Серная кислота план урока

Обновлено: 04.07.2024

ее солей, познакомить с качественной реакцией на сульфат - ионы.

Тип: комбинированный урок

Оборудование: концентрированная H 2 SO 4 , лучинка, H 2 SO 4(р) , BaCl 2 , Zn .

II. Повторение изученного материала.

Опишите физические свойства серы. Сколько модификаций у серы?

Каковы причины аллотропии у серы?

В каком виде встречается сера в природе? Назовите важнейшие минералы серы.

Как взаимодействует сера с металлами? Как называются соединения серы с металлами?

Как взаимодействует сера с неметаллами? В каких случаях сера выступает как окислитель, а в каких – как восстановитель?

Что такое сероводородная кислота? От чего она мутнеет?

Если через иодную настойку пропустить ток сероводорода, бурая окраска исчезнет, а раствор станет мутным. Объясните это явление.

Каковы химические свойства сероводорода? Может ли сероводород проявлять окислительные свойства? Почему?

Каковы химические свойства сернистого газа?

Раствор сернистого газа в воде сохраняет запах сернистого газа. Какой вывод о силе сернистой кислоты вы можете сделать? Обоснуйте свой ответ.

Какие окислительно-восстановительные свойства проявляет сернистый газ, сернистая кислота?

Индивидуальный опрос у доски зад.3 стр.134.

III . Изучение нового материала.

При растворении оксида серы в воде получается серная кислота:

SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

Оксид серы ( VI ) - жидкость, в отличии от сероводорода и сернистого газа. Он обладает способностью растворятся в концентрированной серной кислоте. При этом получается густая, маслообразная жидкость, называемая олеумом.

Задание. Определите степени окисления всех элементов, входящих в состав серной кислоты. Укажите тип кристаллической решетки в молекуле серной кислоты и обоснуйте, исходя из этого, физические свойства.

Серная кислота обладает гигроскопическими (водоотнимающими) свойствами. Рис.73.стр.136 учеб. Эксикатор.

Вспомните правила разбавления концентрированной кислоты!

Плотность воды 1 г/мл, плотность концентрированной серной кислоты - 1,8 г/мл (почти в 2 раза тяжелее воды). Если добавляют кислоту в воду, то она идет сразу вниз и вся выделяющаяся теплота идет на нагревание раствора. В случае добавления воды в кислоту, вода как более легкая жидкость ко дну не идет, а остается на поверхности. Вода очень быстро закипает, испаряется и происходит разбрызгивание. Может причинить ожоги.

Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!

? Вспомните, на какие группы делятся кислоты? К какой из них относится серная кислота?

? К каким электролитам с точки зрения ТЭД относят серную кислоту?

? С точки зрения окислительно-восстановительных свойств – окислителем или восстановителем является серная кислота? Почему?

Химические свойства разбавленной серной кислоты.

H 2 SO 4 ↔ H + + HSO 4 - ( I ступень диссоциации )

HSO 4 - ↔ H + + SO 4 2- (II ступень )

Образует два ряда солей – гидросульфаты и сульфаты.

Взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжений до

H 2 SO 4 + Zn → ZnSO 4 + Н 2 ↑

Разбавленная серная кислота проявляет окислительные свойства, в

качестве окислителя выступает ион водорода

3. H 2 SO 4 + основные и амфотерные оксиды t → соль + вода

4. H 2 SO 4 + 2 NaOH → Na 2 SO 4 + 2 H 2 O (реакция нейтрализации)

H 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + 2 HCl – качественная реакция на сульфат-ионы . Реактивом на серную кислоту и ее соли служит ион бария.

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓

Химические свойства концентрированной кислоты.

концентрированная серная кислота обугливает органические вещества ( сахар, бумагу, дерево, волокна) отнимая у них элементы воды. Углерод освобождается в виде угля.

Демонстрация эксперимента. Обугливание лучинки в серной кислоте.

2. Вытесняет более летучие кислоты из солей:

H 2 SO 4 + 2 NaCl → Na 2 SO 4 + 2 HCl ↑

Сильный окислитель, при нагревании она реагирует почти со всеми металлами (исключение Ag , Pt ) с образованием оксида серы( IV ), сероводорода, серы в зависимости от активности металла.

S +6 +2ē → S +4 (SO 2 )

S +6 +8ē → S 2- (H 2 S)

Cu + 2H 2 SO 4 t → CuSO 4 + SO 2 ↑ + 2H 2 O

4Zn +5H 2 SO 4(k) =4ZnSO 4 + H 2 S↑ + 4H 2 O

Окислительно-восстановительные свойства концентрированной серной кислоты отличаются от свойств разбавленной кислоты. Концентрированная серная кислота является сильным окислителем , но в качестве окислителя выступают не ионы водорода, а сера, входящая в состав кислоты.

Применение, народно-хозяйственное значение серной кислоты.

Учащиеся рассматривают рис.76. на странице 139 учебника и делают вывод о применении серной кислоты и ее солей.

Производство серной кислоты.

Данный вопрос рассматривается в контексте учебникастр.140-141. приведенную в учебнике схему дополняем уравнениями реакций.

I стадия – обжиг колчедана

4 FeS 2 + 11 O 2 = 2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2 ↑ + Q

II c тадия – окисление SO 2 в SO 3

SO 2 + O 2 kt ↔ SO 3

III стадия – поглощение оксида серы ( VI ) водой (получение серной кислоты)

IV . Закрепление. 1.Напишите уравнения реакций алюминия с разбавленной и концентрированной серной кислотой.

2.Закончите уравнения, запишите в молекулярном и в окислительно-восстановительном виде:

а ) Ag + H 2 SO 4(k) = SO 2 + …

б ) Zn + H 2 SO 4 = S + …

в) Ca + H 2 SO 4 = H 2 S + …

3. Осуществите превращения:

а ) S →SO 2 →BaSO 3 → BaCl 2

б) S → SO 2 ← ZnS → H 2 S

4.Смесь магниевых и медных опилок массой 44 г обработали разбавленной серной кислотой. В результате реакции выделилось 11,2 л (н. у) газа. Определите массовую долю меди в смеси.

Цель урока: учащиеся должны провести анализ общих свойств минеральных кислот, и на его основе изучить свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты, отметить черты сходства и отличия в физических и химических свойствах.

Метод урока: словесно-наглядный.

Межпредметные связи: биология (воздействие кислот на органические вещества).

Оборудование: штатив с пробирками, индикатор (лакмус, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага), держатель для пробирок, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фильтровальная бумага, химический стакан.

Содержание урока

I. Организационный момент (1–2 мин.)

II. Изучение нового материала (30 мин.)

Учитель: сегодня мы познакомимся с одним из кислородных соединений серы – серной кислотой.

Учитель: составим кластер “Серная кислота”. (Происходит актуализация и систематизация ранее полученных знаний.)

Учитель при составлении кластера может направлять мыслительную деятельность учащихся с помощью следующих вопросов:

– Что вы знаете о серной кислоте?

– Какими физическими свойствами обладает это вещество?

– Какими химическими свойствами может обладать серная кислота, как минеральная кислота?

– Известны ли вам какие-то специфические свойства серной кислоты?

– В каких областях промышленности применяется это вещество?

(Все предположения учащихся, как верные, так и неверные, записываются на доске учителем и составляется кластер схема 1).

Кластер “Серная кислота”

Записав все предположения учащихся в виде кластера (схема 1), учитель переходит к объяснению нового материала. Схема составленного кластера сохраняется до конца урока.

1) Физические свойства.

Учитель: Какими физическими свойствами обладает серная кислота? Ответим на этот вопрос с помощью эксперимента.

Опыт 1: Демонстрация агрегатного состояния концентрированной серной кислоты, растворение в воде (обращается внимание на технику безопасности: в частности на то, что нельзя приливать воду к кислоте, нужно осторожно вливать кислоту в воду, помешивая раствор).

Учитель: охарактеризуйте физические свойства серной кислоты.

Вывод: Серная кислота – бесцветная маслянистая тяжелая жидкость, хорошо растворимая в воде и имеет плотность равную 1,86 г/мл

2) Химические свойства.

Учитель: Какими химическими свойствами обладает это вещество? Одинаковы ли свойства у концентрированной и разбавленной серных кислот? Определим это с помощью эксперимента и выводы внесем в таблицу 1.

Учитель: Сравним свойства концентрированной и разбавленной серной кислот. Разделите тетрадный лист на три графы. Первая графа – “свойства”, вторая – “свойства разбавленной серной кислоты”, а третья – “свойства концентрированной серной кислоты”. (Изучение свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты проводится с помощью демонстрационного эксперимента, на основе которого заполняется таблица 1).

“Свойства разбавленной и концентрированной серных кислот”. Таблица 1.

Взаимодействие с нерастворимыми основаниями

III. Закрепление нового материала (5 мин.)

Учитель: исходя из знаний, полученных на этом уроке, я предлагаю вам, вновь обратиться к кластеру, составленному в начале урока

Учащиеся сопоставляют, что они знали, и что узнали нового о серной кислоте.

В заключительной части урока происходит закрепление изученного материала и рефлексия с помощью кластера, который был составлен в начале урока. Учитель просит учащихся проверить правильность, высказанных ранее предположений по свойствам серной кислоты. Ученики исправляют ошибки в своих высказываниях и дополняют схему 1 новыми сведениями, полученными в процессе изучения нового материала. Возможный вариант дополненного и исправленного кластера представлен на схеме 2.

Кластер “Серная кислота”

IV. Выставление отметок с комментариями (1–2 мин.)

V. Домашнее задание (1–2 мин.)

Такой подход к ведению урока позволяет: во-первых, изучить свойства концентрированной и разбавленной серных кислот в сравнении, и, во-вторых, активизировать учебную деятельность учащихся. Применение кластера помогает активизировать внимание учащихся, их учебную деятельность, что в целом способствует более эффективному усвоению изучаемого материала. При этом ученики учатся видеть ошибки, самостоятельно их исправлять, рассуждать, обобщать полученные знания, отвергать или наоборот принимать мнение других. В процессе такого урока учащиеся не присваивают готовые знания, а самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, развивая при этом свою речь, логику мышления и умение отстаивать свою точку зрения.

Демонстрационный эксперимент по изучению свойств разбавленной и концентрированной серных кислот позволяет учащимся самостоятельно ответить на ряд поставленных вопросов, провести сопоставление, проверить достоверность сделанных предположений, развить практические умения и навыки в работе с кислотами.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

а) познавательная – формировать умения характеризовать свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации, окислительно-восстановительных реакций, подтверждать соответствующими уравнениями химических реакций;

б) развивающая – усложнение смысловой функции речи, способность анализировать, обобщать, сравнивать;

в) воспитывающая – толерантное отношение к высказываниям других, дисциплинированность и собранность.

Задачи:

  • конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД) на примере разбавленной серной кислоты;
  • конкретизировать знания учащихся об окислительных свойствах кислот на примере концентрированной серной кислоты;
  • показать народнохозяйственное значение этой кислоты и её солей.

Использованные источники:

  • Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. Габриелян О.С., Остроумов И.Г,
  • Химия. 9 класс. Учебник. Габриелян О.С.

Ход урока

Предварительная подготовка: на доске предварительно учителем написаны задания:

1) Осуществите цепочку превращений:

2) Вычислите объем воздуха, который необходим для сжигания 320 мг серы.

3) Напишите молекулярные уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты.

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • подготовка учащихся к уроку;
  • отметка отсутствующих в классном журнале;
  • обязательное размещение сумок на крючки на партах (для освобождения прохода между рядами).

II. Этап проверки выполнения домашнего задания

(Учитель вызывает одного ученика к доске еще на перемене, проверяет выполнение домашнего задания и просит ученика написать правильное решение на доске.)

Учитель: Ребята, на дом было задано задание. На доске нам написали правильное решение домашнего задания, сверьтесь со своим выполнением и записями. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого решение и записи совпадают с написанным на доске. А теперь те, у кого есть неточности? Кто не выполнил домашнее задание, поднимите, пожалуйста, руку. На перемене подойдите к учителю и объясните причину. (Учитель обязательно фиксирует фамилии тех, кто не выполнил домашнее задание и на перемене выясняет причины, делает соответствующие записи в дневниках.)

III. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

1. Опрос учащихся у доски

Учитель: Ребята, мы с вами уже много имеем информации о свойствах серосодержащих веществ, способах их получения. Давайте вместе вспомним основные моменты, а для этого выполним задания, написанные на доске. (Учитель сначала зачитывает задания, написанные на доске, а затем по желанию вызывает трех учеников.)

1.1. Один учащийся выполняет задание «Осуществите цепочку превращений:

2. Актуализация знаний в виде беседы

(В то время, как ученики выполняют задания на доске, учитель проводит беседу с учениками.)

Беседа с классом: (Учитель предупреждает, что при необходимости учащиеся могут делать записи в рабочих тетрадях.)

– Укажите расположение химического элемента серы в Периодической системе химических элементов;

– Рассчитайте число элементарных частиц в атоме серы (число протонов, электронов и нейтронов);

– Напишите и прочитайте электронную формулу атома серы;

– Укажите, какие степени окисления может проявлять сера в сложных веществах;

– Приведите примеры соединений серы, где она проявляет степени окисления 0, –2, +2, +4, +6;

– Составьте формулы оксидов серы и укажите характер этих оксидов серы;

– Составьте формулы соответствующих гидроксидов и укажите характер этих гидроксидов;

– Перечислите, с какими классами неорганических соединений будет реагировать сернистая и серная кислоты.

3. Проверка выполненных заданий учащимися у доски

Учитель просит прокомментировать выполненные задания, при необходимости делает замечания, вслух называет оценку каждого ученика с небольшим комментарием.

4. Тема, цели и задачи

IV. Этап усвоения нового материала

1. Свойства разбавленной серной кислоты

Учитель, используя слайд №2 компьютерной презентации, знакомит учащихся с физическими свойствами концентрированной кислоты и демонстрирует ее в склянке и в пробирке, для сравнения демонстрирует раствор серной кислоты.

Далее, учитель просит перечислить, с какими веществами будут реагировать кислоты. (слайды № 3–7)

Это типичные свойства кислот, которые характерны и для разбавленной серной кислоты. Учитель просит ребят записать уравнения реакций H2SO4 (разб.) в молекулярном виде:

  • с металлами до (Н2), например с Zn, (слайд №5)
  • с оксидами металлов (основными и амфотерными), например с MgO и ZnO (слайд №6);
  • с основаниями, например с NaOH, в зависимости от соотношения количества вещества серной кислоты и основания, могут образовываться разные соли (слайд №7,8)
  • с солями, например с Ca3(PO4)2 (слайд №9)

(В тот момент, когда ученики списывают уравнения с доски, учитель проводит демонстрационные химические опыты, подтверждающие типичные химические свойства разбавленной серной кислоты.)

Учащиеся, с целью экономии времени, наблюдают за демонстрацией опытов, проводимых учителем.

2. Физкультминутка

Учитель проводит с учениками небольшую физкультминутку.

3. Свойства концентрированной серной кислоты (слайд №10).

Учитель демонстрирует следующие опыты:

Демонстрируется взаимодействие H2SO4 (концентрированной) с медью при нагревании и разбирается с точки зрения ОВР (для этого учитель вызывает одного ученика к доске, который методом электронного баланса расставляет коэффициенты в этом уравнении реакции):

Учитель должен подчеркнуть, что H2SO4 (концентрированная) не реагирует с некоторыми металлами при обычных условиях (стандартных), например, с железом, алюминием, хромом, золотом. Поэтому её можно хранить в железной таре, перевозить в стальных цистернах.

Учитель: Для того, чтобы определить в каком случае какое вещество S, SO2 или H2S писать, надо воспользоваться подсказкой в виде схемы, которая находиться на вашем столе в виде раздаточного материала, а также на слайде №13, спишите ее, пожалуйста, в свою рабочую тетрадь.

Учитель: Ребята, пожалуйста, дома напишите уравнения химических реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с натрием и серебром, расставьте коэффициенты методом электронного баланса

4. Соли серной кислоты

Как двухосновная кислота, H2SO4 в растворе диссоциирует ступенчато:

Серная кислота образует два ряда солей:

  • кислые, или гидросульфаты, например, NaHSO4,
  • средние (нормальные), или сульфаты, например, Na2SO4.

Все гидросульфаты и большинство сульфатов хорошо растворимы в воде.

5. Качественная реакция на сульфат-ион (слайд №14)

Поэтому реактивом на сульфат-ион является ион бария:

(Если позволит время, то можно рассказать о представителях солей, вспомнить кристаллогидраты, показать образцы природных материалов, гипсование и т. д.)

Учитель: Ребята, дома, пожалуйста, по приведенному сокращенному ионному уравнению восстановите полное ионное и молекулярное уравнения.

6. Применение серной кислоты

Учитель, используя слайд №15, кратко знакомит учащихся с областями применения серной кислоты, ее значением в народном хозяйстве и производстве.

V. Этап закрепления новых знаний

– Перечислите, с какими классами неорганических веществ может реагировать разбавленная серная кислота.

– Какое условие должно выполняться, чтобы при взаимодействии серной кислоты и основания была получена кислая соль?

– Назовите, на какие ионы диссоциируют в растворе нормальные и кислые соли серной кислоты.

– Назовите, какие продукты реакции образуются при взаимодействии разбавленной серной кислоты с металлами.

– Назовите, какие продукты реакции могут образоваться при взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами.

– Определите и назовите, какие вещества будут образовываться при взаимодействии концентрированной серной кислоты с:

  • кальцием,
  • ртутью,
  • железом (реакция не идет),
  • барием,
  • алюминием,
  • серебром.

– Назовите металлы, с которыми при стандартных условиях не будет реагировать концентрированная серная кислота.

– Назовите ион, который используется для определения присутствия сульфат-иона в предложенном растворе.

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании

Учитель: Ребята, в завершении нашего урока еще раз посмотрите на экран, где в данный момент находится слайд о домашнем задании, и проверьте, все ли задание была зафиксировано в ваших рабочих тетрадях. Если есть конкретные вопросы по заданиям, то задавайте. Обратите ваше внимание на то, что указано задание из учебника. (слайд №16)

(В самом завершении урока учитель напоминает, что учащиеся, невыполнившие домашнее задание на этот урок, должны подойти на перемене)

VII. Этап подведения итогов урока

Учитель подводит итоги урока, называет оценки учащихся, которые отвечали у доски; отмечает самых активных и самых пассивных учащихся; благодарит за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы урока: объяснение, работа в группах, фронтальный опрос, лабораторный эксперимент.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга улыбками.

2. Актуализация опорных знаний

1) Самостоятельная работа учащихся:

Закончите уравнения возможных реакций:

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы урока: объяснение, работа в группах, фронтальный опрос, лабораторный эксперимент

Тема: Серная кислота

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы урока: объяснение, работа в группах, фронтальный опрос, лабораторный эксперимент.

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга улыбками.

2. Актуализация опорных знаний

1) Самостоятельная работа учащихся:

Закончите уравнения возможных реакций:

2) Фронтальный опрос

3) Ученики думают, заполняют таблицу. Для этого у каждой группы на столах приготовлены листы бумаги с вопросами в виде таблицы.

Какую формулу имеет серная кислота?

Какой тип химической связи в молекуле серной кислоты?

Чему равна валентность кислотного остатка?

Степень окисления серы в молекуле серной кислоты?

По истечению времени проверяем. Ответы учащихся: 1- H2SO4 2 - Ковалентная полярная. 3 –SO4 (II). 4- +6.

3.Изучение нового материала

Серная кислота – один из основных продуктов химической промышленности. Структурная формула серной кислоты следующая:


А теперь работа по учебнику: откройте §21, прочитайте, и напишите в рабочую тетрадь физические свойства серной кислоты.

Физические свойства. Серная кислота - бесцветная маслянистая тяжелая жидкость. Обладает сильным гигроскопическим (водо-отнимающим) свойством. Концентрированная серная кислота хорошо растворяется в воде и выделяется теплота.

Получение. Серную кислоту в промышленности получают из серы или сульфидов металлов контактным способом. Сырье:

3 сероводород - H2S

Сейчас мы проведем опыты и докажем химические свойства серной кислоты экспериментально, но прежде давайте вспомним правила техники безопасности при работе с серной кислотой! Потому что серная кислота очень опасное вещество. При работе с ней следует особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности. Какие? Ответы учащихся:

1.Если случайно кислота и щелочь попадает на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.

2.При разбавление кислот водой всегда надо помнить следующее правило: кислоты следует медленно тонкой струей при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.

Химические свойства

1.Водный раствор изменяет окраску индикаторов.

(Учащиеся в 3 пробирки с 2 мл серной кислоты добавили по одной капли каждого индикатора. Полученные результаты записали в тетрадь).

2. С металлами (до водорода), например, с Zn:

(Учащиеся в пробирку с 1 гранулой металлического цинка добавили 2 мл раствора серной кислоты. Полученный результат записали в тетрадь).

3. С оксидами металлов, например, с CuO:

(Учащиеся в пробирку к 1г. оксида меди (II) добавили 2 мл раствора серной кислоты, нагрели. Полученный результат записали в тетрадь).

4. С основаниями, например, с NaOH:

(Учащиеся в пробирку к 1 мл гидроксида натрия добавили 1 мл раствора серной кислоты. Полученный результат записали в тетрадь).

5. С солями, например, с BaCl2:

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (написать полное и сокращенное ионные уравнения)

Реактивом на сульфат – ионы являются ионы бария. Выпадает осадок белого цвета.

(Учащиеся в пробирку к 1 мл хлорида бария добавили 1 мл раствора серной кислоты. Полученный результат записали в тетрадь).

Применение и значение кислоты.

Вспоминая область применения знакомых вам кислот, попробуйте ответить, где может применяться серная кислота. Ответы учащихся.

Учитель. Всё, что вы сказали верно, но найдите стр. 76, прочитайте о применении серной кислоты. Что нового нашли?

Учащиеся делают схему в тетради.


4. Домашнее задание.

На уроке вы работали очень плодотворно, а теперь запишите домашнее задание.

Изучить §21, выполнить задания № 2, 5 на странице 78.

Оценка знаний учащихся.

5.Подведение итогов

Вот и пролетело время нашего урока. У каждого из вас есть свои впечатления от этого урока.

6. Рефлексия

Читайте также: