Эхо пушкин анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Стихотворение “Эхо” написано в 1831 г. и напечатано в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьей и с друзьями.

Литературное направление, жанр

Стихотворение “Эхо” – образец реалистической поэзии. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение

Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остается той же: писатель отражает жизнь.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано.

Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто

Все стихотворение, кроме последнего предложения, отделенного многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку.

Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рев зверя, звук рога, гром, пение девы.

Во второй строфе речь идет о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создает рубленый ритм.

В стихотворении две строфы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, причем строки с рифмой а – это четырехстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырехстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.

Тропы и образы

Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлет ответ.

Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: “Тебе ж нет отзыва”.

Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой, потому что в нем тихо, воздух пустой, потому что не наполнен звуками.

Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас.

Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного. Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе.

Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать. Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.

Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идет о судьбе любого творца.

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.

Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы. Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.

История написания

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, причём строки с рифмой а – это четырёхстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырёхстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.

Основная тема и композиция

Но Пушкин понимает, что для большинства его призывы — это всего лишь пустой звук. Большинство людей никак не реагируют на эхо. Аналогично происходит и с поэтами. Александр Сергеевич очень чутко реагировал на несправедливость, замечал перемены, происходящие в обществе. Он пытался при помощи своего таланта донести до людей призывы к действию. Но многие остались глухи к его словам, а некоторые стали считать его опасным вольнодумцем.

Пушкин, сравнивая поэта с эхом, хотел показать людям, что он описывает мир так, как может. И его произведения не стоит осуждать, как общество не осуждает и не критикует природное явление.

Во второй строфе происходит нарастание силы звуковых образов. Таким способом Пушкин хотел подчеркнуть, что в поэзии находят отражение как и маленькие, обыденные вещи, так и важные, значимые события.

Примечательно, что главное слово стихотворения – его название, не встречается в самом содержании. Случайность ли это? Анализ семантической составляющей стиха позволяет ответить на этот вопрос. Эхо – вполне приземленное физическое явление, колебание звуковых волн, – приобретает у Пушкина иное значение. Для поэта эхо – ассоциация с ним самим.

В двух шестистишиях автор ведет перечисление

явлений природы, порождающих звуковой отголосок, объектов, которые вторят услышанному. Это и голоса диких животных где-то в глуши леса, и пронзительный созывающий гул музыкального инструмента – рога, и девичье пение за холмами. Раскаты грома, сильные волнения ветра и воды на море, перекрикивание пастухов, – все находит себе отзвук… Кроме речей поэта. Так считает лирический герой: драматичный, но с готовностью и смелостью принимающий свою роль.

себе не находит. Горькое одиночество, непонимание, насмешки – вот удел стихотворца. Но плата за такую печаль более чем достойная – возможность видеть, слышать и жить сильнее других, интенсивно, полно, взахлеб; оставлять строки, которые в будущем обязательно найдут понимание и вызовут искреннее восхищение, – безвременные, вечные.

Простота и торжественность сплетены в стихотворении. Лаконичность выражений дает возможность быстро и четко осознать поэтический замысел. Последние две строчки оснащены эмоционально насыщенными знаками препинания. Многоточие наводит на глубокие размышления, предоставляет время на формирование собственной точки зрения и сопоставление ее с мыслями Александра Пушкина.

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием. Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который

не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям. Несмотря

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева. Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта. Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга. Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Литературные тропы

Использование устаревших слов придает стихотворению возвышенности. Качественные прилагательные в этом произведении не являются эпитетами. Они характеризуют предмет с конкретной стороны — проводимости звука.

Композиция и рифма

В этом стихотворении все строки обращены к эху, хотя синтаксически это обращение отсутствует. Только по заголовку понятно, с кем говорит лирический герой, если убрать название, то стихотворение превратится в загадку.

самое короткое стихотворение пушкина

Последнее предложение является выводом всего стихотворения. Композиционной основой здесь выступает психологический параллелизм. То есть автор сопоставляет эхо как природное явление с ролью поэта.

Чтобы выразить такую сложную философскую мысль, Пушкину пришлось прибегнуть к сложной форме – секстинам. Здесь прослеживается редкая для секстин рифмовка: ааабаб. К тому же все рифмы мужские, а это создает особый ритм.

А.С. Пушкин Эхо

Правда, смысл большинства стихов не каждый сможет понять, да, и общество всегда будет сомневаться в их важности и необходимости. Поэтому, описывая особенности эха, Пушкин не забыл отметить, что оно откликается на любой звук, однако этого никто не замечает.

Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!

Этим выражением автор только подчеркивает, что поэту не стоит рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общественности.

Но больше всего Пушкина беспокоит, что те, кто может изменить государственный строй, отменить крепостное право и сделать жизнь простых людей, лучше закрывают глаза на призывы поэтов. Так же, как и эхо, поэтов слышат, но не воспринимают всерьез.

В 19-м веке поэзия считалась развлечением для балов, поэтому поэты часто читали свои стихи на таких мероприятиях. Но постепенно поэтов стали волновать социальные вопросы, поэты в своем творчестве стали поднимать темы, которые было не принято обсуждать в светском обществе. Александр Сергеевич довольно часто затрагивал темы, за которые и получил репутацию вольнодумца. Одно из стихотворений Пушкина, "Эхо", анализ которого представлен ниже, является примером поэзии реализма.

анализ стихотворение Пушкина эхо

История написания

Анализ стихотворения Пушкина "Эхо" стоит начать с истории его создания. Оно было написано в 1831 году, а в 1832-м опубликовано в альманахе "Северные цветы". Поэт остро реагировал на критику в свой адрес, но в то же время он осознавал, что высшее общество не готово к таким произведениям.

Представители знати признавали литературный дар Пушкина, но не воспринимали всерьез его стихи, в которых поднимались социальные аспекты. Потому что для большинства поэзия продолжала быть всего лишь развлечением. Но даже среди тех, кто признавал творчество поэта, находились те, кто прохладно относился к его смелым рассуждениям. Были люди, восхищавшиеся смелостью его идей. Постоянно сталкиваясь с общественной критикой и цензурой, Александр Сергеевич написал "Эхо", в котором затронул тему о месте поэта в обществе.

анализ стихотворения эхо Пушкина по плану

Жанр и литературное направление произведения

Следующий пункт анализа стихотворения Пушкина "Эхо" - это определение жанра, в котором оно написано. Его следует относить к философской лирике, а литературное направление - реализм. Поэт, описывая поэтический труд при помощи образа звука, в своем творчестве старается отразить жизнь такой, какой он ее видит.

Основная тема и композиция

В анализе стихотворения Пушкина "Эхо" важным этапом является определение главной темы произведения. В этом творении Александр Сергеевич пытается показать положение поэта в обществе, раскрыть саму его сущность. Главная задача поэта - это показывать все прелести и недостатки жизни, несмотря на то, как на отреагирует общество.

Но Пушкин понимает, что для большинства его призывы - это всего лишь пустой звук. Большинство людей никак не реагируют на эхо. Аналогично происходит и с поэтами. Александр Сергеевич очень чутко реагировал на несправедливость, замечал перемены, происходящие в обществе. Он пытался при помощи своего таланта донести до людей призывы к действию. Но многие остались глухи к его словам, а некоторые стали считать его опасным вольнодумцем.

эхо Пушкин анализ стихотворения кратко

Пушкин, сравнивая поэта с эхом, хотел показать людям, что он описывает мир так, как может. И его произведения не стоит осуждать, как общество не осуждает и не критикует природное явление.

В кратком анализе стихотворения Пушкина "Эхо" нужно рассказать и об особенностях композиции. Оно состоит из двух строф. Произведение построено на психологическом параллелизме: эхо сопоставляется с поэтом. В первой строфе идет перечисление негромких звуков, привычных для слуха людей.

Во второй строфе происходит нарастание силы звуковых образов. Таким способом Пушкин хотел подчеркнуть, что в поэзии находят отражение как и маленькие, обыденные вещи, так и важные, значимые события.

Литературные тропы

В анализе стихотворения Пушкина "Эхо" по плану следующий пункт - это литературные приемы, которые использовал автор при написании произведения. В основе этого творения - метафора, которая сделала стихотворение похожим на загадку. Важную роль в этом произведении играет олицетворение: эхо кажется живым существом, потому что оно откликается на любой звук. Но при первой же попытке заговорить с ним эта иллюзия рушится, потому что оно не может ответить - эхо лишь повторяет.

эхо Пушкин стихотворение

Использование устаревших слов придает стихотворению возвышенности. Качественные прилагательные в этом произведении не являются эпитетами. Они характеризуют предмет с конкретной стороны - проводимости звука.

Стихотворение "Эхо" Пушкина написано четырехстопным и двустопным ямбом. А мужские рифмы придают ему особый ритм. Данное стихотворение насыщено звуковыми образами. В понимании Пушкина поэт старался отразить действительность, но он, подобно эху, не мог сказать что-нибудь новое. Творец, как и данное природное явление, не стремился общаться с миром и раскрывать свою личность. Потому что люди все равно остались бы глухи к его призывам. Это касается не только поэтов, но и всех творцов, которые стремятся донести свои мысли до окружающих.


Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

История создания


Примечательно, что главное слово стихотворения – его название, не встречается в самом содержании. Случайность ли это? Анализ семантической составляющей стиха позволяет ответить на этот вопрос. Эхо – вполне приземленное физическое явление, колебание звуковых волн, – приобретает у Пушкина иное значение. Для поэта эхо – ассоциация с ним самим.

В двух шестистишиях автор ведет перечисление явлений природы, порождающих звуковой отголосок, объектов, которые вторят услышанному. Это и голоса диких животных где-то в глуши леса, и пронзительный созывающий гул музыкального инструмента – рога, и девичье пение за холмами. Раскаты грома, сильные волнения ветра и воды на море, перекрикивание пастухов, – все находит себе отзвук… Кроме речей поэта. Так считает лирический герой: драматичный, но с готовностью и смелостью принимающий свою роль.

Простота и торжественность сплетены в стихотворении. Лаконичность выражений дает возможность быстро и четко осознать поэтический замысел. Последние две строчки оснащены эмоционально насыщенными знаками препинания. Многоточие наводит на глубокие размышления, предоставляет время на формирование собственной точки зрения и сопоставление ее с мыслями Александра Пушкина.

Еще больше сближает поэта с эхом то, что оба не получают достойного отзыва. Эхо громко раздастся в ответ, но после многократного повторения постепенно смолкнет. В природе вновь воцарится тишина, как будто ничего и не произошло. Революционное заявление поэта также сначала произведет большой эффект. Но оно не увеличит числа его сторонников и не приведет к распространению идей о справедливости. Равнодушная толпа не обратит внимания на безумную выходку поэта и постарается поскорее забыть о ней. Обществу гораздо спокойнее живется без бунтарей и революционеров. Оно будет до конца цепляться за свое мнимое спокойствие и умиротворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.

Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы. Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.


February 17, 2017

О роли поэтов в обществе было написано немало стихотворений, и, конечно же, этой теме были посвящены произведения и в творчестве А. С. Пушкина.

Предисловие

Но все изменилось, когда поэты в своих произведениях стали поднимать проблемы общества, обращаться к властям и бросать им вызов, вносить в общество раздор и смуту.

Первым поэтом, который нарушил светские правила и задумался о том, какую роль он занимает в обществе и как может повлиять на него, был Александр Сергеевич Пушкин.

Роль поэта в обществе

Кто-то считал его еще незрелым и воспринимал стихи как развлечение, а кто-то считал его творчество дерзким и смелым, восхищался им и осуждал. Он не мог найти поддержки ни у кого, постоянно сталкивался с цензурой, и решил написать стихотворение, рассказав о том, какое место занимает поэт в обществе.

Схема анализа любого произведения помимо истории создания включает также определение жанра (литературного направления).

Данное стихотворение относится к реалистической поэзии, но в то же время и к философской лирике. Автор пытается раскрыть значение поэта и сравнивает его с эхом, используя образ звука. Такой вывод позволяет нам сделать анализ.

В стихотворении автор использует композицию параллелизма, где сравнивает себя с эхом, которое сначала звучит громко, а потом все тише и тише.

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, причём строки с рифмой а – это четырёхстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырёхстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.


Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием. Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева. Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта. Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга. Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Читайте также: