Как вы понимаете двойственную природу человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как было показано в предыдущей записи в психики Человека всегда будут присутствовать "природные компоненты", которые формируют свою данность отношения к Природе. Отсюда неизбежно возникновение двойственного отношение Человека к формам его индивидуальной психофизической активности. С одной стороны Человек будет основывать её на основе чувственного исследования окружающего мира. А с другой стороны для него открывается доступ к той сумме знаний, которыми обладает мыслесфера .

В результате неизбежно, с одной стороны, возникает мысль о реальности духовного измерения, с другой стороны, формируется дилемма выбора между природной необходимостью и формой духовной организации личности. Все это побуждает Человека к поиску высшей гармонии, к объяснению того как бытие сверхчувственного мира может быть согласовано с той реальностью в которой он живет.

При этом не следует забывать, что компонентное разделение личности Человека на Я и Я – идеал весьма условна, они влияют друг на друга и можно сказать, что между ними существует своеобразная обратная связь. Т.е., как духовная сущность мыслесферы, через Я – идеал , влияет на сознание Человека, так и его поиски высшей гармонии, жажда познания, влияет через эту же компоненту на психическую конфигурацию мыслесферы . И здесь много зависит от того насколько совершенна духовная сущность мыслесферы и каков уровень развития человеческой личности. И то и другое начинает составлять в определенном смысле цельную структуру с взаимным влиянием.

Говорят, что одаренность, подготовка и воля играют немалую роль в данном процессе. Но одаренность бывает разная у разных людей. У одних она проявляется в естественных науках, а у других в художественном творчестве. И не возможно это подвести под единый стандарт. Считаю просто необходимым привести здесь целый абзац из Послания к римлянам Апостола Павла: -

« И как по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;

Конечно, воспитание здесь выступает как первоначальный этап выше упомянутого процесса. Поэтому, если общество хочет чтобы каждый его индивидуум руководствовался в своей жизни не биологическими законами выживания, а определенными нравственными принципами, то уже на этом этапе должны быть созданы некоторые всеобщие нормативы и подходы к педагогическому процессу. Т.е. формирование у Человека ощущения его связности с миром сверхчувственного бытия и его стремления к высшим формам познания, должно быть заложено в основы воспитательного процесса.

Другими словами, кроме общеобразовательной подготовки требуются и ещё специальные педагогические приемы для духовной организации личности.

Здесь можно сослаться на такое высказывание Вл. Соловьева: -

Или высказывание индийского философа С. Радхакришнан: -

Исходя из таких умозаключений, неизбежно возникает вывод, что различные теории секулярного прогресса или преобразований общественной формации ни когда не будут воплощены в жизнь без наличия различных форм индивидуального развития Человека. Проще говоря, если в сознании самого Человека не будет сформирован образ идеального мироустройства, то общественное развитие всегда будет заходить в тупик.

И конечно, такое саморазвитие Человека невозможно представить без определенного воспитательного процесса. Однако любой воспитательный процесс всегда будет восприниматься как стороннее вмешательство в человеческую индивидуальность. При таком восприятии воспитательного процесса неизбежно столкновение между индивидуальными запросами личности Человека, его собственными понятиями о методах реализации своих устремлений, и с императивами, которые выставляют для него различные авторитеты, а также общественные и социальные условия жизни.

Можно сказать, что фактически индивидууму приходится согласовывать свою волю с волей социума, в котором он живет. А это напрямую связано с пониманием личностью уровня своей свободы, границ в способах реализации своих влечений, в методах построения своего индивидуального образа жизни.

Говорят, что следование некоторым внешним императивам, в том числе и преклонением перед Богом, есть нечто унизительное, что развивает рабское сознание и пассивность. Особенно на такой позиции стоят адепты атеистического толка. В это же время религиозное сознание говорит, что повиновение Богу и есть свобода, в том числе и свобода выбора. Лично у меня обе эти позиции вызывают некоторый внутренний протест.

В первом случае, упор исключительно на интеллектуальные способности личности, приводит к расслоению общества на более и менее способных, что очевидно приводит к фрагментации социума на тех, кто может властвовать и тех, кто должен подчиняться. И ссылки на исправление этой ситуации в результате развития экономических условий и построение на этой основе более справедливой социальной организации общества не помогут. В этой системе всегда будут находиться как личности, так и целые их группы, которые будут ставить себя выше других.

Во втором случае, духовное повиновение Божественной Воли, предполагает наличие религиозных наставников, которые пытаются выступать в роли посредников между Богом и людьми. И фактически, так как эти наставники такие же представители человеческого рода, как и все остальные, мы опять получаем расслоение общества на посвященных и тех, кто должен следовать их наставлениям.

Как же тогда согласовать желание Человека искать свои пути развития, желание обрести свободу выбора, с теми доминантными установками, которые выставляются в качестве обязательных принципов, действующих в том, или ином социуме. Согласно моим предположениям это напрямую связано с характером и полнотой связей между личностным Я и Я - идеалом каждого Человека. Могу сослаться на слова историка религии О. Пфлейдерер, который говорил так: -

Так и согласно моим умозаключениями полнота союза между Я и Я – идеалом позволяет Человеку найти пути освобождения от принудительности природного мира и императивных установок социума. И эта полнота союза определяется только желанием самого Человека установить такую связность, фактически в полной мере проявить духовную сущность подключенной мыслесферы в земной жизни.

Однако, такое предположение наталкивается на ряд заключений, непосредственно вытекающих из ранее изложенного материала. Дело в том, что, даже установив полную связность между Я и Я – идеалом , Человек не становится непосредственным контактором с Богом. Все понимание об основах нравственной жизни и о Боге Человек воспринимает опосредованно, через духовную сущность подключенной мыслесферы , которая отображается в Я – идеале . Но, исходя из ранее изложенного, сама мыслесфера ещё не обладает духовным совершенством, над ней также идет воспитательный процесс, но только на Небесах , а здесь, на Земле, через Человека, осуществляется своеобразная проверка уровня её духовного развития и способности к дальнейшему совершенствованию. Поэтому даже полное подключение личностного Я к Я – идеалу ещё не гарантирует возникновение полного торжества этических принципов, доброты и всего светлого и прекрасного.

В результате, возникает насущная необходимость рассмотреть три варианта возможных взаимоотношений между компонентами Я и Я – идеалом .

Первый вариант – это когда духовное совершенство подключенной мыслесферы недостаточно развито и не позволяет сформировать, через компоненту Я – идеал , устойчивые нравственные императивы и волевые установки. В результате компонента Я более сориентирована на доминанты, идущие от внутренних компонент психического аппарата человека, таких как - Био-Я , Социо-Я , гендерное-Я , Супер-эго .

Можно сказать, что здесь, с одной стороны действуют инстинкты и чисто природные законы и факторы, а с другой стороны подсознательное чувство самосохранения вызывает у Человека стремление сформировать вокруг себя или присоединиться к какой-либо группе людей, исповедующих аналогичные взгляды. При этом, фактически такая форма психического аппарата Человека не позволяет четко сформулировать своё понимание сущности окружающего мира и вынуждено придерживаться императивных взглядов своих лидеров или установившихся норм общественной жизни в социуме.

Можно привести слова В.И. Вернадского косвенно показывающие состояние такого социума: -

Почему я здесь высказываю сожаление, это связано, прежде всего, с тем, что согласно моим умозаключением обратная связь между компонентой Я и компонентой Я – идеал продолжает действовать и в этих случаях. А это значит, что сформированные догматические установки в личностном Я влияют и на духовную организацию подключенной мыслесферы и могут способствовать как её совершенствованию, так и деградации. Именно поэтому считаю начальный этап воспитания и образования Человека чрезвычайно важным фактором в дальнейшем его саморазвитием и самосовершенствованием и, как следствие, формирование, духовно развитого общества.

Но, пожалуй, самое главное у этой группы людей это стремление к свободной реализации своего мироощущения. Как такой Человек понимает пределы своей свободы, зависит только от его собственного духовного развития. И в этом заключено большое смысловое значение. Здесь проверяется, не только уровень связности компоненты Я с Я - идеалом , но и уровень духовного развития подключенной мыслесферы . Только на основе такой свободы выбора можно оценить и уровень духовного развития самого Человека, и качество нравственного воспитания мыслесферы , которое идет на Небесах .

Как результат, компонентный состав личности Человека приобретает следующий вид: - Био-Я , Социо-Я , гендерное-Я , Я , Цензор , ОНО , Супер-эго .

Такая схема дает конкретное понимание тех существенных изменение, которые произошли в психическом аппарате человека. Компонента Я – идеал , перестала отображать высшие нравственные установки, и, полностью заменена теми влечениями, которые генерирует сама мыслесфера . Эти влечения намного превышают уровень влечений генерируемых Супер-эго человека и фактически подавляют их. Поэтому можно считать, что человеческое Супер-эго также полностью заменено Супер-эго мыслесферы . При этом волевые императивы Супер-эго таковы, что приобретают доминантную форму в сознании человека, подавляют функциональную активность остальных компонент и начинают полностью определять характер его поведения. Человек перестает быть общественным существом, а превращается в индивида сосредоточенного на безусловном исполнении своих внутренних установок.

Какой же страшной и уродливой такая личность предстаёт перед общественным миром. Для неё нет никаких ограничений в своем самоутверждении.

Казалось бы, такую вседозволенность можно списать на патологические психические отклонения, но тогда чем объяснить притягательность таких личностей со стороны других людей. Не является ли объяснением такого к ним повышенного внимания то, что Супер-эго в непосредственном виде отражает влечения людей, генерируемых собственным Супер-эго , но подвергающимся подавлению в Цензоре за счет влияния Я – идеала .

Спрашивается, зачем позволять подключаться такой духовной сущности мыслесферы к человеческому сознанию?

Могу только высказать предположение, что в этом проявлена суть Божественных нравственных принципов, когда всегда предоставляется возможность, последний шанс, как-то выйти из богоборческой парадигмы, встать на путь постижения истинной свободы. Возможно Святой Князь Владимир, как раз и является примером подобного перерождения. Ну а если такого перерождения не происходит, то по окончанию человеческого воплощения такой мыслесферы , для неё предопределен один единственный путь – путь в Ад.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Существует мнение, что человек придумал бога для того, чтобы не сойти с ума от незнания самого себя.

Нам только кажется, что много знаем о себе и обществе, в котором живем. Конечно, трудно признаться в своем невежестве, но существует вполне объективная причина, не позволявшая вскрыть истинные мотивы и закономерности нашего поведения. Что эта за причина?

Итак, в науке о мозге появилось открытие, сопоставимое по значению с расщеплением атомного ядра в физике. По странному совпадению, это тоже расщепление, но не ядра, а мозга. В нас, оказывается, находится не один, а два совершенно разных человека. Они действуют поочередно. Причина в строении нашего мозга. Он состоит из двух полушарий. Полушария соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело - белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя нашими полушариями.

В двойственной природе человека и заключается основная причина отсутствия у нас надежных знаний о человеке и обществе. До сих пор пытались безуспешно найти закономерности поведения одного человека в нас, а их оказалось два, причем совершенно разных.

«В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии. Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности…

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Такая операция была произведена на нескольких больных, она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии.

Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит, анализирует созданные образы. Правое полушарие создает образы нашего мира, а левое полушарие проверяет их на соответствие логике и реальному миру. Если ведущим оказывается правое полушарие, то образы нашего мира чаще всего носят мифологический характер. А когда левое, то наши образы проверяются на состоятельность, проверяются на соответствие логике и реальной действительности. В первом случае мы воспринимаем мир эмоционально, а во втором рационально. Правое полушарие можно назвать художественным, а левое - логическим. По этой причине и принято в России делить интеллигенцию на творческую и техническую, в зависимости от того, какое полушарие у этих людей оказывается более востребованным в их деятельности, какое из них чаще бывает ведущим, а какое ведомым.

По существу, опираясь на двойственную природу человека, нужно изменить современные взгляды на нас самих и общество, в котором мы живем, нужно создавать общественные науки заново, практически с нуля. Несмотря на громадное множество научных работ, ученых и научных учреждений по уровню развития общественных наук мы находимся на уровне средневековья по сравнению с естественными науками. Недаром некоторые делят науки на естественные и противоестественные (общественные). По этой причине мы не можем успешно решать важнейшие социальные, экономические и политические проблемы.

Но встает вопрос, а хотим ли мы узнать себя и общество, в котором мы живем такими, какие мы есть на самом деле?

Вопрос не риторический. Например, влюбленный человек не хочет слышать о фактах, противоречащих созданному им образу любимой. Недаром говорят о слепой любви и ненависти. Позволить обнажить себя и общество не такая уж простая задача. Нужно сильно захотеть, чтобы увидеть себя и общество такими, какие мы есть на самом деле, а не такими как нам кажется.

Если оставить в стороне физиологию работы мозга, то двойственную природу человека можно выразить следующим образом:

В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека. Один - социальный (коллективный), другой - индивидуальный (эгоистичный). У них разные мотивы деятельности. У индивидуального человека мотивы деятельности находятся внутри нас. У социального человека мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Эти два разных человека постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого из нас.

Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.

Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов деятельности – главный фактор, который влияет на результаты деятельности людей и их психическое состояние.

Если расхождение высокое, то наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).

Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, то он находится в максимально комфортных условиях и добивается высочайших результатов.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД ИЗ ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

По этой причине нужно, прежде чем что-то читать и слушать кого-то, спросить себя, а для чего это написано или сказано? Что хотят авторы - хотят ли они воздействовать на нас в нужном для них направлении или передать какаю-то ценную нам информацию о реальной действительности?

Человек является бинарным существом. Он обладает двойственной природой: он одновременно и биологическое, и социальное существо. Такая двойственность становится причиной различных дискуссий, которые разворачиваются в научных трудах по философии (рефератах, монографиях, диссертациях и др). Именно эту двойственность биологического и социального в человеке философия и пытается понять.

Биологическое и социальное в человеке по философии кратко можно представить следующим образом.

Человек — биологическое существо, поэтому включен в биологический вид Homo Sapiens.

У этого вида есть ряд видовых признаков:

  • длительность жизни;
  • половая принадлежность;
  • расовые различия;
  • детородный возраст женщин;
  • наследственность (есть отдельные врожденные особенности, реализуемые только в обществе).

У каждого человека уникальный набор генов, что делает его неповторимым и уникальным. Все люди вне зависимости от расы и народности принадлежат к одному виду, а это значит, что они равны в правах — их называют правами человека.

Человеческие задатки и особенности формируются биологически, но в условиях социума. К примеру, у людей есть способность усваивать язык, но происходит это только в обществе.

Если говорить о биологическом и социальном в человеке кратко, то можно сказать, что человек — единство социального и биологического уровней, что и формирует человеческую личность.

Особенности борьбы биологического и социального в человеке

Человек представляет собой единство и борьбу противоположностей — социального и биологического в человеке. Младенец обладает всеми анатомическими и физиологическими признаками человека. Но, в отличие от животных, у которых поведенческие программы и образ жизни обусловлены генетически, человек усваивает такие программы в обществе — путем усвоения культуры. Не усвоив программы в раннем возрасте и будучи оторванным от общества, человек не сможет стать человеком.

Биологическое преобразуется в социальное путем социализации — в ходе освоения всего культурного поля. Как результат — происходят изменения в способе проявления человеком его видовых признаков. Например, благодаря развитию науки и медицины, люди научились справляться с многими наследственными заболеваниями.

Реализация социальной сущности человека

Человек реализует свою социальную сущность посредством определенных факторов в зависимости от природных задатков и социальный предпочтений (политических, нравственных, экономических, религиозных и др).

Среди этих факторов выделяют:

  • телосложение и внешность;
  • здоровье;
  • духовное состояние.

Человек сам влияет на свое становление как личности, а не является просто пассивным материалов для общества. В этом случае он является социальным существом.

Деятельность человека

У человека есть специфическое отношение к миру — деятельность. Она представлена процессом, в ходе которого человек творчески преобразует природу, выступая в роли субъекта деятельности, и делая природу объектом своей деятельности.

Труд, как материально-преобразующая предметная деятельность, способствует становлению и развитию человеческих качеств. Осознание себя субъектом деятельности крайне важно: так мы понимаем, что именно мы совершаем действие, а через действие осознаем свое бытие и связываем его с бытием других людей и всего мира. У бытия есть разные формы и слои. Каждый из них доступен человеку и актуализируется в процессе его деятельности.

Биологические потребности человека

Биологические потребности — то, что есть общего у животных и людей.

Потребности — особое состояние открытой системы животного и человека, которое характеризуется противоречием между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.

Люди и животные удовлетворяют свои потребности по-разному.

Животные удовлетворяют свои потребности непосредственно, а люди — опосредованно. Важно отметить момент ингибирования.

Ингибирование — способность человека сдерживать удовлетворение естественных инстинктов и переносить их на будущее, удовлетворять их в определенных культурой формах и условиях.

Ингибирование играет важную роль в процессе антропосоциогенеза.

Процесс жизнедеятельности — удовольствие и воспроизведение нужд. Человек в ходе жизнедеятельности способен не только удовлетворять и воспроизводить потребности, но и развивать новые. Социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека — как социального существа.

Социальная сущность человека

Социальная сущность человека первого порядка

В любой своей форме человеческая жизнедеятельность — процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Эти потребности осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям, в которых он существует. Такое понимание человеческой сущности не раскрывает специфику ее жизнедеятельности, которая существенно отличается от жизнедеятельности животных.

Основа, которая обусловила выход человека из животного мира, процесс существования и развития — труд — остается без внимания.

Социальная сущность человека второго порядка

Человеческая жизнедеятельность — непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей на основе материального производства. В ней особой необходимостью является производство орудий труда. Человеческое начало принято видеть именно в производстве и совершенствовании орудий труда — это становится особой социальной потребностью.

Главное условие бытия человека — работа. Таким образом, материальное производство является специфическим человеческим способом жизнедеятельности. Задача — создать новые и более совершенные орудия труда, с помощью которых можно удовлетворять жизненные потребности, облегчить труд и обеспечить рост производительности этих орудий.

Человек, занимаясь материальным производством, воздействует на природу — так возникает очеловеченная природа. Труд здесь — способ создания средств удовлетворения потребностей и условие возникновения новых.

Социальная сущность человека второго порядка происходит в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.

Социальная сущность человека третьего порядка

Жизнедеятельность человека — непрекращающийся процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Они осуществляются в системе общественных отношений. Воспроизведение общественных отношений здесь — особая социальная потребность. Этот уровень сущности человека осуществляется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности, направленной на их воспроизведение.

При этом материальное производство осуществляется людьми совместно. В ходе этого процесса люди вступают между собой и с природой в качественно новые по сравнению с животными отношения. Общение здесь — все общественные отношения, в которые вступает человек: личные, политические и др.

Язык как система закодированного знания — орудие общения.

Социальная сущность человека четвертого порядка

Говоря о жизнедеятельности человека, мы говорим о процессе сознательной, целесообразной и целенаправленной деятельности. Такая деятельность связана с познанием и преобразованием мира с целью обеспечить удовлетворение потребностей. Это процесс, где воспроизведение и производство новых целей — особая социальная потребность: потребность в целеполагании. У человека есть разум, поэтому первоначально он ставит перед собой цель, а затем ищет пути, чтобы ее достичь.

Социальная сущность человека пятого порядка

Жизнедеятельность человека — процесс свободной, творческой и преобразующей деятельности. Такая деятельность направлена на окружающую действительность и самого человека — чтобы обеспечить его существование, функционирование и развитие.

Осуществляется она в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по осуществлению этой свободы и ее воспроизводству. Такая потребность — интегративная.

без OOO, тогда и крыша может встать на место у вас. Если верно истолкуете.

С одной стороны ты дурак
а с другой лентяй.
двойственность.
дуализм

С одной стороны ты животное - инстинкты и рефлексы.
С другой стороны ты разумная, духовная личность.

Взаимопроникновенность и вечный антагонизм духа и плоти

Добро и зло делает человек. Нравственная позиция .Например животные умеют только одно делать: или свинство или молоко дать. Человек может и молоко дать и насвинячить в стакан.
Еще есть понятие как душа и плоть. Двойственная природа.

"Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"

у челвоека есть материальная составляющая, его тело.
И есть нематериальная - дух и душа.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Насколько эмпатичны животные?

При просмотре фильмов мы не можем удержаться от того, чтобы не сопереживать героям на экране. Мы приходим в отчаяние, когда видим, как они тонут вместе со своим гигантским кораблем; мы ликуем, когда они смотрят в глаза давно потерянных возлюбленных. У всех зрителей в зале наворачиваются слезы, хотя мы всего лишь сидим в кресле, глядя на экран. Эмпатия знакома всем нам, однако прошло очень много времени, прежде чем ее стали воспринимать всерьез как тему для исследования. Так как на вкус прагматичных ученых она была слишком неопределенной и размытой, то ее обычно валили в одну кучу с телепатией и другими сверхъестественными явлениями.

Времена изменились, и мои шимпанзе недавно продемонстрировали убедительный довод в пользу существования у них сопереживания во время визита Кэролин Зан-Векслер, одной из первых исследователей эмпатии у детей. Мы с Кэролин отправились осматривать группу шимпанзе в Центре Йеркса. Среди обезьян была одна самка по имени Тай, которую чрезвычайно сильно влекло к людям. По сути, ее больше интересовали мы, чем сородичи-шимпанзе. Каждый раз, как я появлялся на смотровой вышке, выходившей на вольер, она бросалась вперед, издавая громкое приветственное пыхтение. Я всегда приветствовал ее в ответ и разговаривал с ней, после чего она усаживалась и наблюдала за мной, пока я не уходил.

Но на этот раз я был так поглощен разговором с Кэролин, что едва поднял голову. Поскольку я не поприветствовал Тай, беседа была прервана громкими, пронзительными воплями, привлекшими наше внимание. Тай начала бить себя, как это делают шимпанзе, закатывая истерику, вскоре ее окружили сородичи и начали обнимать, целовать или придерживать, чтобы успокоить. Я тут же понял, почему она устроила такой переполох, и горячо поприветствовал ее, протянув к ней издалека руку. Я объяснил Кэролин, что эта шимпанзе почувствовала, что ею пренебрегли, потому что я с ней не поздоровался. Кэролин с легкостью узнала этот сценарий. Тай с широкой нервной ухмылкой продолжала смотреть на меня, пока наконец не успокоилась.

Не так давно считалось, что для эмпатии необходим язык. По какой-то причине множество ученых рассматривают язык как источник человеческого разума, а не как его продукт. Поскольку проявления сочувствия наблюдаются у годовалых малышей еще до того, как они начинают говорить, исследования Кэролин показали, что эмпатия появляется задолго до развития речевых навыков. Это также приложимо и к исследованиям животных, то есть существ, по определению бессловесных. Ее исследовательская группа обнаружила, что домашние питомцы, такие как кошки и собаки, огорчались так же, как и дети, когда члены семьи изображали неприятные переживания. Животные ходили вокруг страдальцев, клали голову им на колени с таким видом, будто сочувствовали. Если оценивать их по тем же стандартам, что и детей, то можно сказать, что животные тоже проявляли эмпатию.

Реакция эмпатии — одна из сильнейших, в действительности она даже сильнее, чем пресловутая любовь обезьян к бананам. Об этом впервые сообщила русский психолог начала XX в. Надежда Ладыгина-Котс, которая растила молодого шимпанзе по имени Иони. Каждый день Котс приходилось сталкиваться с его буйным поведением и непослушанием. Она обнаружила, что единственный способ заставить Иони слезть с крыши ее дома — это воззвать к его доброму отношению к ней:

Если я притворяюсь плачущей, закрываю глаза и всхлипываю, Иони мгновенно бросает все свои игры и занятия и быстро прибегает ко мне, взволнованный, весь взлохмаченный, из самых удаленных мест своего пребывания, с крыши дома, по которой только что лазал, с потолка его клетки, откуда я не могла его сместить и согнать вниз несмотря на самые усиленные свои просьбы и зовы.

Ребенком я невольно повторял движения других людей, особенно если был увлечен каким-то активным занятием, например спортом. В какой-то момент я это осознал и постарался подавить привычку, но не смог. У меня есть моя фотография во время волейбольного матча, когда я подпрыгиваю и будто бы бью по мячу, хотя на самом деле мяч находится у одного из моих братьев. Я просто проигрываю, повторяю то, что, по моим представлениям, должен делать с мячом он. Такую тенденцию легко заметить, когда родители-люди кормят своих малышей. Поднося ложку с липкой кашицей к губам ребенка, взрослые открывают собственный рот, когда ребенок должен открыть свой, и часто за этим следуют движения языка — одновременно с движениями языка ребенка. Точно так же, когда дети подрастают и участвуют в школьном спектакле, родители, сидящие в зале, губами проговаривают слова, которые должны произнести их чада.

Во всех этих исследованиях вероятным объяснением является не забота о благополучии другого, а огорчение, вызванное его страданием. Такая реакция обладает огромной ценностью для выживания. Если другие демонстрируют cтрах и огорчение, то, возможно, и вам следует забеспокоиться. Если одна птица из стаи вдруг резко взлетает, все остальные птицы тоже взлетят — даже раньше, чем поймут, что происходит. Оставшаяся птица может стать чьей-нибудь добычей. Вот почему и среди людей так быстро распространяется паника.

Мы так запрограммированы: нам совершенно не нравится видеть и слышать боль других. Например, маленькие дети часто огорчаются, на глаза их наворачиваются слезы — и они бегут к матери за утешением, когда видят, как другой малыш упал и плачет. Они не беспокоятся за другого ребенка, но их захлестывают и переполняют эмоции, демонстрируемые им. Только позже, когда дети научаются отделять себя от других, они могут отличить чужие эмоции от своих. Однако развитие эмпатии начинается безо всякого различения, возможно подобно тому, как дрожание одной струны заставляет вибрировать другую, производя слаженный звук. Эмоции обычно пробуждают схожие эмоции: от смеха и радости до хорошо известного явления — целой комнаты плачущих малышей. Теперь мы знаем, что области, отвечающие за способность поддаваться чужим эмоциям (эмоциональное заражение), располагаются в столь древних отделах мозга, что они у нас являются общими с такими разными животными, как крысы, собаки, слоны и мартышки.

Подробнее читайте:
Вааль де Ф. Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека / Франс де Вааль; Пер. с англ. [Анны Олефир] — Альпина нон-фикшн, 2021. — 404 с

Читайте также: