Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа картотека

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Князева Ирина Анатольевна, воспитатель Филиала №1 МБДОУ №137 г. Пензы

Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по изобразительной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. План направлен на развитие творческих способностей.

Самостоятельная деятельность детей
Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей заниматься фитодизайном. Для этого создать условия: заготовить зернышки и семечки от разных растений и деревьев.

Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Самостоятельная деятельность детей
Поощрять желание детей самостоятельно заниматься лепкой, применяя на практике ранее полученные знания и навыки.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали.

Изобразительно-дидактические игры

Изобразительно-дидактические игры имеют особую значимость в рамках развивающих занятий в детсаду. ИЗО – действенный способ эмоционального и психического развития. Перед ребенком открывается чудесный мир, в котором он свободно проявляет мысли и фантазии. Занятия в форме игры позволяют глубже усвоить материал, с их помощью педагог раскрывает окружающий мир, показывает красоту природы, выявляет творческие способности у воспитанников.

Дидактические игры по ИЗО в младшей группе

Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.

Подбери к предмету цвет

Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:

  • помидор – красный;
  • морковка – оранжевая;
  • лимон – желтый;
  • яблоко – зеленое;
  • цветок – синий;
  • баклажан – фиолетовый.



Петушок

Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.

Собери узор

Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.


Подбери по цвету

Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.

Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.


Составь картинку

Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.

Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.



Воздушные шары

Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.


Подбери блюдце к чашке

Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.

Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.


Необычная картина

Игра развивает фантазию у младших дошкольников.

Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.


Подбери предметы красного цвета

Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.


Дидактические игры по ИЗО в средней группе

Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.

Веселая гусеница

Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:

  • от темных к светлым оттенкам;
  • от холодных к теплым.

Разноцветная арифметика

Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.

  • красный + желтый = оранжевый;
  • зеленый – желтый = синий;
  • синий + белый = голубой.

Палитра

Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.


Зайчик

Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.

Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.


Укрась рукавицу

Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.

Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.


Пластилиновая ваза

Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.


Волшебная палитра

Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.

Расписные лошадки

Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.

Художественный конструктор

Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.

Рисование фигур по точкам

Дидактические игры по ИЗО в старшей группе

На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции.

Изобрази портрет

Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.


Составь пейзаж

Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.

Объекты окружающего мира

Собери натюрморт

Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.


Весело или грустно

В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.

Иллюстрации для детей

Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.

Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.

Что получится?

Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.

Бумажный лист и карандаши

Чего не бывает?

Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.

Чего не бывает?

Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе

Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным.

Угадай картину

Угадай по профилю

Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.

Контурные изображения героев сказки

Чем пахнет картина?

Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.

Как звучит картина?

Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.

На что похожи облака?

Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.

Облака

Что пропало?

Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.

Портрет соседа

Игра учит правильно и корректно описывать человека.

Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.

Картонная рамка

Что неправильно в портрете?

Подготовьте для игры картинки, изображающие одно и то же лицо, но с определенными дефектами. На одном портрете нет ресниц, на другом – губ, на третьем – зрачков и т.д. Задача – с помощью карандашей и фломастеров дорисовать недостающие части лица.

Перспективное планирование

Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, омывать её вводе, осушать о тряпочку. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.23

Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить передавать в рисунке образ фруктового дерева .Закреплять приёмы рисования карандашами.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.25

Развивать наблюдательность умение, выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, омывать её вводе, осушать о тряпочку.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.27

Продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы , выделять их отличия.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.30

Учить детей изображать осень. Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками Подводить детей к образной передаче явлений .Воспитывать самостоятельность ,творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.31

Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Закреплять умении аккуратно закрашивать. Развивать воображение, творческие способности речь. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.33

Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки,)

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.34

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.36

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца , правильно держать карандаш ,закрашивать небольшие части рисунка .Развивать творческие способности, воображение.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.38

Закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера .Развивать эстетическое восприятие

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.40

Учить детей передавать образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка ,конусообразная рубашка ,треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение детей рисовать красками кистью

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.42

Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму, хвост, плавники .Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера .Воспитывать самостоятельность ,творчество. Учить отмечать выразительные изображения .Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.43

Развивать представление о том , где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа. Учить создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Рассказывать о том, как человек заботиться о животных. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.45

Учить детей рисовать снегурочку в шубке. Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера, накладывать одну краску на другую по высыхании, при окрашивании шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку .Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.47

Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закрепить технические приёмы рисования. Воспитывать инициативу, самостоятельность

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.48

Учить передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющими к низу ветвями. Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера, накладывать одну краску на другую по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.50

Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлинёнными книзу ветками. Закреплять умение детей рисовать красками кистью. Развивать образное восприятие, образные представления, желание создавать красивый рисунок, давать ему эмоциональную оценку.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.51

Учить использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с тонкими и толстыми ветвями. Закрепить умение рисовать карандашом. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата, Развивать образное восприятие, воображение творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.52

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закрепить навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснить, что нравиться

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.56

Знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.57

Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный приём. Развивать творческие способности. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.58

Развивать воображение детей. Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве) передавать в рисунке сюжет игры, образы животных. Продолжать формировать интерес к разнообразным творческим деятельностям.

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.70

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Закрепить навыки рисования красками. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.61

Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине : голова маленькая, туловище большое, девочка одета в платье. Учить изображать простые движения. Закреплять приёмы закрашивания красками, фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.60

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие красивые движения, работая всей кистью и её концом.Развивать эстетические чувства,чувства ритма, композиции цвета, творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.64

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полоски, точки, круги).Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.68

Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять приемы рисования кистью.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.62

Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.69

Сказочный домик –теремок.

Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.72

Развивать образное представление, воображение детей. Закреплять усвоенные ранее приёмы рисования и закрашивания изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.74

Учить детей передавать в рисунке впечатление от весны. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.81

Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флажками, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путём накладывания цвета нас цвет. Развивать образное восприятие. Побуждать к образной оценке изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.78

Учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам .Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.80

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца ,правильно держать карандаш ,закрашивать небольшие части рисунка .Развивать творческие способности, воображение.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.38

Учить создавать образ своей любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека. Их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании. Продолжать учить рассматривать рисунки, обосновывать свой выбор

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.75

Рисование на свободную тему.

Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, отбирать для своего рисунка нужные краски, пользоваться в работе полученными умениями и навыками. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.82

Изобразительно-дидактические игры

Изобразительно-дидактические игры имеют особую значимость в рамках развивающих занятий в детсаду. ИЗО – действенный способ эмоционального и психического развития. Перед ребенком открывается чудесный мир, в котором он свободно проявляет мысли и фантазии. Занятия в форме игры позволяют глубже усвоить материал, с их помощью педагог раскрывает окружающий мир, показывает красоту природы, выявляет творческие способности у воспитанников.

Дидактические игры по ИЗО в младшей группе

Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.

Подбери к предмету цвет

Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:

  • помидор – красный;
  • морковка – оранжевая;
  • лимон – желтый;
  • яблоко – зеленое;
  • цветок – синий;
  • баклажан – фиолетовый.



Петушок

Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.

Собери узор

Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.


Подбери по цвету

Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.

Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.


Составь картинку

Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.

Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.



Воздушные шары

Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.


Подбери блюдце к чашке

Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.

Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.


Необычная картина

Игра развивает фантазию у младших дошкольников.

Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.


Подбери предметы красного цвета

Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.


Дидактические игры по ИЗО в средней группе

Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.

Веселая гусеница

Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:

  • от темных к светлым оттенкам;
  • от холодных к теплым.

Разноцветная арифметика

Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.

  • красный + желтый = оранжевый;
  • зеленый – желтый = синий;
  • синий + белый = голубой.

Палитра

Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.


Зайчик

Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.

Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.


Укрась рукавицу

Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.

Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.


Пластилиновая ваза

Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.


Волшебная палитра

Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.

Расписные лошадки

Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.

Художественный конструктор

Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.

Рисование фигур по точкам

Дидактические игры по ИЗО в старшей группе

На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции.

Изобрази портрет

Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.


Составь пейзаж

Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.

Объекты окружающего мира

Собери натюрморт

Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.


Весело или грустно

В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.

Иллюстрации для детей

Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.

Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.

Что получится?

Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.

Бумажный лист и карандаши

Чего не бывает?

Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.

Чего не бывает?

Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе

Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным.

Угадай картину

Угадай по профилю

Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.

Контурные изображения героев сказки

Чем пахнет картина?

Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.

Как звучит картина?

Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.

На что похожи облака?

Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.

Облака

Что пропало?

Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.

Портрет соседа

Игра учит правильно и корректно описывать человека.

Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.

Картонная рамка

Что неправильно в портрете?

Подготовьте для игры картинки, изображающие одно и то же лицо, но с определенными дефектами. На одном портрете нет ресниц, на другом – губ, на третьем – зрачков и т.д. Задача – с помощью карандашей и фломастеров дорисовать недостающие части лица.

Перспективное планирование

Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, омывать её вводе, осушать о тряпочку. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.23

Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить передавать в рисунке образ фруктового дерева .Закреплять приёмы рисования карандашами.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.25

Развивать наблюдательность умение, выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, омывать её вводе, осушать о тряпочку.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.27

Продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы , выделять их отличия.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.30

Учить детей изображать осень. Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками Подводить детей к образной передаче явлений .Воспитывать самостоятельность ,творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.31

Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Закреплять умении аккуратно закрашивать. Развивать воображение, творческие способности речь. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.33

Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки,)

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.34

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.36

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца , правильно держать карандаш ,закрашивать небольшие части рисунка .Развивать творческие способности, воображение.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.38

Закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера .Развивать эстетическое восприятие

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.40

Учить детей передавать образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка ,конусообразная рубашка ,треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение детей рисовать красками кистью

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.42

Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму, хвост, плавники .Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера .Воспитывать самостоятельность ,творчество. Учить отмечать выразительные изображения .Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.43

Развивать представление о том , где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа. Учить создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Рассказывать о том, как человек заботиться о животных. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.45

Учить детей рисовать снегурочку в шубке. Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера, накладывать одну краску на другую по высыхании, при окрашивании шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку .Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.47

Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закрепить технические приёмы рисования. Воспитывать инициативу, самостоятельность

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.48

Учить передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющими к низу ветвями. Закреплять умение детей рисовать красками кистью, используя штрихи разного характера, накладывать одну краску на другую по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.50

Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлинёнными книзу ветками. Закреплять умение детей рисовать красками кистью. Развивать образное восприятие, образные представления, желание создавать красивый рисунок, давать ему эмоциональную оценку.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.51

Учить использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с тонкими и толстыми ветвями. Закрепить умение рисовать карандашом. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата, Развивать образное восприятие, воображение творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.52

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закрепить навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснить, что нравиться

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.56

Знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.57

Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный приём. Развивать творческие способности. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.58

Развивать воображение детей. Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве) передавать в рисунке сюжет игры, образы животных. Продолжать формировать интерес к разнообразным творческим деятельностям.

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.70

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Закрепить навыки рисования красками. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.61

Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине : голова маленькая, туловище большое, девочка одета в платье. Учить изображать простые движения. Закреплять приёмы закрашивания красками, фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.60

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие красивые движения, работая всей кистью и её концом.Развивать эстетические чувства,чувства ритма, композиции цвета, творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.64

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полоски, точки, круги).Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.68

Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять приемы рисования кистью.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.62

Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.69

Сказочный домик –теремок.

Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.72

Развивать образное представление, воображение детей. Закреплять усвоенные ранее приёмы рисования и закрашивания изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.74

Учить детей передавать в рисунке впечатление от весны. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.81

Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флажками, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путём накладывания цвета нас цвет. Развивать образное восприятие. Побуждать к образной оценке изображений. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.78

Учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам .Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.80

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца ,правильно держать карандаш ,закрашивать небольшие части рисунка .Развивать творческие способности, воображение.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.38

Учить создавать образ своей любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека. Их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании. Продолжать учить рассматривать рисунки, обосновывать свой выбор

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.75

Рисование на свободную тему.

Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, отбирать для своего рисунка нужные краски, пользоваться в работе полученными умениями и навыками. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.82

Читайте также: