Какие существуют точки зрения на происхождение способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Способности изучаются различными науками (философия, социология педагогика), но ни одна из них не рассматривает так глубоко и всесторонне проблему способностей, как психология.

Позиции различных течений западной психологии и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.

Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека

Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет.

Специальные исследования музыкальности тех детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба не музыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность отмечалась у 85 % детей и только 7 % из них были совсем не музыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25 % детей, а совсем немузыкальными оказывались 58 %.

Подобные результаты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и воспитания. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Поэтому приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них. В то же время они показывают возможность проявления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения. И что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Кроме того, по мнению американского ученого Ушби, способность определяется прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой люди решают творческие задачи, а другие – только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей.

Также известно много случаев, когда в различных областях деятельности (наука, искусство, техника) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей гениальности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Известен, например, опыт московского учителя музыки М.П. Кравца. Он специально выбирал "особенно неспособных" в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого и куда принимали особенно музыкальных детей). Его увлекал сам процесс "производства способностей".

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или наоборот, нивелировать действия последнего.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Способности изучаются различными науками (философия, социология, педагогика), но ни одна из них не рассматривает так глубоко и всесторонне проблему способностей, как психология.

Позиции различных течений западной психологии и отечественной психологии в вопросе о природе способностей коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.

Первое — психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека.

Другое направление — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развитых способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

Рассмотрим происхождение способностей с различных точек зрения с приведением подтверждающих факторов.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В качестве доказательств этой позиции приводятся примеры династии выдающихся людей (Бах, Дарвин, Шиллер, Толстой), повторное проявление способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта — в 3 года, литературные способности Пушкина - в 9 лет.

Специальные исследования музыкальности тех детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба не музыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность отмечалась у 85 % детей и только 7% из них были совсем не музыкальны. Если оба родителя были не музыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25 % детей, а совсем немузыкальными оказывались 58 %.

Подобные результаты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и воспитания. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Поэтому приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них. В то же время они показывают возможность проявления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения. И что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Кроме того, по мнению американского ученого Ушби, способность определяется прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи, например, в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей.

Также известно много случаев, когда в различных областях деятельности (наука, искусство, техника) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей гениальности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Известен, например, опыт московского учителя музыки М.П. Кравца. Он специально выбирал "особенно неспособных" в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого и куда принимали особенно музыкальных детей). Его увлекал сам процесс "производства способностей".

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или наоборот, нивелировать действия последнего.

Способности и задатки.

В психологии разделяют понятия "способности " и задатки ".

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Люди от природы наделены различными задатками. Эти задатки лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда (эффект Маугли).

Известно образное сравнение психолога академика А.В. Петровского способностей с зерном, которому еще предстоит развиваться. Подобно тому, как брошенное зерно — это лишь возможность превратиться в колос при определенных условиях (таких, как структура и влажность почвы, погода и т. д.), так и способность человека является лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Виды способностей

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей. Наиболее общепринятым считается выделение способностей по видам деятельности. Исходя из этого, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Существуют музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организационные и множество других способностей. Существуют также способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности и будет проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

В другом подходе к структуре выделяется с точки зрения развития два вида способностей: потенциальные и актуальные.

Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В этом случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности со своей психологической природой. Для этого может не быть объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Существует также структуризация способностей на основе выделения общих и специальных.

Можно выделить наличие различных уровней способностей, таких как общие элементарные, общие сложные и специальные способности, а также одаренность, талант и гениальность.

Способностям присущи динамика и трансформация, а также различные особенности проявления. Динамику и трансформацию способностей можно представить в виде "конуса способностей".


Основы способностей заложены генетически, они определяются задатками. Задатки расположены в основании конуса.

На основе одного и того же задатка в разных условиях жизни и воспитания могут сформироваться разные способности. Например, анатомо-физиологические особенности слухового анализатора могут служить задатками для развития способностей композитора, музыканта-исполнителя, наладчика музыкальных инструментов и др.

Далее на схеме-конусе представлены общие и специальные способности, затем групповые способности.

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.

Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. К 16-18 годам, когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности. Из "конуса способностей" видно, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. "Конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а разрушение способностей идет в противоположном направлении.

Способности различаются также и по уровню их развития. Различают: одаренность, талант, гениальность.

Одаренность, талант, гениальность. Способности носят индивидуальный характер. Это означает, что у каждого человека имеются свои способности, отличающиеся но качеству и уровню развития от способностей других людей. Качественные различия в способностях людей проявляются в том, что один человек проявляет способности в технике, другой — в сельском хозяйстве; третий — в музыке, четвертый — в педагогической деятельности. Встречаются и такие люди, которые проявляют способности в различных видах деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, определяет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Талантливый человек может решать сложные теоретические и практические задачи, создавать ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.

Гениальность самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Гениальность предполагает способности создавать принципиально новое, прокладывать новые пути в различных видах человеческой деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в своей деятельности. Гениальными были ученый М.В. Ломоносов, поэт А.С. Пушкин, физиолог И.П. Павлов, химик Д.И. Менделеев и другие.

Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в пользу каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы:

1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружились в три, у Гайдна — в четыре года;

2) о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и пр.;

3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0.4-0.5;

4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы:

1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с позиции законов статистики;

2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей;

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда, неблагоприятные общие условия воспитания, неправильное обращение с мотивацией.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Индивидуальность

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

Талант

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Читайте также: