Проект математика в сказках доу

Обновлено: 08.07.2024

Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения детей в школе. Наша задача состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, считать, но и умению думать, творить, развить интерес к учению и вызвать желание учиться. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения.

Выдaющиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей. К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки. Малые фольклорные жанры могут использоваться родителями для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, и в своих играх дома и в детском саду дети стараются подражать им. Так же во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

Всем известная сказка о Волке, Козе и семерых козлятах тоже учит детей количественному счету и решению задач.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета –

Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть ворона – на столбе,
Семь ворона – на трубе
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну, а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. Но, кроме счета, можно тренировать ребенка в различении таких понятий, как лево-право, вверху-внизу и т.д.

Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. В этом детям может помочь сказка.

Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.

А. М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приёмов фантазирования: оживления, увеличения-уменьшения, ускорения- замедления и т. д.

Соединение этих двух казалось бы разных направления, дает возможность детям повысить интерес к математике, развить познавательные способности, получать знания в той форме, которая ему ближе всего – в сказке.

Цель проекта:

создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

- формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

- развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

- воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

- Дети старшей группы

- использование в работе игровых ИКТ заданий;

- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

Срок реализации проекта: 2 недели

Наша история работы в проекте, началась с того, что в один из осенних дней на запотевшем после сильного дождя окне, Артём начал чертить пальцем геометрические фигуры и цифры.

- Если он станет больше, кто там будет жить? (София)

- Да, ведь у всех уже есть дома (Даша)

- А в мой город ещё приедут люди и займут новые дома, и нас станет ещё больше. (Артём)

Но сами мы не справимся, надо звать на помощь!

А кого? Родители на работе! (Святослав)

Я предложила вариант, который и детей заинтересует и родителей в стороне не оставит.

- Предлагаю нам всем стать волшебниками и с помощью волшебства построить большой город, как мечтает Артём.

Ребята конечно согласились с большим удовольствием.

- Для начала нам надо было сосчитать, сколько строительного материала нам понадобиться. Мы пришли к выводу, что сами не справимся, решили привлечь к нашей стройке родителей.

Взрослые вместе с детьми спланировали работу.

С этого дня ребята носили домой домашние задания и на следующий день приходили с чувством выполненного долга. Так значительно вырос интерес к математике.

Вместе с детьми мы решили писать сказки, да не простые, а математические и помогали нам наши родители. Так и полетели день за днём да сказка за сказкой. И получилась у нас книга целая, сказок волшебных.

Второй этап - реализация проекта:

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Работа со счетными палочками.

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

На протяжении всего проекта

1. Разгадывание загадок

2. Заучивание стихов

3. Математические пословицы и поговорки

Третий этап – результативный

Составление волшебной книги математических сказок.

Приложения к проекту

Материал:

Картинка с изображением дома с девятью окнами, счётный материал, картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок, три треугольника и три квадрата, числовые карточки, простой карандаш, бумажный круг (торт) - на каждого ребёнка.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель. Какие бывают сказки?

Дети. Русские народные, авторские, сказки народов мира.

Дети. Французский сказочник Шарль Перро.

- Сначала падчерица должна была натереть полы во всех комнатах. (Выставляет на фланелеграфе картинку с изображением дома с девятью окнами.)

- Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нём комнат, если в каждой комнате по три, окна. Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу. (Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто справляется с заданием первым, выходит к фланелеграфу и записывает ответ. Остальные проверяют)

Воспитатель. Затем Золушка должна была посадить под окнами дома три куста красных и три куста жёлтых роз. Помогите девочке и скажите, сколько всего кустов надо посадить.

Выставляю на фланелеграфе картинку с изображением трёх кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Используя счётный материал, дети составляют математическое выражение.

Воспитатель. Мачеха также наказала Золушке, чтобы она вымыла всю посуду и расставила её по полкам. (Выставляет таблицу с изображением предметов посуды.) Помогите Золушке определить, какой посуды не хватает в каждом ряду.

Вызванный ребёнок получает карточки с изображением недостающих предметов посуды и заполняет таблицу.

Воспитатель. На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей.

(Выставляю шесть картинок с изображением мыши на каждой.)

- Сколько мышей заколдовала добрая фея, если получилось три пары лошадей?

(Вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением мышей на каждой и объясняет свои действия. Выставляю картинку с изображением трёх пар лошадей)

Воспитатель. Наконец Золушка отправилась на бал и оказалась во дворце затри часа до полуночи. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время должны были исчезнуть

все подарки доброй феи. Как иначе можно назвать полночь? (Дети отвечают. Выставляю картинку с изображением двух циферблатов.

- Перед вами часы без стрелок. Нарисуйте стрелки на одном

циферблате так, чтобы они показывали полночь, а на другом чтобы они показывали время, когда Золушка приехала на бал, тоесть на три часа раньше.

(Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто первым справился с заданием, рисует стрелки на демонстрационном материале и объясняет свои действия)

Воспитатель. На балу было очень весело. Король устроил лотерею. Призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 6. Определите, какие это были пары чисел?

Выставляю красочно оформленную коробку и таблицу с парами чисел.

(Дети находят пары (5 и 1,2 и 4,3 и 3,выбирают соответствующие числовые карточки, поочерёдно показывают их воспитателю и опускают в коробку) Воспитатель. Золушка веселилась на балу и отдыхала от работы, которой нагружала её мачеха. Давайте и мы немного отдохнём.

- Беру в руки волшебную палочку.

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали,

Во дворец на бал попали.

Выполняю круговые движения палочкой, приглашая детей на середину групповой комнаты. Звучит аудиозапись польки. Выступаю в качестве танцмейстера. Дети на счёт выполняют танцевальные движения)

Воспитатель. На балу угощали сказочно вкусными тортами. Поделить торт на равные части между королём, принцем, королевским звездочётом и танцмейстером доверили Золушке. Сколько получилось частей? (Четыре.) Докажите это.

(Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круги и объясняют, что получилось четыре равные части.

Воспитатель. Звездочёт придумал для гостей следующее задание. Он погасил на небе несколько звёзд, а чтобы они вновь засияли, предложил правильно расставить знаки сравнения)

Воспитатель. Золушка должна была уехать с королевского бала до наступления полу ночи. Но время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Она помчалась вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с её ноги.

- Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если соберёте её из геометрических фигур.

Сказке нашей конец, а кто Золушке помогал - молодец!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фамилия, имя отчество автора (ов) проекта

Сысоева Светлана Анатольевна

Название учреждения

Название группы

Название темы проекта

Актуальность

Краткое содержание проекта

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования сказок с математическим содержанием в различных видах деятельности.

Тип проекта:

По количеству – групповой
По содержанию – интегративный

По продолжительности – краткосрочный (1 неделя)

По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный

Основные формы работы : занятие по ФЭМП, продуктивная деятельность, консультации, беседа-диалог, настольно – печатные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Методы и приемы:

Показ, объяснение, наблюдения, рассматривание, чтение, беседа, экскурсии, художественное слово, проблемная ситуация, п/и, д/и, рассказ педагога, ребёнка.

Продукт проектной деятельности:

Формирование элементарных математических представлений.

Участники проекта/ возраст детей

Дети младшего дошкольного возраста с 4 до 5 лет, педагоги, родители.

Приблизительная продолжительность проекта

По продолжительности – краткосрочный: с 13 мая по 17 мая 2019 года

Дидактические задачи/ Ожидаемые результаты обучения

Закрепить умение считать до 5, пользуясь правильными приемами счета.

Закрепить знания о геометрических фигурах(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

Учить сравнивать предметы по величине.

Развивать пространственные представления.

Развивать речь и коммуникативные навыки детей.

родители:

Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта, проявлении творческих способностей.

Информирование родителей о работе группы.

Результаты:
дети:

Дети умеют считать в пределах 5

Закрепили знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

Умеют сравнивать предметы по величине

Умеют ориентироваться в пространстве

Сформированы навыки коммуникативного общения.

родители:

Вовлечение родителей в педагогический процесс по средствам повышения компетентности и развития творческих способностей.

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы в ходе реализации проекта

Формы, методы, приемы оценки/рефлексии

График оценивания/ рефлексия

До работы над проектом

В ходе проекта

Итоговая презентация

Картотека сказок в которых используется счёт.

Сведения о проекте

Предварительная работа/ имеющиеся у детей ЗУНы

Результаты мониторинга на начало учебного года.

План-график реализации проекта (См. приложении)

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Материалы и оборудование

- Информационно-компьютерные оборудование (компьютер, проектор, музыкальный центр, телевизор и т.д.).

- Наглядный и раздаточный материал (плакаты, картины, картинки и т. д.)

- Художественная, познавательная литература (книги, энциклопедии), детские печатные издания.

Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет-ресурсы

Образовательная деятельность с детьми осуществляется в соответствии с комплексной программой, которая охватывает все основные разделы, обеспечивающие охрану и укрепление их здоровья, роста и развития организма, двигательную активность, приобретение необходимых физических качеств, учит видеть и понимать опасности, которые могут подстерегать в окружающем мире.

Комплексная программа (представлены все основные, содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка от рождения до 7 лет)

Учить маленьких детей математике задача не из легких. Чтобы занятия для дошкольников стали интересны, их надо проводить весело, чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересней игры. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  4. напряжения, интеллектуального усилия.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  6. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  7. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и занятимя с детьми дома.
  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к сочинению и использованию математических сказок.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Изготовление развивающих игр по математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: сочинить математические сказки и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в оформлении книжки математических сказок

Проведение анкетирования родителей.

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Работа со счетными палочками.

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Оформление книжки математических сказок

Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование математических сказок на НОД.

Обработка и оформление материалов проекта.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс сказок с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Математические сказки способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности, способствую речевому развитию детей.

Математические сказки

1 Страна математики

4 В гостях у Барбоса

5 Сказка о Нолике

7 Теремок и геометрические фигуры

8 Сказка о том, как наступил порядок в королевстве математики.

10 Сказка о трех царевнах.

В стране математики жили-были цифры.

В доме с треугольной крышей жила цифра 5, была она очень приветливой и хорошей. В Стране математики она считалась лучшей оценкой для учеников.

А на самой окраине города, в покосившемся квадратном домишке жила цифра 2 и никто не хотел с ней дружить. Потому что в Школе математики ее ставили самым ленивым ученикам.

Жалко 5 стало одинокую 2 и решила 5 пойти к 2 в гости. А для поднятия настроения прихватила она с собой сладости. С тех пор 2 и 5 стали лучшими друзьями.

Что бы починить квадратный домик, к цифре 2 пришли цифры 3 и 4. А цифра 6 помогла 2 выполоть сорняки на огороде.

С тех пор все цифры в Стране математики живут дружно.

Автор сказки мама Максима

Сказка о Нолике.

Жила была на свете цифра Ноль.

И вот однажды, сидит Нолик один, грустный, маленький и вдруг подходи к нему цифра 1.

Сказку сочинил Петя, брат Ирины.

Жили были две цифры ноль и единица.

А еще я являюсь началом числового луча!

Однажды цифра 1пошла на прогулку и повстречала цифру О. Ноль спросил:

И они побежали… Вскоре ноль догнал единицу и получилась цифра 10!

Сказку сочинила мама Димы Б

Теремок и геометрические фигуры.

Жила-была одинокая геометрическая фигура и звали ее Круг. Надоела ему одинокая жизнь и покатился он искать друзей. Катился он катился и увидел небольшой теремок, остановился и спрашивает:

- Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

Никто не отозвался. Вошел Круг в теремок и стал там жить.

Шел мимо Квадрат, увидел теремок и спросил

- Кто в теремочке живет?

- Я, геометрическая фигура, Круг. А ты кто?

- Я. геометрическая фигура, Квадрат. Пусти меня к себе жить.

- Заходи, вдвоем веселее.

Стали они жить в теремочке вдвоем.

Шел мимо теремка Треугольник, остановился и спрашивает:

- Терем-теремок ко в теремочке живет?

- Я, Квадрат, я Треугольник, а ты кто?

- Я, одинокая геометрическая фигура Треугольник.

Стали фигуры жить втроем.

Проходил как-то мимо теремка Овал. Постучался в окошко и спрашивает:

- Кто в теремочке живет?

- Мы, геометрические фигуры, Квадрат, Круг и Треугольник. А ты кто?

- Я Овал и мне очень одиноко, пустите меня к себе.

- Мы бы рады, да теремок очень маленький.

Не послушал Овал фигуры и залез в теремок. А теремок затрещал и развалился! Еле-еле успели все цифры на улицу выскочить.

Но цифрам так нравилось жить всем вместе, что решили они построить новый теремок, больше прежнего. Принялись они за работу. Получился новый теремок просторный да красивый! И стали жить в нем геометрические фигуры дружно и весело!

Сказку сочинила мама Дианы.

Сказка о том, как наступил порядок в королевстве математики.

Жили-были, в маленькой деревушке, сестрички-двойняшки. А звали их Единички. Родители их внезапно умерли и остались сестрички совсем одни. Тяжело жилось Единичкам без родителей, а тут еще в соседнем домике поселилась вредная старуха Двойка!

Но однажды, вечером в их дом постучали. На пороге стояли двое юношей. Попросились они переночевать, так как устали после долгой дороги. Сестрички приветливо встретили гостей, накормили, напоили, завели вежливую беседу. Гости рассказали, что они пажи королевы Математики, зовут их Плюс

Идут они по поручению королевы, решить тяжбу в одном из городов королевства. Не успели гости закончить свои рассказ, как раздался стук в дверь…

- Э! Да у вас тут тоже непорядок, воскликнули гости! Заходите бабушка, мы сейчас все поправим.

Не успела старуха оглянуться, а Плюс уже держал за руки сестренок Единичек, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг…

- Лицо у старушки разгладилось, губы расплылись в улыбке.

- Внучки мои любимые, наконец то я вас нашла! Перебирайтесь ко мне, мой дом и крепче и просторнее. Хватит вам одним горевать, втроем и сытнее и веселее.

С тех пор появилась у Единичек бабушка Двойка-любящая, да заботливая. а в королевстве Математики царит полный порядок.

Среди них жили единичка и нолик.

Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.

Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе.

И получилась из них цифра 10.

Стали они числом побольше, и их взяли в школу.

В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие числа посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее.

Так появились цифры больше 10.

Сказки сочинила мама Бахар.

В далёком царстве жил царь с тремя дочками. Они любили по вечерам решать задачки и разгадывать загадки. За каждый правильный ответ царевны получали по подарку. Старшая царевна любила получать подарки из золота, средняя царевна из бриллиантов, а младшая любила цветы и животных.

Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки – тот и получит подарки.

Задача №1 – Для старшей царевны: сорви с одной яблони 5 жёлтых яблок, а с другой 5 красных яблок. Сколько всего яблок ты сорвала?

Задача №2 – Для средней царевны: в твоей шкатулке лежат 6 колец с бриллиантами. Я тебе привёз ещё 2 кольца. Сколько всего у тебя будет колец?

Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне золотой сундучок, средней царевне 2 кольца с бриллиантами, а младшей царевне весёлого щенка.

Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и, если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после игр и повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научится прибавлять и вычитать.

Содержимое публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

р. п. Мокроус Фёдоровского района Саратовской области.

для детей старшего возраста

Сосницкая Людмила Анатольевн

Пояснительная записка

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость и терпение. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность и мир сказки является ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Она доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Однако, нельзя рассматривать спектакль, только, как развлечение. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных математических способностей. В педагогическом процессе нельзя опираться на усвоение детьми определённой суммы знаний, необходимо развивать их познавательную активность, способность к творчеству.

Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театральной математики маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Вовремя НОД по математике стихи, рассказы и сказки о цифрах, фигурах и т. д. оказывают влияние на развитие речи, требуют от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Именно через использование элементов театральной, сказочной математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.

Актуальность

Меня как родителя и педагога волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Я считаю, что один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет важное значение в плане развития памяти и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и, если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после игр и повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научится прибавлять и вычитать.

Реализация данного проекта будет проходить в игровой форме, методом игр и подсказок.

Проблема: Как с помощью элементов драматизации и чтения сказок можно изучать математику?

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.

Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:

• Используя элементы театрализации, закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

• Вызвать интерес к чтению.

• Выяснить, как часто встречаются числа в сказках и определить, и какие это числа.

• Развить творческие способности: выразительность речи, движений в театральных постановках.

• Использовать специфику театрализованной деятельности, как образовательной технологии.

• Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности театрализованной деятельности и сказки, то возможно более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1. Развитие у детей интереса к математике при помощи театра и чтения сказок.

2. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.

Методы проекта: познавательные игровые занятия; игры-сказки; работа с математическими пособиями, различными видами театра.

Тип проекта: обучающий, творческий.

Участники проекта: воспитатели ДОУ, воспитанники и родители воспитанников.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Основная часть.

Вся работа строилась в три этапа:

1. Подготовительный: совместное определение детьми и воспитателем цели проекта, мотивация предстоящей деятельности, прогнозирование результата. С помощью родителей были приобретены дидактические игры, пособия, книги сказок.

2. Второй этап:реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности:

• Пальчиковые игры (на закрепление счёта).

• Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.

В сказках А.С.Пушкина числа также встречаются довольно часто.

Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

«Три девицы под окном

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

«И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Пожелав жениться на царевне, был готов

«За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков.

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

После смерти царевны богатыри

«гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

3. Третий этап:

1. Привлечение родителей к работе над проектом. Проведение анкетирования родителей.

Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

В каких сказках встречаются числа?

На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность возможно. Гипотеза доказана - дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.

Достигнутые результаты:

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991) .

4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.

5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985

7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62.

8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. : Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652.

10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157

11. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.

12. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

Читайте также: