Нам не дано предугадать тютчев анализ стихотворения кратко

Обновлено: 03.07.2024

История создания

Литература была далеко не главной в жизни Федора Ивановича. Свою жизнь он больше посвятил дипломатии, в которой достиг очень многого. Царь очень ценил труд Тютчева, поэтому он неоднократно приставлялся к награде и премировался.

Федор Иванович был ответственный так же за цензуру, которой подвергалась иностранная литература. Поэтому у Тютчева были нередко разногласия с правительством. Автор всеми путями старался оказать помощь в распространении свободы слова, а так же либерализации цензурных ведомств.

Благодаря специфике своей работы, которая была связана с огромным количеством литературы, автор делает выводы о значимости сова. В данном стихотворении он поднимает именно эту немаловажную тему, которую выражает через свои размышления. Мы можем видеть мысли автора, изложенные на бумаге, которые касаются роли слова в нашей жизни. Его огромная роль и необходимость показывается автором.

Жанр, размер

У Федора Ивановича большое количество философских произведений, которые поднимают тему вечного, а не насущного. Это дало лирике Тютчева своего рода бессмертие, потому что она не потеряла своей актуальности и по сей день.

Композиция

Произведение делится на две части. Первая часть показывает, что у нас нет возможности знать наверняка, какую именно реакцию понесет за собой сказанное слово. Люди и их взгляды меняются, поэтому реакцию на творчество предугадать невозможно. Поэт старался понять настроение народа и жить с ним одним целым.

Вторая часть произведения говорит о том, что необходимо снисходительно относиться к высказыванию других людей и уметь прощать. Автор говорит о божественной любви к людям. Автор считает, что сочувствие и есть великой благодатью. Автор грамотно показывает на двух частях произведения то, как может обернуться сказанное слово. Какую силу оно несет, и какие последствия могут быть из-за этого.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.

Образы и символы

Автор представляет в образе лирического героя поэта, который многое повидал в жизни, и имеет богатый опыт за плечами. Он ведет интересные рассуждения на тему слова и его ценности, о том, как оно влияет на жизнь и судьбы народа. Лирический герой вступает в диалог с читателем, рассказывая о духовных и нравственных ценностях. Ему удается убедить читателя, что слово вызывает сочувствие в человеческом сердце.

Он хочет, чтобы люди были более человечны и гуманны. Порой умение сдерживать внезапные порывы гнева, который всегда являлся плохим советчиком, является одним из самых главных качеств человека. Этому и пытается научить его поэт в своем стихотворении. Сдержанность, чувство такта и терпимость – вот одни из главных качеств человека. Своим примером он дает пример. Ведь сам он является добрым и мудрым человеком, а главное – он умеет прощать.

Все стихотворение имеет спокойный характер, чем немного заражает и читателя. Спокойствие и умиротворение появляется на душе после прочтения данного произведения.

Темы и проблемы

Основной темой данного произведения является сила и роль слова в жизни обычного народа. Так же автор задумывается о том, как же влияет его творчество на людей. Он размышляет на тему того, сможет ли слово изменить жизнь и мир в лучшую сторону. Он ищет ответ на это вопрос, ведь он далеко не первый, кто задумался об этом. Тютчев уверен в том, что это возможно.

Так же, автор заставляет задуматься над тем, что невольно брошенное слово способно принести весьма печальные последствия. В этом и видит основную проблему поэт. Никогда не стоит бросать слова, за которые потом может быть стыдно. Человек может невольно обидеть сказанным словом, даже не заметив этого. Поэтому необходимо несколько раз подумать и взвесить то, что хочешь сказать другому человеку, чтобы потом не пожинать плоды своего же легкомыслия и неосторожности.

Средства выразительности

Автор использует развернутое сравнение, метафоры и анафоры. Но и без большого количества средств выразительности стихотворение получилось очень ярким и живым. Не последнюю роль так же сыграла возвышенная лексика, которую использует поэт для передачи своих мыслей и размышлений.

Основная мысль произведения

Мы очень часто срываемся и своими словами и выражениями больно раним чувства других людей? Почему так происходит? Ведь мы не желали этому человеку зла и не хотели наговорить гадостей. Что же произошло, что мы своей речью нанесли человеку весомый удар. Все это происходит потому, что чаще всего человек сразу выплескивает свои эмоции, а лишь потом задумывается над тем, а не обидел ли он кого-то.

Стоит с осторожностью подбирать слова, которые не обидят и не заденут чувства других людей. Параллельно, автор вскользь упоминает то, что самые главные мысли, мечты и желания мы все равно не сможем выразить словами. Самое главное обычно понятно без слов.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

“Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…”

Нам не дано предугадать,

судьбы крутые повороты

её падения и взлёты

Нам не дано предугадать.

Нам не дано себя понять,

какими будем через годы,

как не познать каприз природы…

Нам не дано себя понять.

Нам не дано, увы, узнать,

чем наше слово обернётся,

когда последний день прервётся…

Нам не дано, увы, узнать.

Нам не дано вернуть назад

весны прелестное дыханье

и детских лет воспоминанье

нам не дано вернуть назад.

Коль не дано, так будем ждать,

и не грешить, как это было,

чтоб сердце от обид не ныло…

Коль не дано, так будем ждать.

А так ведь хочется узнать…

Вариант 1

Анализ стихотворения “Нам не дано предугадать” следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

Вариант 1

Восприятие, толкование, оценка

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Вариант 2

Стихотворения Ф.И. Тютчева выводят читателя на очень серьёзный разговор о главных духовно-нравственных ценностях.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Вариант 3

Сравнивая лирику Тютчева и Фета, рассматривают, прежде всего, стихи о природе. Но это стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе “Северные цветы”.

Главная тема стихотворения

Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.

При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к “благодати”, в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.

Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.

Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.

Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.

Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова “Слово” и “Отзовется”, а также обращает внимание на себя акцентирование на слове “Благодать”, которое отождествляется со словом “Сочувствие”.

Вывод

Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.

Вариант 1

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира.

Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина.

Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его, изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих.

Вариант 2

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Вариант 3

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причём в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам даётся благодать“.

Метафора – “слово наше отзовётся“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трёх десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею в небольшом, но очень ёмком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Произведение относится к философской лирике: поэт размышляет о высоких материях, подчёркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и чёткому четырёхстопному ямбу со смежной рифмой Тютчеву удаётся вложить в стихотворение максимум своей философской идеи.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовётся сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке всё же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос: необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Это лирическое стихотворение: в нём отражены раздумья лирического героя на тему, очень важную для него – роль поэтического слова в жизни людей.

Это произведение не зря иногда называют стихотворным афоризмом – мысль в нём выражена максимально ёмко, полно и кратко одновременно.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных средств – развернутое сравнение “ как нам даётся благодать “, метафора “ слово наше отзовётся “, анафора “ как-как “, но и стихотворение очень небольшое.

Важную роль также играет использованная в нём возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, её близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.


В первой строке поэт говорит о том, что невозможно с точностью предугадать последствия произнесённых фраз. Последствия бывают позитивными и негативными, однако их действие мы можем заметить не сразу. Слова способны оказывать на жизнь людей огромное воздействие. Они могут вызвать плохие и хорошие эмоции, смертельно ранить и поддержать в трудную минуту. Люди должны аккуратнее относиться к тому, что говорят. Две заключительные строчки сообщают о том, что помимо слов человек может испытывать добрые чувства. С их помощью люди способны помогать окружающим: писатели и поэты своими произведениями должны воздействовать на читательские души.

История создания

Тютчев написал это философское стихотворение в 1869 г., находясь в Санкт-Петербурге. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта: периоду философских размышлений о месте творца в обществе, о жизни, о душе. Результат своих размышлений Тютчев вложил в произведение.

Жанр, направление, размер

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на две смысловые части:

Образы и символы

Тютчев представляет нам ёмкие по смысловой нагрузке образы, позволяющие полноценно раскрыть главную мысль стихотворения:

образ лирического героя – рассуждения героя о силе словесного воздействия позволяет говорить о большом личном опыте поэта в этом вопросе. Герой призывает читателей быть гуманными и сдержанными, терпимыми и тактичными. Лирический герой добр и мудр, он умеет прощать и смиряться;

образ слова символизирует ответственность говорящего человека перед своим собеседником. Именно слово становится лакмусовой бумажкой на наличие в ораторе таких свойств личности, как: совесть, нравственность и ответственность.

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея произведения проста и понятна: любое произнесённое слово способно убить и воскресить, обрадовать и опечалить. Каждую фразу сначала следует тщательно обдумать, взвесить последствия и лишь затем произносить. Случайно брошенное слово может иметь серьёзные последствия.

Средства выразительности

Автор использует в произведении небольшой арсенал выразительных средств, среди них:

Читайте также: