Введение в 1960 году в учебный план вспомогательной школы уроков физической культуры было связано с

Обновлено: 04.07.2024

Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физи­ческого воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).

Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в раз­нообразную деятельность, требующую затрат определенных мышеч­ных усилий.

В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефек­тивностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопро­сы, посвященные физическому воспитанию таких детей.

В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашист­скими захватчиками.

В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уде­ляли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектоло­гии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.

С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.

Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).

В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал из­учать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы слож­ных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овла­дения этими действиями является применение правильно разработан­ной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.

Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н. Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического воспитания — этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств де­тей с нарушением интеллекта.

И, наконец, пятый этап — внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы - начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физи­ческое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реаби­литации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.

Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стра­не адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллек­туальной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, зародив­шегося в 1963 г.

В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-

Одна из ведущих отечественных программ по специальному олим­пийскому движению реализуется Специальным олимпийским комите­том Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор СВ. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличитель­ными особенностями программы Специального олимпийского коми­тета (СОК) Санкт-Петербурга являются:

- интеграция усилий государственных, общественных, коммерчес­ких организаций на основе коллективного договора между СОК, коми­тетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирую­щими вопросы физической культуры и спорта, образования, социально­го обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детски­ми домами-интернатами; специальными, коррекционными образователь­ными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессио­нального образования и науки (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, Институ­том специальной педагогики и психологии Международного университе­та семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;

- объединение программ специальной олимпиады и программ спе­циального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

- большой охват занимающихся как организованных в государствен­ных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физи­ческого воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).

Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в раз­нообразную деятельность, требующую затрат определенных мышеч­ных усилий.

В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефек­тивностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопро­сы, посвященные физическому воспитанию таких детей.

В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашист­скими захватчиками.

В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уде­ляли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектоло­гии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.

С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.

Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).

В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал из­учать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы слож­ных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овла­дения этими действиями является применение правильно разработан­ной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.

Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н. Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического воспитания — этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств де­тей с нарушением интеллекта.

И, наконец, пятый этап — внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы - начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физи­ческое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реаби­литации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.

Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стра­не адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллек­туальной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, зародив­шегося в 1963 г.

В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-

Одна из ведущих отечественных программ по специальному олим­пийскому движению реализуется Специальным олимпийским комите­том Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор СВ. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличитель­ными особенностями программы Специального олимпийского коми­тета (СОК) Санкт-Петербурга являются:

- интеграция усилий государственных, общественных, коммерчес­ких организаций на основе коллективного договора между СОК, коми­тетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирую­щими вопросы физической культуры и спорта, образования, социально­го обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детски­ми домами-интернатами; специальными, коррекционными образователь­ными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессио­нального образования и науки (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, Институ­том специальной педагогики и психологии Международного университе­та семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;

- объединение программ специальной олимпиады и программ спе­циального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

- большой охват занимающихся как организованных в государствен­ных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

История адаптивного физического воспитания в нашей стране начинателем по внедрению ФК для лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, которых тогда называли дефективными, был В.П.

Кащенко, который уделял большое внимание лечебно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, играм, массажу) при работе в открытой им школе-санатории. Становление АФВ для лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии было предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).

В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками. С 1960 года, когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ вводятся уроки физического воспитания. Начало второго этапа развития АФВ лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).

Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н .Плешаков, А.С. Самыличев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития АФВ - этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта. И, наконец, пятый этап - внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы, начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда АФВ, АС, ЛФК являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта. Необходимо констатировать, что появление в нашей стране АС среди лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения.

- интеграция усилий государственных, общественных,

коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК,

курирующими вопросы ФК и С, образования, социально находящимися в их

ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными

образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного

образования физкультурно-спортивной направленности детей,

психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и

организациями профессионального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф.

Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии

Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.),

- объединение программ специальной олимпиады и программ

специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

- большой охват занимающихся, как организованных в

государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

Официальная регистрация Спешиал Олимпикс произошла в декабре 1968 г. , как недоходной благотворительной организации. Уже в январе 1970 г. все 50 штатов, округ Колумбия и Канада имеют программы. 50 000 спортсменов постоянно участвуют в соревнованиях. В июне 1970 г. Были организованы международные соревнования в Париже, где приняли участие около 600 человек, правительство Франции приняло решение о создании подобной организации. Вторые международные игры Спешиал Олимпикс проходят в этом же 1970 г. в Чикаго, куда съезжаются около 2 000 спортсменов из всех штатов США, округа Колумбии, Канады, Франции и Пуэрто-Рико.

В марте 1975 г. Президент страны Джералд Форд вместе с известными людьми Америки Мохаммедом Али, Барбарой Стрэйзанд, Дэвидом Фростом и другими участвует в телевизионных передачах совместно с лучшими спортсменами Спешиал Олимпикс. После этой передачи многие непрофессиональные спортсмены объединяются, чтобы оказать содействие и помощь в сборе средств для проведения IV Международных игр. С 7 по 11 августа 1975 г. на территории Центрального Мичиганского университета проводятся IV Международные игры Спешиал Олимпикс по 8 видам спорта. V Международные летние игры с участием 3 500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата

Нью-Йорк в Брокспорте. Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс проходят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. В июле 1981 г. вице- президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Международные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс.

4 700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. и становятся самым крупным мероприятием. Подписывается соглашение президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс. В 1988 г. принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (в Сан-Поль, США, приняло участие 76 стран и 6 000 спортсменов. Международные летние Игры 1996 г. в Нью-Хевене (США) собрали 7 200 участников из 144 стран мира. Быстро прогрессирует 39 движение Специальной олимпиады и в Европе — Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Голландии, приняли 51 страну. Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма.

Отсюда физическая культураинвариантная составляющая со­держания образования глобального характера, независимого от поли­тической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежно­сти граждан.

По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествозна­ние, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физи­ческая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.

Известно, что еще на ранних стадиях становления человече­ства занятия физическими упражнениями занимали значитель­ное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из глав­ных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на пос­ледующих этапах общественного развития. Наиболее развитые фор­мы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых госу­дарствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки.

В Средние века содержание образования определялось господ­ствующими религиозными идеологиями.

Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христиан­ской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связан­ные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Ев­ропейского континента. Был прерван процесс становления физи­ческой культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилиза­циях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вме­сте с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.

Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарож­дение капиталистической общественной системы, наиболее за­интересованной в физическом развитии человека. Другими важ­ными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элемен­том воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (не­мецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнасти­ческих систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педаго­гических реформаторских тенденций, или движений, — филант­ропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Сторонники обоих направлений выступали за обновление со­держания образования, усиление внимания к физическому вос­питанию, укрепление связи с природой и окружающей обществен­ной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоя­тельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методоло­гической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться та­ковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.

Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-

ческого воспитания. В них в качестве основной формы организа­ции занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая куль­тура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).

Становление теории и методики преподавания учебной дис­циплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы меж­ду сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-нацио­нальных систем физического воспитания. Это и стало одной из при­чин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его препо­давания. Радикальные перемены в положении физической культу­ры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.

Марксистская концепция всесторонне развитой личности по­лучила дальнейшее развитие и практическое воплощение в тео­рии, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали за­коны общественного развития. С позиций своего времени они оп­ределяли капиталистические общественные отношения, знали ус­ловия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопиче­ские концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физи­ческого воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармони­ческого развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.




Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалисти­ческом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чи­стоту и физическое совершенство.

Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогиче­ской системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обо­снование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.

Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школь­ной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенден­ции к противопоставлению достижений отдельных школ физи­ческого воспитания друг другу.

В результате совместных усилий партийных организаций и го­сударства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране заро­дилось школьное звено формировавшейся национальной (совет­ской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-

Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физи­ческой культуры в общеобразовательной школе.

В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физичес­кой культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспе­чения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Програм­мы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока фи­зической культуры.

Была установлена преемственность содержания уроков и вне­урочных форм.

Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологи­ческих основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-ме­тодических оснований ее преподавания.

Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методи­ческих основ в педагогическую систему учебного предмета и тех­нологию ее практической реализации.

Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый харак­тер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных ус­ловий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников ото­двинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финан­сирования, ухудшились ее материально-техническая база и соци­альная обеспеченность специалистов — учителей физической куль­туры. Это обусловило снижение престижности физического вос­питания и угасание интереса к физкультуре в общеобразователь­ной школе, утрату позитивных достижений в этой области.

По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культу­рой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики раз­личных учебных предметов создавались не одновременно, поэто­му они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-

Создание методики физической культуры проходило в услови­ях, когда еще не были разработаны основные системообразую­щие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный про­цесс ориентировался на разные цели (национальные системы фи­зического воспитания, коммунистического воспитания, форми­рования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономер­но обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Выпадение целевого и содержательного компонентов педаго­гической системы дисциплины привело к тому, что учебно-вос­питательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отра­жающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно за­трудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.

Почему так произошло? Почему свертывались процессы, на­целенные на формирование теории и методики физической куль­туры? Из множества причин можно назвать несколько.

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже пре­валировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследо­вательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем разви­тия массовой культуры на спортивно-подготовительную направ­ленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в обла­сти спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение фи­нансирования, материального и морального стимулирования на-

учных и практических работников, сравнительная простота вне­дрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето­
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров­
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига­
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро­
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко­
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме­
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен­
ностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработа­на методика урока физической культуры. Будучи одним из ос­новных компонентов, он впоследствии превратился в домини­рующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика пре­подавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания мето­дики физической культуры. Вместо методики как научной дис­циплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписа­ний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиоло­гии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функ­циональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Галь­перина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педа­гогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Да­нилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)

6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от­
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти­
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается описание средств и методов проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школьных учреждениях после Февральской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы. Также в статье рассмотрены первые программы, предложенные методистами для правильного всестороннего физического развития школьников.

The article describes the means and methods of physical education lessons in secondary schools after the February revolution of 1917, when the Soviets came to power. Also in the article the first programs offered by methodologists for the correct all-round physical development of schoolboys are considered.

физическая культура; физическое воспитание; программа; методика; упражнения; ГТО

physical culture; physical education; program; methodology; exercises; TRP


УДК 796.011.3

Сегодня в нашем обществе многое подвергается сомнению. Скорее всего, не найти тех ценностей, которые оказались бы нетронутыми критиками. Образование подвергается модернизации постоянно, физическая культура, как школьный предмет, оставляет желать лучшего. Его проводят, грубо говоря, для галочки, чтобы не отстать от ФГОС. Я предлагаю рассмотреть каким было физическое воспитание в прошлом веке, какую эволюцию оно прошло и в лучшую ли сторону развивается сегодня. Таким образом, данная тема актуальна в связи с постоянной мобильностью и трансформацией общественных институтов, в том числе и образовательных.

После революции 1917 года государство, общество, институты требовали коренных изменений.

Реорганизация коснулась и школьного образования, в том числе и такого предмета как физическая культура. Целью физической культуры в системе советских взглядов становилось воспитание многогранной личности, соответствующей коммунистическим идеям и взглядам, патриотов, защитников своего Отечества.

В 1919 году учреждения Всеовобуча (всеобщего военного обучения) разработали программу, основным содержанием которой являлась плодотворная физическая деятельность с детьми и подрастающим поколением. Данная программа стала образцом для губернских отделов народного образования, которые по предложенному примеру составляли собственные программы обучения школьников физической культуре. Программы по-своему содержания были различны, но во всех них присутствовала одна общая идея – военная направленность школьного физического воспитания.

Первые единые для всех школьных организаций программы и методики государство выпускает только в 1927 году. Таким образом, уроки физкультуры стали соединением разных программ, часть из которых была составлена на основе изученного зарубежного опыта, который акцентировал внимание на гимнастических упражнениях. Руководство СССР включило в программы физического воспитания санитарно-гигиеническое просвещение школьников, которое должно было привить ученикам элементы личной и общественной гигиены.

При утверждении программ Наркомат Просвещения подчеркивал, что необходимо учитывать физиологические особенности учащихся, их социальные, экономические и бытовые условия.

Уроки физкультуры проводились теперь во всех школах страны с одинаковой периодичностью. Так, в школах I ступени уроки физического воспитания проводили не менее трех раз в неделю, в школах II ступени – два раза в учебную неделю. Помимо самих уроков физкультуры рекомендовались и другие формы активности: зарядка до начала занятий, подвижные игры на переменах под контролем учителя, экскурсии и т.д.

В 1932 году ввели физкультурный комплекс ГТО СССР, который направлял содержание школьных программ и методик по физической культуре.

Программа ГТО предлагала следующую схему построения урока:

- 1 серия (5минут) – втягивающие упражнения;

- 2 серия (10 минут) – подготовительные упражнения;

- 3 серия (25 минут) – основные упражнения;

- 4 серия (5 минут) – успокаивающие упражнения.

Программа включала раздел теоретических знаний, который содержал список тем для проведения бесед школьникам о роли физической культуры в советском социалистическом государстве.

В 1940 – 1950-х годах школьные уроки физкультуры были перенаправлены на спортивную подготовку. Одной из задач физического воспитания в школе являлась образовательная, то есть освоение школьниками техники главных видов спорта, так как в данный период спортсмены из СССР начинают принимать участие в международных соревнованиях.

С 1970-х годов ориентация школьной физической культуры начинает преобразовываться и видоизменяться. Физическое воспитание теперь сводится к решению оздоровительных задач путем развития различных физических качеств.

В 1984 году Верховный Совет СССР принимает постановление о основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Теперь для многих стал очевидным тот факт, что два-три урока физкультуры в неделю не могут решить, поставленные перед физической культурой в школе, задачи. Проведенная реформа сформулировала тезис о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но не провела необходимых мер для реализации решения сложившейся проблемы.

После распада СССР новое руководство страны сформулировало иные принципы ведения уроков физической культуры в школе, которые, конечно-же, имели не мало общего с техникой ведения уроков физкультуры в советском государстве, но все же, отлична от предыдущей. Отличительной чертой можно назвать вариативность методов и средств проведения уроков физкультуры в различных общеобразовательных учреждениях, а также потеря связи с комплексом ГТО.

Таким образом, в XX веке физическое воспитание в школьных учреждениях, было направлено на всестороннее физическое развитие учащихся учебных заведений. Оно прошло длительный путь модернизации и, можно утверждать, что сегодняшние уроки физической культуры, это лишь подобие того, что некоторые могли наблюдать в Советском Союзе.

1. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта./ В.В. Столбов. - Физкультура и спорт.:Москва, 2000. С.54-57. 2. Ямпольская, Юлия Абрамовна. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников./ Ю.А.Ямпольская. - Российский педиатрический журнал.: Москва, 1998.-№ 1.- С.9–11.

Читайте также: