Как оценить воспитателя в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

оценка качества воспитателя

Правительство поставило перед образованием сложные задачи по повышению качества воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях. Это напрямую зависит от роста профессиональных возможностей педагогического и воспитательного состава ДОУ. Требования к работникам детских садов не заканчиваются на наличии у них диплома об окончании соответствующих учебных заведений, стажа и опыта работы, прохождения курсов повышения квалификации. От воспитателей сейчас требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и умений, нахождение, апробация и применение на практике различных инновационных методик преподавания и воспитания. Для того, чтобы определить, насколько хорошо педагог ДОУ выполняет свои обязанности, используется оценка качества воспитателя.

Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки

Качество профессиональной деятельности воспитателя представляет собой уровень удовлетворения ожиданий и потребностей всех участников воспитательного и образовательного процесса. Профессиональная работа воспитателя оценивается сразу с нескольких сторон – не только коллегами по профессии, но и самими воспитанниками и их родителями, опекунами, членами семей.

В свете вышесказанного оценка профессиональной деятельности воспитателя может быть следующих видов:

  • Внутренней. Она проводится руководством ДОУ (заведующей и старшим воспитателем, методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения.
  • Внешней. Она осуществляется членами родительского комитета, общественностью и представителями департамента образования.

В развитии каждого ребенка огромное значение имеет личность педагога и воспитателя. Поэтому ему необходимо соответствовать активно развивающейся педагогической науке, отвечать следующим качествам:

  • Понимание современных воспитательных и педагогических задач, стоящих перед ДОУ.
  • Трепетное отношение к личности каждого ребенка.
  • Гуманное отношение к детям и взрослым, эмпатия.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  • Забота о развитии индивидуальности каждого воспитанника.
  • Создание и непрерывное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей среды в группе своего ДОУ.
  • Умение использовать и переосмыслять, совершенствовать и внедрять в практику передовые педагогические технологии и методики.
  • Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению в практическое применение новых способов воспитания и обучения.
  • Самообразование и самовоспитание личности педагога в свете требований современной педагогики.

Для проведения внутренней оценки качества работы воспитателей детского образовательного учреждения чаще всего выполняются следующие функции:

  • Отслеживание постоянного совершенствования уровня самообразования педагогов и воспитателей ДОУ.
  • Портфолио воспитателя может рассматриваться как способ определения результативности его профессиональной активности.
  • Составление рейтингов воспитателей на основании оценки экранов активности.
  • Проведение психолого-педагогической оценки путем прохождения тестирования и анкетирования.
  • Аттестация воспитательного и педагогического состава. Она является мощным стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации, компетентности и педагогического совершенствования воспитателей ДОУ.

Критерии оценки качества работы воспитателя

критерии оценки качества работы воспитателя

Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:

  • Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
  1. Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
  4. Развитие творческих возможностей воспитанников.
  • Самообразование воспитателя:
  1. Участие в методической деятельности ДОУ.
  2. Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
  3. Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
  4. Участие в конкурсах различных уровней.
  5. Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
  • Инновационная деятельность:
  1. Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
  2. Освоение и внедрение новаторских программ.
  3. Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.

Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:

  • Результативность деятельности методиста:
  1. Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
  2. Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
  3. Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
  • Самоорганизация и самообразование:
  1. Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
  2. Обобщение и презентация опыта.
  3. Публикации.
  4. Участие в конкурсах.
  5. Своевременность и качество оформления документации:
  • Инновационная деятельность педагога.
  1. Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
  2. Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
  3. Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
  • Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.

Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.

Как оценивают деловые качества и навыки воспитателя детского сада

Воспитателя оценивают постоянно и всесторонне. От результатов такой оценки зависит и его карьера, и зарплата, и в целом отношение к нему как к специалисту. Рассмотрим, кто, когда и по каким критериям оценивает навыки и профессиональные качества воспитателя детского сада.

Оценка при трудоустройстве

Устраиваясь в ДОО на должность воспитателя, будьте готовы пройти собеседование.

Обычно его проводит заведующий детским садом. Руководителя чаще всего интересует, есть ли у кандидата:

    специальное образование в сфере дошкольного воспитания;
  • удостоверения о повышении квалификации;
  • опыт работы;
  • методические наработки;
  • желание работать с детьми определенного возраста — между воспитанниками 1-2 и 5-6 лет огромная разница.

Вам могут предложить решить несколько педагогических ситуаций. При этом оцениваются ваши личностные качества, скорость принятия решения и подход к воспитанию детей в целом.

Какими качествами и навыками должен обладать детский воспитатель , чтобы успешно пройти испытательный срок и получить право заниматься профессиональной деятельностью?

Если кандидат не справляется со своими обязанностями, не владеет методиками воспитания и образования, не учитывает особенности детской психологии, он не может быть допущен к работе с детьми. Он должен развивать личностные и деловые качества, если хочет в дальнейшем стать педагогом.

Если воспитатель успешно решает несложные задачи — планирует свою деятельность, организует режимные моменты, поддерживает дисциплину в группе — а также с уважением относится к детям, его возьмут на работу с условием, что он будет продолжать развиваться. Это обычный уровень молодого специалиста без опыта, который со временем может подняться на более высокую ступеньку и стать профессионалом.

Профессиональный уровень означает, что у воспитателя есть деловые качества и навыки для решения сложных задач (включая анализ и отбор приемов и технологий, разработку собственных методик, помощь начинающим специалистам и пр.), понимание долгосрочных результатов своей деятельности. Педагог учитывает индивидуальные способности детей, справедливо решает конфликтные ситуации, находит общий язык с родителями. Таких воспитателей охотно берут на работу и без испытательного срока.

Оценка текущей деятельности воспитателя

Как оценивают деловые качества и навыки воспитателя детского сада

Оценка текущей деятельности бывает внутренней и внешней. Внутренняя оценка проводится руководством ДОО (заведующим и старшим воспитателем или методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения. Внешнюю оценку дают родители, общественность и представители департамента образования.

Результаты оценки влияют на размер ежемесячных стимулирующих выплат, которые педагог получает вместе с зарплатой. Оценка нужна и для получения квалификационной категории, для чего воспитатель каждые пять лет проходит обязательную аттестацию, причем первый раз молодой специалист должен аттестоваться через два года после начала работы.

Аттестация может быть и добровольной. По заявлению специалист может аттестоваться на одну из двух категорий: первую или высшую. Подтвердить соответствие категории нужно через 5 лет.

Цель аттестации — не только оценить педагога, но и стимулировать его развиваться, совершенствоваться и повышать уровень профессионализма.

Критерии оценки работы воспитателя

Оценку деловых качеств воспитателя детского сада проводят по четким и понятным критериям.

  1. Достижения воспитанников: в обучении, физическом развитии, творчестве.
  2. Снижение заболеваемости в группе.
  3. Самообразование воспитателя, участие в методической деятельности ДОО, культурно-досуговых мероприятиях, передача педагогического опыта.
  4. Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
  5. Инновационная деятельность: разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, которые помогают повысить качество работы ДОО.
  6. Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников: отсутствие конфликтов и жалоб, долгов по оплате ежемесячных квитанций.

Где получить необходимые знания

Хороший специалист постоянно развивается, повышает квалификацию. Он набирается опыта не только в практической работе, но и проходит курсы повышения квалификации.

Здесь около 40 программ повышения квалификации для работников дошкольных учреждений . Как выбрать подходящую? Подумайте, каких знаний вам не хватает, и ищите программу, которая поможет вам их получить. Например, выбирайте одно из популярных направлений.

Воспитатель: описание профессии, требования и обязанности

Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.

Особенности профессии

В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.

Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.


Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:

  • младший — 3-4 года;
  • средний — 4-5 лет;
  • старший — 5-7 лет.

Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.

Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.


Работа воспитателя в детском саду многим кажется очень простой, ведь вокруг – одни дети. Тем не менее, это одна из самых сложных профессий, и если воспитатель с ней не справляются, начинаются проблемы у большого числа участников группы. Такие проблемы появились и у вашего ребенка? В этой статье предлагается информация, которая поможет оценить воспитателя вашего ребенка, а также полезные советы для родителей.

Недостаточно опыта у педагога

Воспитатель в детском саду должен нравиться ребенку. Девочки обращают внимание в первую очередь на внешний вид, а мальчики на поведение. Если нет возможности выбрать для малыша детский сад и воспитателя, то придется поработать и с ребенком, и с педагогом, чтобы привыкание и продолжительное пребывание в саду ни у кого не вызывало стрессовых ситуаций.

Каждому воспитателю хочется, чтобы все дети в группе его слушались, но не всегда получается, достичь полного понимания с малышами. Если у педагога недостаточно опыта, он не уверен в своих словах, действиях, то дети это почувствуют моментально. Они начнут свои эксперименты, проверку на прочность. Если молодой специалист ее не выдержит, то послушания от детей не добиться.

• Воспитатель должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка. Знать, чем живут дети вне садика, какие у них увлечения, в какой семейной обстановке они воспитываются.
• Первое, что должен сделать воспитатель, выяснить причину непослушания и в дальнейшем над ней работать.
• Время пребывания в садике должно быть расписано по минутам. Педагог должен составить распорядок дня и соответствовать ему. Дети должны быть всегда заняты. Молодому специалисту можно отрепетировать перед зеркалом все занятия: что он будет говорить детям, какой у него будет голос, мимика. Растерянность дети заметят сразу и позволят себе заниматься своими делами, игнорируя педагога.
• На прогулках у детей не должно быть много свободного времени. Очень часто они не умеют играть, особенно вместе. Молодой специалист должен отрепетировать игры и выучить их с детьми. Если педагог будет детям интересен, они будут внимать каждому его слову.

Одиночка или лидер

Непросто придется воспитателю, если малыш является интровертом. К нему нужен особый подход. Сложно привлечь такого малыша к общей игре, к совместной деятельности. Воспитателю будет казаться, что ребенок его не слушается, потому что он хочет рисовать, когда другие дети танцуют или поют. Малышу можно дать индивидуальное задание: пусть нарисует, о чем песня или танец. Ребенок почувствует, что воспитатель проявляет к нему интерес и в следующий раз выполнит поручение педагога.

С очень общительными детьми тоже непросто. Они захотят быть лидерами, всегда выигрывать и быть первыми. Если дома поддерживается завышенная самооценка у ребенка, то делать, как все он не будет. Он же умнее и лучше других. Это ему надо давать ведущую роль на утренниках, а не другому ребенку. Появляется почва для конфликта.

Дошкольник может игнорировать воспитателя. Он будет делать то, что захочет, а не то, что требует педагог в настоящий момент. Он потребует большего внимания и будет капризничать, если его не получит. Капризам и непослушанию потакать нельзя. Остальные дети могут пойти за лидером, и в группе воцарится хаос.

Воспитатель должен объяснить лидеру, что другим детям тоже хочется рассказать главное стихотворение и быть солистами. В следующий раз он получит главную роль, но надо подождать. Необходимо приучать лидера, что вокруг него такие же дети, с похожими потребностями. Дети будут слушаться, если поверят педагогу, почувствуют его любовь и сопереживание к ним.

Читайте также: