую­щем порядке:

— имя существительное — часть речи, вопрос, род, число;

— имя прилагательное — часть речи, вопрос и с каким суще­ствительным связано, род, число;

— глагол — часть речи, начальная форма, время, число, род (для глаголов прошедшего времени).

В III классе в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения и спряжения.

Морфологический разбор может представлять собой самостоя­тельный вид работы, но может и сопутствовать другим упражне­ниям. Частичный морфологический разбор проводится ежедневно в целях решения различных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления.

В начальных классах проводится морфемный анализ слов (раз­бор слова по составу). Его цель — установить морфемный состав, слова, т.е. определить, из каких значимых частей состоит длово. Проводится он начиная со II класса и наиболее эффективен при сочетании с элементами словообразовательного анализа, так как со­здает условия для сознательного членения слов на морфемы. При­ведем возможный вариант памятки, которой пользуются учащиеся в процессе разбора слов по составу.

Памятка

1. Определю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обо­значает и какой частью речи является.

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по чис­лам или по вопросам (падежам).

3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставки. Сравню слова и найду общую часть. Это и будет корень.

4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Часть, которая стоит перед корнем,— приставка.

5. Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.

Разбор слов по составу может использоваться в качестве само­стоятельного упражнения, но более эффективен в сочетании с дру­гими видами. Морфемный анализ слова — важное средство, спо­собствующее пониманию учащимися лексического значения слова, Правильности написания его морфем.

В начальных классах наряду с грамматическим и морфемным Находит применение звукобуквенный фонетический разбор, задача ко-

торого состоит в выяснении последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и в установлении соответствия между зву­ками и буквами. Порядок проведения звукобуквенного разбора: /. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв?

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Частичный звукобуквенный разбор широко используется при обосновании написания слов. Также он необходим для обеспечения орфоэпически верного произношения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте тезисный план каждого раздела темы.

2. Какие грамматические и словообразовательные понятия рас­сматриваются в начальной школе?

3. Что лежит в основе классификации грамматических понятий?

4. Какие признаки понятия считаются существенными, а какие несущественными?

5. Перечислите этапы формирования понятия.

6. Что является показателем усвоения понятий?

7. Каковы требования к организации работы на каждом из эта­пов формирования понятия?

8. Назовите условия, обеспечивающие усвоение понятия.

9. Перечислите основные связи, существующие между понятиями.

10. Перечислите признаки, лежащие в основе классификации грамматических упражнений.

11. Назовите требования к проведению морфологического разбора.

12. Изложите порядок морфемного разбора.

13. Каков порядок звукобуквенного разбора?

14. Объясните термины и понятия:

анализ обобщение

грамматические упражнения синтаксические понятия

грамматический разбор синтаксические упражнения

грамматическое понятие синтаксический разбор

классификация синтез

морфемный разбор словообразовательные понятия

морфологические понятия сопоставление

морфологические упражнения существенные признаки

морфологический разбор фонетический разбор

несущественные признаки языковой материал

15. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных
между собой.

**1. Пользуясь программой начальной школы, дополните список грамматических понятий, данный в лекции.

2. Выполните анализ материалов учебника с точки зрения эта­пов формирования одного из понятий (по выбору).




3. Дайте характеристику каждого условия, обеспечивающего ус­воение понятия.

4. Перечислите знания, умения и навыки, лежащие в основе фор­мирования грамматического понятия (по выбору).

5. Выполните анализ упражнений (см. Дидактический материал №2).

6. Проанализируйте памятку морфемного разбора с точки зре­ния этапов формирования понятия.

7. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

***1. Приведите примеры и языковые иллюстрации к основным по­ложениям темы.

2. Выполните анализ конспекта урока (см. Дидактический мате­риал № 1).

3. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуе­тесь при ответе по теме:

1) Сущность грамматических понятий.

2) Процесс работы над понятием.

3) Условия усвоения понятия.

4) Грамматические и словообразовательные упражнения.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 1

КОНСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ОДНОЙ ТЕМЕ

Задания

1. Выполните анализ уроков с точки зрения типов проводимых уп­ражнений.

2. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

1. Постановка цели урока. Наблюдения над особенностями при­ставок и суффиксов, их ролью и местом в слове. Учащиеся читают в учебнике вопрос: Как образуются однокоренные слова ? Затем пра­вила:

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: возить — пе-ревозить, город — пригород.Суффикс — это часть слова, ко­торая стоит после корня и служит для образования новых слов: игра — игрушка, теплый — теплица, зима — зимний.

Что называется приставкой? Прочитайте.

Что называется суффиксом ? Прочитайте.

Чем сходны приставка и суффикс?

Чем они различаются ?

Выполняется упражнение из учебника: прочитать слова, встав­ляя в них подходящие по смыслу приставки:

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил. Понятие – это основная форма познания, а система понятий – основа любого систематического знания.

В методике обычно говорится о формировании грамматических понятий, хотя более точный термин “формирование языковых понятий у учащихся”.

Согласно программе “Начальная школа XXI века” школьники должны усвоить более ста языковых понятий. Среди них грамматические, понятия из области фонетики, из орфографии, из теории речи.

Конечно, научные понятия формируются у учащихся не изолировано, а в системе, в процессе постоянного последовательного изучения русского языка.

Понятия сопоставляются, противопоставляются, группируются, подчиняются одно другому. Понятие – это совокупность суждений, в которой указаны отличительные признаки изучаемого объекта. Понятие – это мысль, в которой подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Определить понятие – значит, установить его границы, позволяющие отличить его от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности, например: “глаголами называются слова, которые называют действие и состояние предметов. Глаголы отвечают на вопросы “Что делает?” и “Что делают?” В этом примере указаны лишь два признака глагола, по которым его можно отличить от других слов. При дальнейшем изучении глаголов ученики узнают и другие признаки : изменение по временам, лицам, числам, имеют неопределенную форму, вид и наклонение.

Для обозначения понятий может быть использовано не только слово, но и словосочетание: “имя прилагательное”, “части речи”. Слова и словосочетания, обозначающие научные понятия, называются терминами. Не все слова обозначают понятия, т.к. не содержат обобщения, например, фамилии людей, названия животных.

Понятия могут обладать системой подчинения. Понятие “слово” является родовым по отношению к частям речи. В свою очередь, имена существительные выступают как родовое понятие по отношению к таким, как одушевленные и неодушевленные существительные.

При формировании понятия можно выделить три этапа: первый, подготовительный этап, предполагает накопление материала - наблюдение изучаемого явления, выделение и называние важных существенных признаков, первичное обобщение накопленного материала.

второй этап – введение термина, вывод определения, составление схем, моделей. вывод определения состоит в подведении формируемого понятия под родовое понятие и выделении нескольких важнейших признаков. например, суффикс – это часть слова (родовое понятие); стоит после корня, служит для образования новых слов, вносит в слово новое значение (отличительные признаки).

Третий этап – это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. Однако не все грамматические понятия, входящие в курс русского языка 1 - 4 классов, проходят в своем формировании все три этапа при обучении в начальных классах. При формировании понятия глагол на первом этапе в 1 классе и в I четверти 2 класса дети учатся ставить вопросы к словам, в том числе и к глаголам: “что делает? что делают?”. В дальнейшем, при выполнении практических упражнений дети учатся ставить и другие вопросы: “что делал? Что делать?” и т.д.

В процессе организованной целенаправленной деятельности накапливаются наблюдения, дети начинают выделять слова, действия предметов, связывать значения слов со способностью отвечать на вопросы “Что делать?”, “Что сделать?”. Они учатся, пользуясь простейшими обобщенными признаками, отличать слова – названия действий от других слов, но еще не знают термина “глагол”. Вместо него они используют слова: “действие предмета”.

Таким образом, к концу первого этапа дети уже подготовлены к выводу определения понятия “ глагол”: они уже знают два основных признака глаголов - называть действие предмета и отвечать на вопросы “Что делает?”, “Что сделает?”. Второй этап формирования понятия “глагол” начинается во 2 классе, когда дети приступают к изучению раздела “части речи”. на основе подбора и анализа примеров дети подводятся к определению понятия. Очень важно, чтобы они сами, подготовленные и руководимые учителем, сумели выделить и назвать признаки глагола, и таким образом, построить определение. На втором этапе знания учащихся приобретают строгий научный характер. Школьники учатся четко мыслить, овладевают логическими отношениями, однако знания учащихся все время расширяются.

В учебнике “Русский язык” 4 класс, часть 1, авторы: С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова, программа “Начальная школа XXI века”, предлагают рассмотреть глаголы, называющие разные действия и состояния предметов. Рассмотрим фрагмент урока, по теме “Неопределенная форма глагола”, проведенного мною в 4 “Б” классе:

(на доске написаны слова: строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть, спать, ждать)

Уч.: Прочитайте слова, которые называют действие.

Д.: строить, кидать, убираться.

Уч.: Прочитайте остальные слова.

Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать.

Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить, кидать, убираться?

Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”, но не называют действие (трудовую деятельность, передвижение предмета).

Уч.: Какой возникает вопрос?

Д.: Являются ли эти слова глаголами?

Уч.: В 3 классе мы говорили, как изменяются слова, выраженные разными частями речи. прочитайте слова.

Д.: - существительное: медведь, медведем, медведя, медведь, медведи.

Вывод: существительное изменяется по падежам и числам.

- прилагательное: бурый медведь – бурые медведи, бурая краска, бурое животное, бурым медведем, бурому медведю, бурого медведя.

Вывод: прилагательное изменяется по числам, родам и падежам.

  • прошедшее время (вчера) что делал? Работал.
  • будущее время (завтра) что буду делать? Буду работать.

Вывод: глагол изменяется по временам.

Открытие нового знания

1) Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать?

  • прошедшее время (вчера) “что делал?”. думал, мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал.
  • будущее время (завтра) “что буду делать?”. буду думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать, буду смотреть, буду ждать.

Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы.

  • мыслительные процессы – знать, думать, рассуждать,
  • чувства - слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть,
  • физическое состояние – спать, лежать, сидеть.

Все что не относится к действию, объединили под понятием “состояние”.

Значит, глагол называет действие предмета и его состояние.

(учитель дополняет карточку “состояние предмета” в строку “глагол называет действие предмета и его состояние”).

2) Чтение правила по учебнику (стр. 63).

Уч.: Прочитайте правило на странице 63 учебника.

Что важно запомнить о глаголах?

Д.: глагол называет действие предмета и его состояние.

Глаголы отвечают на вопросы: “что делать? что сделать?” и т.д.

Глаголы изменяются по временам.

Кроме разнообразных лексических значений глагол имеет разнообразные грамматические признаки и формы. Ученики в 3 классе узнают, что глагол изменяется по временам и числам, в 4 классе, детям предстоит узнать об изменении глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени), по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма.

Рассмотрим фрагмент урока, по теме “Неопределенная форма глагола” проведенного мною в 4 “Б” классе:

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Определите время и число глаголов. (один ученик работает за доской.)

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

Проверка, используя схему:
Настоящее время (сейчас): что делаю? Говорю.
Прошедшее время (вчера): что делал? говорил.
Будущее время (завтра): что буду делать, Буду говорить.

что сделаю?

Заговорю.

Увидеть Что сделать? глагол
Узнать Что сделать? глагол
Читать Что делать? глагол
Спутать Что сделать? глагол

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.

Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами.

Уч.: Можно ли определить действующее лицо?

Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я увидеть, узнать, читать, спутать

Ты увидеть, узнать, читать, спутать

Он увидеть, узнать, читать, спутать

Уч.: Чем похожи глаголы?

Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “– ть”.

Уч.: Определите число у глаголов.

Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.

Открытие нового знания

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

В традиционном школьном курсе есть такие понятия, которые не называются, но приемы работы подготавливают детей к усвоению этих понятий в старших классах, примером могут служить виды глагола. Учащиеся выполняют 2 вида упражнений на усвоение видовых пар и видовых различий: 1) постановка к глаголам вопросов “ Что делал?”, “Что сделал?”, “Что делать?” и “Что сделать?” (эта работа начинается с 1 класса); 2) Образование неопределенной формы глагола от форм настоящего и будущего времени: несу - нести; ношу – носит. Известно, что учащиеся соотносят эти формы, путая виды глаголов: бежит – бегать (надо: бежать). Учебной программой “Начальная школа XXI века” предусмотрено изучение понятия вида глагола.

Рассмотрим фрагмент урока, проведенного мною в 4 “Б” классе:

Уч.: Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д.: Коля делал домашнее задание. Коля сделал домашнее задание

Уч.: что интересного вы заметили?

Д.: В первом предложении глагол отвечает на вопрос: “что делал?” Во втором предложении глагол отвечает на вопрос: “что сделал?”

Уч.: чем еще различаются эти глаголы?

Д.: Эти глаголы отличаются значением. В первом предложении коля еще не закончил выполнять домашнее задание, а во втором предложении - закончил выполнять.

Уч.: определите время и число этих глаголов.

Д.: делал, (что делал?) - прошедшее время, единственное число. сделал, (что сделал?) - прошедшее время, единственное число.

Уч.: Сравните грамматические признаки этих глаголов.

Д.: время и число у этих глаголов одинаковое. У глаголов “делал” и “сделал” форма прошедшего времени, единственного числа. А различаются они каким – то другим грамматическим признаком. Мы его еще пока не знаем.

Уч.: Этот грамматический признак – вид глагола. Совершенный и несовершенный.

Работа над определением. На странице 66 - 67 в учебнике.

Первичное закрепление.

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

Д.: Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

Д.: Что сделать? Что сделал? Что сделает?

Уч.: Чем еще различаются глаголы совершенного и несовершенного вида?

Запись слов под диктовку

(два ученика работают за доской)

Запишите слова в два столбика:

Несовершенный вид Совершенный вид
что делать? что сделать?
писать убрать
верить написать
петь вылететь
лететь поверить
убирать запеть

Уч.: Чем отличаются глаголы, записанные в 1 и 2 столбике?

Д.: 1 уч.: Глаголы, записанные в 1 столбике несовершенного вида, они отвечают на вопрос: “что делать?” И обозначают действие или состояние, которое еще не свершилось.

2 уч.: Глаголы, записанные в 2 столбике совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?” И обозначают действие или состояние, которое свершилось.

Таковы общие вопросы формирования грамматических и других языковых понятий. Они составляют основу школьного учебного предмета “Русский язык” и без хорошего усвоения каждого понятия и всей системы невозможно дать учащимся глубокие, осознанные прочные знания и умения по русскому языку.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

методика формирования грамматических и словообразовательных понятий.

Сущность грам. понятий.

понятие представляет собой форму мышления, в которой от­ражаются предметы и явления окружающего мира в их существен­ных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых яв­лений. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах. При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, срав­нивать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, Словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п.

Процесс работы над понятием.

В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного язы­кового материала в целях выделения существенных признаков изу­чаемого понятия. Существенные признаки — это признаки отли­чительные, без которых того или иного понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть).

Например, для окончания как морфемы характерны два таких существенных признака:

Ещё посмотрите лекцию "30 Диеты" по этой теме.

1) окончание — изменяемая часть слова; 2) окончание выполняет синтаксическую или формообразующую функцию. Но не толь­ко этими признаками ограничивается характеристика данного по­нятия. Окончание имеет еще ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые вотдельных словах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа.

1. Анализ языкового материала в целях выделения существен­ных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстра­гирование от лексического значения конкретных слов и предложе­ний и выделение того, что является типичным для данного языко­вого явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование. 2. Обобщение признаков и установление связей между признака­ми понятия (установление внутрипонятийных связей), введение тер­мина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования. 3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности при­знаков и связей между ними. 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языко­вом материале.

Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий.

методических условиях:1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы) 2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвисти­ческого отношения к слову и предложению; 3) осознание существенных и несущественных признаков по­нятия; 4) включение нового понятия в систему ранее изученных; 5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; 6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы)

Грамматические и словообразовательные упражнения.

К аналитическим упражнениям относится грамматический раз­бор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический).

Читайте также: