Зачем нужна исследовательская деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

С 2011 года образование перешло на новые ФГОСы. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно-деятельностный подход. Цели образования выступают в виде характеристик сформированности универсальных учебных действий (УУД). Стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.

Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она:

- формирует самостоятельность мышления;

- заставляет мыслить творчески;

- нарабатывает нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определённые алгоритмы действий и мыслительных операций (то есть УУД);

- добывает самостоятельно логическим путём новые знания.

Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность решать жизненные и профессиональные задачи.

Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности. Всё это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.

Наша задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Для этого мы и обучаем детей исследовательской деятельности. Для этого мы используем учебные исследования.

Почему важна исследовательская деятельность школьников?

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10-15% будут актуальны через 20 лет.

Человек запоминает только 10% того, что он читает; 20% того, что он слышит; 30% того, что он видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях; 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующее:

  • умения видеть проблему;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезу;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение и навыки наблюдения;
  • умение и навыки проведения экспериментов;
  • умение объяснять увиденное;
  • умение делать выводы и умозаключение;
  • умения и навыки структурирования материала;
  • умения и навыки работы с текстом;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:

  • ставить цель, выдвигать гипотезу;
  • наблюдать, анализировать, сравнивать;
  • пользоваться различными источниками для нахождения информации;
  • самостоятельно обрабатывать собранный материал;
  • делать выводы, представлять результаты своей работы.

Индивидуальная работа на уроке – одна из форм постановки и решения проблемной задачи (типовой, субъективно новой для ученика).

Типовая задача

Проблемная задача

Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате

- Условие задачи вызывает необходимость такокго результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий.

Существует чёткий алгоритм решения задачи.

Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.

Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести её к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм её решения.

Ученик проявляется как личность, его действия зависят в первую очередь, от его мотивов, способности.

1. Не занимайтесь наставлениями; помогите детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему тварчески.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога . Направления работы:

Б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребёнка к учебной деятельности;

2 направление – групповая работа , включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

3 направление – массовая работа – встреча с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение предметных недель, олимпиад.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:

* постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

* постановка целей и задач исследования.

* разработка методики исследования.

* подготовка материальной базы исследования.

* обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

* анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Схема. Актуализация проблемы.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотеза начинается словами:

Методы исследования (схема).

1. Теоретические: поиск и изучение литературы, изучение материала в СМИ, анализ и синтез, абстрагирование.

2. Эмпирические : опыт, наблюдение, эксперимент, сравнение и анализ.

3. математические: моделирование, построение диаграммы, построение графиков, анкетирование.

Метод – это способ достижения цели исследования.

Подготовка к защите исследовательской задачи:

1) выделять из текста основные понятия и давать им определения;

2) классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;

4) выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи;

5) предложить примеры, сравнение и сопоставление;

6) сделать выводы и умозаключение;

7) указать возможные пути дальнейшего изучения;

9) подготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты;

10) приготовится к ответам на вопросы.

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Исследовательский метод в обучении (по М.В. Степановой) самостоятельное (без пошагового руководства учителем) решение учащимися новой для них проблемы с применением элементов научного исследования: наблюдение, самостоятельного исследования фактов.

Требования к организации самостоятельной работы:

1) обеспечение правильного сочетания объёмов совместной и самостоятельной работы.

2) методически правильная организация работы обучающегося в классе и вне его.

3) обеспечить обучающихся необходимым методическим материалом с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4) контролировать за ходом совместной работы и мер, поощряющих обучающихся за её качеством выполнения.

Этапы урока – исследования:

1) выход на проблему;

2) выдвижение рабочей гипотезы;

3) исследование темы урока через призму рабочей гипотезы, используя исследовательские методы: наблюдение, опыт, обобщение, эксперимент, анализ, сравнение, анкетирование, моделирование.

4) выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе)

5) подведение итогов исследования.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей . Вопрос об учёте психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, самоисследование быть посильным, интересным и полезным.

Формы представления результатов (схема): стендовый доклад, лабораторная работа, решение проблемных задач, буклет, презентации учащихся, отчёт об экскурсии, реферат, словарь терминов, исследовательские работы учащихся, проекты, дневник наблюдений, доклад.

Что есть результат?

Важен процесс! Именно он вооружает нового исследователя теми компетенциями, которые так востребованы в современном мире:

- информационный (умение исследовать, анализировать, применять информацию для решения проблемы).

- коммуникативный (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

- саморазвитие (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность).

Роль исследовательской деятельности в личностном развитии учащегося.

Гармоничному развитию личности обучающегося в настоящее время уделяется большое внимание в учебно-образовательном процессе. Одна из его составляющих – приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано большое образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста. Существуют научные системы, которые занимаются созданием условий для реализации творческих проектов одарённых детей. Ими разработаны мероприятия: конкурсы, конференции, семинары, где данные проекты обучающихся могут быть увидены и оценены не только их ровесниками, педагогами других образовательных учреждений, но и учёными, профессиональными деятелями России.

Исследовательская деятельность – как инновационная образовательная технология.

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела большие изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.

Целью исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Главное при организации исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

  • потребность узнавать новое;
  • умение применять полученные навыки;
  • восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах
  1. Ценностно-смысловая компетенция.
    2. Общекультурная компетенция.
    3. Учебно-познавательная.
    4. Информационная.
    5. Коммуникативная.
    6. Социально-трудовая.
    7. Личностная компетенция (самосовершенствование).

Можно сформулировать методологические принципы, на которых строиться педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся:

  1. Приоритетность исследовательской мотивации. Этот принцип отражает необходимость формировать исследовательскую деятельность, начиная с мотивации, с актуализации исследовательской потребности. Если у ребенка есть исследовательская цель, он сам активно ищет средства ее достижения. Это не означает, что можно не заниматься специально развитием креативности или теоретического мышления. Это означает, что приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно. Проще говоря, первая задача педагога — активизировать познавательную потребность, а вторая — обеспечить условия ее реализации. Наиболее эффективен здесь проблемный подход и различные его варианты и приложения.
  2. Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. Формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с учеником, в процессе которого они именно актуализируются, проистекая из внутренних особенностей личности, а не навязываются извне. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия — посреднический диалог.

Несмотря на приобретённый опыт, перед педагогами школы нередко встаёт первый и важный вопрос: как же увлечь учащихся исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.

Увлечь обучающегося может и необычная тематика исследования. Предложив обучающемуся на выбор несколько тем, руководитель должен попытаться понять, какая из них способна пробудить в нём интерес

В организации исследовательской деятельности перед педагогами нашей школы встаёт и другой немало важный вопрос: где взять время для занятий исследовательской работой, ведь режим дня ребёнка расписан по минутам? Ответ на этот вопрос только один: максимально, с полной отдачей использовать урочное время – каждую свободную минуту. Дети в группах имеют разный уровень развития и разный темперамент. Как правило, исследовательской работой увлекаются те дети, которых мы называем одарёнными, т.е. опережающими по развитию своих сверстников. Они справляются с учебными заданиями вдвое быстрей остальных, и у них остаётся время для иных видов деятельности на уроке. Это время мы используем для исследовательской работы, иногда тем самым, привлекая интерес к этой деятельности и других обучающихся.

Исследовательская деятельность уже сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.

Вовлечение в поиск.

Не только уроки могут стать отправной точкой для развития исследовательской позиции. Кроме того, на уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы, или работа в малых группах (но практически тоже по индивидуальному сценарию).

Для описания такого диалога невозможно применить строгие алгоритмические формы. Диалог может начаться с чего угодно, и закончиться как парадоксом, так и банальностью. Есть лишь несколько наиболее важных моментов, которые обязательно должны присутствовать в таком диалоге.

Кроме того, исследователь — это всегда особое сознание, особая жизненная позиция, окрашенная исследовательской мотивацией. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки — мотивация стремится к удовлетворению, то есть ее достижение приносит человеку сильные положительные эмоции, а невозможность достижения — фрустрацию. Есть две возможности формирования у ребенка такой эмоциональной составляющей. Первая связана с механизмом постановки и решения проблемы, так как это глубинный генетический механизм адаптации: у большинства живых существ есть информационные потребности, необходимые для адекватного приспособления к миру. То есть, природа сама стремится к познанию, к обнаружению и решению проблем, хотя у каждого здесь свой порог сложности. И специально организованное предметное действие позволяет выйти на репрезентацию проблемы в сознании ученика, актуализируя тем самым потребность ее решения .

Это может быть увлекательный рассказ о процессе поиска, который вел кто-то из известных людей, с обязательным пересказом всех ситуаций затруднения и последующего нахождения решения, со всеми эмоциями, которые сопровождают этот процесс. Идеальным примером могут послужить литературоведческие изыскания Ираклия Андроникова, и особенно его публичные выступления на телевидении. В его процессе поиска присутствует главный момент: он начинает именно с любопытства, и его работа с источниками информации — с литературой, с архивами, с людьми, — это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства, описания которых на равных правах с научными фактами включаются в рассказ.

Индивидуальная стратегия познания.

Изучение опыта великих исследователей показало, что ни один серьезный ученый так не работал — углубленное знакомство с изучаемой областью начинается обычно уже после формирования научного интереса, исследовательской проблемы, или хотя бы ее предвестника в виде интуитивного предвидения. В идеале каждый этап получения нового знания должен начинаться с любопытства, с потребности узнать, с удивления тому, что непонятно. Когда есть потребность узнать, изучение становится осмысленным (принцип активности, или учебной деятельности, по В.В. Давыдову) и пристрастным, но при этом необязательной становится строгая последовательность изучения. Познание начинает строиться по естественным законам, куда входят и общие принципы и индивидуальные стратегии познания (они определяют и определяются когнитивными репрезентативными структурами , поэтому последовательность, объем и детальность изучения материала будут очень индивидуальны. Надо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальную траекторию познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе у ребенка будут легче формироваться аналогии, связи, смыслы.

Цель как отражение познавательной потребности.

Потребность в познании считается базовой для человека, поэтому в большинстве случаев педагог может рассчитывать на то, что у ученика существует определенное любопытство, интерес к каким-то явлениям жизни. Задача педагога – пробудить это любопытство, сделать его осознанным. И тогда можно выходить на формулировку цели.

Вербализация (выражение с помощью слов) цели и задач вызывает много затруднений, если относиться к ним формально. На самом деле все упрощается, если научиться осознавать (рефлексировать) то, что происходит во внутреннем плане (то, как репрезентируется информация в ментальном плане).

На первом этапе такого диалога нужно определиться со сферой интересов ученика — что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься. Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. Затем нужно сделать выбор в пользу одной-двух тем. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, уже на научном языке.

Презентация результатов исследовательской работы учащихся.

Важным моментом поощрения исследовательской деятельности является признание ее ценности для общества, для окружающих, для сверстников, поэтому так необходима презентация результатов исследовательской работы учащихся

Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе.

  1. Присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания.
  2. Получение обратной связи — мнения других ученых — по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление.
  3. Получение одобрения, оценка значимости проделанной работы.
  4. Знакомство с новыми знаниями.
  5. Налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать более системные и сложные задачи.

И лучше всего эти цели реализует конференция. Конечно, в школе работают не только эти цели, и к ним добавляется ряд других задач учебного плана, главная из которых — формирование познавательной мотивации, затем идет задача обучения навыкам публичного выступления, аргументации, задача обучения конспектированию (сокращение текста исследовательской работы для доклада) и, конечно, расширение кругозора и углубление знаний. Кроме этого, нельзя забывать о мотивах самоутверждения как родителей, так и детей. На первых этапах построения в школе системы исследовательской работы школьников не всегда можно заинтересовать учащихся непосредственно научным познанием. И здесь иногда может сработать внешний мотив, когда ученику просто захочется принять участие в конкурсе, когда у него есть мотив самоутверждения, но еще не определилось его направление.

Тематика работ, которая может регулироваться путем объявления приоритетных направлений, должна быть интересна большинству учащихся, даже тем, кто не занимается исследовательской деятельностью, секции должны формироваться так, чтобы собрать аудиторию действительно заинтересованных ребят, и четко дифференцироваться, чтобы не нужно было разрываться между секциями.

Можно использовать несколько PR-ходов (методических приемов), которые сделают процесс взаимодействия выступающих и слушателей более активным. Неплохо зарекомендовала себя экспертная оценка докладов, которую дает каждый слушатель. Можно, дополнительно к этому, заранее опубликовать те проблемы, о которых пойдет речь, и объявить конкурс для слушателей на вариант экспресс-решения (с предположительными аргументами).

Проведение конференции должно быть так организовано и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию.

Виды занятий, стимулирующих познавательную активность.

Известны различные активные формы обучения и внеурочной деятельности:

  • предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
  • специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
  • периодическое издание школьного печатного органа исследовательского плана;
  • деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
  • конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
  • конкурсы исследовательских идей (проблем), проводимые по критериям практической, и даже научной ценности;
  • факультативы, объединяющие разновозрастных детей вокруг победившей в конкурсе исследовательской проблемы;
  • широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Для того, чтобы эти педагогические инструменты были результативны, они должны опираться на сформулированные выше принципы, а главную роль в них должно играть специальное общение с учеником, ориентированное на актуализацию его познавательной потребности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Почему исследовательская работа в школе важна для педагога и только потом для ученика.

Восточная мудрость: «Любить может научить

Творческие работы – понятие широкое, объединенное смыслом термина творчество. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности . Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата (Википедия).

Для того чтобы создать качественно новые материальные и духовные ценности необходимо иметь внутреннее побуждение - вдохновение для творческого процесса. Творческий процесс не возникнет на пустом месте без определённых подготовительных процессов, которые создают видение новых идей. Основным этапом для творческого вдохновения должна быть информационная составляющая:

1) изучение различных источников информации в выбранном направлении.

2) коммуникабельность, которая помогает при беседах с коллегами, с профессионалами в данной области, просто с интересными людьми расширить наш кругозор и создать благоприятную почву для появления темы которую захотелось бы исследовать.

Внутреннее горение учителя создаёт вокруг него атмосферу, вибрацию попадая в которую в учениках появляется желание постигать этот мир, исследовать его, изучать что-то новое непознанное ими. Они входят с учителем как-бы в резонанс и усиливают данное состояние, которое выливается в исследовательскую деятельность.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом . Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма в естествознании можно считать следующую последовательность действий:

- наблюдение объекта (явления);

- фиксация определенных параметров объекта, с помощью адекватных методик;

- теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации.

Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание , полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.

Благодаря активной позиции в поиске нового знания учитель повышает свой профессиональный уровень и тем самым создаёт благоприятную ситуацию, при беседах с учениками, возбуждая у них интерес к изучению нового и неизвестного.

Вывод 2. Самый быстрый способ обучения это собственный пример. Если учитель внутри организован, горит интересом к исследованию, следовательно, он заражает своим состоянием ученика и очень быстро передаёт ему желание что-то исследовать.

Ученическое исследование, безусловно, имеет определённое отличие от научного: цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Проектная деятельность учащихся, позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят, при этом знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив публичным докладом на уроке по защите своей позиции.

Опыт публичного выступления снимает многие страхи перед своими сверстниками. Даёт опыт отстаивания своей точки зрения. Создаёт чувство уверенности, когда действительно в работу вложена не только информация но и частица своей души. Активное участие вместе с преподавателем в работе над конкретной темой формирует у учащегося концентрацию внимания, мобилизацию сил в заданном направлении, умению не распылять свои силы, а прикладывать их для получения результата. Опытный учитель не стремится всё проделать за ученика. А наоборот старается только направлять и помогать в организации самостоятельного добывания знания и результата. Тем самым создавая успешную защиту ученика во время публичной защиты на конференции.

Вывод 3. Достойное выступление учащегося возможно только в случае организации педагогом самостоятельной активной деятельности в выбранном направлении.

Педагог, который только первый раз приступает к исследовательской работе, при определении темы должен учитывать материальную базу. Без материальной базы, не возможно получить качественный результат. Для того чтобы сделать интересную работу нужен фактологический материал с которым будет работать ваш ученик. Это важно и для самого ученика, где он увидит, что предшественником получения нового знания необходимо опираться на опыт и знания предыдущих открытий. Это как клубок потянешь за кончик ниточки и можно раскрутить из простой темы, в большую и интересную.

Следующий важнейший этап это умение оформить работу. Оформление работы разбивается на две составляющие:

- в виде статьи, в которой вы подробно по плану заносите все ваши разделы, в которых будут ваши фотографии, табличные данные, графики, выводы и заключения.

- и презентация, в которой вы должны в очень понятной форме с минимальным количеством текста донести суть своей работы.

Я считаю, именно умение презентовать свою работу очень хорошо развивает и организует ум, как учителя, так и ученика, чётко без лишних слов предать самую главную мысль, то новое что вы пытались исследовать.

Заключительный этап это умение педагога подготовить ученика к выступлению на аудиторию. Достойное и успешное выступление своей работы будет только в том случае когда будут выдержаны условия, которые перечислены выше:

- умение учителя создать условия для максимального участия ученика в исследовательском процессе - это и поиск темы исследования, работа с различными источниками информации в выбранном направлении и создание материальной части для успешной реализации задуманного;

- мастерство учителя научить ученика не терять главное в ходе рутинной работы и провести красной чертой при оформлении через всю статью и презентацию;

- чётко увязать поставленные задачи с полученными выводами;

- не привязываться к предполагаемому результату, а уметь любой полученный результат оформить как новое знание;

- показать перспективу развития вашей темы и её практическое применение;

- во время подготовки к презентации задача учителя как психолога настраивать ученика не на победу, а на желание поделится своими результатами с другими ребятами. Талант учителя убрать элемент соревнования при защите - это очень важно для психики ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во-первых, учебное исследование позволяет мне приобщиться к новым знаниям, углубить их в определённой области.

Во-вторых, на каждом этапе исследования я пополняю свой учебный багаж какой-то новой компетенцией.

На первом этапе выбора темы исследования часто случается так, что предложенная учителем тема в ходе обсуждения изменяется, корректируется, расширяется, и возникает новый замысел. Даже на этом этапе требуется серьёзный отбор и анализ материала.

Следующим шагом при выполнении исследования является постановка проблемы. Под проблемой понимается противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Для меня лично важно, чтобы проблема была взята из жизни, знакомая и значимая. Когда я чувствую практическую направленность работы, я ощущаю её полезность.

Выполняя исследовательскую работу, учусь определять цели, задачи, использовать разные методы исследования.

Следующим этапом в работе является деление задач на отдельные действия, которые должны быть выполнены за определенный период времени. Мною составляется план работы, я расставляю действия в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые не смогу выполнить без предварительного завершения других.

Трудно переоценить значение последнего этапа. Возможность представить плоды своего труда на обозрение одноклассников, проанализировать и дать самооценку своей работы. Я получаю навык цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении.

В ходе работы приобретаю бесценный опыт практической деятельности, начинаю понимать и лучше ориентироваться в современных реалиях, формирую свой взгляд на мир.

Благодаря данной деятельности повысилась моя самооценка.

В последние годы увеличивается число участников конференций, растёт качество работ, меняются требования к представленным исследованиям. Я понимаю, что конкуренция среди юных исследователей становится очень серьёзной и меня данный факт подстёгивает к ещё более серьёзной работе над собой.

Читайте также: