Сенсорные основы изобразительной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребёнка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.

ВложениеРазмер
sensernoe_vosp-e_doshk-v.docx 20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левороссошанская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Детский сад

Каширского муниципального района

Воспитатель 1кв. категории

Терехова Елена Владимировна

с. Левая Россошь

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребёнка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребёнок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребёнка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности - в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Совершенствуется сенсорное развитие. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

В научной литературе, посвящённой вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:

- обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,

- формировать эстетические чувства и представления,

- развивать образное мышление и воображение,

- учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В психолого-педагогической литературе сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Основная задача сенсорного воспитания дошкольников– своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует не только его эстетического и нравственного воспитания, расширение кругозора, но и умственному развитию.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на форму речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Исследования Т.С.Комаровой показывает, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслей операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Сенсорные основы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображение им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления

общественной жизни. При обучении в начальной школе при недостаточной подготовке, ребенок может столкнуться с рядом трудностей, тормозящих процесс обучения и творчества.

К ним относятся:

---неразвитость зрительной координации (затрудненность движения глаз с зафиксированной головой);

---низкий уровень развития визуального мышления (затрудненность к восприятию абстрактных символов);

---низкий уровень развития зоны наилучшего видения.

У ребенка слабо развиты ряд умений и навыков:

---несформировано устойчивость положения руки с карандашом при рисовании в разных направлениях;

Затруднено свободное овладение карандашом, кистью, мелом, при различных приемах рисования.

Неразвито чувство:

произвольного изменения размаха, движения;

произвольного ускорения и замедления темпов, прекращения движения в нужной точке;

ритмичного проведения повторных однородных движений, регулировки движения в соответствии с задачами изображения, удержания направления движения.

Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует не только его эстетического и нравственного воспитания, расширение кругозора, но и умственному развитию.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на форму речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Исследования Т.С.Комаровой показывает, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслей операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.




Сенсорные основы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображение им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления

общественной жизни. При обучении в начальной школе при недостаточной подготовке, ребенок может столкнуться с рядом трудностей, тормозящих процесс обучения и творчества.

К ним относятся:

---неразвитость зрительной координации (затрудненность движения глаз с зафиксированной головой);

---низкий уровень развития визуального мышления (затрудненность к восприятию абстрактных символов);

---низкий уровень развития зоны наилучшего видения.

У ребенка слабо развиты ряд умений и навыков:

---несформировано устойчивость положения руки с карандашом при рисовании в разных направлениях;

Затруднено свободное овладение карандашом, кистью, мелом, при различных приемах рисования.

Неразвито чувство:

произвольного изменения размаха, движения;

произвольного ускорения и замедления темпов, прекращения движения в нужной точке;

ритмичного проведения повторных однородных движений, регулировки движения в соответствии с задачами изображения, удержания направления движения.

1. Выделить и охарактеризовать сенсорные действия в изобразительной деятельности (восприятие, сенсорная оценка получаемого изображения, изобразительные действия и др.)
2. Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности (сущность, значение, структура)
3. Продумать и письменно оформить методику обследования любого предмета с целью последующего изображения (лепка)
4. Сделать вывод о возможности сенсорного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью

Файлы: 1 файл

Сенсорные основы изобразительной деятельности (контрольная).doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

МДК. 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Сенсорные основы изобразительной деятельности.

студентка заочного отделения

2 курса, группа 122

1. Выделить и охарактеризовать сенсорные действия в изобразительной деятельности (восприятие, сенсорная оценка получаемого изображения, изобразительные действия и др.)

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу -- геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.

2. Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности (сущность, значение, структура)

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

Как правило, обследование используется при затруднениях и изображении отдельных предметов.

Обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения. Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию - в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка в изодеятельности, для перевода ее на самодеятельный, творческий уровень. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением, позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.

Наконец, только с помощью и в процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, а затем и обобщение позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов.

3. Продумать и письменно оформить методику обследования любого предмета с целью последующего изображения (лепка)

Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. как правило обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки предметы быта, природы. При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.

Дети младшего возраста изображают предметы одночастные, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое – вычленение формы, цвета.

В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна так же ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение предмета(наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны)Особенно тщательно должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые.

Дети средней группы в силу большего сенсорного опыта могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.

При обследовании предметов детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения.

В подготовительной группе особенно важно в процессе обследования обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить детей видеть их выразительность, своеобразие. Нужно пояснить детям смысл обследования. В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения; от уровня изобразительных умений и других факторов.

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, стека.

Цель: Обучать детей самостоятельно определить, что хочется вылепить, доводить задуманное до конца.

Развивать самостоятельность, желание заниматься творчеством.

Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.

Содержание организационной деятельности.

В.: Дети слышите, кто-то стучится к нам в дверь, пойдёмте, посмотрим кто там?

В.: Смотрите, кто к нам в гости пришёл?

В.: Дети давайте слепим для ёжика угощения?

В.: Сегодня вы будете лепить угощения для ёжика на свой вкус, кто что хочет.

Воспитатель объясняет и напоминает приёмы лепки: скатывание, расплющивание.

В.: Ребята можно для ёжика можно слепить яблоко, печенье, баранки, колобки.

Пусть стоят на месте ножки

Только хлопают ладошки

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай

Да погромче за спиной

Выше, выше, выше хлопай

Руки выше поднимай

Ниже, ниже, ниже, хлопай

Руки ниже опускай

А теперь качать руками

Можно целых пять минут

Отдыхая вместе с нами

Руки тоже отдохнут.

В.: Ребята давайте сядем за столы и доделаем свои поделки.

В.: Кто к нам в гости приходил?

В.: Что мы лепили для него?

В.: Какие угощения?

Д.: Баранки, печенья, яблоки, колобки.

В.: Ребята вы все молодцы , у вас у всех красивые угощения. Ёжику они очень понравились. Ну ёжику нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидание.

Д.: До свидание ёжик.

4. Сделать вывод о возможности сенсорного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различие звуков по длительности, высоте, тембру, силе. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности у работающего механизма.

Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требует гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления.

1. Теоретические вопросы: Ознакомление дошкольников с сенсорными эталонами в процессе изобразительной деятельности (знания и изобразительные умения в контексте воспитания сенсорной культуры у дошкольников) О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др. Обследование как основа восприятия формы, величины и строения предметов. Определение, значение, этапы обследования (4 этапа, цель каждого). Зависимость содержания каждого этапа от вида изобразительной деятельности и возрастных особенностей детей. Связь обследующего жеста с формообразующим движением. Знакомство дошкольников с цветом в разных возрастных группах. Особенности восприятия цвета дошкольниками и особенности усвоения знаний об основных цветах и оттенках, цветовых гаммах и цветовом круге.

2. Практическое задание: провести обследование предмета (на выбор) для дальнейшего изображения в рисовании или лепке.

3. Основные понятия: обследование, восприятие, обследующий жест, цветоведение.

4. Основные исследователи: А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Теоретические вопросы.

Ознакомление дошкольников с сенсорными эталонами в процессе изобразительной деятельности (знания и изобразительные умения в контексте воспитания сенсорной культуры у дошкольников).

Задачи сенсорного воспитания решаются как бы сквозным действием на занятиях: математического развития, экологического воспитания, развития речи и др. Занятия изобразительной деятельностью в значительной степени содействуют формированию сенсорных эталонов: формы, величины, цвета, пропорциональных соотношений, фактуры.

Сенсорные эталоны, по сути, изобразительные признаки предметов, которые дети отображают в разных видах изобразительной деятельности.

О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания. Цель сенсорного воспитания – формирование у детей способов рационального чувственного познания мира на основе усвоения сенсорных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) – в психологии. О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Обследование как основа восприятия формы, величины и строения предметов. Определение, значение, этапы обследования (4 этапа, цель каждого).

Обследование – целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем. Смысл обследования – формирование представлений об изображаемом предмете. Более глубокий смысл – в освоении ребенком способа обследования как способа познания окружающего. Дошкольников невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть изобразительные признаки предмета необходимо. Обследование – это и метод, и задача обучения.

- Умение видеть, замечать снимает у ребенка чувство неуверенности. Помогает ему искать способы решения изобразительных задач.

- В процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (например, транспорт). Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова доказали, что успешное формирование изобразительной деятельности зависит не только от овладения изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний. На этой основе формируются обобщенные способы изображения предметов одного типа.

I этап. Целостное эмоциональное восприятие через какой - либо выразительный признак. Цель: вызвать удивление, восхищение, любопытство. Это порождает желание нарисовать и т.д.

II этап. Аналитическое восприятие предмета. Цель: выделение изобразительных признаков, черт и свойств, формирование изобразительных представлений. Этот порядок соответствует порядку изображения:

1. Выделение крупных частей, их формы, строения, пропорций и взаиморасположения.

2. Выделение мелких деталей, их формы, строения, пропорций и взаиморасположения.

3. Определение цвета.

III этап. Повторное целостное восприятие, объединяющее имеющиесяпредставления в целостный образ.

На II этапе воспитатель должен использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. Можно опираться на житейский опыт младших дошкольников, и на знание некоторых функциональных связей живой и неживой природы у старших дошкольников.

Зависимость содержания каждого этапа от вида изобразительной деятельности и возрастных особенностей детей. Связь обследующего жеста с формообразующим движением.

Обследующий жест повторяет форму предмета, можно действовать рукой ребенка. Жест не используется, если форма хорошо видна и знакома детям. Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности.

- изображают предметы из 1 – 2-х частей;

- обследование простое: вычленяют форму, цвет;

- детям необходимо потрогать, поэтому лучше организовать обследование до занятия;

- необходим совместный жест;

- проходит обобщение предметов по признаку формы.

- внимание на строение предмета;

- ориентировка в пространстве и расположение частей;

- связь обследующего жеста и формообразующих движений;

- дети активнее, необходимы внешние действия и речь.

- соотношение частей по величине, ширине, высоте, длине;

- основная форма передается обобщенно, приближена к геометрической фигуре, характерный облик создается благодаря деталям;

- обследующий жест фиксирует пропорции;

- используется прием сравнения;

- обращается внимание на своеобразие предметов, разнообразие предметов одного типа.

Зависимость обследования от способа изображения:

- с натуры - при изображении предмет рассматривается в том ракурсе, в каком будет выполняться изображения;

Метод обследования нестатичен. Он может быть рассмотрен в структуре любого общедидактического метода. Развивающий эффект этого метода зависит от характера познавательной деятельности, которую он организует, а также от сочетания его с другими методами.

Знакомство дошкольников с цветом в разных возрастных группах. Особенности восприятия цвета дошкольниками и особенности усвоения знаний об основных цветах и оттенках, цветовых гаммах и цветовом круге.

Позднее слово, которым называется предмет, становится обозначением и этого действия, и внешнего вида вещи. Еще не зная названия какого-то цвета, ребенок, ориентируясь на внешний вид и название предметов, может сгруппировать их вместе именно по этому, еще не имеющему имени цвету. Вся работа по формированию чувства цвета у детей проводится в разных видах деятельности: на занятиях (по математике, рисованию, развитию речи и др.) в дидактических и подвижных играх, в свободной игровой деятельности, в режимных процессах.

Приблизительно на четвертом году детства происходит заметное изменение в цветовом зрении ребенка. Слово-название предмета теперь позволяет ему так использовать свой практический опыт, чтобы выделять свойства этого предмета, а потом и называть эти свойства. Цвет среди них оказывается наиболее привлекательным для малыша, чаще вызывает его любопытство и желание узнать, как он называется.

Стремление ребенка узнать названия цветов проявляется довольно рано, но первоначально он может усвоить лишь обозначения основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Этого оказывается достаточно, чтобы отличить друг от друга игрушки и пользоваться цветными карандашами при рисовании. Вместе с тем надо учитывать следующее. Если ребенок умеет назвать одним из этих слов цвет какого-либо предмета, непосредственно находящегося перед ним, то это еще не значит, что он может точно назвать цвет того же предмета, не видя его перед собой. Вообще-то дети непосредственно могут различать между собой значительно более тонкие оттенки цветов, чем это позволяют сделать знакомые ему названия.

Ребенок пяти – шестилетнего возраста отличает темно-красную ленту от светло-красной и видит, что обе они красные, и этим отличаются от синих, желтых, зеленых. Но пока он может проявить эту способность только непосредственно на предметах. Другой же, более высокий уровень развития этой способности наступит, когда ребенок сможет воссоздавать цвет предметов, не видя их перед собой. На занятиях рисованием дети получают знания о спектральных оттенках и способах их получения при смешивании красок, запоминают последовательность цветов в цветовом круге, могут выполнять светлотные растяжки, подбирать цвета одной гаммы и т.д.

Конечно, ребенок дошкольного возраста еще не в силах систематизировать огромное количество разнообразных цветов, которые он видит.

Формирование навыка правильно различать, называть и воспроизводить цвет обычно завершается к началу школьного обучения. Однако, следует отметить, что жестких возрастных границ здесь нет и не может быть, они сдвигаются в зависимости от особенностей предметного окружения ребенка, наличия и характера обучения его различным видам деятельности и типам действий, специальной работы по формированию цветового восприятия и эстетическому развитию личности.

Практическое задание: провести обследование предмета (на выбор) для дальнейшего изображения в рисовании или лепке.

Обследование неваляшки на занятии рисованием (2 младшая группа)

1 этап- создание интереса к игрушке, восприятие неваляшки в целом.

- Ребята, посмотрите, какая нарядная барышня пришла к нам в гости – это неваляшка Таня .

Рукой педагог обводит игрушку по контуру несколько раз.

- Дети, неваляшка очень рада встрече с вами, смотрите, как она звенит и кланяется. Давайте, поздороваемся с ней. Она не просто наша гостья, мы будем рисовать для нее подружек.

2 этап – уточнение частей строения игрушки и их изобразительных признаков.

- Давайте рассмотрим неваляшку очень внимательно.

Педагог поочередно обводит части игрушки по контуру.

- У неваляшки есть туловище: оно круглое, оно держит всю фигуру, туловище – большой круг.

- У неваляшки есть голова: она круглая, голова находится вверху на туловище. Голова круг среднего размера.

- У неваляшки есть руки: они круглые, руки – маленькие круги, они находятся по краям, между головой и туловищем.

- Наша неваляшка в красном сарафане, а у ее подружек сарафаны могут быть разными по цвету - синие, зеленые, желтые.

3 этап - повторное целостное восприятие предмета.

- Сегодня у нас в гостях веселая кукла – неваляшка Таня. Педагог обводит еще раз неваляшку по контуру, но медленно. У нее есть голова, она круглая, находится на туловище, руки с одной и другой стороны, между головой и туловищем, это маленькие круги. Внизу под головой находится туловище, это – большой круг.

У неваляшки веселое улыбающееся лицо, есть глаза, нос, рот. А на красном сарафанчике – маленькие – маленькие белые пуговки.

-Таня просит нарисовать ей подружек в разно цветных платьицах, чтобы она не скучала. Постараемся?
- А сейчас, я покажу, как нужно рисовать неваляшку.

Сенсорная основа развития и восприятия ребенка. Обследование как метод и задача обучения детей изобразительной деятельности. Методика проведения обследования в разных возрастных группах. Специфика обследования в изобразительной деятельности.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.12.2010
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

1. Сенсорная основа развития и восприятия

2. Обследование как метод и задача обучения детей изобразительной деятельности

3. Методика проведения обследования в разных возрастных группах

4. Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности

сенсорный ребенок изобразительная деятельность

1. Сенсорная основа развития и восприятия

Сенсорное развитие ребенка -- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -- запоминание, мышление, воображение -- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка -- результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства -- музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание -- последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу -- геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.

2. Обследование как метод и задача обучения детей изобразительной деятельности

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

Как правило, обследование используется при затруднениях и изображении отдельных предметов.

Обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения. Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию - в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить). Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка в изодеятельности, для перевода ее на самодеятельный, творческий уровень. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением, позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.

Наконец, только с помощью и в процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, а затем и обобщение позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов.

3. Методика проведения обследования в разных возрастных группах.

Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.

Дети младшего возраста (вторая младшая группа) изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет, вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).

При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением. В младшей группе чаще, чем в других, при обследовании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование - обобщенного способа изображения (все круглые предметы рисуются, лепятся одним и тем же способом).

При обследовании предметов с детьми старшего возраста всвязи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.) Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. Однако дошкольники испытывают трудности при изображении прямоугольных и округлых форм разной величины и пропорций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (характерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных способов изображения.

В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения (рисуют и лепят с натуры или по представлению); от уровня изобразительных умений и других факторов. Педагогу важно, чтобы процесс восприятия не был формальным. Нужно помнить, что обследование должно помочь ребенку в изображении. Это первое обстоятельство, которое определяет методику обследования. Второе обстоятельство - дети должны научиться смотреть и видеть.

4. Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности.

При выполнении аппликации из отдельных частей используются те же приемы обследования, что и в рисовании, только обследующий жест пальчиком рекомендуется производить в обратную сторону, справа налево.

При вырезывании из бумаги, сложенной вдвое, предметов симметричной формы в процессе обследования важно, чтобы дети увидели симметрию в предмете. После этого нужно обратить внимание дошкольников на пропорции. Например, у вазы округлая, массивная нижняя часть и узкое высокое горло. Затем можно закрыть одну половину вазы (чтобы не рассеивать внимание детей) и обследовать другую по контуру, снизу вверх (по направлению предстоящего вырезывания). Жест пальцем по контуру формы взрослый обязательно сопровождает словом.

Порядок операций при обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке. Важно, чтобы движения пальцев при обследовании максимально соответствовали характеру движений пальцев при лепке.

Многие части и свойства предмета обследуются так же, как и лепятся. Например, главные особенности специфической характерной формы предмета (оттягивание и закругление, расплющивание) лепятся всеми пальцами правой руки. Так же они и обследуются. Основные рельефные особенности предмета, дополняющие специфическую форму, мелкие детали предмета лепятся путем оттягивания или прищипывания указательным и большим пальцами правой руки. Таким же образом они и обследуются. Следовательно, происходит перенос двигательного навыка из обследования в лепку. Ребенку надо показывать и объяснять, какими пальцами обследуется предмет или его часть, приучать его контролировать взглядом движения пальцев. Воспитатель, называя словом, фиксирует внимание ребенка на всех особенностях предмета.

Практическая часть

Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол - барышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.

Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?

- Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

Дети рассаживаются за столы.

- У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но, к сожалению, сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

- Ребята, давайте нарисуем Барышень - подруг, раскрасим заранее подготовленные силуэты.

Дети самостоятельно выполняют работу.

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли Барышне - гостье. Она стала весёлая и радостная.

Цель. Продолжать знакомить с предметами Гжели, их росписью.

Закреплять умение рисовать композицию узора Гжели, сочетая крупные элементы и мелкие легкие, тонкие.

Материал. Предметы Гжели, иллюстрации № 27--29 из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы.

Предметы Гжели, открытки с изображением предметов Гжели, диапозитивы.

Заготовка с силуэтом чашки, акварель, салфетка, кисти, стакан с водой.

Ход занятия. Выставка изделий Гжели и их изображений.

Гордятся в Гжели жители

Не встретите на свете вы

Рассмотреть с детьми предметы. Видеть красоту узора, связь его с формой. Предложить детям нарисовать необыкновенную чашку. Показать кисточкой в воздухе, как будем рисовать узор.

В ходе занятия обращать внимание на последовательности рисования, сочетание крупных и мелких тонких деталей,

Предложить детям закончить узор каймой по краю формы, вспомнить, какие рисовали раньше и рассматривали им посуде.

В конце занятия выбрать чашки, похожие на настоящие гжельские.

Подобные документы

Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности. Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников. Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера.

дипломная работа [2,9 M], добавлен 03.05.2011

Особенности формирования интереса детей раннего возраста к изобразительной деятельности. Психолого-педагогические аспекты художественного развития детей. Интеграция видов изобразительной деятельности как средство развития художественного творчества детей.

курсовая работа [58,2 K], добавлен 22.06.2015

Особенности формирования воображения дошкольников. Развитие данной сферы средствами нетрадиционной изобразительной деятельности. Методические подходы к обучению новым техникам рисования. Пути развития воображения детей в изобразительной деятельности.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 10.09.2016

Понятие техники изобразительной деятельности и ее роль в развитии воображения детей. Характеристика нетрадиционных техник и их использование в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.

курсовая работа [368,9 K], добавлен 18.12.2014

Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте. Понятие "графический навык" и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль изобразительной деятельности при подготовке ребенка к обучению в школе.

курсовая работа [450,8 K], добавлен 18.06.2012

Значение подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью. Роль воспитателя и детей в подготовке к занятию. Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида.

контрольная работа [44,8 K], добавлен 26.08.2013

Программа формирования умений изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности навыков ребят в детском учреждении. Развитие у детей дошкольного возраста эстетического и эмоционального восприятия искусства.

Читайте также: