Семинар практикум художественно эстетическая деятельность в доу

Обновлено: 08.07.2024

Цель: актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей и педагогов ДОУ, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;

Вовлечь воспитателей и педагогов ДОУ в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;

Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Ход мероприятия:

- Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения о воспитания.

- В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя – творчески развитые дети. Еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной деятельности.

- Вот послушайте, я нашла одну очень интересную историю, в которой герой обладает ярко выраженной способностью в творчеству.

Цель: включение учащихся в активную деятельность; тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Рефлексия: Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.

Время: 5 мин.

- А для этого упражнения вам нужно объединиться в команды. Левый стол -команда №1, правый стол – команда №2.

Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета.

1 команда: Пустая консервная банка

2 команда: Пустая картонная коробка

1

1 команда: Перегоревшая лампочка

2 команда: Порванные колготки

- Для следующего упражнения мы так же остаемся в командах.

Цель: отработка умения генерировать идеи, совершенствование беглости и гибкости творческого мышления.

Материалы для упражнения: приложение №1

208181208189208184208181 2261321501

Ход упражнения: Участника дается изображение ситуации, которая допускает много вариантов трактовки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям (см. приложение 1). Участники, объединенные в 2 команды, получают задание предположить как можно больше:

3 причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации;

3 следствий, которые могут возникнуть после нее.

На выдвижение идей отводиться 10 – 12 минут. Потом происходит представление выдвинутых идей: представители каждой из подгрупп поочередно получают слово для того, чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею, и т.п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

Цель: развитие индивидуальных особенностей невербальных компонентов воображения (гибкость, оригинальность).

Материалы для упражнения: бланк с изображением 10 кругов диаметром 3 см (приложение №2)

158208150208149208157208152208149 2

Ход упражнения: у каждой команды есть бланк для выполнения упражнения. Ваша задача – за определенное время дорисовать круги так, что бы получилась картинки. Рисовать можно как с внутренней стороны круга, так и с внешней стороны. Можно объединять 2 и более кругов в одну картинку, но это будет считаться за одно изображение.

Цель: умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами.

На слайде изображены картинки. Воспитателям нужно составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.

 к деловой игре Творческий педагог творческие дети

1 группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока);

2 группа: транспорт (машина, лодка)

3 группа: деревянные предметы (ель, лодка, гитара);

4 группа: предметы, в которые можно налить жидкость (пакет сока, ведро)

5 группа: металлические предметы (машина, ведро)

6 группа: могут плавать (рыба, лодка)

7 группа: предметы сделанные человеком (гитара, ранец, пакет сока, машина, ведро, лодка)

8 группа: природа (ель, гитара)

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по данному направлению.
  2. Развить практические умения по художественной деятельности.
  3. Создавать условия для взаимодействия педагогов стажистов с молодыми специалистами и педагогами ПДО.

План проведения:

Методическое обеспечение: выставка методической литературы по художественной деятельности; выставка рисунков, поделок детей; представление разнообразных предметов народно-прикладного искусства.

Содержание семинара-практикума:

1. В ходе проведения проверки было установлено, что реализация программы по художественно-эстетическому развитию в полной мере обеспечивает освоение воспитанниками обязательного минимума содержания по данной образовательной области, что подтверждают результаты педагогической диагностики на начало года.

При организации продуктивной деятельности детей в детском саду воспитатели в полной мере обеспечивают выполнение задач по художественно-эстетическому развитию, что способствует всестороннему развитию детей, формирования таких качеств личности, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность, лежащие в основе детского изобразительного творчества.




Педагоги делятся на две команды. Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.

- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить сове.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Воспитательница организовала прогулку в пар. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.

Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Так как приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации является художественно – эстетическое развитие, то и мы с вами поговорим сегодня о системе воспитания детей в детском саду по этой образовательной области.

Именно поговорить, я буду задавать вам вопросы по ходу своего выступления, а вы не стесняясь будете на них отвечать, если не получится ответить, буду отвечать я.

Если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить всестороннее развитие ребёнка, подготовить его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, фольклора, художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам;

-реализация творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

4.Назовите педагогов, изучавших

специфику и пути развития творчества детей?

5.В психологии и педагогике изучали специфику и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности: Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.В.Урадовских, Е.А.Флёрина и др.

Что входит в художественно – эстетическую деятельность в контексте ФГОС ДО?

Восприятие художественной литературы.

7. Давайте вспомним с вами, какие условия предполагает ФГОС ДО по художественно-эстетическое развитие ребенка

-обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

-организация художественной деятельности, соответствующей определенному возрасту;

-предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

- поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

-использование детского дизайна в оформлении

Художественно-эстетическая деятельность — одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно – развивающая среда центров в группе требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований.

Давайте с вами вспомним эти требования:

Для того, чтобы уголок действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения. Центры должны быть оборудованы так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку (центру) и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры

Как привлечь дошкольников в процесс творчества?

- стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.

-непосредственное общение с каждым ребёнком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Вот некоторые неформальные правила творческого содействия воспитателей и детей:

Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.

без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

В своей работе воспитатель:

должен использовать элементы фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включать в структуру НОД рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества;

участвовать в конкурсах детского художественного творчества; создавать условия для художественно-эстетического воспитания в группах:

организовать уголок детского творчества, уголок для экспериментирования, выставочного уголка (центра), подобрать литературу, фотографии, природный материал для самостоятельных игр и творчества.

Сотрудничать с семьей, вовлекать семью в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы. Какие Вы можете назвать?

-Дни открытых дверей;

-организация выставок - конкурсов, поделки, которые изготавливаются совместно родителями и детьми;

-привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях,

к изготовлению костюмов.

-Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей и обеспечивает единство воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.

С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ ПЕДАГОГИ по реализации о.о. художественно-эстетическое развитие?

Итак, успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные умения в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, психолога, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные обязанности в области художественно-эстетического развития. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.

И сегодня мы постараемся показать вам работу педагогов в направлении художественно – эстетического развития.

Художественно-эстетическое развитие – одно из важнейших средств воспитания ребенка, а реализация художественно-эстетического направления в комплексном сочетании образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей, делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

3. МАСТЕР-КЛАСС

Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее важных условий успешного развития художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.

Мы хотели бы с вами поделится изготовлением объемной поздравительной открытки в технике 3D. Как ее изготовить вам расскажет Пимонова Ольга Семеновна воспитатель 1 квалификационной категории.

В нашем саду одна из эффективных форм работы с дошкольниками является гимнастика с использованием фитболов - как одна из технологий здоровьесбережения. Для занятия можно подобрать ритмичную музыку – таким образом, упражнение принесут ребенку еще больше радости, и данная технология приобретает творческий характер и усиливает терапевтический эффект.

Расскажет о данной технологии Кононенко Наталья Александровна – инструктор ФЗК 1 квалификационной категории, а помогать ей будут дети старшей группы.

Сегодня мы попытались познакомить вас с различными видами художественно-эстетического развития, это и изобразительная, театральная и музыкальная деятельность. Но самое главное это умение педагогов применять свои знания в работе с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество – деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-творческого развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

Занятия ИЗО-деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

В детском саду существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Проведение организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации образовательной деятельности с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Читайте также: