Должен ли воспитатель или педагог применять специальные методы при работе с проблемными детьми в доу
Обновлено: 05.07.2024
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов , форм , средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы :
организация ОД по центрам активности;
технология деятельностного подхода ;
технология исследовательской деятельности ;
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.
- метод экспериментирования ; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- обучения организую в форме игры , так как именно она является ведущим видом деятельности . Использую следующие методы и приемы обучения :
- побуждение, стимулирование деятельности , наводящие вопросы, совместная деятельность ;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей );
- учебно-методические ( формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы :
• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
• методы создания условий , или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности ( метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
• методы , способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
• информационно-рецептивный метод - предъявление информации , организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей , чтение);
• репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности , руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя , беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
• метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов , наблюдений;
• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
• исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной .
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы , умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации , устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой . Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации , используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов , консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно.В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие.И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса , повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность .
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств , и методов образования , которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции : одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре . Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности , помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую , эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка .
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов,так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так , чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов ).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда , которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка : Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров :
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность ;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка , являясь своеобразной формой самообразования .
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные;
• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
"Центр развития ребёнка - детский сад", в котором я осуществляю свою профессиональную деятельность, работает с февраля 2008 года. Муниципальное дошкольное учреждение находится в Рудничном районе города Кемерово. Одной из основных задач детского сада "Планета детства", в котором я работаю, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений. МАДОУ № 238 посещают 280 воспитанников, среди них 75% из полных семей, 22 % - неполных, 1,5 % - опекаемых, 1,5 % - многодетных, большинство родителей воспитанников имеют высшее образование. "Сложные дети", или "проблемные дети"…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе "педагог - ребенок". Проведя анкетирование среди педагогов, выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить психологическую работу по данной теме.
Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами. Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.
Основные этапы организации психологической работы
Научная новизна данного опыта работы заключается в следующем: обоснованы понятия "агрессивность", "тревожность", "гиперактивность", выявлены особенности психологической работы проблемных детей в условиях ДОУ.
Цель обобщения опыта моей работы: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей старшего дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого - педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МАДОУ по данной проблеме;
- подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
- составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;
- провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.
При проведении психологической работы с проблемными детьми я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.
4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.
Я считаю, что материал, представленный в обобщении опыта моей работы будет способствовать эффективному снижению уровня агрессивности, тревожности и других нежелательных личностных проявлений старших дошкольников, формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере взаимодействия с проблемными детьми, гармонизации детско-родительских отношений. Созданные методические практические материалы для работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми могут использоваться педагогами, психологами ДОУ при подготовке и проведении родительских собраний, лекториев для родителей, в индивидуальной работе с родителями.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям деятельности педагога - психолога: психологическое консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа. Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами МАДОУ.
Цель работы педагога-психолога с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:
- формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
- осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;
- обучить эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: "Детские страхи", "Тревожные дети", "Возрастные особенности детей" и др. В каждой группе создана папка "Консультации педагога-психолога для родителей" с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как "Почта доверия" и считаю её эффективной формой взаимодействия между психологом и семьей. Также в рамках индивидуальных консультаций я предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями психолога по интересующим их вопросам.
Работа педагога-психолога с дошкольниками В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:
- проверяю соответствие жалоб родителей/педагогов истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
- анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается к психологу, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
- изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.
Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции.
В нашем дошкольном учреждении имеется отдельный кабинет психолога, необходимое оборудование для проведения коррекционных занятий. Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).
В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое.
С декабря 2008/2009 учебного года в МАДОУ мною составлен и реализуется цикл занятий с детьми по психоэмоциональной коррекции, который называется "Интересные путешествия".
Задачи цикла занятий:
- коррекция нежелательных личностных особенностей;
- формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях;
- развитие познавательной сферы и органов чувств;
- обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Основные методы, применяемые на занятиях: фототерапия, сказкотерапия, элементы телесной терапии, специальные упражнения, импровизация; аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки.
Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:
- признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
- уважительное, доброжелательное отношение к детям;
- недопустимость упреков и порицаний;
- обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;
- постепенность коррекционного процесса.
Цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает три этапа: диагностический, коррекционный и контрольный. Курс практических занятий проводится в составе коррекционно-развиваюших групп (5-6 детей), которые были сформированы на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. Состав группы не определяется наличием какого-либо сходного признака, напротив, дети с разными проблемами (гиперактивные, агрессивные, тревожные) занимаются вместе. Продолжительность игрового занятия зависит от индивидуальных особенностей воспитанников и составляет от 25 до 40 минут. Курс состоит из десяти занятий, проводимых один раз в неделю. Занятия имеет свою тему и цель. Перевоплощаясь в определенный образ, дети с увлечением участвуют в занятиях.
На каждого ребенка, намеченного к прохождению курса игротренинга, заводится индивидуальный коррекционный лист, в котором кратко фиксируется причина назначения на занятия, что помогает при планировании дальнейшей работы с ребенком.
Коррекционный (формирующий) этап Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Я считаю своей главной задачей обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции). На индивидуальных занятиях я особое внимание уделяю обучению дошкольников релаксации.
Контрольный этап. Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий с акцентом на указанные в коррекционной карте отклонения в поведении.
Результаты наблюдений, мнений взрослых, диагностики обобщаются и анализируются, т.е. являются своего рода материалом, на основании которого готовится письменное заключение по итогам реализации проведенных занятий в отношении каждого ребенка. В нем резюмируются нарушения (отклонения) в поведении, выявленные до работы, используемые методы и приемы работы с данным ребенком, их эффективность (или неэффективность), общая оценка результатов и дальнейшие рекомендации родителям и педагогам.
Я планирую вносить также в свой план работы перечень мероприятий по контролю и дальнейшему наблюдению за детьми, которые проходят курс цикла занятий.
В результате второго года проведения психологической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно говорить о положительных промежуточных результатах: дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других (если говорить об агрессивных детях). Те дошкольники, кому данный цикл занятий был назначен для снижения тревожности, приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях.
Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению заинтересованных взрослых, в результате прохождения курса занятий у детей наблюдается снижение агрессивности, тревожности, дошкольники стали увереннее в себе, стали относиться терпимее друг другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
Цель работы педагога-психолога с педагогами: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:
- формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
- развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
- повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;
- способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).
Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:
Портрет тревожного ребенка:.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка?.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец должностной инструкции воспитателя детского сада
1. Общий раздел
2. Обязанности
- Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
- Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
- Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
- Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
- Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
- Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
- Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
- Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
- Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
- Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
- Помощь детям в пределах своей компетенции.
- Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
- Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
- Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
- Прохождение плановых медицинских осмотров.
- Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.
3. Ответственность
Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:
- Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
- Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
- Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
- Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.
4. Права
Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:
- Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
- Участие в собраниях коллектива учреждения.
- Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
- Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
- Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
- Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.
Что нужно знать при написании должностной инструкции
В законах, регулирующих трудовые отношения, нет стандартов, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на типовые инструкции, многие из которых написаны на основе профстандартов. Эти инструкции построены по определенным правилам, регулирующим их структуру и наполнение.
Типовая структура инструкции:
- Общий раздел.
- Должностные функции.
- Ответственность за нарушения.
- Права сотрудника.
Некоторые наниматели, особенно крупные или работающие в отраслях со своей спецификой, добавляют сюда и разделы, в которых детально описаны отдельные аспекты их отношений с сотрудниками.
Популярные дополнительные разделы:
- Требования к квалификации кандидата.
- Должностные взаимосвязи.
- Параметры оценки результатов работы.
Внимание! Содержание должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором или пересекать его границы. Она рассматривается как документ дополняющий трудовой договор, а не замещающий его.
Общая часть
Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.
Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.
Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.
Функции
Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.
Ответственность
Обязательный раздел, в котором дается список возможных причин для привлечения сотрудника к ответственности его работодателем. Эти причины приведены в общей форме, как и соответствующие им меры наказания, поскольку конкретика может быть определена лишь путем соответствующих разбирательств, в том числе в суде.
Права
Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.
Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.
Читайте также: