Что такое лексика в детском саду

Обновлено: 24.04.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система работы по формированию лексики

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры и задания для формирования лексики

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития речи по лексическим темам

В логопедии как педагогической науке понятие ,,общее недоразвитие речи” применяется к такой форме патологии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ,когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

При ОНР отмечается позднее её появление, скудный запас, аграмматизм, дефекты

произношения и фонемообразования.

Выделяется 4 этапа развития системной организации детского словаря.

1.Словарь ребёнка представляет собой набор отдельных слов.

2.Словарный запас начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребёнка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к данной ситуации ,образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребёнка название других элементов этой группы. Этот этап ещё называют ситуационным.

3.Тематический этап. Ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов и объединяет лексемы в тематические группы. Организация тематических групп вызывает развитие антонимии.

4.Четвёртый этап характеризуется возникновением синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Словарь быстро обогащается за счёт производных слов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребёнка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

Формирование лексики осуществляется по следующим направлениям:

-расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).

-уточнение значений слов.

-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов(денотативного, понятийного , контекстуального).

-организация семантических полей, лексической системы.

Данные направления работы положены в основу моей технологии формирования лексики.

1.Расширение объёма словаря.

Последовательность работы над расширением объёма словаря ребёнка зависит от программы детского сада, от основного словаря ребёнка. Материалом для изучения словаря детей являются:

-конкретные существительные из повседневной лексики

-редкоупотребительная предметная лексика

-конкретные существительные, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью

-прилагательные, характеризующие цвет, форму предметов

2 этап – формирование структуры значения слова.

Можно использовать следующие задания.

1)Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Н-р, огурец, свекла, помидор, морковь.

Собака, кот, овца, корова.

2)Закончить предложение и назвать слова- ,,неприятели”

Слон большой, а комар …

Камень большой, а пушинка …

3)Подобрать слова- ,,неприятели ”

день говорить большой близко

утро войти белый редко

друг нашёл высокий

4)Логопед просит рассказать ,что это за предмет, дать его характеристику(внешний вид, вес, форма, материал, из каких элементов состоит, как используется).

5)Объясни значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса.

6)Угадай обобщающее слово по признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет.

- Растут на грядке в огороде, используются в пище.

-Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, обуваем на ноги?

7)Угадай название предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Н-р, что это? овощ, круглый, красный, вкусный.

3.Формирование лексической системности

Проявляется в характере вербальных ассоциаций, в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Для этого используются следующие задания:

1)Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните или какое придёт в голову.

Стол, посуда, стоит, жёлтый.

Можно задать вопрос: Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?

2)Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Задаётся вопрос: ,,Почему ты так разложил эти картинки”

3)Назови ,,лишнее” слово и объясни, почему оно ,,лишнее”

Среди существительных, прилагательных (слабый, ломкий, долгий, хрупкий);

среди глаголов (приехал, прибыл, убежал, прикатился).

4)Разложи картинки по сходству.

Выставляется вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, стол, забор, масло, сыр, хлеб, бублик.

Предлагается положить свою картинку к одной из четырёх картинок и объяснить, почему он положил именно так.

4.Формирование синтагматических связей.

Эта работа предполагает точное употребление слов в речевом потоке (в словосочетаниях, предложениях, тексте).Используются следующие задания:

1)Кто как передвигается?

3)Кто как голос подаёт?

4)Что какие звуки издаёт?(дверь скрипит, листья шелестят)

5)Когда человек ест?

6)Кто что умеет делать?

На этом этапе проводится работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами.

В предлагаемых рекомендациях приведены основные направления работы, даны образцы заданий и упражнений для формирования лексики у дошкольников с ОНР 5-7 лет. Помимо игр на развитие словаря представлены игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания и голоса, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для губ, щёк, языка, психогимнастика, пластические этюды.

Используя эти упражнения в работе, логопеды и воспитатели коррекционных групп помогут детям расширить объём словаря, активизировать его, уточнить знания об окружающей действительности, уточнить значение слов, сформировать семантическую структуру слова.

Основным методом в данной работе является дидактическая игра, а вспомогательными – экскурсии и наблюдения.

Методические рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами и воспитателями как в непосредственной образовательной деятельности, так и индивидуальной работе с детьми.

Благодаря этой системе работы, мы добиваемся хороших результатов. Наши выпускники имеют богатый словарный запас, у них сформирован грамматический строй. Дети выражают свои мысли развёрнутыми, грамматически правильными предложениями.

Дидактические игры и задания для формирования лексики

1. Развитие ассоциаций.

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например :

а) Овощи и фрукты.

б) Домашние и дикие животные.

в) Домашние и дикие птицы

г) Посуда и мебель.

д) Одежда и обувь.

е) Птицы и насекомые.

Примерные серии картинок:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов

Тарелка и миска

Помидор и тыква

Грузовик и легковая машина

Самолет и птица

6. Разложите картинки по сходству .

На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Примерные серии картинок:

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

9. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

10. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

11. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

12. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Гвоздь — молоток, шуруп.

Дом — крыша, книга.

Квадрат — куб, круг.

Птица — яйцо, растение.

Хорошо — лучше, медленно.

Огонь — пожар, вода.

Зерно — амбар, деньги.

Электричество — выключатель, вода.

Одежда — голый, обувь.

Школа — обучение, больница.

Человек — ребенок, собака.

Резина — шина, сталь.

Птица — гнездо, человек.

Пальто — пуговица, ботинок.

Утро — ночь, зима.

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

§ для прикрепления бумаги к доске;

§ можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

§ сдать в металлолом;

§ провести маленький круг (окружность);

§ положить на стол и т. д.

Гвоздь — . ботинок — . помидор — . шнурок — . одеяло — .

14. Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Возможны два варианта:

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — . дом — . дерево — . часы — .

16.Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

17.Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов: мяч, солнце, шар — .

тарелка, ваза, чашка — .

лист, трава, крокодил — .

18. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

19. Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять.

— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

20. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов . Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.

— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует.

— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы.

— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

Современный русский язык постоянно пополняется словами, пришедшими из других языков. Многие из них стали для нас привычными и общеупотребительными. Дошкольники также используют их в речи. Но зачастую значения многих слов им непонятны.

Предлагаемые в статье задания и упражнения призваны расширить словарь детей, сделать их лексикон богаче и разнообразнее. Задания основаны на материале традиционных упражнений по речевому развитию старших дошкольников.

Умение отвечать на вопросы, понимать значения слов, грамматически правильно оформлять своё высказывание, рассказывать небольшие истории, составлять рассказ по картинке, делиться впечатлениями об увиденном или услышанном будут необходимы детям при поступлении в школу.

Логопед читает текст и задаёт вопросы, дети отвечают на них.

Дом, в котором живёт Таня многоэтажный. В доме несколько этажей.

Как называется дом. если в один этаж, два, три…. десять этажей?

Таня живёт на четвёртом этаже. В доме есть лифт и домофон. На четвёртый этаж Таня поднимается на лифте. В квартире три комнаты: гостиная, детская, спальня. Есть прихожая, ванная комната, кухня, балкон. В каком доме живёшь ты? На каком этаже? Сколько комнат в твоей квартире? Есть ли у тебя домашний телефон? Какой его номер?

В прихожей стоит шкаф-купе. Для чего он нужен? Рядом с ним находятся обувница и пуфик. Для чего они нужны? Гостиная-большая комната для гостей. В ней есть диван, телевизор, два кресла, журнальный столик. На стенах висят картины и постеры.

В детской комнате располагаются двухъярусная кровать, стол, стул и комод.

Какая мебель есть в твоей спальне?

В спальне находятся большая кровать, шкаф, две тумбочки, торшер.

На кухне есть кухонный гарнитур. В нё м хранятся посуда и бытовые приборы: фритюрница, соковыжималка, йогуртница, кофемолка, миксер, мультиварка. Какая бытовая техника есть в твоём доме?

На кухне располагаются холодильник, обеденный стол, табуретки, раковина.

Что из предметов кухонной мебели есть у тебя дома?

Логопед называет предмет, дети говорят, где он хранится.

• Суп- в (супнице)

• Фрукты- во (фруктовнице)

• Сахар- в (сахарнице)

• Соль- (в солонке)

• Перец-в (перечнице)

• Салат – в (салатнице)

• Кофе-в (кофейнике)

• Хлеб- в (хлебнице)

• Масло – в (маслёнке)

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.

*Для чего нужен утюг?

*Для чего нужен вентилятор?

*Для чего нужна кофемолка?

*Для чего нужна хлебопечь?

*Для чего нужна йогуртница?

*Для чего нужна блинница?

*Для чего нужна фритюрница?

*Для чего нужна сырорезка?

*Для чего нужна ножеточка?

*Для чего нужен водонагреватель?

*Для чего нужен кулер?

*Для чего нужен тостер?

*Для чего нужна мясорубка?

* Для чего нужен блендер?

*Для чего нужна вафельница?

*Для чего нужна видеокамера?

*Для чего нужна радионяня?

*Для чего нужна электробритва?

Оформление группы к Дню Победы старшими дошкольниками

Оформление группы к Дню Победы старшими дошкольниками Ещё тогда нас не было на светеЕщё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май,.

Читайте также: