Роль деятельности в жизни человека 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Деятельность - это проявление человека в обществе и в жизни, как личность. Жизнь общества зависит от деятельности каждой личности: даже если один человек проявляет себя неправильно и не культурно, то всё общество стоит под угрозе культурного упадка.
Из-за неправильных действий во отношении к другим, наступает произвол, хаос и анархия.Общество возвращается в первобытное состояние. Разрушается система взаимоотношений человечества и, вместе с тем, уничтожается цивилизация.

Деятельность - это проявление какой-либо активности человеком. Это может быть игровая, профессиональная, научная, творческая и другие виды деятельности. Она контролируется сознанием. То есть деятельность - это то, что отличает человека от животного.

Если человек не будет заниматься деятельностью, то смысла у его жизни не будет. Точно также как и не будет общества. Даже в первобытном обществе существовала деятельность. Женщины занимались хозяйством и детьми, а мужчины добывали еду. Это тоже деятельность, которая стала двигателем эволюции.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?

Ответ

Деятельность — это действия, направленные на конкретный результат.
Деятельность играет важнейшую роль в жизни общества. Дело в том, что деятельность служит для:
1. Удовлетворения потребностей
2. Мотивирует на достижение жизненных целей
3. Необходима для самосовершенствования
4. Необходима для самопознания
Деятельность — это двигатель жизни. Пассивный человек не может жить полноценно. Только активная деятельность побуждает человека к развитию.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – это то, на что направлена деятельность.

Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.

Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека включает следующие компоненты:

1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

4. Сам процесс деятельности.

5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).

Деятельность имеет свою структуру:

  • Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;
  • Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;
  • Объект – это то, на что направлена деятельность.

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.

Условно деятельность можно разделить на 2 вида:

  • Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;
  • Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

По результатам деятельности выделяются:

  • Созидательная деятельность – приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;
  • Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.

Игра является основным видом деятельности дошкольников.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);
  • коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);
  • диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
  • Игра обладает предсказательностью; потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей);
  • самореализации (возможность показать все свои способности);

О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Различают следующие виды общения:

  • Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
  • Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).
  1. Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).
  2. Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).
  3. Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).
  4. Отождествления (противопоставления).
  5. Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).

В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.

Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

  • Воображение способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  • Фантазия характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  • Интуиция знание, условия получения которого не осознаются.

То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.

Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

  1. Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.
  2. В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  3. Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Результат деятельности это все что сделано человеком.

Характерными чертами деятельности человека являются:

1. Сознательный характер человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;

2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.

Варианты ответа:

Целесообразность в поведении

Активность животного Творческий характер

Деятельность человека Подчинение инстинкту

Сознательная постановка целей

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока – Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху.

Дата проведения – 13.11.2018 г.

Тип урока - урок систематизации знаний.

Формировать умения определять различные виды деятельности

Развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность

Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников

Формируемые УУД:

Предметные:

1. Закрепляется представление о деятельности человека.

2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат).

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Формирование умения анализировать схемы и таблицы;

5. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

Познавательные:

Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

Анализировать вопросы, формулировать ответы.

Осуществлять поиск дополнительной информации;

Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

Давать определения понятиям.

Коммуникативные;

Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

Формулируют точку зрения.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу;

Учатся составлять план последовательности действий.

Личностные:

1. Сравнивать разные точки зрения;

2. Оценивать собственную учебную деятельность;

3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Основные термины, понятия – деятельность, игра, учение, труд, цель, средства, результат.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная презентация, ватман, раздаточный материал.

1 этап. Организационный (слайд 1 приложения 1)

Ёж и заяц (Асирийская притча) (слайд 2)

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

(Вывод: упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту.)

2 этап. Проверка домашнего задания

Работа с электронной рабочей программой образовательной платформы LECTA. (слайд 3)

Тестовое задание на первичное закрепление.

Соотнесите виды деятельности и их особенности.

И гра Получение новых знаний


У чение Получение практически полезного результата

Труд Развлечение, развитие

Задание на соотношение элемента структуры деятельности с иллюстрацией.

На интерактивном слайде представлены иллюстрации к элементам: цель, средства, действия, результат. Справа от элементов располагаются иллюстрации создания скворечника.

Работа по карточкам.

3 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Учитель: Давайте выполним следующее задание: заполним таблицу, в которой не хватает некоторых данных (приложение 3)

Учащиеся: неверно определена верхняя возрастная граница учебы. Потому что, все люди в разном возрасте прекращают учебу; неправильно написали возраст окончания труда, так как при желании и возможности человек может трудиться и после выхода на пенсию.

Учитель: Молодцы, что смогли объяснить, почему вы написали именно так, а не как в примере.

4 этап. Постановка учебной задачи, цели урока

4.1 Задание на сопоставление. (слайд 5)

Части поговорок находятся на слайде презентации с макросом Drag&Drop. По очереди выходят дети и соединяют поговорки.

Учитель: Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Есть фраза, которая отличается от остальных?

Есть ли у вас предложения, почему мы заговорили о театре?

4.2 Ассоциативное рисование.

Ребята, вы молодцы, ваши ассоциации близки к толкованию этого термина, ведь если мы обратимся большому толковому словарю современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова, то узнаем, что деятельность – это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области.

5 этап. Первичное закрепление

5.2 Подводящий диалог.

Учащиеся: Мы думаем, что, конечно же они взаимосвязаны. А вот почему, ответить затрудняемся.

Учитель: А навести вас на правильную мысль по этому поводу, поможет _________,

который(-ая) расскажет об одном известном человеке. (слайд 8)

Знает ли кто-либо из вас, кто этот человек? А чем он заслужил внимание и уважение соотечественников?

Учитель: Слушаем выступление и готовимся ответить на вопрос, почему виды деятельности между собой взаимосвязаны.

Выступление учащегося с рассказом о детстве Петра 1 и его увлечении военными играми. (приложение 4)

*Можно использовать историческую справку в качестве раздаточного материала. В этом случае учащиеся индивидуально ознакомятся с информацией, проанализируют ее, после чего совместно с учителем смогут сделать выводы из прочитанного.

Учитель: Ребята, какие выводы мы можем сделать из услышанного/прочитанного?

Учащиеся: Можно сделать вывод о том, что интересы человека проявляются в предпочитаемых им играх и впоследствии это может перерасти в постоянное занятие, учебу, работу. Все виды деятельности взаимосвязаны и от того, чем занимается человек с самого детства, может зависеть успех всей его трудовой деятельности.

Учитель: Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель? Как вы думаете, почему мы разыграли сценку, а не просто поработали с текстом? (год театра) А на каком этапе урока мы уже говорили про театр? (в начале урока при сопоставлении пословиц).

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. (слайд 9) Результат деятельности может быть разным: успешным, если цель достигнута и неудачным, если цель не достигнута, поэтому очень важно научиться целеполаганию. Чтобы это доказать, предлагаю вам дидактическую игру.

6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

6.1 Дидактическая игра (слайд 10)

К доске выходят 2 учащихся и отвечают на ситуации, остальные ребята по желанию выполняют работу в тетради.

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь в 2070 году. Вы уже являетесь бабушками и дедушками. Скажите, пожалуйста, что самое важное вы сделали в жизни? Чем можете гордиться спустя столько лет?

Учитель: Представьте, что за окном 2028 год. О вас написали статью в газете. Как называется эта статья? О чем она?

Учитель: Ребята, что вы планируете делать завтра? Какое дело выполните вопреки любым обстоятельствам?

После выполнения заданий ребята анализируют свои ответы, ответы одноклассников и совместно с учителем делают вывод о том, что на пути к жизненному успеху важно поставить цель и идти к ней маленькими шагами, но каждый день, обозначают роль деятельности в жизни человека.

6.2 Толкование пословицы.

Учитель: Вернемся к вашим телефонограммам. Кто хочет поделиться своим вариантом толкования пословицы? (слайд 11)

7 этап. Домашнее задание.

Ребятам предлагается творческое задание на выбор. (слайд 13)

- Иллюстрация к пословице о деятельности (игре, учении или труде);

8 этап. Рефлексия.

Учитель предварительно изобразил на доске лесенку из трех ступенек с пояснениями (можно использовать ватман и двусторонний скотч). Каждый обучающийся выходит к доске и прикрепляет человечка (приложение 5) на одну из трех ступеней, исходя из уровня усвоения материала на уроке.

Читайте также: