Семья как объект социальной работы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Семья как объединение людей связанных отношениями родства, родительства, супружества является связующим звеном между личностью и обществом, выполняет функции физического и социокультурного замещения поколений.

Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов. Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Несмотря на кризисные черты, которые семья приобрела в начале ХХI столетия, она продолжает оставаться важным фактором построения образа современного социального мира. Общество заинтересовано в духовно прочной стабильно функционирующей, поддерживающей высокую интенсивность родственных отношений семье, способной вырастить биологически социально психологически здорового человека. В этом и состоит актуальность темы данной курсовой работы.

Целью написания данной курсовой работы является социальные проблемы семьи в современном российском обществе как объект изучения социальной работы.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

а) рассмотреть функции семьи;

б) изучить технологии социальной работы с семьей как системой;

в) раскрыть основные проблемы семьи и семейной политики в современном российском обществе.

Практическая значимость данной работы определяется попыткой достучаться до сознания каждого человека, что залог процветающего общества - счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Структурно курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается понятийный аппарат, позволяющий рассмотреть семью, как объект изучения социальной работы. Во второй главе рассматриваются технологии социальной работы с семьей как системой и анализируются проблемы семьи и семейной политики в современном российском обществе.

Глава 1. Семья и социальная работа: понятийный аппарат

Понятие семьи

Являясь одной из древних форм институциональной организации общественной жизни, семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Можно выделить две группы признаков по определению данного понятия: 1) социологического и 2) правового характера.

В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.

Наряду с этим социологическим определением существует еще и юридическое понятие семьи. В правовом смысле семья - это связь юридическая. Семью в юридическом смысле можно определить, как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали.

Являясь социальным институтом, семья интегрирована в тот сегмент общества, элементом которого она является. Поэтому потребности и интересы семьи удовлетворяются в соответствии с предоставленными обществом возможностями. Эти возможности реализуются семьей в широком спектре общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. В семье личные потребности упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе и в субкультуре, к которой принадлежит семья, социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций.

Важнейшей для общества и государства функцией семьи является социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Особенностью социализации в семье является её длительность: взаимовлияние детей и родителей длится практически всю жизнь. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Семья как система выполняет важнейшую функцию социальной и эмоциональной защиты своих членов. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. С этой функцией связана другая - рекреативная, восстановительная функция, которая направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Известно, что супружеская жизнь оказывает благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины в большей степени, нежели женщины.

Таким образом, социальная значимость семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.

Функции семьи

Американский ученый Абрахам Маслоу, структурируя потребности человека, делил их на:

) физиологические и сексуальные потребности;

) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении;

) престижные потребности в признании;

) духовные потребности в самореализации.

С человеческим потребностям и напрямую связаны социальные функции семьи, играющие огромную роль в общественной жизни. Так, репродуктивная функция семьи выполняет важнейшую задачу: биологическое и, частично, социальное воспроизводство населения - ведь фундамент социализации человека закладывается в семье.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда в ведении домашнего хозяйства, самообслуживания. Отсюда следующая важнейшая функция семьи- социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни посредством реализации репродуктивной функции. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья в качестве основного агента социализации способствует усвоению моделей поведения, форм деятельности, необходимых для включения в статусно-ролевые диспозиции общества. Вместе с тем социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи.

У семьи есть больше преимуществ в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере чуткости, уважения, любви и заботы. Уровень эмоционального и интеллектуального развития детей, которые воспитываются вне семьи, более низкий. У них замедлена способность к сочувствию и сопереживанию, способность любить ближнего. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, т. к. именно в эти годы закладываются основы личности - речь, эмоции, характер, память, интеллект, мышление. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Следующая важнейшая функция семьи - экзистенциальная, т.е. социальная эмоциональная защита своих близких. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В семье человек понимает и ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, поддерживает моральный дух и уверенность. Забота членов семьи друг о друге, эмоциональной и иная защита в рамках семьи связывает членов семьи взаимной ответственностью. Она основана не только на законе, но и отличается высокой степенью добровольности, желанием нести ответственность.

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции, с индивидуальной точки зрения заключается в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, а с общественной - в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Семейная собственность, как правило, находится во владении жены и мужа, а супружеские доли имущества признаются равными.

Восстановительная (или рекреативная), функция направлена на восстановление и укрепление эмоциональных, психологических, физических и духовных сил человека после тяжелого трудового дня. Эта функция недостаточно исследована, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Например: холостяцкая жизнь содействует (прямо или косвенно) появлению таких серьезных заболеваний, как язва, неврастения, гипертония.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Каждая функция играет определенную роль в жизнедеятельности семьи и имеет значение как для общества, так и для личности.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что семья - один из фундаментальных институтов общества, который придает ему стабильность, а также позаоляет восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья как объект социальной работы

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично).

Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество.

Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы - направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т. д. существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн семей. Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), которая состоит из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в Российской Федерации 2/3.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т. д.) На настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. При этом около 9,5 тыс. родителей-одиночек воспитывают пять и более детей. По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически отклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий - не платит их вообще.

Следующий тип - расширенная семья, в которой имеются несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер). В настоящее время, в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации (т.е. разделению расширенной семьи на несколько простых), только 15% таких семей от всего количества семей. Хотя тип патриархальной расширенной семьи был когда-то наиболее распространенным.

Семьи могут различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Согласно любой статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день - это снижение среднего числа детей (до 18 лет) в семье, а также снижение количества полных (мама, папа, дети) и многодетных семей. Так по данным на 2013 год количество семей без детей - 48,3%, с 1 ребенком - 33,8%, с двумя - 14,6%, с 3 и более - 3,3%.

Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Это малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы.

В последние годы появились новые категории таких семей: семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, на которых месяцами не выплачивают/задерживают заработную плату; семьи безработных; семьи, проживающие в неблагополучных регионах.

Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Семья как объект социальной работы.doc

Глава 1. Семья: понятие и основные проблемы………………………………..7

1.2 Типы и социальные функции семьи……………………………………. 8

1.3 Социальные проблемы семьи…………………………………………. 14

Глава 2. Особенности социальной работы с семьями…………………………18

2.1 Правовые нормы семейно-брачных отношений ………………………….18

2.2 Структура и задачи социальной работы с семьями……………………..21

2.3 Формы и методы социальной работы с семьей …………………………. 24

Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи[1].

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Меняется само представление о семье, сегодня семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике – создание многоядерной семьи, то есть мультифамильной.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Игнорирование, а порой и полный отказ семьи от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых затруднено, характеризуются, как семьи социального риска.

К сожалению, с каждым годом растет число детей, которые воспитываются без одного из родителей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Не малую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством, нищенствованием[2].

Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи. Что касается предмета курсовой работы, то этим предметом в данном случае, является семья, в которой находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества.

Актуальность выбранной для курсовой работы темы состоит в том, что в жизни большинства людей семья играет главную роль. Но не все семьи являются благополучными. К ним на помощь и должны приходить социальные работники. Необходимо разобраться со всеми проблемами, возникающими в таких семьях, а также способами их решения, чтобы в дальнейшем помогать их решению.

Цель работы – рассмотреть социальные проблемы, возникающие в семье, исследовать способы их решения.

Объектом исследования в курсовой работе является семья, ее виды и формы существования.

Предмет исследования – социальная работа с семьей, ее основные направления и методы.

Основные задачи курсовой работы:

– дать понятие семьи, основные признаки и типы;

– раскрыть социальные функции семьи;

– охарактеризовать социальные проблемы семьи и определить причины их возникновения;

– рассмотреть особенности социальной работы с семьей;

– показать формы и методы социальной работы с семьей;

– охарактеризовать специфику социальной работы с российскими семьями.

Гипотезой исследования будет являться признание того факта, что хотя социальная забота государства и общества по отношению к семье становится все более действенной и реальной, существуют вопросы и проблемы, в которых необходимо разбираться непосредственно социальному работнику, помогающему найти адекватные способы и методы их решения.

Для написания курсовой работы были использован методы исследования: описание, сравнительный анализ, обобщение результатов.

Методической основой при выполнении курсовой работы являются работы Дорохова М.В., Шеляга Т.В., Дивицыной Н.Ф., Гребенников И.В., Антонова А.И., Меткова В.М.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, содержащих подпункты, заключения и списка литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в рациональном обосновании вопросов повышения качества социальной помощи семье и применения на практике опыта имеющейся деятельности по этой проблеме.

Глава 1. Семья: понятие и основные проблемы

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания[4].

Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Как малая социальная группа семья:

– реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

– создает условия для непосредственных контактов;

– не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;

– социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

1.2 Типы и социальные функции семьи

В современной литературе встречаются различные типы семей, но все она характеризуются следующими признаками:

По количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная.

По составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака.

По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи.

По структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

По однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная).

По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.

По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная.

По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах).

По характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг).

По социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная.

По степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая.

По состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

Остановимся подробнее на некоторых типах семей:

Семья среднего супружеского возраста. Представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Большинство родителей убеждаются на собственном опыте, что воспитывают не только слова, но и образ жизни, поступки. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они, прежде всего, должны сами обладать им. Одной из проблем семей среднего супружеского возраста являются однообразие, скука, рутина семейной жизни.

Пожилая семья – это зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. Это период, когда супруги выходят на пенсию. Возникает ряд объективных условий для решения тех или иных проблем в жизни семьи, когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена образа жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т.д.).

Бездетная или инфертильная семья – считается, если в течение десяти лет супружеской жизни нет детей. В нашей стране таких семей около 16% (во всем мире их не более 30%). Обычно бездетными бывают поздние браки. Всего лишь 1% всех семей не хотят вообще иметь детей (даже если они могут их иметь).

Многодетная семья – к этой категории относят семьи, имеющие 3-х, а в ряде регионов России – 4-х детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и невыполнения ими других семейно-бытовых обязанностей.

Малодетная семья – это довольно распространенная категория семей, состоящих обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Семьи с одним ребенком отмечают еще как однодетные семьи. В таких семья благоприятная возможность формирования у детей и родителей социально-психологических качеств (привязанность, сплоченность, лидерство), но, в то же время, специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону социально-психологического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. У него ограниченные возможности общения со сверстниками, а потому хуже условия для развития эмоциональных качеств.

Семья - группа состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц. ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием иди другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - сложная социальная система, которой присуши черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Оказывает сильнейше влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально - волевые, духовно - нравственные основы личности. В то же время зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Социальные проблемы современной семьи - безработица, низкий прожиточный уровень, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок.

Семья как малая группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально - нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи, опосредованность совместной деятельности.

Функции семьи:

1. репродуктивная - биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребности в детях.

2. воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми их воспитании, самореализации в детях.

3. хозяйственно - бытовая. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

5. сфера первичного социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

6. сфера духовного общения. Развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение, укрепление дружеских основ брачного союза.

7. социально - статусная. Представление определенного статуса членами семьи, воспроизводство социальной структуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

8 досуговая. Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

9. эмоциональная. Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. Получение индивидами психологической зашиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в лично счастье и любви.

10. сексуальная. Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей.

Типы семей:

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска; не благополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализированные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

По уровню социально психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

Факторы, критерии социального риска:

• Соц. экономические факторы (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, безработица)

• Соц. демографические факторы (отсутствие одного или более родителей, повторный брак, неродной ребенок).

• Медико - санитарные (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в семье инвалидов).

• Психолого - педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, педагогическая несостоятельность родителей, дефекты воспитания и т.д.).

• Криминальные факторы (домашняя жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство т.д.).

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты:

• Увеличение числа малообеспеченных слоев населения;

• Увеличение социальной и географической мобильности, миграция;

• Ухудшение состояния здоровья, демографическая ситуация (убыль населения);

• Изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

• Рост количества неполных семей;

• Повышение коэффициента иждивенчества;

• Насилие в семье социальное сиротство.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющих родителей - инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов безработных и т.д.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье, ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

• Объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации;

• Клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента);

• Конфиденциальность, адекватность методов и методик;

• Соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи - процесс длительный, не допускает непродуманных поступков и выводов. При диагностике семейных ситуаций могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

На основании полученного материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты, медико - психолого - социальные кризисные центры.

Содержание деятельности оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

Также реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, представляют комплекс различных процессов и методик:

1. кризисные варианты помощи семье (телефон доверия, экстренная психологическая помощь в приюте, выезд в семью).

2. помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие службы и специалисты. Используются работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары.

3. патронаж (покровительство) - система социальною обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Этапы патронажа: подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования.

Сбор и оценка информации - выяснение состава, условий проживания семьи, взаимоотношений в ней методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи, сбор сведений о значимых событиях (потеря работы, развод), заполнение социальной карты, выделение проблем, которые может решить служба социальной защиты.

Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка и т.д.)

Отчет - подробное описание результатов визита в акте обследования семьи, составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики - разработка специальных обучающих и просветительских программ. Просвещение членов семьи как элемент профилактики может проходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других.

Основные документы по семье:

- Семейный кодекс РФ (1995).

Хотя широкое определение ставит сложные концептуальные и политические вопросы, мы считаем, что работа с семьей должна быть основана на всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Будем считать, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.

Что такое работа с семьей? Общепринятого определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако,

практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.

Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.




Хотя широкое определение ставит сложные концептуальные и политические вопросы, мы считаем, что работа с семьей должна быть основана на всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Будем считать, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.

Что такое работа с семьей? Общепринятого определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако,

практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.

Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность:

более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. — 1,6 млн., в 1993 г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 г. количество людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7 пункта,

а с 1990 по 1992 г. — на 1,8. То есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, и процесс этот стремительно набирает скорость.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность-поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

1) ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

3) тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нук-леаризация);

4) увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Сегодня преобладающий тип семьи — этопростые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей).

Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми.

Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало — всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляютнеполные семьи — 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семейодиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытываютсемьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а такжесемьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — этосемьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать такжесемьи с родителями-инвалидами.Нуждаются в поддержке, кроме того, исемьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями —это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятсясемьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятсястуденческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесенысемьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляютдевиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

По данным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков-правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей в 1994 г. показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации (де-циальный разрыв (показатель социальной стабильности) составил 27 при крайне допустимом значении 10) и стало социально дестабилизированным. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих, ? на другом — 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3—5% очень богатых людей; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределы государства (в России сегодня около 3 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных); в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных

изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье.Ъоциальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей.

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде'всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

В,работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым

распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ СЕМЬИ

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти.

В настоящее время действуют 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 соци-ально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми.

Наиболее целенаправленно сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

В Юго-Восточном административном округе (ЮВАО) г. Москвы социальные службы осуществляют постоянный контроль за выполнением Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правительства Москвы, распоряжений мэра Москвы и префекта ЮВАО, направленных на социальную защиту малообеспеченных групп населения, проводят адресный переучет всех социально незащищенных категорий населения, постоянно обеспечивают информацией по социальной защите населения. Здесь из фонда правительства Москвы ежемесячно осуществляются выплаты многодетным семьям (на детей до 3 лет и имеющим 3 и более детей), студенческим семьям.

Основные направления реализации семейной политики в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра со множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, — все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Что такое семья, в чем ее социальное значение?

2. Каковы факторы российской (национальной) специфики семьи?

3. Каковы главные типы современных семей (с учетом разных оснований)?

4. В чем состоят социальные проблемы современных семей?

5. Назовите важнейшие задачи социальной защиты семьи.

6. Раскройте содержание главных форм социальной защиты семьи.

7. На конкретных примерах покажите цели и задачи социальных служб семьи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. - М., 1995.-№ 1.

2. Государственная служба социальной помощи семье: Сборник материалов из практики работы. — М.: Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.

3. Зотов В.Б. Управление административной территорией в городе (проблемы и перспективы). — М.: Луч, 1995.

4. О положении семей в Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1994.

5. О состоянии и перспективах научных исследований проблем семьи и семейной политики. — М.: Научно-исследовательский институт семьи Минсоцзащиты Российской Федерации, 1993.

6. Семья в России. — М.: НИИ семьи, 1994. — № 2; 1995. — № 1-4.

7. Социальная помощь семье и детями: Сборник материалов из практики работы. — М.: Институт молодежи, 1992. — Вып. 2.

8. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайны-шева. М.: МГСУ, 1994. - Ч. 1.

9. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павлен-ка. - М: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

Читайте также: