Роль деятельности в жизни человека 6 класс кратко
Обновлено: 07.07.2024
Деятельность - это проявление человека в обществе и в жизни, как личность. Жизнь общества зависит от деятельности каждой личности: даже если один человек проявляет себя неправильно и не культурно, то всё общество стоит под угрозе культурного упадка.
Из-за неправильных действий во отношении к другим, наступает произвол, хаос и анархия.Общество возвращается в первобытное состояние. Разрушается система взаимоотношений человечества и, вместе с тем, уничтожается цивилизация.
Деятельность - это проявление какой-либо активности человеком. Это может быть игровая, профессиональная, научная, творческая и другие виды деятельности. Она контролируется сознанием. То есть деятельность - это то, что отличает человека от животного.
Если человек не будет заниматься деятельностью, то смысла у его жизни не будет. Точно также как и не будет общества. Даже в первобытном обществе существовала деятельность. Женщины занимались хозяйством и детьми, а мужчины добывали еду. Это тоже деятельность, которая стала двигателем эволюции.
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?
Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?
Ответ
Деятельность — это действия, направленные на конкретный результат.
Деятельность играет важнейшую роль в жизни общества. Дело в том, что деятельность служит для:
1. Удовлетворения потребностей
2. Мотивирует на достижение жизненных целей
3. Необходима для самосовершенствования
4. Необходима для самопознания
Деятельность — это двигатель жизни. Пассивный человек не может жить полноценно. Только активная деятельность побуждает человека к развитию.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.
Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека включает следующие компоненты:
1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
4. Сам процесс деятельности.
5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).
Деятельность имеет свою структуру:
- Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;
- Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;
- Объект – это то, на что направлена деятельность.
Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.
Условно деятельность можно разделить на 2 вида:
- Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;
- Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.
По результатам деятельности выделяются:
- Созидательная деятельность – приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;
- Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.
Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.
Игра является основным видом деятельности дошкольников.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);
- коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);
- диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
- Игра обладает предсказательностью; потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей);
- самореализации (возможность показать все свои способности);
О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Различают следующие виды общения:
- Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
- Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).
- Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).
- Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).
- Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).
- Отождествления (противопоставления).
- Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).
В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.
Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.
То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.
Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
- Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.
- В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
- Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Результат деятельности это все что сделано человеком.
Характерными чертами деятельности человека являются:
1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;
2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.
Варианты ответа:
Целесообразность в поведении
Активность животного Творческий характер
Деятельность человека Подчинение инстинкту
Сознательная постановка целей
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
Тема урока – Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху.
Дата проведения – 13.11.2018 г.
Тип урока - урок систематизации знаний.
Формировать умения определять различные виды деятельности
Развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность
Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Закрепляется представление о деятельности человека.
2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат).
3. Устанавливать причинно-следственные связи;
4. Формирование умения анализировать схемы и таблицы;
5. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;
Анализировать вопросы, формулировать ответы.
Осуществлять поиск дополнительной информации;
Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные;
Участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;
Формулируют точку зрения.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу;
Учатся составлять план последовательности действий.
Личностные:
1. Сравнивать разные точки зрения;
2. Оценивать собственную учебную деятельность;
3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Основные термины, понятия – деятельность, игра, учение, труд, цель, средства, результат.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная презентация, ватман, раздаточный материал.
1 этап. Организационный (слайд 1 приложения 1)
Ёж и заяц (Асирийская притча) (слайд 2)
Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.
Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.
Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.
(Вывод: упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту.)
2 этап. Проверка домашнего задания
Работа с электронной рабочей программой образовательной платформы LECTA. (слайд 3)
Тестовое задание на первичное закрепление.
Соотнесите виды деятельности и их особенности.
И гра Получение новых знаний
У чение Получение практически полезного результата
Труд Развлечение, развитие
Задание на соотношение элемента структуры деятельности с иллюстрацией.
На интерактивном слайде представлены иллюстрации к элементам: цель, средства, действия, результат. Справа от элементов располагаются иллюстрации создания скворечника.
Работа по карточкам.
3 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Учитель: Давайте выполним следующее задание: заполним таблицу, в которой не хватает некоторых данных (приложение 3)
Учащиеся: неверно определена верхняя возрастная граница учебы. Потому что, все люди в разном возрасте прекращают учебу; неправильно написали возраст окончания труда, так как при желании и возможности человек может трудиться и после выхода на пенсию.
Учитель: Молодцы, что смогли объяснить, почему вы написали именно так, а не как в примере.
4 этап. Постановка учебной задачи, цели урока
4.1 Задание на сопоставление. (слайд 5)
Части поговорок находятся на слайде презентации с макросом Drag&Drop. По очереди выходят дети и соединяют поговорки.
Учитель: Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Есть фраза, которая отличается от остальных?
Есть ли у вас предложения, почему мы заговорили о театре?
4.2 Ассоциативное рисование.
Ребята, вы молодцы, ваши ассоциации близки к толкованию этого термина, ведь если мы обратимся большому толковому словарю современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова, то узнаем, что деятельность – это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области.
5 этап. Первичное закрепление
5.2 Подводящий диалог.
Учащиеся: Мы думаем, что, конечно же они взаимосвязаны. А вот почему, ответить затрудняемся.
Учитель: А навести вас на правильную мысль по этому поводу, поможет _________,
который(-ая) расскажет об одном известном человеке. (слайд 8)
Знает ли кто-либо из вас, кто этот человек? А чем он заслужил внимание и уважение соотечественников?
Учитель: Слушаем выступление и готовимся ответить на вопрос, почему виды деятельности между собой взаимосвязаны.
Выступление учащегося с рассказом о детстве Петра 1 и его увлечении военными играми. (приложение 4)
*Можно использовать историческую справку в качестве раздаточного материала. В этом случае учащиеся индивидуально ознакомятся с информацией, проанализируют ее, после чего совместно с учителем смогут сделать выводы из прочитанного.
Учитель: Ребята, какие выводы мы можем сделать из услышанного/прочитанного?
Учащиеся: Можно сделать вывод о том, что интересы человека проявляются в предпочитаемых им играх и впоследствии это может перерасти в постоянное занятие, учебу, работу. Все виды деятельности взаимосвязаны и от того, чем занимается человек с самого детства, может зависеть успех всей его трудовой деятельности.
Учитель: Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель? Как вы думаете, почему мы разыграли сценку, а не просто поработали с текстом? (год театра) А на каком этапе урока мы уже говорили про театр? (в начале урока при сопоставлении пословиц).
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. (слайд 9) Результат деятельности может быть разным: успешным, если цель достигнута и неудачным, если цель не достигнута, поэтому очень важно научиться целеполаганию. Чтобы это доказать, предлагаю вам дидактическую игру.
6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
6.1 Дидактическая игра (слайд 10)
К доске выходят 2 учащихся и отвечают на ситуации, остальные ребята по желанию выполняют работу в тетради.
Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь в 2070 году. Вы уже являетесь бабушками и дедушками. Скажите, пожалуйста, что самое важное вы сделали в жизни? Чем можете гордиться спустя столько лет?
Учитель: Представьте, что за окном 2028 год. О вас написали статью в газете. Как называется эта статья? О чем она?
Учитель: Ребята, что вы планируете делать завтра? Какое дело выполните вопреки любым обстоятельствам?
После выполнения заданий ребята анализируют свои ответы, ответы одноклассников и совместно с учителем делают вывод о том, что на пути к жизненному успеху важно поставить цель и идти к ней маленькими шагами, но каждый день, обозначают роль деятельности в жизни человека.
6.2 Толкование пословицы.
Учитель: Вернемся к вашим телефонограммам. Кто хочет поделиться своим вариантом толкования пословицы? (слайд 11)
7 этап. Домашнее задание.
Ребятам предлагается творческое задание на выбор. (слайд 13)
- Иллюстрация к пословице о деятельности (игре, учении или труде);
8 этап. Рефлексия.
Учитель предварительно изобразил на доске лесенку из трех ступенек с пояснениями (можно использовать ватман и двусторонний скотч). Каждый обучающийся выходит к доске и прикрепляет человечка (приложение 5) на одну из трех ступеней, исходя из уровня усвоения материала на уроке.
Читайте также:
- Анализ контрольной работы по русскому языку 3 класс по фгос школа россии
- Школьный исследовательский проект с применением биотехнологий
- Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении руси кратко
- Синтаксический анализ замените словосочетание школьный зал
- Нам не дано предугадать тютчев анализ стихотворения кратко