Нравственное воспитание в доу через проектную деятельность

Обновлено: 07.07.2024

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

ВложениеРазмер
proekt_po_nravstv.-patriotich._vospit.doc 272 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, педагоги создают в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты :

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) : • о культуре народа, его традициях, творчестве; • о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; • об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) .

2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) : • любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; • интерес к жизни родного города и страны; • гордость за достижения своей страны; • уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; • восхищение народным творчеством; • любовь к родной природе, к родному языку; • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) : • труд; • игра; • продуктивная деятельность; • музыкальная деятельность; • познавательная деятельность.

Цель проекта : создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну.

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

7. Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине.

8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры :

• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

• Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Сроки реализации: 2017-18 учебный год

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей; диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории, культуре и природе родного края.

II этап - основной, включает в себя систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей по тематическим блокам (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя: итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей.

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. К подготовительной к школе группе проекты исследовательские и носят долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.

В группе организуется предметно-развивающая среда патриотической направленности :

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов. Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

- всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога;

- развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом;

- достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме ;

- формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания .

В содержание ее входят следующие направления работы : оказание помощи педагогам ДОУ; осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой ; организация и проведение педсоветов; изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта ; создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; обеспечение взаимодействия ДОУ и социума. Методическая работа по патриотическому воспитанию отражена в годовом плане.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Родители являются не только помощники детского учреждения, но и равноправные участники формирования детской личности. Формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы взаимодействия с родителями: • Беседы, консультации • Папки-передвижки, стенды • Дни открытых дверей

• Выставки совместных работ • Праздники, развлечения

Нетрадиционные формы : • Сайты детского сада, группы • Фотовыставки, фотомонтаж • Выпуски семейных газет

• Совместные прогулки , экскурсии • Проведение акций

В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка: - освоение детьми доступных знаний об истории и природе родного края, города; - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся; - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений; - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
- обогащение знаний детей о музейной культуре;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей: - повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно- патриотического воспитания; - активизация интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям; - обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями; - развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей; - формирование желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- обогащение развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников . Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности . Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта : - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Таким образом, проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована , только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума. Мы надеемся, что нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Цель проекта : создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста .

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

3. "Моя Родина - Россия", "Мой родной край (город)" (достопримечательности)

Младший дошкольный возраст

Задачи: усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе (моральные нормы и правила на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.);

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной

организации (о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада; о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), об именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка — будущая женщина, мать, мальчик — будущий мужчина, отец, об эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения (повседневно, а также в дни праздников, событий).

В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Но без сотрудничества с родителями, нашими главными помощниками, мы не сможем в полной мере решить все стоящие перед нами задачи. НО

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых (родителей, воспитателей, специалистов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Проектирование или планирование;

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи общие, специфичные для каждого возраста.

Последовательность работы педагога над проектом

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Этапы проектной деятельности

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

В настоящее время проекты классифицируются :

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Во время работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Методы, используемые в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания.

Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Достоинства метода проектов

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога,

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель духовно – нравственного и патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка до школы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ

И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

В.А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно - нравственное и патриотическое воспитание.

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель духовно – нравственного и патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приве­дет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпимость, умение уступать и прощать и т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

На основе этих знаний у них формируются такие патриотические качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, Отечеству.

Идеи этих и других авторов мы активно используем в своей деятельности. ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых - то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группах дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Цель проекта: Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

Расширение представлений о семье, о детском саде, о Серпухове, как о родном городе, России как о родной стране. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам;

Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.

Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.

Условия для успешного внедрения проектной деятельности:

уровень общения со сверстниками

способность к сотрудничеству

опора на собственный опыт ребенка

Формы работы по проекту:

работа с детьми:

- Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий;

- Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;

-Участие в концертах в Доме ветеранов, в акциях: "Полевая почта", "Подвигу жить в веках," "Бессмертный полк". Природоохранные акции "Лес Победы", "Экологический марафон"; "Покормите птиц зимой"

- Трудовые поручения в группе и на участке детского сада;

- Связь с социумом: посещение музеев, библиотек.

- работа с родителями:

- Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;

- Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ;

- Проведение бесед, оформление стенгазет;

- Проведение викторин, КВН, досугов, праздником, развлечений;

Продукты проектной деятельности:

- Оформление уголков по духовно – нравственно и патриотическому

воспитанию: государственные символы, символика г. Серпухова, России;

- оформление мини-музея "Павлин";

- оформление экологической тропы;

- проведение народных праздников, тематических часов-досуга;

- связь с социумом, экскурсии, проведение совместных праздников и т.д.

Предполагаемые результаты:

осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

повышенный интерес к истории своего города Серпухова, России.

бережное отношение к природе своего края.

освоение доступных знаний детей в символах родного города, государства.

ощущение любви к своему родному краю, стране.

осознанное желание быть полезным своей Родине.

повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству. Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников - М.: Мозаика- Синтез, 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. . Проекты в работе с семьёй: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. Нравственные беседы с детьми 4-7 лет - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

Читайте также: