Что такое микрогруппы приведите примеры классных микрогрупп кратко

Обновлено: 08.07.2024

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (например, с помощью считалочек) внутренние отношения остаются неформальными.

Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.

Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов.

Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной по 4-5 детей. В социоигровой педагогике есть правило, что эти микрогруппы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.

Существует 3 составляющие социоигрового стиля:

  1. Смена мизансцены;
  2. Объединение в подгруппы, пары и работа в них;
  3. Движение (слушают, говорят, делают).

В.М. Букатов говорит по этому поводу:

ü Если дети при совместной деятельности были малоподвижными, то социоигровогостиля скорее всего не было;

ü Если при совместной деятельности не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;

Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике квлючает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

С социоигровой педагогикой меня познакомила педагог-психолог Павлова А.Б. в 2013 году. Я применяла и применяю этот метод с воспитателями, родителями, а в основном в совместной деятельности с детьми.

Предлагаю алгоритм проведения работы в микрогруппах:

(Команды выбирают капитанов (себя не предлагать) и они подходят к воспитателю).

  1. Воспитатель предлагает капитанам выбрать задание (задания находятся в конвертах или в коробках). Задание должно быть одного характера, но рисунки, изображения разные. Воспитатель задание произносит тихо, чтобы капитаны смогли внимательно слушать, запомнить и передать команде.

(Капитаны возвращаются и сообщают задание своей команде).

  1. Выполнение задания (самостоятельно).
  2. Капитаны выходят и объясняют свой ответ.
  3. Все дети выходят, опять проводится разминка и деление детей на команды. И в таком порядке проводится следующее задание.

Всех заданий не должно быть менее трёх. Обязательно должны быть разминки, перемешивание детей и деление на минигруппы.

Должна сказать, что уже третий год работаю по этому методу и игры, развлечения, семинары проходят очень интересно, познавательно, творчески.

Литература:

Интернет-источники:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В каждом коллективе есть микрогруппы – небольшие неформальные группы. Это совершенно нормальное явление. Микрогруппы определяются на основе уже заполненных социоматриц по каждому критерию, т.е. выделяются микрогруппы в разных сферах деятельности.

Делается это так: заготовить две таблицы (такие же, в которой заполнялась социоматрица). По вертикали первым записывается ученик, имеющий максимальное количество взаимных выборов под тем же номером, который у него был в основной социоматрице. Этот же номер записывается и по горизонтали в первую ячейку. Затем выписываются фамилии тех, с которыми у этого ученика есть взаимные выборы. Их номера соответствуют тем, что были в первой социоматрице, они же в том же порядке записывается по горизонтали (вверху). В соответствующих клетках матрицы отмечаются знаки взаимного выбора. Далее в строки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимными выборами. Обозначившуюся группу выделить по контуру, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом. Самая маленькая микрогруппа может состоять их двух человек, самая большая может включать практически весь класс.

Таким образом, должно получиться две матрицы с микрогруппами, соответствующими двум изучаемым критериям. Количество и состав микрогрупп в них могут быть различными.

Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, не будут входить в микрогруппы.

Социоматрица по критерию …….

Фамилия примечания
Сумма выборов
Взаимные выборы

Социоматрица микрогрупп по критерию ……

Определение референтной группы

Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.

Процедура выполнения такая же, как и в социометрическом эксперименте. Учащимся класса раздают листы бумаги (1/2 тетрадного листа или специально подготовленный бланк), которые учащиеся обязательно подписывают. Результаты референтометрии оформляются в отдельной матрице, которая составляется по типу матрицы № 1. Те учащиеся, которые набрали больше всех выборов, будут составлять референтную группу, на которую ориентируются многие учащиеся данного класса.

Приложение 1. Схема написания отчета по результатам психологического изучения класса

Все данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, студент должен проанализировать с точки зрения статусной структуры класса; количества и состава малых групп по признаку выбора, взаимоотношений мальчиков и девочек, сопоставить формальные и неформальные микрогруппы, существующие в коллективе; дать объяснение предполагаемым причинам образования микрогрупп и раскрыть содержательную основу и характер взаимоотношений в них.

Важно! При заполнении социоматриц не следует указывать полностью фамилию и имя учащегося. Пишем только имя и первую букву фамилии.

К характеристике обязательно прилагаются все материалы исследования (таблицы-социоматрицы (их должно быть 5), заполненные анкеты учащихся). Разделы характеристики:

I. Общие сведения о классе и история его формирования

II. Содержание и характер коллективной деятельности

III. Личность классного руководителя и его влияние на коллектив

V. Психолого-педагогические выводы (на основе всех методов изучения коллектива) должны заключаться в прогнозировании пути развития данного коллектива и в рекомендациях по дальнейшему руководству им.

1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. – СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 640 с.

2. Коломинский, Я.Л Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.

3. Райс, Ф Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СпБ.: Издательский дом Питер, 2011. – 816 с.


малая группа людей, обьединенных постоянным, относительно устойчивым по своей структуре межличностным общением, эмоциональным контактом, возникающим в процессе определенной деятельности взаимодействием.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Методика выделения неформальных микрогрупп в учебной группе

В статье приведено теоретическое обоснование и практическая реализация методики выделения неформальных микрогрупп в студенческой учебной группе на основе социометрического исследования.

Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией

В статье рассмотрены групповые ценностные ориентации, которые являются регуляторами социального поведения подростков в системе социальных отношений школьного класса.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В МИКРОГРУППЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Микрогрупповая концепция: психология малой группы

Доверие в малой группе: межличностное, микрогрупповое, групповое

Микрогрупповая концепция

Разработка инструментария исследования группового и микрогруппового конфликта в производственных гру

Сидоренков Андрей Владимирович, Шипитько Олеся Юрьевна, Ульянова Наталья Юрьевна, Сарычев Сергей Васильевич

В статье рассмотрены существующие методы и методики, прежде всего опросного типа, для изучения конфликтов в малых производственных группах. Приведены данные о методиках изучения конфликта и особенности их применения.

Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в

Изложены результаты теоретического анализа условий формирования гибких навыков, связанных с преодолением основных противоречий традиционного способа обучения, заключающихся в индивидуальном характере обучения и доминировании фронт

Образовательные микрогруппы в вузе: целесообразность создания и перспективы трудоустройства

Мораль-
Правила нравственности, а также сама нравственность.

Общество - сложно организованная саморазвивающаяся открытая система.
Система - комплекс взаимодействующих элементов.
Именно как систему общество характеризует взаимосвязь институтов и подсистем.
Ведь они являются элементами общего целого.
ОТВЕТ 4

Сравните две поговорки От судьбы не уйдешь и городской воздух делает свободным.Умонастроение каких типов общества выражает кажда

Помогите, пожалуйста)В середине 1990-х годов центральные офисы 90 из 200 ведущих транснациональных корпораций находились в США,

Нужно написать эссе на тему: "Можно ли считать конфликт своеобразной школой опыта?"Говорю сразу, написать, а не скопировать из и

К духовным потребностям человека не относится потребность в а) самовыражении б) отдыхе в) знаниях г) познании смысла своего суще

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ! ПОМОГИТЕ ! НУЖНО СОСТАВИТЬ РАССКАЗ : ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? ( ДОБРО , С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Читайте также: