Государство 9 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Основные понятия: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

II. Повторение изученного ранее.

Задание 1 . Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политика, власть, политическая власть, санкция, средства массовой информации

Задание 2. Определите понятие.

  1. ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
  2. ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.
  3. ____________________ – это наказание.
  4. ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.
  5. Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________

III. Изучение нового материала

1. Теории происхождения государства

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. (Слайд)

Теории происхождения государства:

  • патриархальная
  • договорная
  • теория завоевания
  • классовая
  • теологическая

Работа по Карточке . По окончании работы учащиеся сами оценивают работу, сверяя данные со слайдом Презентации.

Задание 1 . Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Теория происхождения государства

1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца

4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Г) теория завоевания

5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

Государство – это страна.

Государство – это совокупность органов государственной власти и управления. ( Запись определений в тетрадь ).

3. Признаки государства

Задание. Определите признак государства. (Работа с Презентацией).

  1. Единство территории
  2. Публичная власть.
  3. Суверенитет.
  4. Законодательная деятельность.
  5. Налоговые сборы. ( Запись в тетрадь ).

СУВЕРЕНИТЕТ – самостоятельность и независимость. ( Запись определения в тетрадь ).

Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.

4. Функции государства (Слайд)

Работа с учебником стр. 14-15.

Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.

К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел 1. Политика.

Тема урока: Государство.

Структура урока:

1. Проверка домашнего задания.

Представление темы урока и ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.

Основная часть. Изучение нового материала.

1. Происхождение государства.

2. Признаки государства.

3. Понятие формы государства.

4. Формы правления и территориально – государственного устройства.

4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока

2. Оценивание результатов.

5. Домашнее задание.

Планируемые результаты :

Термины, понятия, персоналии: государство, гражданство, бипатрид, апатрид.

Оборудование: Учебник, доска, мел, раздаточный дидактический материал, компьютер.

Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.

1. Организационная часть

1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

Какую роль политика играет в жизни общества?

В чем сущность любой власти?

Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

2. Представление темы урока.

Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

3. Изучение нового материала.

Государство – политико – территориальная суверенная организация публичной власти в обществе, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Основные признаки государства:

1) публичная власть;

3) нормирование жизни общества (система права);

4) государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность;

5) хозяйственная деятельность (экономика):

а) собственная денежная система;

б) налоговые сборы;

в) государственная казна;

6) собственность (ресурсы);

9) правоохранительная деятельность;

10) вооружённые силы;

11) наличие государственного языка (языков);

12) суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).

Регулирование социальных отношений

Охрана общественного порядка

Защита конституционного строя

Развитие сотрудничества со странами мира

Защита страны от внешних нападений

Защита государственных интересов на международной арене.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, насколько хорошо наше государство исполняет внутренние функции? Приведите примеры.

Как вы думаете, насколько хорошо наше государство исполняет внутренние функции? Приведите примеры.

Форма государства:

Форма государственного правления:

- абсолютная (Саудовская Аравия)

- дуалистическая (Иордания, законодательная власть разделена между парламентом и монархом)

2) Республика

- парламентская (Германия, Италия)

Форма государственного устройства:

Унитарное государство (полная централизация, например: Франция, Китай)

Федерация (определенный суверенитет территориальных образований, например: США, Россия)

Конфедерация (союз независимых государств, например: Евросоюз)

Гражданство – устойчивая политико – правовая связь человека с государством.

Апатрид – человек без гражданства

Бипатрид – человек с двойным гражданством.

4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Закрепление знаний учеников:

Дайте определения понятиям государство, гражданство, апатрид, бипатрид?

Перечислите признаки государства.

Каковы функции государства?

Какие формы правления вы знаете?

Какие формы государственного устройства вы знаете?

2. Оценивание результатов урока .

5.Домашнее задание.

Читать параграф 2 и конспект в тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 261 материал в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.09.2017 18432
  • DOCX 21.9 кбайт
  • 908 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Печерная Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-образовательная: дать определение понятиям (государство, суверенитет ), выявить признаки государства, рассмотреть функции государства.

-воспитательная: прививать интерес к истории нашего государства, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент

2. Опрос д/з и переход к новой теме.

На прошлом уроке мы с вами говорили о власти. Напоминаю вам, что властью мы сталкиваемся в повседневной жизни практически каждодневно. Родители, учителя, полицейские заставляют делать то что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

Власть является одной из форм влияния на человека. А о каких еще формах влияния мы с вами говорили на прошлом занятие?( сила и авторитет). Совершенно верно.

Вашим домашним заданием было устно и письменно ответить на вопросы в конце параграфа.

Начнем с вопроса №4. (стр.11). Итак, пожалуйста, нужно дать определение всем трем формам влияния и сказать в чем их различия

Ребят, мы с вами говорим о сферах общества, а если быть точнее, то о политической сфере.

Нам с вами предстоит разобраться, что такое государство, рассмотреть признаки и функции государства.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.”Ленин

Прочитайте данное высказывание В.И Ленина и в течение урока подумайте, что имел в виду Ленин, сказав данную фразу.

Сила и авторитет.

Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть- это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет- в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Различия между данными формами влияния следующие: в отличии от силы у власти и авторитета отсутствует признак физического воздействия. У власти воздействие осуществляется с помощью закона или обычаев, а у авторитета с помощью знаний, нравственных достоинств и опыта.

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные должности. Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти.

3. Изучение нового материала

Государство – важнейшая часть политической системы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с государством. Государство издает законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдает паспорта, зарплату врачам, учителям, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций. Попробуйте дать определение что такое государство.

Сущность государства определить непросто. Разные политологи дают разные определения. Рабочее определение: «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.

единая территория (очерченная государственными границами, признаваемая другими странами.)

аппарат управления (это наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население)

Единая система законов (Конституция – нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом.)

Монополия на легальное применение силы.

Право на взимание налогов.

суверенитет (верховная власть над определенной территорией)

Ребят, как вы думаете какой из выше перечисленных признаков является основополагающим? Верно. Суверенитет, то есть верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также ее независимость по отношению к иным государствам.

Государство считается таковым с момента признания его суверенитета.

О содержании деятельности государства говорят его функции. На какие функции разделяются?

Верно. Самостоятельно на стр. 15-16 выпишите в 2 столбика внутренние и внешние функции государства.

Итак ребята мы сегодня с вами разобрали что же такое государство, какие признаки государства существуют, и познакомились с его функциями.

Читают по группам текст и отвечают на поставленный вопрос.

Записывают признаки государства

единая территория

аппарат управления

Единая система законов

Монополия на легальное применение силы.

Право на взимание налогов.

государственная символика

гражданство.

суверенитет

4. Закрепление изученного материала

Давайте вернемся к высказыванию В.И.Ленина. И попробуем ответить на вопрос.

Итак, еще раз, пожалуйста, что же такое государство?

Назовите общие признаки государства.

Предположительно ответят что государство контролирует все т.е в его руках сосредоточенна вся структура которая следит за порядком. Ежели не будет государства в стране, начнется хаос, который приведет к неизбежной гибели.

5. Домашнее задание

Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:


Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.

В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп


.Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.


В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.


Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти.

Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур

1) парламентскую республику;2) президентскую республику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.

Поурочные разработки уроков обществознания в 9 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2012 г.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

1.Что такое политика?

3.Что такое власть? Виды власти?

4.Раскрыть понятие политическая власть и ее признаков?

II. Изучение нового материала.

1). Причины возникновения государства

2). Основные признаки и функции государства

3). Форма государства

4). Форма правления

5). Государственное устройство

1). Причины возникновения государства

Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.

Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения стр.11-13 прочитать и назвать причины.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

1 Оборона 1 Охрана порядка

2 Дипломатия 2 Организация хозяйства

3). Форма государства

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
    1. Парламентская
    1. Смешанная

    5). Государственное устройство

    Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

    • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
    • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
    • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

    Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

    Конфедерация – союз государств.

    Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

    6). Гражданство

    III. Подведение итогов выставление оценок.

    Читайте также: