Этика деятельности руководителя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторитет руководителя – это влияние человека на коллектив, который он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями и умениями работать с людьми.

В зависимости от того, какой стиль управления имеет руководитель, и строятся его взаимоотношения с коллективом.

Характеристика отношений между руководителем и подчиненными.

1. обратные связи

Подчиненные стремятся побыстрее узнать оценку своей работы у руководителя, который обязан вовремя дать эту оценку

2. определенная доля свободы

Опираясь на глубокое изучение характера своих подчиненных, руководитель должен решить, кому дать полную свободу действий, а кто должен действовать по приказу

3. отношение к работе

Рассматривает усилия подчиненных как должное

Хвалит за полученные результаты

Руководитель должен трезво оценивать роль работы в жизни людей: не преувеличивая и не преуменьшая ее. Руководитель должен помочь работнику найти место работы в своей жизни.

4. ориентация на результат работника

Делает упор на сроки выполнения

Делает упор на поощрение

Руководитель должен знать, как правильно оценить трудовые достижения подчиненных, принимая во внимание как сам результат, так и состязательный элемент трудового процесса

5. повышение по службе

Основание – подчиненный должен быть всегда на своем рабочем месте

Основание – эффективность и качество труда

Нормальным путем сделать карьеру – это выполнять свои повседневные обязанности, а роль хорошего руководителя – подсказать работнику, что у него есть шанс продвинуться в карьере.

6. личное поведение

Сугубо официальные отношения

Руководитель должен уважительно относиться ко всем подчиненным без исключения. Особенностью взаимоотношений с руководителем должны опираться на взаимность.

На авторитет руководителя оказывается влияние, которое выражено в нормах профессиональной этики:

1. демократическое общение руководителя с подчиненными – доступность руководителя, внимательность, умение создать атмосферу доверия, вежливость и корректность в общении, ответственное отношение к данным.

2. подтянутость, аккуратность, четкость в манере поведения

3. внешняя сторона поступков должна соответствовать поступками руководителя

4. культура речи должна быть основана лингвистических умениях и навыках (умение подбирать слова, эмоциональная окраска речи, правильный темп и тембр голоса, своевременное включение пауз и т.д.)

5. общие правила общения с работниками:

5.1. необходимо проявлять интерес к людям

5.2. умения давать указания

5.3. стараться запоминать имена подчиненных

5.4. при личных встречах с руководителями подчеркивать чувство собственного достоинства и подчиненных

5.5. нельзя высмеивать и осуждать людей

5.6. уметь приветствовать людей

5.7. уметь слушать людей

6. уметь разбираться в людях

7. умение убеждать

8. умение организовать работу подчиненных и распределить между ними конкретные задания

9. руководитель должен четко понимать, каких результатов он ждет от подчиненных

10. умение организовать контроль за работой подчиненных.

Управление межличностными отношениями в коллективе. (этический аспект)

Коллектив – это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп и отдельных личностей.

Личность – это конкретный человек со всей совокупность его общественных отношений, психологических и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним духовным миром.

Индивидуальность – это какие-либо особенности человека, делающие его непохожим на других людей.

Производственный (организационный) коллектив выполняет 2 взаимосвязанные функции: экономическую и социальную.

Экономическая функция является ведущей, заключается в том, что коллектив осуществляет совместную деятельность, в результате которой создаются ценности.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, общаться, получать признание, участвовать в управлении и общественной деятельности, реализовывать свое право на отдых, возможность улучшать жилищные условия, право на образование и т.д.

знакомство руководителя с подчиненными (стиль должен быть авторитарным), постановка целей.

Происходит процесс формирования коллектива, люди присматриваются к друг другу и к руководителю, а он изучает своих подчиненных. Руководитель знакомит коллектив с задачами, распределяет обязанности, определяет режим работы, организует выполнение заданий. Серьезное внимание руководитель должен уделять контролю за исполнением своих распоряжений.

Микрогруппы формируются на основе личных интересов и особенностей, выявляются наиболее энергичные и сознательные люди, формирующие актив. Эти люди обычно помогают руководителю. Выделяются люди добросовестные, но пассивные, не проявляющие интереса к работе. Выделяются люди недоброжелательно настроенные по отношению к руководителю. Руководитель должен, опираясь на актив, стимулировать добросовестных, инициативных и пассивных работников, но более жестко вести с нарушителями и формировать определенное общественное мнение о них в коллективе. В дальнейшем, управление в коллективе должно производиться через актив. Нельзя разрушать сформировавшиеся микрогруппы, если они не нарушают общий настрой коллектива. Стиль руководства более демократичный.

Высшая стадия развития коллектива.

Все члены коллектива предъявляют моральные требования по отношению к себе и его членам. Руководитель должен выбрать максимально демократичный стиль и стать выразителем и представителем данного коллектива в обществе.

Морально-психологический климат коллектива – это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое, результате деятельности и формировании общественного мнения о данном коллективе.

Морально-психологический климат зависит от следующих факторов:

сфера деятельности организации

уровень образования коллектива

творческий и интеллектуальный потенциал работников, их физическое состояние

Сущность этики руководителя и основная задача управленческой этики

Этика руководителя представляет собой систему норм нравственного поведения управленца, которая основывается на:

  • учете и понимании психологии сотрудников
  • культуре управления
  • умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с коллегами, подчиненными и вышестоящим менеджментом и т.д.

Основная задача управленческой этики состоит в поддержании эффективных механизмов взаимодействия как внутри коллектива организации, так и между руководителем и его подчиненными.

Нормы этического поведения руководителя собой представляют набор правил, основывающихся на знаниях этики. В целом, эти нормы определяют уважительное и ответственное отношение руководителя к своим подчиненным, а также к внешнему окружению.

Как в своем общечеловеческом поведении, так и в профессиональном, современный руководитель должен выступать в роли примера для своих сотрудников. Руководитель должен являться:

  • эффективным организатором трудового процесса
  • высококвалифицированным специалистом своего дела
  • высококультурным человеком, владеющий знаниями в области этики бизнеса.

Основные задачи, стоящие перед руководителем современного типа

Перечислим основные задачи, которые по мнению А. Дж. Стрикленда и А. Томпсона должен решать современный руководитель-лидер:

  • руководитель должен быть всегда в курсе происходящего во вверенном ему коллективе
  • руководитель должен всячески поддерживать высокий уровень корпоративной культуры, что дает возможность организации эффективно функционировать и соответствовать выбранной стратегии
  • поддерживать компанию в состоянии, которая соответствовала бы изменяющейся внешней среде (при этом организация должна быть всецело открыта для новых возможностей и инноваций)
  • избегать конфликтов, противоборства интересов и стараться всячески обеспечивать консенсус при разработке корпоративной стратегии и формировании политики
  • поддержать этические нормы в организации на высоком уровне
  • осуществлять корректирующие действия, направленные на совершенствование стратегии и эффективное выполнение стратегических показателей.

Готовые работы на аналогичную тему

4 наиболее распространенных стиля руководства

В управленческой практике наиболее широкое распространение получили следующие 4 основных стиля управления:

Управленческая этика - совокупность моральных норм, относящихся к поведению руководителя. Совокупность базируется на принципах:

- Понимания психологического состояния сотрудников и учет этого состояния в рабочем процессе

- Контроль собственных чувств в деловых отношениях

Первостепенной задачей этики руководства является стабильная поддержка эффективных подходов взаимодействия персонала, как внутри коллектива компании, так и непосредственно с начальством. Базируясь на научных знаниях этики, управленческая этика является набором правил, регулирующих деловые отношения в ключе взаимоуважения и ответственности. Начальник должен служить эталоном среди сотрудников в общечеловеческом и в профессиональном плане.

- Являться высококвалифицированным профессионалом

- Владеть знаниями управленческой этики

- Уметь эффективно организовывать трудовую деятельность

Задачи руководителя современного типа

Ниже перечислены основные задачи современного руководителя-лидера, сформулированные Стриклендом и Томпсоном:

- Руководитель обязан быть осведомленным о всех происходящих событиях в трудовом процессе

- Обязательно должна поддерживаться корпоративная культура, позволяющая компании успешно функционировать в рамках выбранной стратегии

- Руководителю необходимо учитывать внешние изменения в мире и поддерживать в компании состояние открытости для инновационных технологий

- Нужно стараться разрешать конфликтные ситуации путем обеспечения консенсуса при формировании общей корпоративной стратегии

- Необходимо обеспечивать поддержку этических норм в компании

- Требуется осуществлять регулирование выбранной стратегии во время контроля стратегических показателей

Основные стили руководства

Прочно закрепились в управленческой деятельности 4 стиля управления:

Либеральный. Такой стиль характеризуется, прежде всего, абстрагированием руководителя от деталей рабочего процесса и возложением локальной ответственности на некоторых сотрудников коллектива. Данный стиль управления необходим, когда каждому сотруднику нужно дать возможность продемонстрировать свой креатив, свое видение решения какой-то задачи и позволить реализовать личные замыслы и идеи. Либеральный стиль используется широко в творческих мероприятиях и в некоторых случаях венчурного бизнеса.

Проблемно-целевой. Этот стиль имеет очень много общего с авторитарным стилем, но при этом, руководитель оказывает влияние на трудовой процесс только при возникновении какой-либо острой проблемы, требующей безотлагательного принятия решения. Проблемно-целевой стиль чаще всего применяется, когда необходимо добиться быстрого эффекта и имеются жесткие ресурсные и временные ограничители.


В статье вы узнаете, что собой представляет профессиональная этика; чем этика отличается от этикета; какие особенности предполагает профессиональная этика руководителя; как эффективно решать этические проблемы в коллективе?

17 принципов профессиональной этики руководителя

  1. Не следует делать то, что в ваши долгосрочные планы не входит, либо в интересы компании.
  2. Никогда не стоит делать то, о чем потом нельзя будет сказать.
  3. Не делайте то, что не будет способствовать развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
  4. Не нарушайте закон.
  5. Никогда не делайте то, что не стали бы себе советовать.
  6. Никогда не стоит делать что-то вредное для общества, в котором живете.
  7. Не делайте то, что может навредить слабым.
  8. Не делайте то, что может ограничить права и свободы других лиц.
  9. Никогда не нужно делать то, что может стать преградой для самореализации и саморазвития других лиц.
  10. Поступайте всегда так, чтобы способствовать росту дохода предприятия, оставаясь при этом в рамках закона.
  11. Проявляйте интерес к людям, будьте к ним внимательными.
  12. Старайтесь запоминать подчиненных по именам.
  13. Необходимо уметь давать указания подчиненным.
  14. Важно уметь приветствовать людей.
  15. Запрещено осуждение, высмеивание людей, нужно уметь ставить себя на место стороны оппонента.
  16. Развивайте и поддерживайте в служебных отношениях чувство собственного достоинства каждого работника, творческий подход к делу и инициативу.
  17. Слушать людей.

Придерживаюсь довольно простых правил управления – не унижать, не оскорблять, хвалить можно и наедине, и публично, но ругать только при общении один на один. При этом важно стараться быть объективным в любой ситуации, не пытаясь закрыть глаза на проблему. При наличии противоречий в отношениях с кем-то из подчиненных, для решения проблемы стараюсь наладить открытое общение, ведь замалчивание лишь будет усугублять проблему.

Из чего состоит профессиональная этика

1. Индивидуальная (персональная) этика человека. Обусловлена индивидуальными принципами и нормами человека, прежде всего, моральными, также профессиональным, жизненным опытом, наличием образцов для подражания, стремлением к этичности поведения.

  • уважение права самостоятельности других людей;
  • переживать за благополучие других;
  • принципы честности и надежности;
  • справедливые решения и действия;
  • добровольное следование закону, уважение к социальному порядку;
  • возможность приносить пользу, личная благотворительность;
  • предотвращение вредных последствий;
  • отказ от преимущества над другими.

2. Профессиональная этика руководителя заключается в нравственности должностного лица, поддержании профессиональной чести и ответственности. Проявляться этика менеджера будет следующими факторами: понимание задач и целей руководителя; следование принципам культуры поведения и культуры отношений; соответствие руководящей должности.

Для каждого руководителя на любых уровнях необходимы:

  • высокий профессионализм;
  • уверенность в себе, способность влиять на подчиненных;
  • надежность и ответственность;
  • самостоятельность;
  • коммуникабельность, отличные организационные качества;
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • приоритеты личного примера при взаимодействии с подчиненными;
  • терпимость к слабостям подчиненных;
  • разумное отношение к критике;
  • взаимоуважение;
  • адекватная оценка своих подчиненных.

3. Корпоративная этика компании, где работает менеджер. Корпоративная этика основана на системе моральных ценностей и норм, регулирующих этические отношения в компании. Определяется спецификой деятельности, целями предприятия, сложившимися стереотипами поведения.

Никогда не указывайте и не приказывайте

Алексей Сухенко, Генеральный Директор российского представительства Trout&Partners, Москва

Придерживаюсь принципов концепции эмоционального интеллекта – современным миром правят желание понять другого человека, терпимость, что выражается в корректные адекватные формы общения. Подобный принцип управления гораздо эффективнее авторитарного.

4. Кодексы профессиональной этики работающих в организации сотрудников. Профессиональная этика представлена комплексом принципов, норм и правил поведения, обязательств, которых необходимо придерживаться представителям разных профессий. Она имеет важное значение для профессий, где предметом труда является человеческая личность. В том числе у педагогов, врачей и социальных работников. Профессиональная этика предъявляет особые требования, которые носят общий и частный характер: профессиональная солидарность, индивидуальная форма ответственности, которая скорректирована под определенный вид деятельности, специфическое понимание профессионального долга и чести.

Этические нормы руководителя: правильное и неправильное поведение

Этические нормы в бизнесе представлены ценностями и правилами этики, которые должны соблюдаться сотрудниками и руководителями организации. Могут быть разные варианты.

1. Этические и нормативные нормы соответствуют друг другу. За счет этого выполнение норм облегчается. В частности, следование законам, учитывая этичность законопослушания.

2. Поведение руководителя неэтично, но оно не противоречит законам. Обычно этичное поведение менеджера не регламентируется на законодательном уровне. В числе возможных проявлений нарушений моральных норм на практике стоит отметить:

  • брань, грубость;
  • неуважение чужой точки зрения;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • сокрытие изобретений;
  • сплетни;
  • не соблюдается данное слово;
  • руководитель пренебрегает чувствами и здоровьем подчиненных;
  • аморальное поведение в быту;
  • унижение подчиненных;
  • принцип знакомства при подборе кадров;
  • подарки от подчиненных, заинтересованных и зависимых людей;
  • отказ от обязательств, принятых на себя;
  • раскрытие коммерческих и служебных секретов организации;
  • невозвращение долга в положенный срок;
  • раскрытие источника информации, которая была передана доверительным образом.

3. Поведение руководителя одновременно является и аморальным, и противоречащим закону.

Когда Генерального Директора уважают, а не боятся, его поручения слышат

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры, Москва

Следование принципам этикета при общении руководителя и коллектива повышает лояльность к гендиректору и организации в целом. Если гендиректора уважают, а не боятся, его поручения будут учитываться и выполняться – с пользой для обеих сторон. Важно придерживаться этики деловых отношений всем – от топ-менеджера компании до курьера. Если некорректно обратиться к курьеру, он может доставить документ с задержкой.

В чем суть этических дилемм руководителя

Этические дилеммы могут быть вызваны следующими причинами:

Как решать этические дилеммы

1. Утилитарный подход. Руководителю, принимающему управленческое решение, следует проводить анализ воздействия каждого варианта в отношении заинтересованных сторон. Далее должна быть выбрана альтернатива, которая будет способствовать максимальному эффекту для наибольшего количества людей.

2. Индивидуалистический подход. Морально приемлемы в данном случае действия человека, которые будут полезны для него в долгосрочной перспективе. Руководитель на основании этого будет судить про этичность своих решений и действий. К категории допустимых относятся действия, которые приносят в сравнении с другими альтернативами больше пользы, чем вреда. Индивидуализм предполагает поведение, выгодное для других людей – действия человека, соответствующие нормам, желаемым для общества. Однако он часто интерпретируется в качестве стремления лишь к личным целям. Следовательно, он не нашел широкое распространение в деятельности современных организаций.

3. Морально-правовой подход. Человек, в соответствии с данным подходом, имеет изначально фундаментальные права, свободу, которые могут ограничиваться либо нарушаться действиями со стороны других людей. Следовательно, будет считаться правильным решение, в котором учтены права лишь тех людей, которых касается. Для принятия управленческих решений требуется учет:

  1. Права на свободу согласия – возможно воздействие на другого человека только при условии его разрешения на это.
  2. Право на частную жизнь – человек в нерабочей обстановке будет поступать, как считает нужным, самостоятельно распоряжаясь сведениями о личной жизни.
  3. Право на свободу слова – у человека есть возможность аргументированной критики юридических и этических аспектов поступков со стороны других людей.
  4. Право свободы совести – у человека есть право отказа от выполнения приказа, противоречащего религиозным и моральным ценностям его личности.
  5. Право на жизнь и безопасность - у человека есть право защиты жизни, безопасности и здоровья.

4. Концепция справедливости. В соответствии с данной концепцией, основой этически правильного решения являются принципы честности, равенства и непредвзятости. Справедливость, с позиции руководства, может быть 3 типов:

  • распределительная – основой отношения между руководством и подчиненными должны быть объективные критерии. Например, за одинаковую задачу и мужчина, и женщина должны получать равное вознаграждение;
  • процедурная - честное руководство подчиненными, с понятными и четкими правилами, которые должны непредвзято воплощаться в жизнь;
  • компенсационная – ответственная сторона обязательно возмещает причиненный ущерб. Но людям не придется нести ответственность за события и решения, контролировать которые не могут.

Самый простой способ решить этическую дилемму руководителю

Например, можно воспользоваться полезным проверочным листом в случае этических дилемм:

Шаг 1. Распознайте и проясните дилемму.

Шаг 2. Получите все возможные факты.

Шаг 3. Перечислите все возможные варианты выбора.

Шаг 4. Проверка каждого варианта на основе 3 вопросов: Будет ли это законным? Будет ли это правильным? Будет ли это полезным?

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверка решения на основе 2 вопросов: Как буду себя чувствовать, если о данном решении станет известно моей семье? Как буду себя чувствовать, если информация о принятом решении будет опубликована местными СМИ?

Шаг 7. Предпринимается действие.

Что такое кодекс профессиональной этики

Профессиональные кодексы являются системой этических правил, ценностей и принципов, которые должны соблюдаться всеми работниками компании в своей профессиональной деятельности. Разработка кодексов в организации предполагает два возможных варианта:

  • разработка кодексов в целом для всей компании, включая общие этические правила в отношении руководства и всех исполнителей;
  • возможно создание кодексов под конкретные функциональные подразделения, при этом учитывая состав сотрудников, специфику деятельности, наличие этических проблем в коллективе.

Чтобы эффективно внедрить ценности и нормы, прописанные в этических кодексах, предполагается разработка дисциплинарных мер с утверждением наказания при их нарушении. Доводится сформированная система всем работникам. Они после ознакомления документа должны расписаться в документах.

В основе любых правил лежит здравый смысл

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры Москва

Сейчас в работе многих компаний действуют этические кодексы содержанием правил корпоративного этикета и деловых отношений. На практике же традиционные этические правила и корпоративные стандарты порой друг другу противоречат. Руководитель может сформировать личный этический кодекс для деловых отношений с подчиненными. Главное правило – помнить, что правила деловых отношений должны основываться на здравом смысле, конфессиональном и этническом сознании, этики деловых отношений, национальных традициях и эмоциональном интеллекте.

Структура этического кодекса

  • вводные положения – для чего предназначается этический кодекс организации, какие отношения будет регулировать;
  • основные правила;
  • отношение к заказчикам;
  • отношение сотрудника к компании;
  • взаимоотношения между сотрудниками - принципы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе и пр.;
  • отношение компании к персоналу;
  • заключительные положения – порядок ознакомления работников организации с этическим кодексом и пр.

Как контролировать соблюдение этического кодекса

Этика не регулируется на законодательном уровне. При управлении значительным коллективом гендиректор не может контролировать соблюдение принципов этического кодекса, либо следить за работой каждого сотрудника. Однако для соблюдения принципов утвержденного этического кодекса служба персонала должна организовать обсуждение корпоративных этических норм в коллективе – за счет анонимных опросов, фокус-групп, дискуссий на интернет-форумах. Распространенным способом стал и метод тайного покупателя.

Говорит Генеральный Директор

Александр Свириденко, Управляющий директор компании FancoLtd., Москва

В иностранных компаниях смогли убедиться в важности этического кодекса, но у нас пока этот вопрос не удостоен столь широкого признания. Пока этот метод в нашей стране перенимают в основном представители крупного бизнеса, но затем ожидается интеграция цивилизованных принципов деятельности для малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что стимулировать наших бизнесменов к этому будет перспектива выхода на мировые рынки.

Этика и этикет менеджера: в чем разница

Этика представлена правилами внутренней морали и нравственности относительно понятий добра и зла, сострадания, дружбы, совести и самопожертвования. А этикет является сводом правил внешнего поведения, неким ритуалом внешних отношений с окружающими, исторически сформировавшимся порядком поведения в обществе.

10 основных правил деловой этики руководителя

  1. Каждому руководителю необходимо уметь контролировать эмоции.
  2. Руководителя следует считать должностью, а не статусом. Нужно общаться на равных с людьми на любых должностях. Нужно уметь слушать и слышать людей, пытаясь понять их ситуацию и помочь.
  3. Руководителю не нужно принимать свое решение за истину. Подчиненные должны уважать, но не бояться руководителя. Не увольняйте и не штрафуйте работника за спор с руководителем. Для этого у него должно быть полное право.
  4. В работе руководителя главными принципами становятся вежливость и спокойствие.
  5. Каждому руководителю необходимо реально оценивать возможности и силы работников.
  6. Руководителю необходимо понимать, неудачи его работников значат и неудачи руководителя. Опытный руководитель должен уметь сделать среднего специалиста настоящим профессионалом.
  7. Руководитель должен быть примером для всего коллектива.
  8. Руководитель должен предотвращать конфликтные ситуации и споры на работе, а не поддерживать их.
  9. Руководителю следует не только ругать и делать замечания, но также мотивировать и поощрять работников. Только в таком случае сотрудники будут заинтересованы превзойти себя в очередной раз.
  10. Частые наказания говорят о плохом руководстве. Не стоит наказывать недобросовестных работников, с ними нужно просто расставаться. Поощрения и наказания – удел лишь работников, которых руководитель ценит.

Справка

Северо-Западная лесопромышленная компания(СЗЛК) объединяет группу российских промышленных предприятий, среди которых управляющая компания (Санкт-Петербург), Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (Калининградская область), Каменногорская фабрика офсетных бумаг (Ленинградская область), торговые дома и представительства в регионах России и странах СНГ. СЗЛК — крупнейший производитель бумаги и изделий из нее, входит в число пятнадцати наиболее динамично развивающихся предприятий Северо-Западного федерального округа.

Читайте также: