Почему это не показывают в школе

Обновлено: 05.07.2024

1990-е годы показали, что успех в жизни и предпринимательстве никак не связан с уровнем образования. Между тем в российской школе продолжается получение знаний ради знаний, а не воспитание творческого подхода

Успевший нашуметь доклад Всемирного банка о кризисе школьного образования вызывает немало вопросов применительно к России. Наша страна занимает особое место на образовательной карте планеты. Российская школа еще не западная, но уже и не классическая советская, и не азиатско-зубрящая — два полюса образования в современном мире.

Как отец пятиклассницы я, волей-неволей, включен в эксперимент по школьному образованию и наблюдаю его, так сказать, изнутри. Он мне интересен и как бывшему школьному педагогу, и как журналисту пишущему в Forbes по этой теме еще с 2008 года.

Российские школьники активно пользуются и интернетом, и соцсетями, и мессенджерами. С этим проблем нет. Мы не Африка, и не Гаити с Кубой. Другой вопрос, как используются современные технологии. Приведу простой пример: ранец пятиклассника со всеми необходимыми учебниками, тетрадями и пособиями весит до пяти килограмм. Даже мне его поднимать тяжело, не говоря уж о школьнике. Почему компьютеризация и доступ к интернету не позволяют избавиться от лишней макулатуры, которая травмирует позвоночник ребенка?

С одной стороны — масса новаций, новых предметов, правил, регулирующих отношения между педагогами и учениками, действительно преобразивших школу, с другой — продолжается получение знаний ради знаний, что было основным пороком советской системы образования.

Из этих чисто внешних различий вытекает основное расхождение между двумя видами образования. Первое, западное (англосаксонское), нацелено на воспитание навыков, второе, советско-азиатское (те же японско-корейские дети в форме) — на получение некой суммы знаний. И как бы нам не рассказывали сказки, что после запуска спутник (полета Гагарина) ошеломленные американцы начали лихорадочно перенимать нашу модель школы, в реальности все обстоит с точностью до наоборот. Чем дальше, тем сильнее их модель уходит от традиционной гимназической.

Главный недостаток советской школы заключался в полном отсутствии связи между тем, что изучали, и реальной жизнью. Формула изобутана, решение кубического уравнения, колебательный контур — все это никак не связано с повседневностью, и дети априорно знали, что это никогда не пригодится в жизни. Соответственно, убивалась мотивация к обучению.

Если в СССР оторванность от жизни компенсировалась тем, что из школы выходили в 17 лет, то теперь взят курс на принудительную инфантилизацию, когда школьники сидят за партой до 18 лет, а в перспективе и до девятнадцати, как в той же Европе. При этом за последние годы резко снизилась планка общественных требований к ним — дети практически не участвуют в домашнем хозяйстве, не ходят в магазины. В Москве фактически убита дворовая жизнь, школьников не отпускают одних на улицу, что также деформирует личность, препятствует ее социализации.

Девяностые годы показали, что успех в жизни и в предпринимательстве никак не связан с уровнем образования. Роман Абрамович получил институтский диплом, уже став миллиардером. Все мои одноклассники и однокурсники, достигшие чего-то в бизнесе, учились плохо. Скорее, напротив, излишняя образованность только мешает. Но и для офисной работы много знаний не нужно. Перепроизводство образованных людей — бич нашего времени, и его доклад Всемирного банка обходит стороной, более ориентируясь на проблемы бедных, развивающихся стран.


В показанных роликах используются кадры разрушений в Донецкой и Луганской народных республиках: на них ребенка извлекают из завалов, женщины с детьми сидят в подвалах, сняты выбитые окна домов и могилы детей. В сюжете о событиях в ДНР и ЛНР женщины плачут в кадре, жительница города Стаханов Луганской области Маргарита Коряковская говорит о погибшей четырехлетней девочке, которая шла с мамой в садик. Ученики школ ДНР и ЛНР описывают пережитое: рассказывают про страх, взрывы, атмосферу войны.

Министерство также опубликовало дополнительные материалы. Среди тех, что предназначены для учеников 9–11-х классов, есть репортаж о событиях в Мариуполе, Одессе и на Майдане со сценами столкновений жителей с силовиками, стрельбы, изображениями людей, стоящих на карнизе горящего дома Профсоюзов в Одессе. Человек с тяжелым ранением, истекающий кровью, показан с размытием. Используются живые съемки столкновений, в которых сохранен звук: автоматные очереди, крики людей.

Урок анонсировали за сутки до проведения. Учителей обязали его показывать

Военную операцию России в Украине объяснили спасением детей ДНР, ЛНР и России от нападения НАТО

По словам ведущих Дениса Полунчукова и Петра Ишкова, с 2014 года в Украине притесняли русскоязычных жителей и всех сторонников мира с Россией. Они утверждают, что это началось с Евромайдана, где митингующие якобы атаковали силовиков, которые стремились не допустить кровопролития.

Противники евроинтеграции, как следует из дальнейшего рассказа, стали подвергаться расправам. Петр Ишков заявил, что в Одессе при столкновениях и при пожаре в Доме профсоюзов погибло более 100 человек. В действительности и украинская, и российская стороны признали погибшими в этой трагедии 48 человек.

Предполагается, что школа помогает детям превращаться в разумных людей, предоставляя им знания и инструменты, необходимые для полноценной жизни. Однако реальность такова, что школа не преподает детям уроки жизни, которые им так необходимы.

Вот список из 10 жизненных уроков, которые детям не преподают в школе, хотя крайне важно, чтобы каждый человек из знал.

1. Запоминание не означает понимание

Одной из самых вредных идей, которым детей учат в школе, является то, что запоминание информации о вещах означает их фактическое понимание.

Следовательно, большинство из них не учатся развивать свои навыки критического мышления или основывать свои аргументы на доказательствах.

Вместо этого они слепо принимают и верят в то, что навязано им традицией, не задаваясь вопросом, является ли то, что они знают, правдой или нет. Это мешает им развиться в более мудрых людей.

2. Титулы не заставят вас чувствовать себя значительным

С самого раннего возраста дети обманываются, полагая, что получение высшего образования заставит их чувствовать себя счастливыми и важными, независимо от того, сколько им придется терпеть, чтобы достичь этого.

Но правда в том, что диплом и звания не могут принести нам удовлетворения, поскольку они не могут дать нам то, чего мы действительно жаждем, такие вещи как смысл, связь и креативность.

Они могут только дать нам временное, поверхностное эгоистическое удовлетворение, но в конечном итоге они всегда подводят нас.

3. Неудача и ошибки — это нормально

Дети обычно боятся неудач. Это потому, что школьникам промывают мозги, чтобы они думали, что неудача — это плохо, и что им нужно избегать ошибок любой ценой.

Однако реальность такова, что ошибки и неудачи — это то, что учит нас истине из вымысла и правильному из неправильного. Неудачи помогает нам стать лучшими мыслителями и решателями проблем.

К сожалению, из-за их обусловленности многие больше не ставят новых целей в жизни, чтобы не потерпеть неудачу и, таким образом, упустить возможность учиться и расти.

4. Ничего не делать — это не пустая трата времени

Когда ребенку не хочется делать что-то, что взрослый посчитает продуктивным, но ему хочется расслабиться, созерцать, поиграть и повеселиться, его родители и учителя обычно жалуются, что это просто пустая трата времени.

Таким образом, дети с раннего возраста учатся тому, что свободное время бессмысленно и бесполезно, и что постоянная занятость, усердная работа — это единственное, что дает смысл в жизни.

Это ставит их в постоянное состояние стресса, что рано или поздно приводит к эмоциональной усталости и психосоматическим заболеваниям.

Никто не учил их тому, что свободное время, чтобы расслабиться и ничего не делать, на самом деле может помочь нам избавиться от наших забот и тревог, перезарядить наши батареи и сосредоточиться на настоящем моменте.

5. Лень может быть полезной

В современном обществе мы считаем, что лень — это своего рода зло, а тем, кто ленится, нечего делать в жизни.

Правда, однако, заключается в том, что лень по сути является формой бунта против больной нормальности общества.

Будучи школьниками, большинство детей должны посещать занятия, где они делают все то, что они ненавидят, и редко что-то, что им действительно нравится. Неудивительно, что они становятся ленивыми и живут скучной жизнью, которую они никогда не выбирали и которая не приносит им никакой радости.

Однако когда им дается время и пространство для того, чтобы заниматься любимым делом, они внезапно наполняются энергией и выражают себя во всей полноте своего существа.

С этой точки зрения лень — не что иное, как здоровый признак того, что человек не хочет соответствовать безумию нашего мира.

6. Работа должна приносить удовольствие

В школе детей учат тому, что они должны жертвовать своим временем и энергией, а также подавлять себя годами, чтобы получить диплом, чтобы впоследствии они могли использовать его, чтобы получить достойную работу.

В результате к тому времени, когда они становятся взрослыми, большинство из них связывают работу с подавлением и жертвоприношением.

Один из основных жизненных уроков, которые детям не преподают в школе, заключается в том, что работа может быть значимой и полезной, если она выполняется с любовью.

Работа на самом деле может быть одним из самых прекрасных переживаний, когда желание к ней прорастает спонтанно изнутри. Однако когда работа выполняется по принуждению — потому что нужно это делать — она превращается в простую рутинную работу.

7. Уроки жизни: соревноваться — это неправильно

С того момента, как дети приходят в школу, их учат тому, что конкуренция полезна и помогает улучшить процесс обучения.

Таким образом, школа придает им уверенность в том, что конкуренция способствует нашему благополучию и прогрессу как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Исследования, однако, показали, что когда дети сотрудничают, они учатся легче, чем когда они соревнуются. Кроме того, сотрудничество повышает креативность людей и помогает решать проблемы, подтверждая убеждение, что конкуренция — это неправильно.

На самом деле, конкуренция и военный менталитет, которые преобладают в мире, только препятствуют прогрессу человеческой цивилизации и являются основной причиной повседневного стресса и насилия, которые преобладают вокруг нас.

8. Экзамены не измеряют интеллект

В школе знания и понимание детей проверяются на экзаменах. Это создает у студентов впечатление, что результаты экзаменов являются достаточной мерой их интеллекта. Тем не менее, школьные экзамены, которые существуют сегодня в большинстве частей мира, далеки от проверки большинства аспектов человеческого интеллекта.

На самом деле, они, как правило, не более чем тесты памяти, которые требуют от учеников просто учить наизусть и извергать информацию, которую они, скорее всего, забудут после окончания школы.

9. Уроки жизни: деньги не могут купить счастье

Главная причина, по которой детям говорят ходить в школу, заключается в том, что таким образом им удастся в какой-то момент своей жизни устроиться на работу и заработать достаточно денег, что, в свою очередь, принесет им счастье.

Следовательно, у детей создается впечатление, что деньги должны быть их главной целью в жизни, и что чем больше их будет, тем успешнее они будут.

Счастье, как показывают исследования, в основном проистекает из здоровых отношений с людьми и осмысленной работы, и почти полностью не связано с деньгами после удовлетворения наших основных физических потребностей.

10. Несоответствие не плохо

Каждый человек уникален, без исключения. Тем не менее, наша школьная система и наше общество в целом заставляют детей соответствовать образцу, следовать правилам и идти по заранее определенному пути.

Это особенно практикуется в школе, где дети должны подчиняться авторитетным фигурам и слепо принимать то, чему их учат.

Однако история неоднократно показывала, что все великие умы, которые когда-либо ходили по земле, решили восстать против стадного менталитета, авторитета вопроса и традиционных верований и думать самостоятельно. Путь несоответствия, конечно, нелегок, но это единственный способ обрести свободу и самореализацию.

11. Уроки жизни: отношения важнее денег

Даже если в школе нас учат тому, как выбрать карьеру, чтобы зарабатывать деньги, жизнь действительно заключается в том, как строить прочные отношения. Вы не сможете наслаждаться всеми своими деньгами и материальными вещами, если вам не с кем ими поделиться.

Некоторые люди настолько ослеплены всеми имеющимися у них деньгами, что не осознают, насколько они одиноки.

12. Не стоит переживать по мелочам

У вас нет той модной сумки или последнего айфона, или вы сказали что-то не то, и стали переживать… Эй, вы не должны беспокоиться о мелочах, когда есть другие дела. Когда возникает напряжение, нужно всегда смотреть на картину в целом. Будет ли проблема беспокоить вас даже через год? Если нет, то, вероятно, не из-за чего потеть, если только вы не едите шоколад каждый день и ничего не можете с этим поделать.

Эти уроки жизни крайне важны. Но если им не учат в школе, мы можем выучить их позже.


В России подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых — 40 часов. В таком режиме у детей нет времени и сил на прогулки, хобби, общение с друзьями и семьей. Они хотят только есть и спать. При этом перегруженные уроками дети далеко не всегда успешно учатся. Почему так вышло и сколько все же делать домашнее задание рассказывает Денис Собур, отец четырех дочерей.


И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше.

К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей.

Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.

Больше учатся, но не лучше знают

Большие домашние задания помогают лучше учиться?

Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. И в этом соревновании российские школьники победили другие страны.


Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8.

Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.

Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет.

Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий.

Среднее количество часов, которые ученики тратят на домашние задания, практически не связано эффективностью обучения, пришли к выводу авторы исследования . Значительно сильнее влияет общая организация школьной системы и качество преподавания. Его низкий уровень не удастся компенсировать увеличением количества домашней работы.

На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?

Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.

В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов требуется заниматься больше.

Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран.

Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны.

Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США.

Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.

Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.

Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями.

Правило 10 минут для домашнего задания

Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам.

Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт ( Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018) :

1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.

2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).


3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.

4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.

Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.

Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.

Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах.

Битва с домашним заданием

У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.

Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями.

Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.


Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.

Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?

Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.

Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.

На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.

Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.

Почему мы перевели детей на семейное обучение

В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.


Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.

Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.

Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.

Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания.

Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.

Читайте также: