Проект бархатцы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Номинация: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Автор: воспитатель высшей кв. категории Косарева Елена Владимировна

Название проекта: Бархотцы – маленькие солнышки или оранжевое чудо

Руководитель проекта: Косарева Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории

Вид проекта: предметный, исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Состав воспитанников: группа среднего дошкольного возраста – 24 человека

Познавательная: сформировать у детей представления о садовых цветах, стадиях развития цветков

Развивающая: развивать любознательность, любовь к природе, навыки садоводства под руководством взрослого

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе учить строить дружеские отношения со сверстниками;

Задачи проекта: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, получить практические навыки ухода за растениями, исследовать особенности посадки, пересадки, свойства цветов, обогатить словарный запас детей, учить создавать красивое своими руками, приносить людям радость и воспитывать любовь к природе

Оборудование: ящик для рассады, земля, семена; инвентарь для посадки рассады, лейка.

Результат: украсить участок бархатцами, собрать и сохранить семена для следующей посадки, изготовить папку и стенд

I. Виды бархатцев и их происхождение.

II. Особенности выращивания бархатцев.

III. Выращивания бархатцев в Ступино.

IV. Стихотворения о бархатцах.

С конца мая почти до первых заморозков на многих клумбах городов и поселков, дачных и садовых участках радуют нас маленькие солнышки – бархотцы. Детям стало интересно какие бывают бархатцы? Как их правильно сажать, какие сорта выбрать? Когда собирать семена? На эти и многие другие вопросы мы решили ответить с помощью данного проекта.

I. Виды бархатцев и их происхождение.

Бархатцы, чернобривцы или тагесы получили свое название в честь внука бога Юпитера - Тагеса.

Бархатцы - травянистые растения. Более 30 видов. Однолетники, широкораскидистые. Высокие и низкие. Цветут с июня до заморозков. Родина растения далёкая Мексика. Окраска ярко-оранжевые, золотисто-желтые, лимонные, красновато-коричневые, белые. Лепестки нередко имеют кайму другого цвета. Бархатцы бывают махровые, полумахровые, простые. У цветов очень стойкий запах листьев. Бархатцы очищают почву, на которой растут. Настои из цветков и веток бархатцев применяют для отпугивания вредителей. Бархатцы - цветы неприхотливые. Размножаются тонкими и длинными семенами.

Бархатцы используются в декоративном садоводстве для оформления цветников в саду, городского озеленения. Они красиво выглядят и на городской клумбе, и в деревенском палисаднике.

II. Особенности выращивания бархатцев.

Подсохшие семена бархатцев собирают осенью. Собранные семена следуют просушить в сухом, тёплом, хорошо проветриваемом помещении. Их следует хранить в бумажных пакетах. Семена можно сеять сразу в грунт в конце мая. Можно выращивать рассадой. Зацветают через два месяца после посева. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года. Всходы появляются на 5-10 день после посева.

III. Планирование проектной деятельности


месяц

Вид деятельности

сентябрь

Чтение художественных произведений, изучение разных видов бархатцев на клумбах детского сада, сравнение их окраски и высоты растений

октябрь

Сбор подсохших семян разных сортов бархотцев, сушка из в сухом теплом и проветриваемом помещении. Изготовление бумажных пакетов для хранения

ноябрь

Сортировка семян и упаковка их в пакеты по сортам, подписанным воспитателем

март

Посадка семян в ящик для рассады. Уход за всходами: полив, рыхление. Объяснение, что поливать необходимо простоявшей сутки водой, комнатной температуры, но не заливать

апрель

Рассадка (пикировка) рассады в отдельные именные стаканчики. Самостоятельный уход за своим растением

Май - сентябрь

Посадка бархотцев в открытый грунт на клумбу детского сада и уход за цветами в летний период под руководством воспитателя

IV. Бархатцы в творчестве поэтов, художников и народно-прикладном искусстве.

Мы и сами попробовали нарисовать эти цветы

Необходимо сажать эти цветы, потому что они отпугивают вредителей сада и огорода, а так же это красивые цветы, которые украшают наши дома, города, школы, сады.

стихи о бархатцах.

Татьяна Лаврова -
Огоньки горят, не блекнут.
Аромат вокруг витает,

У меня на клумбе летней
Пчёлок в гости приглашает.
Все красотки в пышных юбках,
Очаруют не на шутку.
Это бархатцы-цветочки –
Золотистые комочки.

На бархате бардовом,
Золотом махровым,
Припудрены крупицы
Бархатцы - сестрицы.
Юбочки из плюша,
Оборочками рюша,
В центре яркого цветка,
Ароматов зыбь легка
Осенние цветы

А бархатцы - из бархата,
Из жёлтого, из красного.
Совсем не прихотливы,
Не требуют полива.

Бордовый, жёлтый, красный.
Осенние цветы по-своему прекрасны.
В садах уже давно пестреют георгины
И бархатцы ручьём вдоль узеньких тропинок.

Вид проекта: среднесрочный (март-май).

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Возраст детей: старшая группа.

Проблема проекта: Как можно вырастить цветы на подоконнике? Польза для людей?

Актуальность проекта: Исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом воспитании детей. Дети, которые живут в городе, не тесно соприкасаются с природой. Умение самостоятельно вырастить цветы, которые будут радовать людей, вселяет в них чувство уверенности в своих способностях. Я предлагаю познакомить детей, с тем как растут цветы, какие условия необходимы для их роста.

Цель проекта: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию семян цветов (бархатцы) в комнатных условиях, узнать об их пользе, заинтересовать этапами выращивания.

Задачи проекта:

- воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны;

- закрепление представления о цветах, особенностях внешнего строения;

- формирование представления об основных потребностях семян цветов, условиях, которые необходимы для их роста (тепло, земля, вода, свет);

- выработка навыков посадки семян цветов в землю;

- выявление изменений, которые происходят во время роста;

- формирование навыков исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование: контейнеры под рассаду, земля, семена, инвентарь для посадки рассады, лейка.

Этапы работы:

Подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.

Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов, сбор семян.

Формы работы: рассматривание, сравнение, опыт, уход, полив, рыхление.

Предполагаемые результаты проекта:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.

2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и на клумбе.

3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

Этапы реализации проекта:

1 Этап – подготовительный.

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- целевые прогулки по территории детского сада;

- беседы о цветах;

- рассматривание фотографий и картинок цветов;

- подготовка контейнеров с землей, семян.

2. Этап – исследовательский.

В группе детского сада разбили садик на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов (бархатцы).

• Уход за растениями и полив.






• Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.

• Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.




Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?

О чем говорят полевые цветы с бабочками?

О чем говорят полевые цветы с пчелками?

Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы) выращивают из семян; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

3 Этап – заключительный.


• Высаживание рассады цветов (бархатцы) на участок в клумбу.

• Полив и рыхление почвы, сбор семян цветов.

• Наблюдение за цветами.

• Подведение итогов по реализации проекта. • Обобщение опыта работы по проекту и предъявление его на педсовете.

Вывод: В процессе реализации проекта дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы дошкольники рассматривали рост семян цветов, отметили роль цветов в жизни человека; узнали полезные свойства цветов для здоровья человека. У детей расширился кругозор.

Ознакомление с природой. Выращиваем лук

Ознакомление с природой. Выращиваем лук Вся работа по этой теме основана на наблюдениях. Наблюдение1. Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_23f43f.jpg

Подготовила и провела

Воспитатель: Фомина Ю.А.

Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления.

Дети испытывают потребность в общении с природой.Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Понимать, что наша земля не сможет существовать без растений.

Цветы -то не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь, охранять и преумножать.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Развитие у детей познавательного интереса к выращиванию цветов(бархатцев).

Воспитывать бережное отношение к растениям, понимать необходимость их охраны.

Закрепить представления о цветах и условиях для их роста.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения.

Методы проекта:

3. Опыты, исследовательская деятельность

4. Продуктивная деятельность

5. Развивающие игры

6. Дидактические игры

7. Подвижные игры

Материалы и оборудование для посева семян:

1. Пакетированная почва;

4. Контейнер под рассаду.

1. Подготовительный – подбор литературы, подготовка материалов и оборудования, работа с родителями по сбору иллюстраций.

2. Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, наблюдение за ростом, фиксирование результатов наблюдения, продуктивная деятельность.

3. Заключительный – итоговый: высадка в грунт (на постоянное место), игра-викторина.

Сформируется бережное отношение к природе, научатся ухаживать за растениями.

В процессе наблюдения и исследования природных объектов будет развиваться воображение, мышление.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобран материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

-подобраны подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- беседы о цветах (приложение 1);

- работа с родителями: сбор загадок о цветах, сбор иллюстраций цветов, сбор иллюстраций бархатцев разных сортов, приобретение земли и контейнеров для реализации проекта;

- рассматривание иллюстраций цветов.

2. Этап – исследовательский .

1. В группе детского сада организовали огородик на подоконнике

Рассмотрели семена цветов. Отметили, что семена бархатцев отличаются от семян других растений. Они похожи не на маленькие круглые семечки, а на волокнистые небольшие палочки.

hello_html_mb65410e.jpg
hello_html_665761f2.jpg

hello_html_m4677b95d.jpg

2. Уход за растениями и полив.

3. Чтение художественной литературы:

- поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах (приложение 2);

- сказки о цветах:

Анна Саксе. "Сказки о цветах";

4. Опытно-экспериментальная деятельность:

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: солнце и растение, растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Цель : определить роль солнца в жизни растений.

Утром обратить внимание детей на то, что росточки тянутся к окну, т.е., к свету. Развернуть контейнер с рассадой так, чтоб ростки были наклонены в противоположную сторону. После тихого часа опять обратить внимание детей на ростки бархатцев. Что произошло? Они развернулись обратно к свету. Вывод: солнце необходимо для роста и развития растений.

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Предложить выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода). Что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость).

Через 5 дней, у цветка (традесканции), который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтели. Вывод: растение без воды жить не может.

Дальше продолжать этот опыт дети наотрез отказались, испугались, что растение погибнет. Долили воды погибающему растению.

3 . Свет и растение.

Цель: определить роль света для роста и развития растений.

Предложить выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Посадить с детьми лук. Закрыть половину контейнера с луком плотным картоном.

Через 7 дней убрать картон. Лук, который был открыт – вырос, а который был под картоном – нет.

Вывод : для роста и развития растений необходим свет.

4. Растение и тепло.

Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Вывод: для жизни и роста растениям нужно тепло.

5. Проводились дидактические, развивающие, подвижные игры, продуктивная деятельность.

Дидактические игры (приложение 3):

Развивающие игры:

Подвижные игры (приложение 4):

Продукты проекта:

2. Картотека опытов и наблюдений.

3. Альбом стихотворений, загадок о цветах.

4. Конспект игры-викторины.

3 Этап – заключительный.

1. Высадка рассады семян бархатцев в грунт.

hello_html_64192832.jpg

hello_html_17537d9a.jpg

hello_html_m58a2713c.jpg

hello_html_6eacccd8.jpg

hello_html_m14f56c49.jpg

hello_html_360ab6fe.jpg

Приложение 1.

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о цветах, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе.

Цель: познакомить с цветами – бархатцами, их строением, с условиями их выращивания, с пользой бархатцев для человека.

Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Срезанные соцветия способны прекрасно дополнить букет. В срезанном виде они достаточно долго сохраняются. Достаточно просто поставить их в воду.

Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.

Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Приложение 2.

Загадки о цветах.

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы).
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
(Ромашка).
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник).
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак).
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(Кактус).
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух).
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
(Одуванчики).

Проект "Удивительные бархатцы". Для среднего и старшего дошкольного возраста. Так же к данному проекту есть альбом наблюдений, в котором сожно фиксировать этапы проекта. этот проект можно использовать как со всей группой, так и индивидуально.

ВложениеРазмер
proekt_barhattsy.docx 510.91 КБ
albom_nablyudeniy.docx 2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

воспитатель: Шабанова А.В .

с. Новоегорьевское, 2017 год

Актуальность проекта: Дети мало знают о цветах, которые находятся вокруг нас. Например, о бархатцах.

Цель : Познакомить с однолетними цветами – бархатцами, воспитывать бережное отношение к растительной природе, умением наслаждаться красотой цветущих растений.

1. Вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности.

2. Расширить представление детей о мире цветов;

3. Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о растениях бархатцы , их значении в жизни человека.

4. Помочь детям понять особенности строения бархатцев (листья, бутоны, разноцветные красочные цветы, рассеченные листья, ветвистый стебель, семена).

5. Развивать речь, воображение, память.

6. Формировать умение рисовать бархатцы разными способами (плоскостная лепка) , выполнять аппликацию с помощью взрослого,

7. Формировать бережное отношение к природе.

8. Развитие умений работать в группе : сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;

9. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Гипотеза: Мы думаем, что бархатцы нужны не только для красоты.

Предмет: различное применение бархатцев

  • работа с литературой (энциклопедии, художественная);
  • работа с видеоматериалами (передачи и документальные фильмы о цветах);
  • работа в альбоме наблюдений;
  • опрос;
  • опыты.

1 этап: организационный

Провести организационные мероприятия по подготовке проекта.

Сначала, мы решили узнать у сотрудников детского сада, знают ли они, для чего сажают бархатцы. Всего было опрошено 10 взрослых.

Вот, что получилось:

  • 5 взрослых сказали, что для красоты;
  • 2 взрослых сказали, что бархатцы используют как лекарство при простудных заболеваниях;
  • 3 взрослых сказали, для защиты посаженых овощей от вредных насекомых.

2 этап: основной

Интегрирование проектной деятельности в образовательные области :

рассматривание картин, иллюстраций и фотографий;

отгадывание загадок о бархатцах

беседы с детьми

НОД по ознакомлению с окружающим

Цель : Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. См. приложение.

наблюдение за бархатцами на участке

За всходами семян бархатцев,

за ростом бархатцев, созреванием семян,

сбор семян бархатцев.

Работа в альбоме наблюдений

Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия.

См. альбом наблюдений

Развивать фонематический слух.

Собирание узоров из геометрической и магнитной мозайки

закрепить названия геометрических фигур, названия частей цветка.

См. альбом наблюдений

Формировать навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

3. Заключительный этап:

1. Оформление выставки рисунков по теме «Удивительные бархатцы

По итогам исследования мы придем к следующему результату:

Все участники проекта с большим интересом будут участвовать во всех мероприятиях. Дети приобретут элементарные знания о цветах бархатцах и их роли в жизни человека. Участие детей в проектной деятельности станет для них способом удовлетворения познавательной активности и интереса исследовательской деятельности. Родители также будут очень заинтересованы и примут активное участие в проекте.

Целевые ориентиры: проявление интереса к ситуации. Развивать внимание. Логическое мышление.

Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую.
(Анютины глазки.)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк. (Одуванчик.)

Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки –
Только тронь мои цветки! (Роза.)

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке. (Ландыш.)

Эй, звоночки,
Синий цвет, –
С язычком,
А звону нет! (Колокольчик.)

Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
В еду не годится. (Василек.)

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых! (Пион.)

Кто ухаживает за цветами в саду?

А кто ухаживает за луговыми цветами?

Раздается каждому ребенку цветок, по желанию. (Красные, синие, желтые.)

Включает музыкальное сопровождение, показывает движения.

Целевые ориентиры: Формируют навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Целевые ориентиры: Развивают фонематический слух.

Целевые ориентиры: Снимается напряжение

Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.

“Подбирай, называй, запоминай”

Целевые ориентиры: Развивают умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия.

На клумбах цветы (что делают?).. Из садовой лейки цветы (что делают?). Выращенные цветы ножом (что делают?)..
В букеты цветы (что делают?)… Цветами люди (что делают?)..

Целевые ориентиры: Улучшение эмоционального состояния.

Закрепление лексической темы “Цветы”.

- Из каких геометрических фигур вы составили свой цветок?

- Какой формы лепестки у, а серединка?

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.

Далее происходит такой диалог:

– Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме "гвоздики"

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)

– Ой!
– Что с тобой?
– Влюблена
– В кого?
– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним).

Гиацинт тут же должен отозваться.

Далее они с гвоздикой ведут такой же диалог и гиацинт должен вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок.

Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.

То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может.

Должно быть хотя бы садовник-гвоздика-гиацинт-садовник.

  1. для красоты;
  2. бархатцы используют как лекарство при простудных заболеваниях;
  3. для защиты посаженых овощей от вредных насекомых.

Инвентарь: Ободки с изображением цветов, которые закрепляются на голове участников.

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай.

Васильки, ромашки, розы.

Астры, жёлтые мимозы,

Все цветы собери,

Их названье повтори.

-Дай мне правильный ответ:

Из каких цветов букет?

-И ответить будь готов:

Сколько здесь всего цветов?

Ведущий отвечает на вопросы и, считая детей, определяет их количество. В заключении дети берутся вновь за руки и делают круг. Идя по кругу, произносят текст, следующего содержания:

Собрались цветы в букет.

Дай нам, солнце, тёплый свет.

Наш недолгий срок продли,

Чтоб всех радовать могли.

Правила игры: На первом этапе проведения игры, если ребёнок затрудняется назвать цветок, можно произнести любое название, или повторять уже названные цветы.

Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

3 – вариант. Дети встают по кругу.-

Смотрит солнышко в окошко Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная )

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ты цветочки не сломай!

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом).

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

-Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Ребенку предлагается посчитать цветы (по желанию)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается :

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Цель : Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении.

Познакомить с последовательностью при посадке семян для выращивания рассады.

Развивать экологическое мышление в процессе проведения занятия .

Воспитывать ответственность за посаженные растения , желание ухаживать за ними.

Материалы : карточки с изображением последовательности роста цветка , иллюстрация с изображением цветов бархатцев , которые дети будут высаживать, подготовленные к посеву семена бархатцев, почва, горшочки для рассады, палочки, лейки с водой, клеёнка.

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель : Ребята, посмотрите на наш живой уголок. Вам нравятся растения, которые там живут? (ответы детей)

- А что мы делаем для того, чтобы они были такими красивыми (поливаем, опрыскиваем, рыхлим почву, любим их) .

А как называются растения, которые растут в комнате? Эти растения называются комнатные. А знаете ли вы название этих цветов ? (ответы детей)

- Молодцы! А вы хотите, чтобы на нашем участке, где мы гуляем, было так же красиво? Но комнатные растения не сажают на улице. Но есть другие растения, которые растут и цветут на улице . Видели такие? Знаете ли вы названия таких цветов ? (ответы детей)

- А кто знает, что это такое (воспитатель показывает семена? (Ответы детей) .

- Правильно, это семена. Это семена цветов , которые называются бархатцы.

Из этих семян могут вырасти вот такие цветы (воспитатель показывает фото цветов бархатцев ) .

- Вы только представьте, каким красивым станет наш участок, когда зацветут бархатцы . Но яркие, красивые цветы появляются не сразу , сначала, будущий цветок спит и набирается сил в своей растительной колыбели, укутанный в свои растительные пелёнки. (Педагог показывает изображение семян на плакате с поэтапным развитием семени).

Для дальнейшего роста и развития растения необходимо позаботиться о нё м : накормить, напоить, согреть. У цветов , существует своя пища. (Показывает изображение почвы) . В почве содержится много полезных для растения веществ. Каждое растение, каждый цветок , требует своей пищи, и все любят воду. Семечко – колыбельку прячут в питательную почву и поливают. (Показ на плакате) . В тёплой, влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти, расти. И вот он уже подрос и пелёнки стали ему малы, малыш – цветок начинает вылезать из них. Но это ещё не цветок , это только росток. (Показ на плакате) . Росток начинает расти, стебель его крепнет, на стебле появляются листья, листьев становится всё больше. И вот появляется бутон, в котором спит сам цветок . (Показ на плакате) . Ещё чуть – чуть и нашему взору он раскроет свою неповторимую красоту. Рождение цветка – это настоящее чудо. Мы будем им любоваться и восхищаться. Что же нам нужно, дети, чтобы вырастить цветы ?

Ответы детей : Семена, почва, вода, свет.

Наши желтые цветки

Распускают лепестки. (Дети плавно поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (Качание руками влево – вправо)

Наши желтые цветки

Закрывают лепестки, (Приседают, обхватывают голову руками)

Головой качают, (Движения головой влево – вправо)

Педагог и дети подходят к столу, у каждого ребёнка стаканчик для рассады. Педагог и дети рассматривают схему посадки семян .

Воспитатель раздает семена детям, они разглядывают их, отмечая размеры. Затем дети делают углубления палочками в грунте, кладут семена, разравнивают почву, поливают посаженные семена . Поддон ставится на подоконник. На каждом стаканчике – имя ребёнка, посадившего семена . На поддоне крепится картинка с изображением цветов , которые дети посадили .

Что надо делать, чтобы цветов было много, и они радовали нас? (Много не рвать, сажать, ухаживать, поливать)

- Беречь надо не только цветы. Что еще надо беречь в природе? (Деревья, кустарники, насекомых, птиц, животных)

- Почему? (Они живые. Это живая природа, они растут, пьют, цветут, радуют людей) .

- И мы будем бережно относиться к природе. Не будем ломать кусты, топтать муравьев, рвать и бросать цветы?

Вам понравилось занятие? Вы занимались хорошо. Молодцы.

- Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Давайте вспомним, что мы сегодня делали (ответы детей) . Теперь мы будем с нетерпением ждать, когда появятся росточки наших будущих цветов . А когда они подрастут, мы высадим их на клумбу на нашем участке. И они будут радовать нас все лето своими красивыми цветами . Сейчас мы прибираем за собой свое рабочее место и идем мыть руки.

В ходе реализации проекта дети узнают о строении и жизнедеятельности растений. Приобретут навыки и умения правильного ухода за цветами. Так же мы провели ряд опытов, подтверждающих, чо для роста и развития растениям необходим тепло, свет и вода.

Содержимое публикации

Подготовила: Пантелеева О.А.

С. Филинское 2020г

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид.

Идея проекта: Создание на территории ДОУ цветника.

Вид проекта – познавательно-исследовательский.

Проект – долгосрочный. (03.02.2020 – 28.09.2020)

Цель: Обобщение и расширение знаний детей о садовых цветах и об уходе за ними.

-Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

-Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

-Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.

-Формировать навыки исследовательской деятельности.

-Развивать умения и навыки работы с природным материалом

-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

-Обогащать словарный запас детей.

-Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы проекта: Беседа, наблюдение, игры, познавательно- исследовательская деятельность; Методика 3 вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, пакетированная почва, семена, контейнеры под рассаду, совки, лопата, грабли, лейка.

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель.

Этапы проекта:

1.Рассматривание почвы, отличающейся по составу.

2.Смешвание почвы с водой, наблюдения, выводы.

Исследовательский: посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в открытый грунт, уход за растением на клумбе, ведение дневника наблюдений за ростом бархатцев, проведение опытов, экспериментов.

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.

Описание опытов:

1.2контейнера с землёй и семенами (оба контейнера поставили рядом, один контейнер накрыли прозрачной плёнкой, а второй оставили открытым)

Вывод: Для роста и развития растению необходимо тепло

2.2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, другой не поливают).

Вывод: Для роста и развития растению необходима вода

3.2 контейнера с землёй и ростками (один контейнер убрали в тёмное место, а второй поставили на свет)

Вывод: Для роста и развития растению необходим свет.

4. 2 контейнера с землёй и семенами (в одном контейнере пакетированная почва, а в другом обычная земля с огорода)

Вывод: При одинаковом уходе растения в пакетированной почве развиваются быстрее.

Ожидаемые результаты.

1.У детей сформируется умение отличать бархатцы от других цветов.

2. У детей выработаются навыки ухода за растениями в комнатных условиях и на клумбе.

3. Дети станут уважительно относиться к труду людей, появится желание общаться с природой и беречь её.

Загадки о цветах.

Задачи:

— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов;

— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнет мне: «Не забудь

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовется. (незабудкой).

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синенький глазок,

Смотрит в небо. (василек)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис.)

Пахучая и нежная,

Она, как королева.

Хоть телом и колючая,

Но средь цветов все ж первая. (Роза.)

Цветем одно мы лето

На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)

Все глазками увидеть можем,

На глазки девочки похожи.

Какой расцветки только нет!

Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки.)

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка.

С середкой ярко-желтой

Что за цветок? (Ромашка.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

С мелкими гвоздями.

На плоту красавица

Солнцу улыбается. (Кувшинка.)

И зернышки в коробочке

И лопнет на заре,

А зернышки рассыплются

По утренней траве. (Мак.)

Зовут нас, словно девочку,

Бордюры из малышек

В саду совсем не лишние. (Маргаритки.)

Маргаритки в саду расцвели.

Очень низко – у самой земли.

Будто бросили коврик у ног.

Но ступить на него я не смог.

Пион расцвел на грядке

И удивил красою,

Он весь покрыт росою -

На нас глядит украдкой.

Днём подсолнух в огороде

По орбите круговой

Вертит рыжей головой.

-Я, - хвалился он пырею, -

Вместе с Солнцем землю грею!

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Зовут меня розой.

Я очень душиста

За пышность прозвали.

Бархатцы, как маленькие солнышки,

Сохраняют летнее тепло.

Осенью, под неприятным дождиком,

Как и в ясный день от них светло!

Мой цветочек - украшенье сада.

Желтый и оранжевый помпон.

Яркие шары – моя отрада.

Радость сердцу, словно перезвон.

Дидактические игры и упражнения, подвижные игры.

Дидактические игры и упражнения:

Задачи:

— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;

— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.

Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.

Например: роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

Подвижные игры:

Задачи:

- развивать пластику, пантомимическую выразительность,

- развивать двигательную активность, быстроту, выносливость,

- формировать умения соблюдать правила.

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

Возраст: старший дошкольный

Цель: обобщение и расширение знаний детей о садовых цветах и об уходе за ними;

Образовательные:

- обобщить знания детей о частях растений: умение выделять стебель, листья, цветок, корень;

- обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, внимательность, общую и мелкую моторику;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать эстетические чувства и творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- взаимопонимание и взаимопомощь между детьми.

Активизация словаря: стебель, листья, бутон, цветок, подснежник, пион, одуванчик, роза, подсолнух, ромашка, колокольчик, ирис, бархатцы.

Дидактический материал: картинки с изображением разновидностей цветка бархатцев.

Предварительная работа: беседы о садовых цветах и уходе за ними, просмотр презентации.

Воспитатель (В): Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я принесла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Ребята, напомните мне как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?

Дети (Д): Бархатцы.

В: Что привлекает вас в этом букете?

Д: Разноцветные цветы. Желтые, оранжевые – крупные, пёстрые помельче.

В: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.

Воспитатель ставит перед каждым ребенком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.

Д: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.

Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной бумаги, сравнивая на ощупь и на вид бумагу и лепестки.

В: Имеют ли запах эти растения?

Д: У них резкий запах.

В: Какие листья у бархатцев?

Д: Темно-зеленые, резные, красивые.

В: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их.

Д: (Дети составляют рассказы).

В: У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко.

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы - (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты! (развести руки)

В: Ребята, предлагаю вам нарисовать красивый букет бархатцев. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?

Д: Акварелью, карандашами.

В: А как вы отразите бархатистость лепестков?

Д: Использовать разные цвета.

В ходе образовательной деятельности педагог помогает детям, испытывающим затруднения в работе. В конце занятия рассматриваются рисунки всех детей и организуется выставка готовых работ.

Рекомендации для родителей на тему:

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает втаинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Читайте также: