Кроссворд школа и педагогическая мысль в эпоху средних веков

Обновлено: 04.07.2024

1. Образование и педагогическая мысль в Средневековье (V-XVI вв.)

2. План

1. Зарождение христианской традиции
воспитания.
2. Развитие образования в эпоху
Средневековья.
3. Педагогическая мысль Возрождения.

3. Зарождение христианской традиции воспитания

I в. – зарождение в
Римской империи
христианских общин
Идеи равенства, отказ от
собственности, глубокое
уважение к труду
Новые взгляды на
цели, содержание и
методы воспитания
Христианское воспитание
Особое внимание к личности ученика, его душе
Приоритет веры над знанием, наукой
Понимание обучения Библии как богоугодного дела
Неразрывная связь образования с религиозным воспитанием
Трудовое воспитание с ранних лет

Человек – двойственное
существо: мирское и
божественное одновременно.
Человек сам должен найти
путь к богу, т.е. к лучшему в
себе, путем добродетельной
жизни.
Цель воспитания – спасение
души.
Идеал воспитания: воспитание
в человеке самоотречения,
смирения, милосердия,
взаимопомощи, духовной
независимости от мирской
власти и подчинения власти
божьей.
Константин Великий
(272 – 337)

476 г. – падение Римской
империи под натиском
германских племен.
Августин Блаженный:
- Необходимо изучать
психическое развитие ребенка.
-Учение необходимо с целью
нравственного
самосовершенствования
личности.
-Основа
содержания
образования

изучение
Библии.
-Задача педагога – раскрыть
ребенку его истинное знание,
заложенное в нем богом.
Августин Аврелий Блаженный
(354-430)

Социально-экономические
предпосылки развития образования
в Средневековье
- Утверждение нового типа социальноэкономических отношений и новых форм
государственности.
-Трансформация культуры на основе
проникновения религиозной идеологии
христианства.
- Усиливавшаяся необходимость в грамотных
подданных и священнослужителях.

Образование в период раннего
Средневековья (V-X вв.)
• Преобладающая
форма воспитания –
домашнее.
• Приходские школы.
• Монастырские
закрытые
(внутренние) для
подготовки к
монашескому
Элементарный уровень
постригу и открытые
образования: чтение,
(внешние) школы для
письмо, счет, пение).
обучения детей и
Латынь - язык образования. юношей.

Епископальные
(кафедральные)
открытые (внешние)
для детей знати и
закрытые
(внутренние) школы
для подготовки
высших церковных
иерархов.
Средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика)
и повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия
и музыка) уровни образования.
Сочетание религиозного и светского образования дает знания,
необходимые христианскому полемисту и проповеднику. Учебным
предметам придавался религиозно- мистический характер.

Форма обучения –
индивидуальная, срок
обучения неограничен.
Жесткая дисциплина.
Самый
распространенный
метод обучения:
катехизический
(вопросноответный),
с помощью которого
вводились
абстрактные
знания ,
подлежащие
обязательному
запоминанию.

Воспитание и образование в период
развитого Средневековья (X-XIII вв.)
Сословный характер
воспитания (церковное,
рыцарское, дворянское,
ремесленное).
Цель воспитания
сохранить свое сословие,
передать опыт следующему
поколению, привить
добродетели, присущие
сословию (крестьянству,
ремесленникам - трудолюбие,
аристократии – доблесть,
духовенству – благочестие).

Факторы развития образования
- Рост городов, урбанизация.
- Рост потребности в грамотных чиновниках.
Необходимость в
реальных,
профессиональных
знаниях и умениях.
-

14. Система образования

15. Первые учебные книги

16. Схоластика

До 7 лет – домашнее воспитание.
Игры, имитирующие действия
воинов (фехтование, осада
снежной крепости), развивающие
воинственный дух.

В 21 год - обряд
посвящения в рыцари,
предварявшийся
испытаниями на
физическую, воинскую
и моральную зрелость
на турнирах, в
поединках и пирах.
Священник обучал
юного феодала
богословию.

Воспитание дома под руководством учителя-монаха либо в монастырской
или частной школе для знатных девушек.
Новый идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги и любовное
служение.
Содержание воспитания: наставления в нравственности, занятия
домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием; часто девушек учили
читать и писать, разбираться в поэзии, слагать стихи. Для знатной дамы
было желательно в совершенстве владеть искусством очаровывать.

Дворянки часто получали более
широкое образование, чем
мужчины, владели греческим и
латинским языками.
Дамы и девицы
учились
ботанике,
хирургии,
оказывали
раненым
рыцарям
необходимую
помощь.

- Успешное развитие наук (медицина, химия,
астрономия, математика, физика, география и др.),
потребность в научном знании.
- Рост и развитие городов как центров ремесла и
торговли, потребности экономического развития
общества.
- Потребность в правовом регулировании
общественных отношений.
- Расширение культурного кругозора европейцев,
знакомство с арабской культурой Востока.

Первые университеты в Европе
Болонский (1088),
Неаполитанский
(1224), Римский
(1303) в Италии
Саламанкский
(1218) и
Вальядолидский
(1346) в Испании
Пражский (1348)
в Чехии
Оксфордский (1206)
и Кембриджский
(1209) в Англии
Парижский
(Сорбонна) (1215) во
Франции
Лиссабонский (1290)
в Португалии
Краковский (1346) в
Польше
Гейдельбергский (1386)
в Германии
Венский (1365) в Австрии

27. Болонский университет (1088)

Возник как ассоциация студентов, сама выбирающая руководителей,
которым подчинялись профессора. Создан как юридический университет.
К началу XIII века обучалось до 10 тыс. человек со всей Европы (Данте
Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Николай Коперник,
Альбрехт Дюрер и др.).

Относится к коллегиальному типу, состоит из 39 колледжей.
В средние века обучались только священнослужители (ученый и философ Роджер
Бэкон, государственный секретарь и ученый Томас Мор, физик и химик Роберт
Бойл; Джон Локк, Оскар Уайлд, Стивен Хоккинг). В начале ХХ в. появились
первые студентки, а в 70-е годы обучение мужчин и женщин стало совместным.

37. Оксфордский университет (1206)

38. Оксфордский университет (1206)

39. Оксфордский университет (1206)

40. Оксфордский университет (1206)

41. Оксфордский университет (1206)

42. Оксфордский университет (1206)

43. Оксфордский университет (1206)

44. Оксфордский университет (1206)

45. Оксфордский университет (1206)

46. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

Создан как теологический университет. В середине XIV века обучалось около
3 тыс. человек (Игнатий де Лойола, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский;
Жозеф Гей-Люссак, Луи Пастер, Антуан Лавуазье, Пьер и Мария Кюри,
Николай Гумилев, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин).

47. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

49. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

51. Парижский университет (Сорбонна) (1215)

• Во главе
факультета стоял
декан,
избиравшийся из
числа профессоров
для наблюдения за
правильностью
преподавания, для
руководства
факультетскими
собраниями и
экзаменами и для
охранения прав и
преимуществ цеха.
Студенты немецкого землячества
в Болонском университете (XV в.)

55. Значение университетов в общественном развитии

Очаги распространения свободомыслия и еретических идей,
связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией
феодальному строю и католической церкви.
2. В них концентрировалась наука Средневековья.
3. Способствовали развитию городской светской культуры.
4. Способствовали интернациональному культурному общению,
затрудненному в средние века экономическим и политическим
строем жизни.
К XV-XVI вв. университетская схоластика и вся система
средневекового университетского образования, строго
регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни
не соответствовала потребностям развивающейся опытной науки,
зарождавшегося капиталистического производства. Расцвет
естествознания XVI I -XVII I вв., вызвавший к жизни
многочисленные академии, научные общества, протекал, в
основном, минуя университеты.
1.

Особенности образования в эпоху Возрождения:
- светский характер;
- возвращение к античному культурному наследию;
- гуманистическая философия.
Цель образования – формирование свободной,
гармонично развитой личности.
Педагогическая
триада эпохи
Возрождения
Классическое
образование
Физическое воспитание
Духовногражданское
воспитание

57. Новые идеи образования

58. Система школ

59. Реформация и образование

• Реформация - массовое религиозное и
общественно-политическое движение в Западной
и Центральной Европе XVI — нач. XVII вв.,
направленное на реформирование католического
христианства в соответствии с Библией.
• Основная причина - борьба между
зарождавшимися капиталистическими
отношениями и доминирующим на то время
феодальным строем, на охране идеологических
границ которого стояла католическая церковь.
• Самостоятельное изучение и осмысление
человеком Библии без посредничества
служителей церкви.

61. Новые типы школ

• Общие принципы евангелического воспитания.
• Всеобщее образование детей всех сословий на
родном языке, что должно было в значительной
степени облегчить усвоение и осмысление
знаний.
• Воспитание включало выработку умения
совместно работать и уважения к физическому
труду.
• Организация школьного обучения определялась
местными условиями, индивидуальной
инициативой в разработке программ обучения.

62. Влияние протестантизма на развитие образования в Европе

Необходимость
изучения Библии
Рост числа
начальных учебных
заведений
Создание университетов
для подготовки кадров
национальных церквей
Разработка письменности для
некоторых языков, чтобы
иметь возможность издавать
на них Библию
Существенное повышение культурного и
образовательного уровня жителей
Северной Европы

Педагогические идеи эпохи Возрождения
• Английский
философ.
• Вычленил
педагогику из
системы
философских
знаний как
отдельную науку.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Литература по теме
1. Кампанелла Т. Город Солнца (любое издание).
2. Мор Т. Утопия (любое издание).
3. Роттердамский Э. Сочинения (любое издание).
4. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.
5. Кардини
Ф.
Истоки
средневекового
рыцарства. – М., 1987.

Кроссворд по предмету педагогике - на тему
Кроссворд по предмету педагогике - на тему

По вертикали
1. Рукописи, говорящие об истории народов
2. Страна, в которой была создана первая в мире школа радости
4. Итальянский философ и писатель
5. Западноевропейская религиозная драма
6. Название первого университета, открывшеося в Париже
10. Французский писатель, был священником, врачом, профессором анатомии
12. Основная форма обучения в среде ремесленников и купцов в период средневековья
14. Социально-политическое движение, направленное против католицизма
15. Эпоха, длившаяся с V века по xvi век
16. Светское учебное заведение повышенного типа во Франции в xiv-xv вв
17. Представитель наций, определявший жизнь первых университетов

Презентация на тему: " Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты." — Транскрипт:

1 Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2 Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты. 3. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

3 Литература для самостоятельного изучения

4 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Педагогическая триада эпохи Возрождения Классическое образование Духовно- гражданское воспитание Физическое развитие

5 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Всестороннее и гармоничное развитие личности Провозглашение принципа уважения к личности ребенка Выдвижение на первый план нравственного воспитания Понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радост- ного, развивающего активность учащихся Обогащение программы классического образования (греческий, латинский и родной языки, античная литература, география, физика, астрономия) Осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей

7 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Городские (латинские) школы. Носили светский характер и подчинялись местным и общегосударственным властям. В школах господствовали вербальность и заучивание. В старших классах использовались монологи, диспуты на латыни, лекции. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся.

8 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Гимназии (в Германии) Афинская школа Наваррский коллеж, колыбель раннего французского гуманизма (XV в.) Дворцовые школы (в Германии и Италии) Коллежи (во Франции)

10 Оксвордский университет (Англия, 1117) Падуанский университет (Италия, 1222)

11 Средневековые университеты Сорбонна (Парижский университет, Франция, 1215) Ягеллонский университет (Польша, Краков, 1364)

12 Средневековые университеты Гейдельбергский университет, (Германия, 1386) Кембридский университет (Великобритания, 1209)

14 Средневековые университеты Артистический факультет Богословский факультет Юридический факультет Медицинский факультет

18 Гуманисты эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) – французский писатель, был священником, врачом, профессором анатомии

21 Гуманисты эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) – итальянский философ и писатель Родился я, чтоб поразить порок – Софизмы, лицемерие, тиранство, Я оценил Фемиды постоянство, Мощь, Разум и Любовь – ее урок. В открытиях философских высший прок, Где истина преподана без чванства, – Бальзам от лжи тройной, от окаянства, Под коим мир стенящий изнемог. Т. Кампанелла

22 Тестовые задания 1. В перечень факультетов средневековых университетов не входил: а) богословский; б) математический; в) медицинский; г) юридический. 2. Одной из основных форм обучения в средневековых университетах был(а): а) самостоятельная работа; б) лекция; в) беседа; г) практикум. 3. Основным учебным заведением в Западной Европе XVII в., дававшим классическое образование, стала: а) реальная школа; б) бюргерская школа; в) гимназия; г) кафедральная школы.

1. В какой системе воспитания в античности все люди делились на категории: несовершеннолетние, мужи, старцы ?

4. Возглавляет факультет в образовательном учреждении высшего профессионального образования и непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете

5. В какой системе обучения в античности говорилось, что на образование имел право только мужчина, а женщина не имела вообще никаких прав?

6. Первый уровень программы обучения в Древнем Риме, состоящий из трёх дисциплин (грамматика,риторика,диалектика)

9. Систематическая с редневековая философия , сконцентрированная вокруг у ниверситетов и представляющая собой синтез христианского (к аталического )б огословия и логики Аристотеля .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшкина.

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа.


Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики.

Наследие средневековья - наука геральдика. Гербы Петербурга

Презентация знакомит учащихся с гербами города на Неве разных эпох.


Урок истории в 10 классе.


Урок с использованием краеведческого материала.

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о.

Читайте также: