Введение в 1960 году в учебный план вспомогательной школы уроков физической культуры было связано с
Обновлено: 04.07.2024
Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).
Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затрат определенных мышечных усилий.
В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопросы, посвященные физическому воспитанию таких детей.
В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками.
В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уделяли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектологии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.
С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.
Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).
В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал изучать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы сложных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овладения этими действиями является применение правильно разработанной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.
Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н. Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического воспитания — этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта.
И, наконец, пятый этап — внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы - начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.
Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стране адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, зародившегося в 1963 г.
В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-
Одна из ведущих отечественных программ по специальному олимпийскому движению реализуется Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор СВ. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличительными особенностями программы Специального олимпийского комитета (СОК) Санкт-Петербурга являются:
- интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК, комитетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирующими вопросы физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессионального образования и науки (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;
- объединение программ специальной олимпиады и программ специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;
- большой охват занимающихся как организованных в государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.
Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).
Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затрат определенных мышечных усилий.
В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопросы, посвященные физическому воспитанию таких детей.
В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками.
В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уделяли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектологии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.
С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.
Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).
В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал изучать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы сложных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овладения этими действиями является применение правильно разработанной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.
Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н. Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического воспитания — этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта.
И, наконец, пятый этап — внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы - начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.
Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стране адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, зародившегося в 1963 г.
В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-
Одна из ведущих отечественных программ по специальному олимпийскому движению реализуется Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор СВ. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличительными особенностями программы Специального олимпийского комитета (СОК) Санкт-Петербурга являются:
- интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК, комитетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирующими вопросы физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессионального образования и науки (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;
- объединение программ специальной олимпиады и программ специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;
- большой охват занимающихся как организованных в государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.
История адаптивного физического воспитания в нашей стране начинателем по внедрению ФК для лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, которых тогда называли дефективными, был В.П.
Кащенко, который уделял большое внимание лечебно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, играм, массажу) при работе в открытой им школе-санатории. Становление АФВ для лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии было предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).
В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками. С 1960 года, когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ вводятся уроки физического воспитания. Начало второго этапа развития АФВ лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).
Благодаря усилиям профессора Б.В. Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н .Плешаков, А.С. Самыличев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленов, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития АФВ - этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта. И, наконец, пятый этап - внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы, начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда АФВ, АС, ЛФК являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта. Необходимо констатировать, что появление в нашей стране АС среди лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения.
- интеграция усилий государственных, общественных,
коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК,
курирующими вопросы ФК и С, образования, социально находящимися в их
ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными
образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного
образования физкультурно-спортивной направленности детей,
психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и
организациями профессионального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф.
Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии
Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.),
- объединение программ специальной олимпиады и программ
специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;
- большой охват занимающихся, как организованных в
государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.
Официальная регистрация Спешиал Олимпикс произошла в декабре 1968 г. , как недоходной благотворительной организации. Уже в январе 1970 г. все 50 штатов, округ Колумбия и Канада имеют программы. 50 000 спортсменов постоянно участвуют в соревнованиях. В июне 1970 г. Были организованы международные соревнования в Париже, где приняли участие около 600 человек, правительство Франции приняло решение о создании подобной организации. Вторые международные игры Спешиал Олимпикс проходят в этом же 1970 г. в Чикаго, куда съезжаются около 2 000 спортсменов из всех штатов США, округа Колумбии, Канады, Франции и Пуэрто-Рико.
В марте 1975 г. Президент страны Джералд Форд вместе с известными людьми Америки Мохаммедом Али, Барбарой Стрэйзанд, Дэвидом Фростом и другими участвует в телевизионных передачах совместно с лучшими спортсменами Спешиал Олимпикс. После этой передачи многие непрофессиональные спортсмены объединяются, чтобы оказать содействие и помощь в сборе средств для проведения IV Международных игр. С 7 по 11 августа 1975 г. на территории Центрального Мичиганского университета проводятся IV Международные игры Спешиал Олимпикс по 8 видам спорта. V Международные летние игры с участием 3 500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата
Нью-Йорк в Брокспорте. Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс проходят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. В июле 1981 г. вице- президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Международные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс.
4 700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. и становятся самым крупным мероприятием. Подписывается соглашение президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс. В 1988 г. принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (в Сан-Поль, США, приняло участие 76 стран и 6 000 спортсменов. Международные летние Игры 1996 г. в Нью-Хевене (США) собрали 7 200 участников из 144 стран мира. Быстро прогрессирует 39 движение Специальной олимпиады и в Европе — Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Голландии, приняли 51 страну. Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма.
Отсюда физическая культура — инвариантная составляющая содержания образования глобального характера, независимого от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности граждан.
По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие области общего образования, как математика, естествознание, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.
Известно, что еще на ранних стадиях становления человечества занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое воспитание было одной из главных общественных функций. Оно оставалось важным фактором формирования личности в детской и молодежной среде и на последующих этапах общественного развития. Наиболее развитые формы физического воспитания системного характера встречались в рабовладельческих государствах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая, Древней Индии, а также средневековых государствах Европы, Арабского Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки.
В Средние века содержание образования определялось господствующими религиозными идеологиями.
Учебные предметы, обеспечивающие физическое воспитание, не преподавались в учреждениях как исламской, так и христианской ориентации. По этим и другим причинам предметы, связанные с занятиями физической культурой и спортом, выпали из учебных планов учреждений общего образования государств Европейского континента. Был прерван процесс становления физической культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего образования, начатый в античных цивилизациях Греции, Рима и других рабовладельческих государствах. Вместе с тем в образовательных учреждениях упомянутых государств сохранились учебные предметы естественного, гуманитарного и математического направлений.
Позитивную роль в проникновении физической культуры в учебные планы учреждений общего образования сыграло зарождение капиталистической общественной системы, наиболее заинтересованной в физическом развитии человека. Другими важными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, — филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.
Сторонники обоих направлений выступали за обновление содержания образования, усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей общественной жизнью. Здесь необходимо учесть еще одно важное обстоятельство — возникновение системы философских, экономических и социально-политических взглядов, которая впоследствии была названа марксизмом. Данное учение приобрело статус методологической базы теории и практики образования и воспитания в России, странах Восточной Европы и продолжает оставаться таковым в некоторых странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки.
Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физи-
ческого воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).
Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования в стране.
Марксистская концепция всесторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К.Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.
Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И.Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Введение в учебные планы школ I и II ступеней предмета под таким названием было сопряжено с необходимостью разработки соответствующей его функциональному назначению педагогической системы. Одной из наиболее трудных проблем оказалось обоснование целевой ориентации, содержания образования, форм организации занятий и методов обучения по дисциплине.
Данное обстоятельство двояко отразилось на зарождении школьной физической культуры. С одной стороны, обогатились знания специалистов о различных подходах к построению школьного курса физической культуры. С другой — увеличилась разноаспектность в подходах к организации учебного процесса, обозначились тенденции к противопоставлению достижений отдельных школ физического воспитания друг другу.
В результате совместных усилий партийных организаций и государства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране зародилось школьное звено формировавшейся национальной (советской) системы физического воспитания. В .трудах теоретиков фи-
Наиболее продуктивными в этом плане были 1950— 1980-е гг., когда вышли в свет монографические труды и учебные пособия по проблемам физического воспитания, методики уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
В эти годы была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физической культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ. Система научно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса по физической культуре включала широкую сеть учреждений повышения квалификации учителей и материально-техническую базу школьной физической культуры. Преподавание данной дисциплины осуществлялось по единым программам и научно-методическим установкам. Программы по дисциплине были ориентированы на такие базовые виды спорта, как гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч и элементы футбола). В эти годы упрочилась трехчастная структура урока физической культуры.
Была установлена преемственность содержания уроков и внеурочных форм.
Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.
Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.
Вместе с тем директивные установки партии и государства по этим вопросам начали носить декларативный, лозунговый характер. Многие проблемы отражались в них без учета конкретных условий и возможностей, желаемое выдавалось за реальное, уже достигнутое. Вопросы физического воспитания школьников отодвинулись на задний план. Особое внимание и забота постепенно стали уделяться большому спорту. Школьная физическая культура оказалась в зоне так называемого остаточного принципа финансирования, ухудшились ее материально-техническая база и социальная обеспеченность специалистов — учителей физической культуры. Это обусловило снижение престижности физического воспитания и угасание интереса к физкультуре в общеобразовательной школе, утрату позитивных достижений в этой области.
По материалам печати, к началу 1990-х гг. физической культурой в стране занимались лишь 6 — 8% населения (против 60%,
Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики различных учебных предметов создавались не одновременно, поэтому они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-
Создание методики физической культуры проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные системообразующие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели (национальные системы физического воспитания, коммунистического воспитания, формирования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономерно обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.
Выпадение целевого и содержательного компонентов педагогической системы дисциплины привело к тому, что учебно-воспитательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отражающими особенности самого предмета.
Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно затрудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.
Почему так произошло? Почему свертывались процессы, нацеленные на формирование теории и методики физической культуры? Из множества причин можно назвать несколько.
1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже превалировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследовательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.
2. Перенос акцента общественных интересов с проблем развития массовой культуры на спортивно-подготовительную направленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в области спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение финансирования, материального и морального стимулирования на-
учных и практических работников, сравнительная простота внедрения, публикации и др.).
3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен
ностям его функционирования в школе.
4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработана методика урока физической культуры. Будучи одним из основных компонентов, он впоследствии превратился в доминирующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика преподавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания методики физической культуры. Вместо методики как научной дисциплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписаний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.
Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиологии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функциональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педагогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Данилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)
6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.
В статье дается описание средств и методов проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школьных учреждениях после Февральской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы. Также в статье рассмотрены первые программы, предложенные методистами для правильного всестороннего физического развития школьников.
The article describes the means and methods of physical education lessons in secondary schools after the February revolution of 1917, when the Soviets came to power. Also in the article the first programs offered by methodologists for the correct all-round physical development of schoolboys are considered.
физическая культура; физическое воспитание; программа; методика; упражнения; ГТО
physical culture; physical education; program; methodology; exercises; TRP
УДК 796.011.3
Сегодня в нашем обществе многое подвергается сомнению. Скорее всего, не найти тех ценностей, которые оказались бы нетронутыми критиками. Образование подвергается модернизации постоянно, физическая культура, как школьный предмет, оставляет желать лучшего. Его проводят, грубо говоря, для галочки, чтобы не отстать от ФГОС. Я предлагаю рассмотреть каким было физическое воспитание в прошлом веке, какую эволюцию оно прошло и в лучшую ли сторону развивается сегодня. Таким образом, данная тема актуальна в связи с постоянной мобильностью и трансформацией общественных институтов, в том числе и образовательных.
После революции 1917 года государство, общество, институты требовали коренных изменений.
Реорганизация коснулась и школьного образования, в том числе и такого предмета как физическая культура. Целью физической культуры в системе советских взглядов становилось воспитание многогранной личности, соответствующей коммунистическим идеям и взглядам, патриотов, защитников своего Отечества.
В 1919 году учреждения Всеовобуча (всеобщего военного обучения) разработали программу, основным содержанием которой являлась плодотворная физическая деятельность с детьми и подрастающим поколением. Данная программа стала образцом для губернских отделов народного образования, которые по предложенному примеру составляли собственные программы обучения школьников физической культуре. Программы по-своему содержания были различны, но во всех них присутствовала одна общая идея – военная направленность школьного физического воспитания.
Первые единые для всех школьных организаций программы и методики государство выпускает только в 1927 году. Таким образом, уроки физкультуры стали соединением разных программ, часть из которых была составлена на основе изученного зарубежного опыта, который акцентировал внимание на гимнастических упражнениях. Руководство СССР включило в программы физического воспитания санитарно-гигиеническое просвещение школьников, которое должно было привить ученикам элементы личной и общественной гигиены.
При утверждении программ Наркомат Просвещения подчеркивал, что необходимо учитывать физиологические особенности учащихся, их социальные, экономические и бытовые условия.
Уроки физкультуры проводились теперь во всех школах страны с одинаковой периодичностью. Так, в школах I ступени уроки физического воспитания проводили не менее трех раз в неделю, в школах II ступени – два раза в учебную неделю. Помимо самих уроков физкультуры рекомендовались и другие формы активности: зарядка до начала занятий, подвижные игры на переменах под контролем учителя, экскурсии и т.д.
В 1932 году ввели физкультурный комплекс ГТО СССР, который направлял содержание школьных программ и методик по физической культуре.
Программа ГТО предлагала следующую схему построения урока:
- 1 серия (5минут) – втягивающие упражнения;
- 2 серия (10 минут) – подготовительные упражнения;
- 3 серия (25 минут) – основные упражнения;
- 4 серия (5 минут) – успокаивающие упражнения.
Программа включала раздел теоретических знаний, который содержал список тем для проведения бесед школьникам о роли физической культуры в советском социалистическом государстве.
В 1940 – 1950-х годах школьные уроки физкультуры были перенаправлены на спортивную подготовку. Одной из задач физического воспитания в школе являлась образовательная, то есть освоение школьниками техники главных видов спорта, так как в данный период спортсмены из СССР начинают принимать участие в международных соревнованиях.
С 1970-х годов ориентация школьной физической культуры начинает преобразовываться и видоизменяться. Физическое воспитание теперь сводится к решению оздоровительных задач путем развития различных физических качеств.
В 1984 году Верховный Совет СССР принимает постановление о основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Теперь для многих стал очевидным тот факт, что два-три урока физкультуры в неделю не могут решить, поставленные перед физической культурой в школе, задачи. Проведенная реформа сформулировала тезис о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но не провела необходимых мер для реализации решения сложившейся проблемы.
После распада СССР новое руководство страны сформулировало иные принципы ведения уроков физической культуры в школе, которые, конечно-же, имели не мало общего с техникой ведения уроков физкультуры в советском государстве, но все же, отлична от предыдущей. Отличительной чертой можно назвать вариативность методов и средств проведения уроков физкультуры в различных общеобразовательных учреждениях, а также потеря связи с комплексом ГТО.
Таким образом, в XX веке физическое воспитание в школьных учреждениях, было направлено на всестороннее физическое развитие учащихся учебных заведений. Оно прошло длительный путь модернизации и, можно утверждать, что сегодняшние уроки физической культуры, это лишь подобие того, что некоторые могли наблюдать в Советском Союзе.
1. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта./ В.В. Столбов. - Физкультура и спорт.:Москва, 2000. С.54-57. 2. Ямпольская, Юлия Абрамовна. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников./ Ю.А.Ямпольская. - Российский педиатрический журнал.: Москва, 1998.-№ 1.- С.9–11.
Читайте также: