Проект по познавательному развитию в доу по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Симонова Галина Васильевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Незабудка"
Краткое описание работы: Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Проект по познавательному развитию на тему ” Весна – красна”

Автор: Талызина Елена Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 196
Краткое описание работы: Я разработала проект по теме " Весна - красна", т к у дети данной группы не могут ответить на вопросы, связанные с наступлением весны. У них нет представления о первых цветах, о жизни животных и птиц в весенний период. У детей снижен уровень речевого развития. Для устранения данной проблемы создан проект " Весна - красна"

Краткосрочный проект “Что нам лето подарило”

Автор: Ларионова Дарья Николаевна
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДЕТСКИЙ САД ЖУРАВУШКА""
Краткое описание работы: Дети, за время проекта познакомились с овощами и фруктами, которые нам дарит лето, с детьми были проведены занятия, на которых были изготовлены поделки из фруктов и овощей.

Проект “Зимушка-зима”

Автор: Горбачевская Ирина Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92 общеразвивающего вида"
Краткое описание работы: Представлена примерная система работы по ознакомлению с родным краем через проектную деятельность. Предложены некоторые мероприятия для детей и родителей.

Познавательный проект “Новый год шагает по планете”

Автор: Куракина Екатерина Сергеевна
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д/с "Берёзка"
Краткое описание работы: Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Время чудес и превращений, время удивительных сказок и волшебства, время подарков и поздравлений, время, когда объединяются семьи, приезжают гости, кругом веселье и смех. Тысячи детишек в нашей стране ждут появления Деда Мороза и верят, что утром под елочкой их будет ждать заветный подарок. Всегда ли было так? Верили ли в деда Мороза наши предки, и кто приходит в гости к детишкам в других странах? Как зовут соратников Деда Мороза у других народов? Что же украшают на Новый Год в странах, где нет ни снега, ни елок? Вместе с детьми мы решили разобраться в этих вопросах.

Познавательный проект “Мир насекомых”

Автор: Куракина Екатерина Сергеевна
Учебное заведение: МБДОУ Сакмарский д/с "Берёзка"
Краткое описание работы: Познавательный проект "Мир насекомых". Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе? Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Автор: Гусева Наталья Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ "Чайка"
Краткое описание работы: Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.

Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”

Автор: Самойлова Оксана Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42" г.Балахна
Краткое описание работы: Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста. Он включает в себя поэтапную работу с детьми. Исследовательская деятельность помогает раскрыть перед ребенком окружающий мир. Делать выводы и умозаключения при опытно-экспериментальной деятельности с водой.

Познавательный проект на тему “Волшебный песок”

Автор: Козлова Татьяна Леонидовна
Учебное заведение: Управление образования администрации Нижнетуринского городского округа Муниципальное автоно
Краткое описание работы: Проект про то. как малышей учить играть и экспериментировать с песком. Малыши узнают про сухой и мокрый песок. Детей знакомят с правилами игры в песочнице.

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по познавательному развитию.

Составила: Петрова И.А.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: 2 недели.

Сроки проведения: 16.09.2017г. по 20.09.2017 г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели

Возраст детей: 5 — 6 лет.

2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.

3. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

4. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

1. Развивать связную речь.

2. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.

1. Воспитывать у детей любознательность;

2. Воспитывать самостоятельность.

Знают и называют:

— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен.

Обогатится и активизируется словарь по теме проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Наблюдая за детьми, мы увидели, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны, расширить представления детей об овощах и фруктах, о том, где они растут, откуда они в нашу страну завезены, когда и кем; как за ними ухаживают и чем они полезны и т. д.

• Иллюстрации и картины.

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

— Подбор материалов для реализации проекта.

— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Основной (практический).

— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.

3 этап. Заключительный.

Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.

• Организация бесед об овощах и фруктах.

• Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:

— Исследование внешнего вида овощей и фруктов.

Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.

Экскурсия на кухню детского сада

Цель: Познакомить детей с бытовой техникой, кухонной посудой и т.д

Экскурсия в кладовую детского сада

Цель: Познакомить детей с помещением, куда привозят и где хранятся продукты.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

• Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах.

• Чтение рассказов и заучивание стихотворений о дарах осени.

Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.

Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

Художественно эстетическое развитие

Чтение художественной литературы

7. Загадки и пословицы об овощах и фруктах.

Работа с родителями:

1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.

7. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.

10. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.

11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


образовательный проект в старшей группе "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития все.


Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат.

Проект для старшей группы "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и .

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе "Овощи и фрукты - полезные продукты"

В рамках реализации муниципального проекта "Внедрение правильной технологии приема пищи обучающихся образовательной организации Старооскольского городского округа" в младшей группе №5 ".


Конспект занятия по развитию в старшей группе "Овощи и фрукты полезные продукты"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Овощи и фрукты полезные продукты".


Краткосрочный проект для детей старшей группы "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Формирование у дошкольников представлений о правильном здоровом питании; о культуре питания; о здоровом образе жизни. Дать расширенное понятие о природных витаминах, необходимых для здоровья.


Краткосрочный проект в старшей группе «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Дуракова Г.А. воспитатель

I кв. категории МКДОУ

Информационная карта проекта

По времени проведения: долгосрочный;

По числу участников проекта: групповой;

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, исследовательский, игровой.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, с участием социума

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Возраст детей: 5-6 лет

Сроки проведения: учебный год

Автор проекта: Дуракова Галина Анатольевна воспитатель старшей группы.

2. Описание проекта

2.1 Обоснование актуальности проекта

В период дошкольного детства в процессе игровой деятельности огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений и навыков. Работая в ДОУ, я заметила, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о природе, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Для развития познавательной активности детей мною было принято решение использовать метод экспериментирования в процессе игровой деятельности детей

2.2 Цель проекта

Создание условий для развития познавательных способностей детей посредством опытно – экспериментальной деятельности, включить ребенка в творческую деятельность.

Задачи проекта:

Создавать условия для развития совместного познавательного опыта;

Вызвать желание к поисковой деятельности;

Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру в процессе игровой деятельности;

Привлекать родителей к совместной деятельности.

Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты;

Случайные наблюдения и эксперименты;

2.3 Описание проекта

Условия: постепенное усложнение от простого к сложному, создание условий для самостоятельной игровой и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Этапы проекта:

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

Отображение цели и задач проекта;

Составление перспективного плана, разработка конспектов;

Занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность.

Связь с другими видами деятельности:

Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Диагностика (результативно – сравнительный анализ);

Создание картотеки опытов и экспериментов.

3. Рабочий план реализации проекта

3.1 Сведения об основных исполнителях проекта

Дуракова Г.А. воспитатель старшей группы ,

3.2 План график реализации проекта

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной теме.

1.2. Разработка и проведение диагностики.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка

конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная игровая деятельность взрослого и детей;

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры;

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для просвещения родителей проводились консультации и анкетирование.

3 этап – заключительный :

В конце года проводится повторная диагностика детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

4. Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание мини –лаборатории для организации опытов;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности;

Создать альбом с зарисовками проведенных опытов и их результатов

Создать картотеку опытов и экспериментов для детей старшей группы.

Дальнейшее развитие проекта:

Развитие поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

1) создание условий в старшей группе для поддержания и развития познавательного интереса;

2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса старшего возраста;

3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.

1 Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М.:Мозаика-Синтез, 2016

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – среднесрочный.

Проблема

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Концептуальные основы

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В основе исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечат­лений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматри­ваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс самораз­вития.

Именно поэтому каждое исследование, проведенное ребенком при поддержке родителей будет способствовать развитию самостоятельности мышления, помогать ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника, направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.

Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.

Данный метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы исследований в основном рождаются именно из интересов детей.

Каждое исследование своеобразно, в каждом ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги и интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т.п.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

Задачи:

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).

2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.

3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.

5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.

6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

Продукт проекта – модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: ноябрь - апрель

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.

Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап - Реализационный (содержательная часть).

Цель.

1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.

2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.

Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный/целевая аудитория

Продукт /

Результат

1 декада ноября

Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников

2 декада ноября

Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

Разработка тем для детских исследований

Тематика детских исследований

Занятия по формированию экологических представлений

Систематизация накопленных знаний

2 декада ноября (после собрания)

Воспитатели/ дети, родители

Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям

Создание макетов природных зон

Воспитатели, дети, родители

Макеты природных зон

Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах

Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах

Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека)

Презентации с подбором характерных картинок природных зон

Включение родителей в процесс познавательного развития детей в соответствие со сроками

1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,

2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды

Детские выступления на выбранную тематику

Воспитатели, Родители /дети

1. Детские выступления перед сверстниками

2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями

Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле)

1. Результаты диагностики познавательной активности детей

2. Выводы о проведенной работе

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей.

Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.

Итоговый анализ проведенной работы

Отчет о реализации проекта. Общие итоги

3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.

4. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.

5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.

6. Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.

Читайте также: